Презентация "Металы"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним ранее изученное Что такое простое вещество? Что такое сложное вещество? Чем отличается простое вещество от сложного? оксиды основания кислоты амфотерные гидроксиды соли средние соли кислые соли основные соли Вспомните (усно) основные классы органических веществ. ЗАДАЧА 1.Запишите структурные формулы двух гомологов этиленгликоля. 2.Запишите структурные формулы изомеров состава C4H10O. Дайте им названия, назовите классы веществ, к которым они относятся. 3.Установите соответствие между функциональной группой и классом вещества: Функциональная группа класс вещества 1) -COOH а) спирты 2) -OH б) фенолы 3) -NH2 в) кетоны 4) -COH г) карбоновые кислоты 5) - C =O д) альдегиды Напишите молекулярную формулу: бутана, метана, формальдегида, ацетилена, нонана, этилена, пентина, амилового спирта, бутадиена-1,3.
Вспомним ранее изученное Дайте определения понятиям оксиды основания кислоты амфотерные гидроксиды
Вспомним ранее изученное Дайте определения понятиям соли средние соли кислые соли основные соли
Вспомним ранее изученное Вспомните (усно) основные классы органических веществ. ЗАДАЧА Запишите структурные формулы двух гомологов этиленгликоля.
Вспомним ранее изученное Запишите структурные формулы изомеров состава C 4 H 10 . Дайте им названия, назовите классы веществ, к которым они относятся.
Вспомним ранее изученное Напишите молекулярную формулу: бутана, метана, формальдегида, ацетилена, нонана, этилена, пентина, амилового спирта, бутадиена-1,3.
Тема:Металлы. Коррозия металлов. Получение Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» Теоретическое занятие ОУДп.02. Химия Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) Квалификация выпускника: Медсестра Москва 2021 Е.В. Суббиотна– преподаватель химии, первая квалификационная категория
Содержание учебного занятия Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атомов. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства Оксиды и гидроксиды металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Общие способы получения металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов
Изучив эту тему, Вы должны будете: Ориентироваться, где находятся металлы Положение металлов в периодической системе Понимать особенности строения атомов металлов. Знать общие физические свойства металлов и восстановительные свойства
Изучив эту тему, Вы должны будете: Знать о коррозии и ее видах Знать общие способы получения металлов. Знать значение металлов в природе и жизни организмов
Металлы – химические элементы , образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью. М.В. Ломоносов - металлы «светлое тело, которое ковать можно» Что такое металлы Ba Cr K
Роль металлов в жизни человека и общества. В древности человеку были известны только 7металлов: Золото( Au ) ,Серебро( Ag ) ,Медь( Cu ) ,Олово( Sn ) , Свинец( Pb ) ,Железо( Fe ) и Ртуть( Hg ) . Сначала человек познакомился с металлами,которые встречаются в самородном виде - это золото,серебро и медь. Остальные металлы появились после того,как человек научился добывать их из руд с помощью огня. Каменный век → Медный век → Бронзовый век → Железный век.
Большинство химических элементов - металлы. Граница между металлами и неметаллами-условная. B Si Неметаллы As Те Металлы At
Металлы Переходный элемент Неметаллы Основный Амфотерный Кислотный оксид оксид оксид Основание Амфотерный Кислота гидроксид Na Al S Na 2 O Al 2 O 3 SO 3 NaOH Al(OH) 3 H 2 SO 4
Закономерность изменения свойств металлов в группе. Заряд ядра увеличивается,так как увеличивается порядковый номер. R увеличивается,так как увеличивается количество энергетических уровней. Число электронов на последнем уровне постоянно. Способность к отдаче электронов увеличивается. Восстановительные способности и металлические свойства увеличиваются.
Физические свойства металлов. Все металлы обладают общими физическими свойствами как во всех металлах существует металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка.
Все металлы обладают металлическим блеском
Все металлы- твердые вещества, кроме ртути. самый мягкий – калий, самый твердый – хром
По температуре плавления делятся на Легкоплавкие Hg, Ga, Cs, In, Bi Тугоплавкие W, Mo, V, Cr
ПО плотности делятся на Легкие Тяжелые ( Li –самый легкий, (осмий – самый K , Na, Mg) тяжёлый Ir, Pb)
Химические свойства металлов Металлы в химических реакциях являются восстановителями, при этом они окисляются M o – ne =M n+ Al, Be, Mg, Ca, Li, Na, K, Rb, Cs Восстановительная способность возрастает
Взаимодействуют с простыми веществами С элементами VII группы (при обычных условиях) 2Na + Cl 2 = 2 Na Cl - С элементами VI группы (труднее) Mg + O 2 = 2Mg O C элементами V группы (в жестких условиях) 3Ca + 2P =Ca 3 P 2
Взаимодействие со сложными веществами С растворами кислот (металлы, стоящие в ряду напряжений до «Н») Zn + H 2 SO 4 = Zn S O 4 + H 2 ↑ C растворами солей металлов, стоящих в ряду напряжений правее Zn + Pb(NO 3 ) 2 = Zn(NO 3 ) 2 + Pb C водой (активные) 2Na + 2H 2 O =2Na OH + H 2 ↑ Реакция идет в том случае, если образуется растворимое основание.
Причины коррозии металлов . Наличие примесей в металлах, их неоднородность. Наличие во внешней среде агрессивных компонентов ( кислорода, воды, оксидов серы, оксидов углерода, водных растворов солей и кислот). 3. Прохождение во внешней среде физико-химических процессов ( растворения, электролиза). Адсорбция поверхностно активных веществ. 5. Различная активность металлов в ряду напряжения. Воздействие биологических объектов.
Классификация коррозийных процессов. Коррозия металлов По виду коррозионной среды По процессам По характеру разрушений - газовая - атмосферная - почвенная - жидкостная (кислотная, солевая, щелочная) - химическая - электро- химическая - равномерная - неравномерная (избирательная, местная)
Химическая коррозия металлов. Взаимодействие металлов с сухими газами и жидкостями – неэлектролитами вызывает химическую коррозию. Такому виду коррозии подвергаются турбины, арматура печей, детали двигателей внутреннего сгорания. На практике этот вид коррозии редок. Сущность коррозии: Meº - nē Me+n Переход атома металла в ионное состояние.
Электрохимическая коррозия. Электрохимическая коррозия – это все случаи коррозии, идущие в присутствии воды и жидкостей- электролитов. 1. Процесс происходит при соприкосновении двух металлов или на поверхности металла, содержащего примеси. 2. Более активный металл(анод) разрушается. 3. Скорость коррозии тем больше, чем сильнее отличаются металлы (чем дальше друг от друга расположены в ряду напряжений ).
Условия, способствующие электрохимической коррозии. Чем дальше друг от друга в ряду активности расположены контактирующие металлы, тем быстрее и активнее идет коррозия. Ускоряют коррозию: примеси, неровности поверхности и трещины, повышение температуры. Действие агрессивной внешней среды (морская вода, грунтовые воды, среда электролита). 4. Действие микроорганизмов (грибы, бактерии, лишайники).
Механизм электрохимической коррозии.
Ущерб народному хозяйству, наносимый коррозией. Общее количество металла произведенного за год человеком. Потеря металла в результате коррозии в год. 10 – 12 %
Основные методы защиты металлов от коррозии. Применение защитных покрытий Металлические изделия покрывают другими металлами: хромирование оцинковывание золочение Металлические изделия покрывают неметаллическими слоями: лаками красками эмалями
Обобщения, выводы. Коррозия – окислительно – восстановительный процесс. Коррозия бывает химической и электрохимической. В случае электрохимической коррозии всегда образуется электрический ток. Более активный металл выступает в роли анода; менее активный – катода.
Получение металлов Пирометаллургический способ - восстановление углеродом, оксидом углерода ( II ), водородом при высокой температуре. Алюминотермический способ – восстановление металлов с помощью алюминия. Гидрометаллургический способ – получение из руды более активным металлом или из растворов Электролиз – с помощью электрического тока из расплавов или растворов
Подведем итоги изучения темы занятия: Тест по теме Выбираем один правильный ответ: 1.Все металлы: восстановители; окислители; не изменяют степеней окисления;
Подведем итоги изучения темы занятия : 2. Самый большой радиус атома имеет металл: литий; мышьяк; уран;
Подведем итоги изучения темы занятия : Наименьшей электроотрицательностью обладает: дубний; натрий; марганец;
Подведем итоги изучения темы занятия : 4.Восстановительные свойства наиболее ярко выражены у металла: магния; полония; франция;
Подведем итоги изучения темы занятия : 5. Самый большой заряд ядра имеет атом металла: индий; лантан; актиний;
Подведем итоги изучения темы занятия : 6.Во всех металлах вид химической связи: ионная; металлическая; ковалентная;
Подведем итоги изучения темы занятия : 7.Наиболее пластичным является металл: золото; натрий; ртуть;
Подведем итоги изучения темы занятия : 8. Наибольшей отражательной способностью обладает: палладий; кальций; хром;
Подведем итоги изучения темы занятия : 9. Наибольшую электрическую проводимость имеет металл: свинец; медь; марганец;
Подведем итоги изучения темы занятия : 10. Самый легкий металл: литий; кальций; калий;
Подведем итоги изучения темы занятия : 11. Самый тяжелый металл: свинец; осмий; вольфрам;
Подведем итоги изучения темы занятия : 12.Самый твердый металл: хром; полоний; калий;
Подведем итоги изучения темы занятия : 13.К ферромагнетикам относят: гадолиний; рубидий; барий;
Подведем итоги изучения темы занятия : 14. К благородным металлам относят: платина; аргон; железо;
Подведем итоги изучения темы занятия : 15 Натрий взаимодействует с: кислородом, галогенами, водородом; кислородом, инертными газами, водородом; азотом, кислородом, оксидом лития;
Эталоны ответов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 вопрос a c c c c b a a b c b a a a a
Критерии оценки: 2 ошибки-оценка 4 3ошибки- оценка 3 4 ошибки и более-оценка 2
1. Сегодня я узнал... 2. На занятии мне было трудно... 3. Сегодня я понял ... 4. Сегодня я научился... 5. Сегодня я смог ... 6. Сегодня мне было интересно узнать, что... 7. Сегодня меня удивило ... 8. Изучив эту тему, мне захотелось ...
Домашнее задание Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. § 8 .2 № 1,3
Спасибо за внимание