Контрольно-измерительный материал для промежуточной аттестации по химии в 9 классе

Жарова Елена Сергеевна

Контрольно-измерительный материал для промежуточной аттестации по химии в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promezhutochnyy_kontrol_9_klass.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал

для промежуточной аттестации по химии в 9 классе

Спецификация промежуточной аттестационной  работы по химии

  1. Назначение КИМ для промежуточной аттестационной работы

Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся, освоивших образовательную программу основного общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

КИМ позволяет  оценить уровень достижений обучающихся  по химии за курс 9 класса.

  1. Документы, определяющие содержание КИМ промежуточной аттестационной работы

Содержание экзаменационной работы определяются на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по химии; учебник: «Химия 9»  О.С.Габриелян 3-е издание, переработанное Москва Дрофа, 2014 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ промежуточной аттестационной работы

В проверочной работе проверяются знания и умения в результате освоения следующих тем

разделов курса химии основной школы:

1.Многообразие химических реакций. Химические реакции.

2.Неметаллы и их соединения.

3.Металлы и их соединения.

4.Первоначальные сведения об органических веществах.

  1. Структура промежуточной аттестационной работы

В работу по  химии 9 класса включено12 заданий. Время выполнения заданий базового уровня составляет до 2 минут. Время выполнения заданий повышенного уровня составляет от 3 до 4 минут, высокого уровня – до 10 минут.  

Форма проведения промежуточной аттестации – контрольная работа

 Варианты 1 и 2 промежуточной аттестационной работы равноценны по трудности, параллельны по расположению заданий.

  1. Распределение заданий КИМ промежуточной аттестационной работы по содержанию и видам деятельности

      Содержательные блоки

Номер тестовых заданий

Число заданий

Процент заданий на   данный блок

Многообразие химических реакций. Химические реакции

3, 4,  11,12

4

33%

Неметаллы и их соединения

1, 2, 8, 9

4

33%

Металлы и их соединения

6,7, 10

3

25%

Первоначальные представления об органических веществах

5

1

9%

                        Итого:

12

100%

  1. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Номера

тестовых

заданий

Число

заданий

Максимальный

  первичный

       балл

Процент заданий на данный уровень сложности

Базовый

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

8

8

66%

Повышенный

9,10

2

4

17%

Высокий                                11,12

2

6

17%

                       Итого:

12

18

100%

  1. Продолжительность промежуточной аттестационной работы

На выполнение промежуточной аттестационной работы отводится 45 минут.

Первая часть работы  (1-8)  включает 8 заданий с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части – 1-2 минуты. Ориентировочное время выполнения этой части работы – 20 минут.

Вторая часть работы(9,10) включает 2 задания. На выполнение каждого задания требуется 3 минуты. Ориентировочное время выполнения второй части работы - 6 минут.

Третья часть работы (11,12) включает 2 задания. На выполнение задания требуется 19-20 минут.

  1. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом                                                                                        

За верное выполнение каждого задания базового обучающиеся получают 1 балл, за задания  повышенного уровня  - получают в сумме 4 балла, за выполнение заданий высокого уровня учащиеся в сумме получают 6 баллов. За неверный ответ задания А. или его отсутствие выставляется 0 баллов. За частичный ответ  заданий 9,10 – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов. За верное выполнение задания высокого уровня  работы  обучающиеся получают в сумме 6 баллов.

         Максимальный  балл, который могут получить обучающиеся за выполнение всей письменной работы  - 18.

Система оценивания всей работы    

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0 - 5

6 - 10

11– 15

16-18

% выполнения

менее 35

35-59

60--84

85-100

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения промежуточной аттестационной работы по химии

  1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по химии

Код раздела

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Задание

1

Многообразие химических реакций. Химические реакции

1.1

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.

Задания 6, 11

1.2

Определение и основные положения теории окислительно-восстановительных реакций. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность.

Задание 3

1.3

Понятие о скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, концентрация, площадь соприкосновения реагирующих веществ, температура и катализатор.

Задание 4

1.4

Вычисление по химическим уравнениям объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или образующихся в результате реакции. Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям. Вычисление объемной доли выхода продукта реакции (в %).

Задание 12

2

Неметаллы и их соединения

2.1

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Задание 1

2.2

Общие свойства неметаллов

Задание 2

2.3

Азотная кислота. Получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами, применение. Нитраты. Серная кислота, ее физические и химические свойства. Сульфаты. Разбавленная и концентрированная серная кислота.

Задание 8

Качественные реакции на хлорид -, бромид-, иодид – ионы и йод. Качественная реакция на сульфат-, сульфит ионы. Качественная реакция на ион – аммония. Качественная реакция на фосфат-ион,  карбонат- и гидрокарбонат ион.  

Задание 9

3

Металлы и их соединения

3.1

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие способы получения металлов. Химические свойства (восстановительные) металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, к растворам солей, кислот и воде. Качественная реакция на ион Аl 3+,  ион Са2+,  ионы Fе2+  и  Fе3+.

Задания 7,9

3.2

Распространение металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших соединений (оксидов, гидроксидов и солей).

Задание 10

4

Первоначальные представления об органических веществах

4.1

Первоначальные представления об органических веществах

Задание 5

Ответы

1 вариант

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

3

4

2

3

2

2

1

4

241

236

11. Осуществить превращения. Назвать вещества. Указать тип реакций.

Zn + Н2SO4→ ZnSO4 + Н2   замещение

ZnSO4 + 2NaOH → Zn(OH)2 +Na2SO4 обмен

Zn(OH)2→ZnO + Н2О разложение

12. CaCO3 → CaО + CO2

m чист.в.= 20х0,1= 2 г, n= 2/100=0,02 моль, n(CaCO3)= n(CO2)=0,02 моль, V(CO2)= 0,02х22,4=0,448л, w выход =0,323х100/0,448=72%.

2 вариант

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

2

1

4

4

1

2

4

3

244

452

11. Осуществить превращения. Назвать вещества. Указать тип реакций.

4P  + 5О2→ 2P2O5    соединение

P2O5 + 3Н2О→2H3PO4   соединение

H3PO4 + 3NaOH → Na3PO4 + 3Н2О   обмен

12. Ca + 2Н2O → Ca(ОН)2 + Н2

m чист.в.= 60х0,98= 58,8 г, n= 58,8/40=1,47 моль, n(Ca)= n(Н2)= 1,47 моль, V(Н2 )= 1,47 х22,4=32,9 л, w выход = 30х100/32,93= 91%.

Контрольно-измерительный материал

для промежуточной аттестации по химии в 9 классе

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по химии даётся 45 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 8 заданий (1 – 8). К каждому из них даны 4 варианта ответа,  из  которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 2 заданий (9 – 10) на установление соответствия, задания с кратким ответом. Часть 3 – задания с развёрнутым ответом (11- 12).

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)

1. В атоме химического элемента, расположенного в 3 периоде, VI группе, главной подгруппе, заряд ядра равен          1) +3,    2) +6,    3) +16,    4) -16.

2.  Верны или следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории?

А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании.

Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония.

1) верно только А           2) верны оба суждения

3) верно только Б            4) оба суждения неверны

3. В окислительно-восстановительной реакции 2Al+ Fe2O3 = 2Fe +Al2O3 алюминий является:

1) окислителем  и восстановителем                                            2) восстановителем    

 3) не является ни окислителем и ни восстановителем             4) окислителем

4. Скорость реакции цинка с соляной кислотой не зависит от

1) концентрации кислоты      2) степени измельчения цинка  

3) давления                              4) температуры

5. Метан реагирует с:

1) водородом                     2) хлором

3) водой                              4) оксидом натрия

6. Вода образуется при взаимодействии

1) MgCl2 и Ba(NO3)2      2) Na2CO3 и НCl       3) NH4Cl и Na2O     4) CuSO4 и KOH

 7. Щелочной металл натрий получают

1) электролизом расплава NaCl                                              2) углеродотермией  

3) водородотермией                                                                 4) электролизом раствора NaОН

8. Азотная кислота концентрированная не взаимодействует с:

1) Mg       2) Na2CO3        3) NaОН      4) Fe

Часть 2 (при выполнении заданий к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры. Цифры в ответе могут повторяться.)

9.  Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                РЕАКТИВ

А) Na2CO3 и Na2SiO3                                                  1) Ba(NO3)2     

Б) NH4Cl и LiCl                                                              2) HCl

В) Na2SO4 и NaOH                                                          3) AgNO3

                                                                                         4) NaОН

10.  Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия

А) Na + H2O                                                        1) Fe(OH)2+ NaCl

Б)  Na2O + H2O                                                   2) NaOH + H2

В)  NaOH+ SO3                                                   3) NaOH

                                                                                  4) Fe(OH)3+ NaCl

                          5) Na2SO3 + H2O

                     6) Na2SO4 + H2O              

Часть 3 (дайте развернутый ответ)

11. Осуществить превращения. Назвать вещества. Указать тип реакций.

Zn → ZnSO4→ Zn(OH)2→ZnO

12.  При термическом разложении 20 г известняка (основной компонент CaCO3) , содержащего 10% некарбонатных примесей, было получено 0,323л углекислого газа (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции (в %)

Контрольно-измерительный материал

для промежуточной аттестации по химии в 9 классе

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по химии даётся 45 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 8 заданий (1 – 8). К каждому из них даны 4 варианта ответа,  из  которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 2 заданий (9 – 10) на установление соответствия, задания с кратким ответом. Часть 3 – задания с развёрнутым ответом (11- 12).

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 2

Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)

1. В атоме химического элемента, расположенного во 2 периоде, V группе, главной подгруппе, число электронов на последнем уровне равно  

 1) 3,    2) 5,    3) 7,    4)14.

2. Верны ли следующие суждения об обращении с газами в процессе лабораторных опытов?

А. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.

Б. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху

1) верно только А            2) верны оба суждения

3) верно только Б             4) оба суждения неверны

3. В окислительно-восстановительной реакции 3С+ Fe2O3 = 2Fe + 3СO углерод является:

1) окислитель и восстановитель                                                       2) окислителем    

3) не проявляет окислительно-восстановительных свойств          4) восстановитель

4. Увеличению скорости реакции Fe(тв.) + S (тв.)= FeS(тв.) способствует

1) повышение давления                       2) понижение температуры

3) понижение давления                        4) измельчение и перемешивание Fe и S

5. Для этилена верны следующие утверждения:

1) относится к непредельным углеводородам   2) имеет только одинарные связи

 3) не реагирует с кислородом                          4) не реагирует с водородом

6. С выпадением осадка протекает реакция ионного обмена между растворами

1) КОН и ВаСl2     2) Cr2(SO4)3 и NaOH    3) Ba(NO3)2    и NaBr  4) NH4OH  и Al(NO3)3   

7.  При взаимодействии каких веществ водород не выделяется?

1) Zn и  H2SO4(разб.)    2) Аl и NaOH     3) Na и H2O     4)  Ag  и HNO3(конц.)

8. Серная кислота концентрированная не взаимодействует с:

1) MgО       2) NaОН      3) Al     4) Na2CO3 

Часть 2 (при выполнении заданий к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры. Цифры в ответе могут повторяться.)

9.  Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                РЕАКТИВ

А) КОН и Ва(OH)2                                                                           1) CuCl2

Б) Mg (ОН)2   и MgBr2                                                            2) H2SO4

В) Al(NO3)3 и NaOH                                                                      3) CaO

                                                                                                  4) K3PO4

10. Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА                                   ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) Al + NaOH                                                   1) Al(NO3)3 + H2

Б)  Al2O3 + NaOH                                             2) Al(NO3)3 + N2 + H2O

В)  Al+ HNO3                                                    3) NaAlO2 

                                                                                4) NaAlO2 + H2

                        5) NaAlO2 + H2O

                                                                                6)  Al(OH)3 + K2SO4                                                                         

 Часть 3 (дайте развернутый ответ)

11. Осуществить превращения. Назвать вещества. Указать тип реакций.P → P2O5→ H3PO4→ Na3PO4

12. При взаимодействии 60г технического кальция, содержащего 2% примесей, с водой было получено 30л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции.