Дни науки и творчества на уроках химии

Жигалова Наталья Геннадьевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dni_nauki_i_tvorchestva.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДНИ НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ХИМИИ

Н.Г.Жигалова

МАОУ «СОШ» с.Летка, Прилузский район, Республика Коми

               Открытие многих веществ, использование их в деятельности человека  позволило улучшить качество жизни.  Успехи в синтезе лекарственных веществ увеличили продолжительность жизни. Нельзя переоценить и роль химии и химиков в годы Великой Отечественной войны. Стала бы возможной победа без  новой марки бензина и советский  танк Т-34?  XX век называют  веком информационного взрыва. Все материалы, из которых производят сложнейшую технику, были созданы в химических лабораториях. Ни одна деталь персонального компьютера не сделана из натурального сырья. И именно химия – наука, развивающаяся наиболее динамично, является основой для дальнейшего совершенствования информационной техники, медицины, машиностроения и всей цивилизации в целом.

           Свою роль школьного учителя химии я осознаю как великую ответственность. Именно на уроках химии учащиеся XXI века познают алфавит того мира, что им предстоит совершенствовать. Именно от отношения к науке, человеку, окружающей среде, которое я сумею сформировать в душах учащихся, зависит их поведение в будущем. Химия – трудный предмет, потому что требует освоения уникальной знаковой системы химического языка и навыков работы в химической лаборатории. К сожалению,  химия для многих взрослых людей и детей так и осталась нелюбимым, непонятным и ненужным предметом.

          Среди моих выпускников есть люди, профессиональная деятельность которых не связана с химией. Это учителя-историки, юристы, музыканты. Но я уверена, что школьный курс химии должен оставлять ощутимый след в жизни каждого, потому что химическая безграмотность человека опасна и для него самого, и для окружающих. И не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии, сталкиваемся с необычными природными явлениями. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать верными ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить безопасность себе и окружающим.

         8 февраля отмечается день Российской науки. Еще в далеком 1724 году Петром Первым  был подписан высочайший Указ о праздновании Дня Российской науки, который посвящен великим русским ученым, изменившим жизнь человечества и ставшими патриотами России. В течение многих лет я провожу День науки  и творчества на уроках химии.

         Патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью воспитательной работы. Существенная роль в воспитании патриотизма всегда принадлежала школе. В процессе знакомства с литературой, народным творчеством, историей страны, традициями, именами людей, составляющих национальное достояние России, у учащихся формируется чувство гордости за свою страну и ее народ, возникает чувство сопричастности со всем, что происходит в стране. Понимает ли современная молодежь, что такое патриотизм? Думает ли она о своей роли в жизни общества, судьбе страны? «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины»,- так написано в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.

          Учитель химии  вносит свою лепту в воспитание у учащихся чувства патриотизма. Во всем курсе химии нет более благодарного материала для достижения этой цели, чем уроки, на которых школьники знакомятся с жизнью и деятельностью российских ученых-химиков. Правда, в условиях сокращения числа часов на изучение нашего предмета учитель может выкроить для этого лишь один урок, а за неимением времени часто отказывается даже от него. А напрасно! В этом материале скрыт огромный потенциал: можно не только ликвидировать «белые пятна» в знаниях учащихся, но и достичь различных воспитательных целей.

       Только активное  включение школьников в социальную деятельность и сознательное участие в ней даст возможность достигнуть поставленных задач. Мир волшебства, фантазии занимает значительное место в сознании учащихся. И это увлечение   можно использовать для лучшего усвоения химии. С этой целью я применяю элементы игры. Ежегодно проводится  игра «Умники и умницы», посвященная творчеству и жизнедеятельности Д.И.Менделеева, открывшего Периодический закон, который является важнейшим доказательством человеческой мысли в химии.  Школьников поражает  сам перечень интересов ученого. Что дает вам знание биографии ученого? Среди ответов стоит отметить такие: да вызывает чувство гордости за страну, учит работать, быть активным в жизни,  быть патриотом своей страны.

     Химия – наука красочная, удивительная и своеобразная.  Тысячи неразгаданных тайн таит в себе волшебная наука. Открытие новых лекарственных препаратов , такие как нитроглицерин, всегда радует, и химии в этом принадлежит не последнее место. Для учащихся старших классов проводится  КВН  по теме «А.М.Бутлеров , А.П.Бородин   и Н.Н.Зинин – выдающиеся   химики России». Эта игра  ознакомила учащихся с жизнью и деятельностью Н.Н.Зинина как ученого, педагога, общественного деятеля, патриота. А.П.Бородин синтезировал первое фторорганическое соединение, которое используют в качестве заменителей крови. А.М.Бутлеров носил гордое звание «апостола» рационального пчеловодства в России. Впервые он высказал свои теории химического строения в 1861 году. Н.Н.Зинин, А.П.Бородин   и А.М.Бутлеров – выдающиеся русские ученые-химики, благодаря которым наука Химия продвинулась намного вперед.

        Для  учащихся 8-х классов проводится  игра «Звездный час», посвященная М.В.Ломоносову. Личность М. В. Ломоносова, одного из первых российских учёных мировой величины, уже давно стала хрестоматийной и успела обрасти   различными мифами. Узнаваемый портрет знаком каждому школьнику, а люди постарше  помнят фильм «Михайло Ломоносов», где он  предстаёт не только выдающимся энциклопедистом, химиком и физиком, но и мужественным человеком с почти авантюрной судьбой. Интерес к Ломоносову и в современной России не исчезает, так как любой образованный российский человек чувствует значимость и величие фигуры М.В.Ломоносова. Что еще более удивительно – исследование научного наследия великого ученого началось лишь спустя 100 лет после его смерти. И уж совсем трудно понять то, что до сих пор о Ломоносове как об ученом и человеке больше неизвестного, чем достоверно установленного. Его вклад в российскую науку трудно переоценить.   Вся жизнь ученых-химиков – подвиг во имя процветания России, отечественной науки и промышленности. Именно биография ученых показывает формирование личности, любви к Родине, патриотизма.  Они   символы национальной гордости и славы.

      Чтобы учащиеся могли реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы, я стала заниматься исследовательской деятельностью. Организация исследовательской деятельности позволяет развить детскую одаренность, сохранять и раскрывать в каждом учащемся его индивидуальности, неповторимости, творческих способностей. Меняется роль учителя и не только в исследовательской деятельности. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных  источников. Главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Учитель предоставляет возможность самореализации через исследовательскую деятельность по предмету. Таким образом, любовь к исследовательской деятельности, привитая со школьной скамьи, находит свое продолжение и в студенческие годы. Где бы мы ни занимались исследовательской деятельностью с учащимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей  исследовательской технологией на уровне компетентности.

        Детские исследовательские работы – это труд, который оставит след  долгой радости.              Школьная пора – это прекрасная пора, когда энергия  у детей бьет через край, это время дерзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд.  Они пробуждают интерес к предмету, помогают в выборе профессии, стать в будущем успешным человеком. Приобщение талантливых и способных детей к исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Учащиеся имеют возможность через формы организации исследовательской деятельности удовлетворить свой дополнительный интерес к химии, проявить свои индивидуальные способности, развить их, вывести на уровень профессионального и личностного самоопределения. Я очень довольна своими выпускниками, успешно реализующих себя в жизни. Вместе с учащимися  я достигла следующих результатов:

- повышение интереса  к исследовательской деятельности;

-формирование  положительной мотивации учебно-познавательной деятельности, активности и самостоятельности учащихся;

- осознанного  выбора будущей профессии.

         В заключение хочу выразить свое отношение к химии словами М.Горького: «Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете.. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и , везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни…»

     Химическая наука- это увлекательный мир открытий. Она имеет большое значение в воспитательной работе,  позволяет формировать нравственную и этическую культуру. Сегодня я хочу научить ребят  сознательно организовывать свою учебную деятельность, учитывая востребованность химических знаний в жизни общества и каждого человека.