Методическая разработка урока по химии в 8 классе

Жигалова Наталья Геннадьевна

      Данная разработка представляет собой урок по химии в 8 классе. Она интересна тем, что в ней представлены разнообразные методы обучения  и формы организации деятельности учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx189.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Летка

Методическая разработка  урока  по  химии в 8 классе

Тема «Закон сохранения массы веществ»C:\Users\Я\Desktop\05.11.19\фото МО химия\IMG_0283.JPG

Автор : учитель химии Жигалова Н.Г.

с.Летка

2019

Аннотация

      Данная разработка представляет собой урок по химии в 8 классе. Она интересна тем, что в ней представлены разнообразные методы обучения  и формы организации деятельности учащихся на уроке.

     Одно из важнейших направлений развития химического образования на современном  этапе – его гуманитаризация, под которой обычно понимают обеспечение приоритета учебных предметов гуманитарного цикла, в частности насыщение естественнонаучных предметов культурологической тематикой.

      Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и может использоваться учителями-химиками, методистами, студентами педагогических вузов.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Разработка урока

4

3.

Заключение

15

4.

Литература

16

Пояснительная записка

        Согласно стандартам второго поколения, универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Один из вариантов формирования УУД – создание метапредметных выставок, являющихся элементом музейной педагогики. Музейная педагогика – область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности.                

      Гражданственность предполагает формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и других видных деятелей, что неизбежно порождает уважение к своей Родине – составную часть патриотизма и нравственности.  Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть“ прикосновение к иной судьбе” - рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Положительный и отрицательные примеры из жизни великих людей, оцененные временем, могут помочь сегодняшним школьникам определить свой выбор, свое отношение и, главное свои поступки. При этом у учащихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих великих соотечественников. Однако для формирования стойкого чувства патриотизма этого, к сожалению, недостаточно, нужны новые примеры с уже известными и новыми именами, много примеров и много имен.

     Подводя итог, можно сказать, что вовлечение обучающихся в конкретную творческую практическую деятельность по созданию и проведению метапредметных выставок способствует формированию универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Тема урока «Закон сохранения массы веществ»

Девиз: « Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» (М.В.Ломоносов)

Цель урока: формировать знания о законе сохранения массы веществ как одном из основных законов, его значении для развития химии как науки, дать понятие химических уравнений, применения закона сохранения массы для решения задач и  раскрыть роль ученых-химиков (Р. Бойль, М.В. Ломоносов, А. Лавуазье) в открытии этого закона.

Предполагаемые результаты обучения:

  • Личностные: создать условия для формирования таких качеств, как аккуратность, активность, самостоятельность, развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах, настойчивости, понимания того, где учащиеся  смогут применить полученные  на уроке знания ;
  • Метапредметные: создание условий для усвоения новых знаний и развития межпредметных связей естественнонаучного цикла, использование различных  источников для получения химической информации, развитие умений характеризовать, объяснять, классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Предметные: организовать деятельность  учащихся для усвоения понятий  «закон сохранения массы веществ», «химическое уравнение реакции».

УУД, формируемые на уроке: личностные умения,  демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета и регулятивные.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы : словесный, наглядный, проблемно-поисковый и метод познания – наблюдение и анализ.

Технологии: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, исследовательская  деятельность, ИКТ технология, использование ЭОР  в обучении.

Оборудование и реактивы : компьютер,  портрет М.В.Ломоносова,  мультимедийный проектор, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, весы с разновесами, вещества: раствор H2SO, раствор NaOH,  Cu  (кус.), дихромат аммония, гидрокарбонат натрия, этиловый спирт, магний, глицерин, перманганат калия, железо восстановленное, активированный уголь, двухколенные пробирки, пробирки, спички, спиртовка, химические стаканы и штатив.

Базовый учебник:  Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара, И.М.Титова .Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений

Перечень используемых на данном уроке  ЭОР

Название ресурса

Описание ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и др.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция ЦОР.

Закон сохранения массы веществ (N 124972)    

Модуль состоит из одного кадра

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&

2

Единая коллекция ЦОР.

Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ (N 124973)

Модуль состоит из одного кадра

Анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&

3

Единая коллекция ЦОР.

Химические уравнения (N 124976)

Модуль состоит из одного кадра

Интерактивное задание

        http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&

Этап урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ (название  используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера)

Деятельность преподавателя (функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной  парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д.)

Деятельность учащихся ( формы и виды)

Время, мин

1

Организационный момент

Психологическая и организационная  подготовка. Проверка подготовленности класса к уроку, организация внимания учащихся

Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку

1

2

Этап подготовки  учащихся к усвоению нового материала

Презентация , разработанная учителем

Организует диалог с учащимися. Проблемная ситуация.

-Ребята, попробуйте угадать сами тему  сегодняшнего урока, посмотрев на экран. Давайте сопоставим эти открытия ученым.

1.Периодический закон и периодическая система химических элементов.

2. Закон постоянства состава.

3. Термохимические процессы.

4.Атомно-молекулярное учение

5. Закон сохранения массы веществ.

Активно включаются в мыслительную  деятельность, используя имеющиеся знания. Ответы на вопросы.

Л: испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

5

3

Этап усвоения новых знаний

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&

Ресурс:

Закон сохранения массы веществ (N 124972)    Вид ЦОР:

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&

Ресурс:

Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ (N 124973)

Вид ЦОР:

Анимация

Да, тема сегодняшнего урока «Закон сохранения массы веществ».  На слайде презентации написан эпиграф: «Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» Хочется оглянуться назад в историю, чтобы увидеть и снова оценить вклад живших до нас людей, деятельность которых оставила заметный след в процессе становления современного человека. Представляется, что главную роль в этом движении играют те, кого принято называть культурными героями. В плеяде таких героев для всех россиян особо значимы имя и деятельность великого русского ученого, прославившего свою родину величайшими открытиями в области многих наук и открывший основные законы природы, он был и остается гордостью русской науки, он воплотил в себе русский размах, широту мысли, преданность родине, любовь к простому человеку. Кто такой? Это Михаил Васильевич Ломоносов. Кто такой М.В.Ломоносов? В чем его заслуга?

     Беседа с классом с использованием презентации о Михаиле Васильевиче Ломоносове.

      Ребята! Сейчас я вас приглашаю в музей имени М.В.Ломоносова. В этом зале организована   выставка «Химические пейзажи», посвященная Михаилу Васильевичу Ломоносову. На выставке вы видите цианоферратные кустарники Ломоносова, причудливые  водоросли, одним словом сады с кристаллическими растениями. Своими химическими красками он рисовал различные пейзажи (перечисление картин). Проходим в другой зал, где представлены мозаичные картины. В своей химической лаборатории М.В.Ломоносов с большим упорством производил тысячи плавок, чтобы разработать  способы получения  цветного стекла и краски  для окрашивания стекла и фарфора. В 1752 году  Ломоносов решил, что достигнутые  им успехи в создании  цветного стекла - смальт и мозаик  нужно поставить  на службу России и в марте 1753 году он получает землю, крестьян , а также деньги в сумме 4000 рублей . Эта фабрика размещалась у деревни Усть-Рудица, недалеко от Петербурга. Им было создано  свыше 40 мозаичных картин высокой художественной ценности. Особенно выделяется  мозаичная картина  «Полтавская баталия» , «Петр 1», «Екатерина 2». Здесь вы видите картину «МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ" - этот единственный мозаичный портрет М.В.Ломоносова был выполнен только в XXI веке эмальером –мозаичистом Андреем Манджосом. Панно выполнено в уникальной технике -"Эмалевая мозаика Андрея Манджоса". При создании произведения было использовано 13.650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики - "Полтавская баталия". Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым. Представленное произведение является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в ходе его мозаичного набора было использовано порядка 13.650 фрагментов." В этом зале представлены работы юных химиков, которые  в  течение многих лет занимались исследованиями, достигли хороших  результатов – это наши будущие  «ломоносовцы». Вот и закончилась наша экскурсия.

    в 1755 году был открыт первый университет в России, именно М.В.Ломоносов является инициатором, он понимал, что для этого необходимо выращивать людей науки в России. Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Как был открыт закон сохранения массы веществ? (Выходит группа учащихся и М.В.Ломоносов. Демонстрация опытов).  Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись слоем окалины, но общая масса сосуда при этом не изменилась. Изменяется ли масса вступивших в химическую реакцию веществ? В поиске ответа на этой вопрос английский ученый Р. Бойль еще в XVII в. провел множество опытов по прокаливанию свинца на воздухе и пришел к выводу, что масса вещества после реакции больше массы исходного металла. Он объяснил это результатом присоединения к металлу некой «огненной материи».
      Опыты Р. Бойля по прокаливанию металлов повторил русский ученый М. В. Ломоносов в 1748 г. Однако опыты он проводил не на воздухе, а в специальной реторте, которая была герметически запаяна. Взвешивание реторты до и после реакции показало, что ее суммарная масса не изменилась. Это свидетельствовало о том, что, хотя между металлом и воздухом произошла реакция, общая масса продуктов реакции равна массе исходных веществ.
      В 1756 году Ломоносов открыл закон сохранения  массы веществ. Еще в 1748 году он критиковал выводы Роберта Бойля и указывал: «Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что-либо прибавится  к чему-либо, то столько же отнимется от чего- либо другого. Все перемены, натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, сколько присовокупится к другому». 17 лет этот закон лежал толстым грузом. И только Антуан Лоран Лавуазье, французский ученый, подтвердил закон Ломоносова. В своих экспериментальных исследованиях Бойль широко применял и качественные, и количественные методы.  Особенно известны его опыты обжигания металлов в запаянных сосудах . Бойль взвешивал реторты с металлом до обжигания; после обжигания он вновь производил взвешивание, предварительно отломав запаянную шейку. При этом всегда наблюдался привес, который Бойль ошибочно объяснил тем, что "корпускулы огня" проникают сквозь стекло и поглощаются металлом. В 1756 году М. В. Ломоносов показал, что вес сосуда, в котором запаян металл, не изменяется после обжигания, остаётся постоянным. В 1774 году А. Л. Лавуазье подтвердил этот вывод и сверх того доказал, что металлы при обжигании соединяются с кислородом воздуха и поэтому происходит увеличение веса. Закон сохранения массы веществ является основным законом химии, все расчеты по химическим реакциям производятся на его основе. Запишем  формулировку закона сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ.       Закон сохранения массы веществ применяется при составлении уравнений химических реакций. Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул и коэффициентов.  Значение закона:

1. Открытие закона сохранения массы веществ способствовало дальнейшему развитию химии как науки.

2.     На основании закона сохранения массы веществ производят практические важные расчеты.

 3.     Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.

4.   Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ.

5.     Позволяет составлять уравнения реакций.                                                        Михаил Васильевич Ломоносов – гениальный русский ученый, внесший весомый вклад в развитие не только химии, но и филологии, физики, истории, математики, геологии и минералогии, географии и метеорологии, астрономии. Этот список можно продолжить бесконечно, ведь нет такой науки, в которой М.В. Ломоносов не оставил бы свой след, недаром его называют зачинателем российской науки. Закон сохранения массы веществ – один из важнейших результатов деятельности Ломоносова. С точки зрения атомно-молекулярного учения этот закон объясняется тем, что при химических реакциях общее количество атомов в процессе не изменяется, а происходит лишь их перегруппировка. Опытным путем доказано, что закон сохранения массы веществ реализуется не только в реакциях между растворами, а в любой химической реакции. Закон сохранения массы веществ является основным законом химии, все расчеты по химическим реакциям производятся на его основе. Именно с открытием этого закона связывают возникновение современной химии как точной науки. Сегодняшний урок я начинала словами Михаила Васильевича Ломоносова «« Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся». Учащиеся старших классов вам покажут несколько  химических опытов, проведенных Ломоносовым почти  270 лет тому назад. (демонстрация опытов – 1) вулкан  Беттгера; 2) содовая гадюка; 3)магниевая лента ; 4)фиолетовый джин ; 5) химический фейерверк. Теперь напишем уравнения химических реакций и на примерах докажем применение закона сохранения массы веществ

1) (NH4)2Cr2O7=Cr2O3+N2+4H2O ; 2) 2NaHCO3=Na2CO3+H2O+CO2, C2H5OH+3O2=2CO2+3H2O; 3)2 Mg+O2=2MgO; 4) 2Al+3J2=2AlJ3 ;

5) 2KNO3+Fe=K2FeO4+2NO , 2NO+O2=2NO2

Делают записи в тетради, восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем. Коллективная учебно-познавательна деятельность. Просмотр иллюстрации.

Л. - Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

25

4

Первичная проверка понимания изученного материала

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&

Ресурс:

Химические уравнения (N 124976)

Вид ЦОР:

Интерактивное задание

Организует деятельность учащихся по закреплению изученных понятий, устанавливается правильность и осознанность учащимися изученных понятий при выполнении соответствующих упражнений.

Метод оценивания своих знаний.

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

Р: уметь выполнять учебные действия строить алгоритм ответа, работать самостоятельно.

К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

П. - Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы. Научиться систематизировать и обобщать .

7

5

Подведение итогов (рефлексия)

Презентация

Задает вопросы: 1) Было ли интересно на уроке? Удалось ли получать новые знания? Вы видите, что на столах у вас имеется  Ломоносовская реторта успеха. М.В.Ломоносов  очень любил рисовать картины и занимался мозаичным искусством. Сейчас вы выберите любой цвет бумаги, так как у нас нет цветного стекла и приклейте реторту: красный цвет – урок был актуальным, полезным и интересным; желтый цвет -  ничего нового на уроке я для себя не узнал. Приступайте! Сегодняшний урок я хочу закончить словами:

О, просветитель, реформатор и поэт!
За эти пять десятков лет
Не прекращал ты поднимать
Могучую Российскую державу,
Не думал даже опускать
Ни рук своих златых,
Ни гордую главу. 
И ты любовью вечной Россию полюбил,
И, словно своей честью, Россией дорожил.
Из мрака и невежества Россию поднимал
И в одах своих дивных державу воспевал.
О, ты не просто академик,
Ты гений, ты творец, титан,
Ты создал новые науки,
Открыл врата познанья нам! "

        Делают выводы, отвечают на вопросы, заклеивают бумагой Ломоносовскую реторту

6

6

Информация о домашнем задании

Дает информацию о домашнем задании

Записывают задание, осмысливают его

1

7

Этап самооценки деятельности на уроке

Оформление листа самооценки

П: выполняют закрепление учебного материала,

К: формируют и выражают собственное мнение в письменной форме.

Л.приобретают мотивацию учебного процессастремятся к приобретению новых знаний

Р:адекватно оценивают свои достижения.

 Тест «Самооценка»      

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над, чем подумать.

4. На уроке я поработал (а) добросовестно.

5. Мне было интересно.

Заключение

       В подростковом возрасте развиваются такие ценностные отношения как нравственный  выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность и другие. Нравственным качествам, отражающим отношение к другому человеку, отношение к самому себе нельзя научить. Никакие дидактические приемы не дадут эффекта. Это воспитывается общей атмосферой школы, нравственным примером учителя. Химики имеют возможность использовать художественное и поэтическое слово благодаря тому, что многие писатели и поэты включали в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов, происходящих в природе. М. В. Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, и поэтом, и художником в науке. Важную роль в нравственном воспитании обучающихся играют научные открытия.

    Науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина.

     Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых. При  составлении и изучении химических реакций на основе «Закона сохранения массы веществ» , нужно задуматься, какой путь

научного поиска стоит за химическими формулами, учащиеся должны знать, что к любому знаку в уравнении химической реакции надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда. Нужно понимать, что существует моральная мера ответственности за научное открытие, Учащиеся должны анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков. Если на уроке химии учащиеся хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, доброго, то можно сказать, что в какой-то мере их душа и мысли станут чище, нравственнее. Можно добавить только одно. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы постараемся объяснить своим ученикам - жителям XXI века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого. Научим ценить и уважать.

         Главная задача педагога – обеспечить единство механизмов обучения и воспитания. И особое место в решении этой задачи отводится уроку. Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Необычная форма урока позволяет заинтересовать ребят.

Литература

1.Кошель П.А. Строение и превращение веществ. Химия в школе,2004, №6.

2. Кузнецова Н.Е. Химия-8. М.: Вентана-Граф, 2016.

3. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Наука,1988.