Методическая разработка урока по химии в 8 классе
Данная разработка представляет собой урок по химии в 8 классе. Она интересна тем, что в ней представлены разнообразные методы обучения и формы организации деятельности учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 189.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Летка
Методическая разработка урока по химии в 8 классе
Тема «Закон сохранения массы веществ»
Автор : учитель химии Жигалова Н.Г.
с.Летка
2019
Аннотация
Данная разработка представляет собой урок по химии в 8 классе. Она интересна тем, что в ней представлены разнообразные методы обучения и формы организации деятельности учащихся на уроке.
Одно из важнейших направлений развития химического образования на современном этапе – его гуманитаризация, под которой обычно понимают обеспечение приоритета учебных предметов гуманитарного цикла, в частности насыщение естественнонаучных предметов культурологической тематикой.
Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и может использоваться учителями-химиками, методистами, студентами педагогических вузов.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Разработка урока | 4 |
3. | Заключение | 15 |
4. | Литература | 16 |
Пояснительная записка
Согласно стандартам второго поколения, универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Один из вариантов формирования УУД – создание метапредметных выставок, являющихся элементом музейной педагогики. Музейная педагогика – область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности.
Гражданственность предполагает формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и других видных деятелей, что неизбежно порождает уважение к своей Родине – составную часть патриотизма и нравственности. Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть“ прикосновение к иной судьбе” - рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Положительный и отрицательные примеры из жизни великих людей, оцененные временем, могут помочь сегодняшним школьникам определить свой выбор, свое отношение и, главное свои поступки. При этом у учащихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих великих соотечественников. Однако для формирования стойкого чувства патриотизма этого, к сожалению, недостаточно, нужны новые примеры с уже известными и новыми именами, много примеров и много имен.
Подводя итог, можно сказать, что вовлечение обучающихся в конкретную творческую практическую деятельность по созданию и проведению метапредметных выставок способствует формированию универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Тема урока «Закон сохранения массы веществ»
Девиз: « Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» (М.В.Ломоносов)
Цель урока: формировать знания о законе сохранения массы веществ как одном из основных законов, его значении для развития химии как науки, дать понятие химических уравнений, применения закона сохранения массы для решения задач и раскрыть роль ученых-химиков (Р. Бойль, М.В. Ломоносов, А. Лавуазье) в открытии этого закона.
Предполагаемые результаты обучения:
- Личностные: создать условия для формирования таких качеств, как аккуратность, активность, самостоятельность, развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах, настойчивости, понимания того, где учащиеся смогут применить полученные на уроке знания ;
- Метапредметные: создание условий для усвоения новых знаний и развития межпредметных связей естественнонаучного цикла, использование различных источников для получения химической информации, развитие умений характеризовать, объяснять, классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
- Предметные: организовать деятельность учащихся для усвоения понятий «закон сохранения массы веществ», «химическое уравнение реакции».
УУД, формируемые на уроке: личностные умения, демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета и регулятивные.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы : словесный, наглядный, проблемно-поисковый и метод познания – наблюдение и анализ.
Технологии: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, исследовательская деятельность, ИКТ технология, использование ЭОР в обучении.
Оборудование и реактивы : компьютер, портрет М.В.Ломоносова, мультимедийный проектор, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, весы с разновесами, вещества: раствор H2SO4 , раствор NaOH, Cu (кус.), дихромат аммония, гидрокарбонат натрия, этиловый спирт, магний, глицерин, перманганат калия, железо восстановленное, активированный уголь, двухколенные пробирки, пробирки, спички, спиртовка, химические стаканы и штатив.
Базовый учебник: Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара, И.М.Титова .Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Описание ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и др.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Единая коллекция ЦОР. Закон сохранения массы веществ (N 124972) | Модуль состоит из одного кадра | Иллюстрация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08& |
2 | Единая коллекция ЦОР. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ (N 124973) | Модуль состоит из одного кадра | Анимация | |
3 | Единая коллекция ЦОР. Химические уравнения (N 124976) | Модуль состоит из одного кадра | Интерактивное задание | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08& |
№ | Этап урока | Основной вид деятельности со средствами ИКТ (название используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера) | Деятельность преподавателя (функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д.) | Деятельность учащихся ( формы и виды) | Время, мин |
1 | Организационный момент | Психологическая и организационная подготовка. Проверка подготовленности класса к уроку, организация внимания учащихся | Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку | 1 | |
2 | Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала | Презентация , разработанная учителем | Организует диалог с учащимися. Проблемная ситуация. -Ребята, попробуйте угадать сами тему сегодняшнего урока, посмотрев на экран. Давайте сопоставим эти открытия ученым. 1.Периодический закон и периодическая система химических элементов. 2. Закон постоянства состава. 3. Термохимические процессы. 4.Атомно-молекулярное учение 5. Закон сохранения массы веществ. | Активно включаются в мыслительную деятельность, используя имеющиеся знания. Ответы на вопросы. Л: испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | 5 |
3 | Этап усвоения новых знаний | Презентация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08& Ресурс: Закон сохранения массы веществ (N 124972) Вид ЦОР: Иллюстрация Ресурс: Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ (N 124973) Вид ЦОР: Анимация | Да, тема сегодняшнего урока «Закон сохранения массы веществ». На слайде презентации написан эпиграф: «Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» Хочется оглянуться назад в историю, чтобы увидеть и снова оценить вклад живших до нас людей, деятельность которых оставила заметный след в процессе становления современного человека. Представляется, что главную роль в этом движении играют те, кого принято называть культурными героями. В плеяде таких героев для всех россиян особо значимы имя и деятельность великого русского ученого, прославившего свою родину величайшими открытиями в области многих наук и открывший основные законы природы, он был и остается гордостью русской науки, он воплотил в себе русский размах, широту мысли, преданность родине, любовь к простому человеку. Кто такой? Это Михаил Васильевич Ломоносов. Кто такой М.В.Ломоносов? В чем его заслуга? Беседа с классом с использованием презентации о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Ребята! Сейчас я вас приглашаю в музей имени М.В.Ломоносова. В этом зале организована выставка «Химические пейзажи», посвященная Михаилу Васильевичу Ломоносову. На выставке вы видите цианоферратные кустарники Ломоносова, причудливые водоросли, одним словом сады с кристаллическими растениями. Своими химическими красками он рисовал различные пейзажи (перечисление картин). Проходим в другой зал, где представлены мозаичные картины. В своей химической лаборатории М.В.Ломоносов с большим упорством производил тысячи плавок, чтобы разработать способы получения цветного стекла и краски для окрашивания стекла и фарфора. В 1752 году Ломоносов решил, что достигнутые им успехи в создании цветного стекла - смальт и мозаик нужно поставить на службу России и в марте 1753 году он получает землю, крестьян , а также деньги в сумме 4000 рублей . Эта фабрика размещалась у деревни Усть-Рудица, недалеко от Петербурга. Им было создано свыше 40 мозаичных картин высокой художественной ценности. Особенно выделяется мозаичная картина «Полтавская баталия» , «Петр 1», «Екатерина 2». Здесь вы видите картину «МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ" - этот единственный мозаичный портрет М.В.Ломоносова был выполнен только в XXI веке эмальером –мозаичистом Андреем Манджосом. Панно выполнено в уникальной технике -"Эмалевая мозаика Андрея Манджоса". При создании произведения было использовано 13.650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики - "Полтавская баталия". Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым. Представленное произведение является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в ходе его мозаичного набора было использовано порядка 13.650 фрагментов." В этом зале представлены работы юных химиков, которые в течение многих лет занимались исследованиями, достигли хороших результатов – это наши будущие «ломоносовцы». Вот и закончилась наша экскурсия. в 1755 году был открыт первый университет в России, именно М.В.Ломоносов является инициатором, он понимал, что для этого необходимо выращивать людей науки в России. Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Как был открыт закон сохранения массы веществ? (Выходит группа учащихся и М.В.Ломоносов. Демонстрация опытов). Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись слоем окалины, но общая масса сосуда при этом не изменилась. Изменяется ли масса вступивших в химическую реакцию веществ? В поиске ответа на этой вопрос английский ученый Р. Бойль еще в XVII в. провел множество опытов по прокаливанию свинца на воздухе и пришел к выводу, что масса вещества после реакции больше массы исходного металла. Он объяснил это результатом присоединения к металлу некой «огненной материи». 1. Открытие закона сохранения массы веществ способствовало дальнейшему развитию химии как науки. 2. На основании закона сохранения массы веществ производят практические важные расчеты. 3. Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего. 4. Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ. 5. Позволяет составлять уравнения реакций. Михаил Васильевич Ломоносов – гениальный русский ученый, внесший весомый вклад в развитие не только химии, но и филологии, физики, истории, математики, геологии и минералогии, географии и метеорологии, астрономии. Этот список можно продолжить бесконечно, ведь нет такой науки, в которой М.В. Ломоносов не оставил бы свой след, недаром его называют зачинателем российской науки. Закон сохранения массы веществ – один из важнейших результатов деятельности Ломоносова. С точки зрения атомно-молекулярного учения этот закон объясняется тем, что при химических реакциях общее количество атомов в процессе не изменяется, а происходит лишь их перегруппировка. Опытным путем доказано, что закон сохранения массы веществ реализуется не только в реакциях между растворами, а в любой химической реакции. Закон сохранения массы веществ является основным законом химии, все расчеты по химическим реакциям производятся на его основе. Именно с открытием этого закона связывают возникновение современной химии как точной науки. Сегодняшний урок я начинала словами Михаила Васильевича Ломоносова «« Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся». Учащиеся старших классов вам покажут несколько химических опытов, проведенных Ломоносовым почти 270 лет тому назад. (демонстрация опытов – 1) вулкан Беттгера; 2) содовая гадюка; 3)магниевая лента ; 4)фиолетовый джин ; 5) химический фейерверк. Теперь напишем уравнения химических реакций и на примерах докажем применение закона сохранения массы веществ 1) (NH4)2Cr2O7=Cr2O3+N2+4H2O ; 2) 2NaHCO3=Na2CO3+H2O+CO2, C2H5OH+3O2=2CO2+3H2O; 3)2 Mg+O2=2MgO; 4) 2Al+3J2=2AlJ3 ; 5) 2KNO3+Fe=K2FeO4+2NO , 2NO+O2=2NO2 | Делают записи в тетради, восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем. Коллективная учебно-познавательна деятельность. Просмотр иллюстрации. Л. - Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | 25 |
4 | Первичная проверка понимания изученного материала | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08& Ресурс: Химические уравнения (N 124976) Вид ЦОР: Интерактивное задание | Организует деятельность учащихся по закреплению изученных понятий, устанавливается правильность и осознанность учащимися изученных понятий при выполнении соответствующих упражнений. Метод оценивания своих знаний. | Выполнение заданий в рабочих тетрадях Р: уметь выполнять учебные действия строить алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. П. - Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы. Научиться систематизировать и обобщать . | 7 |
5 | Подведение итогов (рефлексия) | Презентация | Задает вопросы: 1) Было ли интересно на уроке? Удалось ли получать новые знания? Вы видите, что на столах у вас имеется Ломоносовская реторта успеха. М.В.Ломоносов очень любил рисовать картины и занимался мозаичным искусством. Сейчас вы выберите любой цвет бумаги, так как у нас нет цветного стекла и приклейте реторту: красный цвет – урок был актуальным, полезным и интересным; желтый цвет - ничего нового на уроке я для себя не узнал. Приступайте! Сегодняшний урок я хочу закончить словами: О, просветитель, реформатор и поэт! | Делают выводы, отвечают на вопросы, заклеивают бумагой Ломоносовскую реторту | 6 |
6 | Информация о домашнем задании | Дает информацию о домашнем задании | Записывают задание, осмысливают его | 1 | |
7 | Этап самооценки деятельности на уроке | Оформление листа самооценки | П: выполняют закрепление учебного материала, К: формируют и выражают собственное мнение в письменной форме. Л.приобретают мотивацию учебного процессастремятся к приобретению новых знаний Р:адекватно оценивают свои достижения. |
Тест «Самооценка»
1. Я узнал (а) много нового. 2. Мне это пригодится в жизни. 3. На уроке было над, чем подумать. 4. На уроке я поработал (а) добросовестно. 5. Мне было интересно. |
Заключение
В подростковом возрасте развиваются такие ценностные отношения как нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность и другие. Нравственным качествам, отражающим отношение к другому человеку, отношение к самому себе нельзя научить. Никакие дидактические приемы не дадут эффекта. Это воспитывается общей атмосферой школы, нравственным примером учителя. Химики имеют возможность использовать художественное и поэтическое слово благодаря тому, что многие писатели и поэты включали в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов, происходящих в природе. М. В. Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, и поэтом, и художником в науке. Важную роль в нравственном воспитании обучающихся играют научные открытия.
Науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина.
Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых. При составлении и изучении химических реакций на основе «Закона сохранения массы веществ» , нужно задуматься, какой путь
научного поиска стоит за химическими формулами, учащиеся должны знать, что к любому знаку в уравнении химической реакции надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда. Нужно понимать, что существует моральная мера ответственности за научное открытие, Учащиеся должны анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков. Если на уроке химии учащиеся хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, доброго, то можно сказать, что в какой-то мере их душа и мысли станут чище, нравственнее. Можно добавить только одно. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы постараемся объяснить своим ученикам - жителям XXI века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого. Научим ценить и уважать.
Главная задача педагога – обеспечить единство механизмов обучения и воспитания. И особое место в решении этой задачи отводится уроку. Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Необычная форма урока позволяет заинтересовать ребят.
Литература
1.Кошель П.А. Строение и превращение веществ. Химия в школе,2004, №6.
2. Кузнецова Н.Е. Химия-8. М.: Вентана-Граф, 2016.
3. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Наука,1988.