Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты".

Жарова Елена Сергеевна

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_spirty.docx34.56 КБ
Файл istruktivnaya_karta.docx45.02 КБ
Файл instruktazh.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Спирты»

Цель урока: способствовать расширению знаний учащихся о классе спиртов как о кислородсодержащих органических соединениях. 

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с классификацией, изомерией, номенклатурой, физическими свойствами спиртов.

Развивающие: содействовать развитию памяти через работу с новыми понятиями, развитию логического мышления, формировать умение анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы.

Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в парах, группах, продолжить формирование мотивации учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: системно-деятельностный метод

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, лабораторное оборудование для проведения опытов (пробирки,); фильтровальная бумага, реактивы: этиловый спирт, бутанол-1, вода.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Эпиграф к уроку.

 «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…». М.В.Ломоносов. Слайд 1

Да, действительно в 21 веке химическая промышленность стремительно развивается. Все что нас окружает создано учеными-химиками. Мы одеты в одежду из синтетических волокон, наш организм состоит из химических веществ.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Перед вами структурные формулы веществ. Назовите вещества и определите их класс.

 СН3 – СН2 – СН2– СН2 – СН3

СН2 = СН – СН

С6Н6

СН3 – СН2 –СН2- ОН

СН2ОН-СНОН-СН2ОН     - Слайд 2

- Все ли вещества вы смогли назвать? Почему?

- Какие химические элементы входят в состав незнакомых вам веществ?

- Как называются вещества, в состав которых помимо углерода и водорода, входит кислород?

- (Вещества, в состав которых помимо углерода и водорода, входит кислород называются кислородсодержащими органическими соединениями)

- Какие кислородсодержащие органические соединения вы знаете из курса 9 класса.

Слайд 3

В старой арабской легенде говорится, что некий алхимик в поисках "элексира жизни" стал перегонять некое вещество, к которому добавил поваренной соли и получил совершенно необычное вещество. Он попробовал его и обнаружил одурманивающее действие. Изумлённый поразительными свойствами вещества прогонять печаль и вызывать бодрость алхимик решил, что ему удалось открыть "воду жизни". В качестве лекарства, под названием "живительные капли" это вещество применил итальянский алхимик Раймонд Люлий. Но вскоре хвалебные оды сменились проклятиями в адрес этого органического вещества – этого "великого лжеца" прозванного чумой 21 века.

 Тем не менее сейчас это вещество активно применяется в химической промышленности и входит в состав многих веществ, которые мы используем в повседневной жизни.

 У вас на столах лежат коллекции с веществами, в которых находится это соединение.

-спиртовой раствор йода

-антисептик

-духи

-лосьон для рук

Посмотрите на этикетки веществ и укажите, что общего между этими веществами.

О каком веществе идёт речь, если при сгорании 2,3 г его образовались оксид углерода (IV) массой 4,4 г и вода массой 2,7 г. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,59.

3. Этап выявления места и причины затруднений

тема урока: Спирты

Это слово вам знакомо.

Что вы знаете о спиртах?

Цель: расширить знания о классе спиртов.

Что бы вы хотели узнать о спиртах

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

План урока

1. Изучить состав спирта.

2.изучить классификацию спиртов.

3. изучить свойства спиртов.

4. узнать влияние спирта на организм

5. изучить получение спиртов

6. узнать о применении спиртов

5. Реализация построенного проекта

-Посмотрите на слайд 4 Разновидностей спиртов очень много, укажите что объединяет все эти соединения?

-Как называется эта группа? ( вода-в переводе на греческий, реакции с участием воды, водная оболочка Земли)

- Гидроксильная группа-является функциональной группой спиртов.

-Что такое функциональная группа?

(от латинского фунцио-деятельность, исполнение

В биологии функция жиров –энергетическая,)

Давайте вместе дадим определение спиртам.

Посмотрите на слайд из каких атомов состоят спирты. (углеводород и гидроксильная группа, гидроксильная группа замещает водород углеводороде)

-Мы уже говорили что спиртов очень много и они отличаются друг от друга свойствами и областью применения. Чтобы разобраться во всем их многообразии необходимо изучить их классификацию. Классификация призвана не усложнять, а упростить нам жизнь.

Посмотрите на слайд.

Сегодня мы будем разговаривать о метаноле, этаноле. К каким веществам по классификации относятся эти вещества

-Какова их общая формула

-Что такое гомологи?

(Вещества, которые содержат одинаковые функциональные группы, имеют сходное строение, но отличаются друг от друга на одну или несколько групп –СH2 )

-Составьте гомологический ряд веществ. Слайд 5

 У вас на столах лежат инструктивные карты.

Прочитайте их и назовите Слайд 6 следующие вещества по номенклатуре ИЮПАК (IUPAC).

-Что такое изомеры?

(это вещества, имеющие одинаковый состав, но имеющие разное строение)

-Какие виды изомерии характерны для спиртов?

-Какой вид изомерии вы проходили?

Физкультминутка

- С физическими свойствами спиртов познакомимся, выполнив лабораторные опыты. Работать будем в группах.

- Вспомним правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов. (Проведение инструктажа по технике безопасности). 

почему спирты, в отличие от углеводородов, хорошо растворимы в воде?

почему среди спиртов нет газообразных веществ?

Имеют сравнительно высокие температуры кипения. .Почему?

Лабораторный опыт 1 заполните таблицу

Какую функцию выполняет спирт в веществах?

Спирт может применяться в качестве:

  • 1.растворителя (растворяет гидрофобные ингредиенты или разбавляет смесь);
  • 2.антисептика (убивает бактерии);
  • 3.усилителя проникновения (улучшает доставку ингредиента в кожу);
  • 5.фиксатора аромата.

-Все они содержат группу –ОН

-Гидроксильная группа

-Функциональная группа-это группа атомов, которые обуславливают характерные химические свойства данного класса.

Спирт-это производные углеводородов, в молекулах которых одно или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами

Классификация.

1. По строению углеводородного  радикала, связанного с атомом кислорода, спирты подразделяются на:

Предельные (СН3ОН, СH3CH2–OH)

Непредельные(CH2=CH–CH2–OH ,  СН≡С-СН2ОН)

Ароматические

(C6H5CH2–OH) - не путать с фенолами! Ar-OH)

2. По числу гидроксильных групп

1.одноатомные (одна группа -ОН),  например, метанол СН3ОН, этанол С2Н5ОН, пропанол С3Н7ОН.

многоатомные (две и более групп -ОН). например,

этиленгликоль HO–СH2–CH2–OH, глицерин HO–СH2–СН(ОН)–CH2–OH.

3. По характеру атома углерода

первичные   R–CH2–OH

вторичные   R2CH–OH

третичные    R3C–OH.

-Предельные Одноатомные спирты

-R–OH или СnН2n+1ОН 

Номенкулатура

Алкан +ол (иловый спирт)

Гомологический ряд

Изомерия.

Напишите изомеры бутанола и назовите эти вещества по номенклатуре ИЮПАК.

1. Структурная (изомерия углеродного скелета)

2.Изомерия по положению в функциональной группе.

3. Межклассовая иомерия

(одн. пред.спирт – простой эфир)

Физические свойства

С1-С11-бесцветные жидкости, растворимы в воде

С1-С3-характерным алкогольным запахом и жгучим вкусом.

С4-С5-сладкий удушливый запах,

С12-.мазеподобные

С21- твердые вещества, нерастворимы, без запаха

Водородные связи возникают при взаимодействии частично положительно заряженного атома водорода одной молекулы спирта и частично отрицательно заряженного атома кислорода другой молекулы.  

Метанол-ядовит. Небольшая доза его может вызвать слепоту и оказаться смертельной

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

в 1пробирку с подкрашенной водой добавьте этанол, в другую бутанол.

Встряхните.

Этанол растворился в воде, бутанол – нет.

С повышением молекулярной массы и увеличением углеводородного радикала растворимость спиртов в воде уменьшается.

На фильтровальную бумагу 1 каплю воды и 1 каплю спирта

Капля спирта высыхает быстрее, чем вода

Спирт летуч

В 1 пробирку налейте спирт, в другую воду. Понюхайте.

В пробирке с водой запаха нет, спирт-есть

Спирт имеет характерный запах

6. Этап первичного закрепления

Посмотрите на коллекции веществ, которые есть у Вас на столах,  посмотрите на этикетки веществ, найдите формулы спирта. Укажите таксичность его на организм человека.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

ТЕСТ

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Домашнее задание

1. написать структурную формулу пентанола 1, написать к нему изомеры, назвать их.

2. Часто мы слышим выражение «спирт отрицательно влияет на организм человека»,  «Спирт –чума 21 века». Зная о разнообразии спиртов подтвердите или опровергните эти высказывания.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ребята посмотрите на цели, все ли мы изучили на этом уроке?

На все ли вопросы ответили?

2021 год –год Науки и технологий. Человек уже достиг многого в каждой из сфер своей деятельности, химия не исключение. Ребята, изучайте химию. Заэтой наукой – будущее.

Вам понравился сегодня урок?. С вами было приятно познакомиться и поработать.

До свидание.

Влияние этилового спирта на организм человека.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, спирт поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды, хорошо растворимы в жирах.

При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов.

в печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид, который в процессе окисления образует уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт, в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола составляет 20 г; при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада, а именно уксусный альдегид и уксусная кислота.

определение жизни Ф.Энгельса?
"Жизнь есть способ существования белковых тел» действительно наш организм практически состоит из белка.

Давайте посмотрим как спирт влияет на белок.

Опыт:  действие этилового спирта на белок (денатурация белка)

   Реактивы: этиловый спирт, азотная кислота, белок

 Инструктивная карта.

 В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку    1- 2 мл воды, во вторую столько же азотной кислоты, а в третью столько же этанола. Отметьте изменения в пробирках.

Вы видите, что действие спирта сродни действию на белок азотной кислоты.        Происходит денатурация белка, т. е. необратимое разрушение.

   Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в    организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие.



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта

НОМЕНКЛАТУРА СПИРТОВ

Алгоритм построения названий спиртов:

1. Выбирают самую длинную  углеводородную цепь, содержащую гидроксильную группу (по числу атомов углерода).

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/15174/%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BB._%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%82_1.png

2. Углеродная цепь нумеруется с конца к которому ближе находится группа –ОН.

3. Указываем положение радикала арабской цифрой и название радикала. Если несколько одинаковых радикалов ставим приставку ди- и тд.

4.Даем название углеводородной цепи с добавлением суффикса "-ол", и указываем номер атома углерода, у которого находится группа –ОН.

.https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/15175/%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BB._%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%82_2.png



Предварительный просмотр:

Инструктаж по технике безопасности для учащихся при работе в кабинете химии.

  1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
  2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
  3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
  4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
  5. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
  6. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
  7. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.