Программа внеурочной деятельности по химии Олимпиадная площадка «Юный химик»
Программа внеурочной деятельности по химии
Олимпиадная площадка
«Юный химик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_himii_yunyy_himik_-_9_klass.docx | 47.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по химии
Олимпиадная площадка
«Юный химик»
Аннотация к рабочей программе внеурочная деятельность по химии «Юный химик»
9 класс
Предмет | Химия | |
Сборник олимпиадных задач по химии 2500 задач по химии Сборник задач и упражнений по химии для средней школы Химия в тестах, задачах и упражнениях Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы | Т. П. Адамович, Г. И. Васильева Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин И. Г. Хомченко О. С. Габриелян Г.П. Хомченко | |
Класс | 9 | |
Количество часов | 17 ( 0.5 час в неделю) | |
Авторы - составители |
Н. М. Полецкая., учитель химии высшей квалификационной категории | |
Цели курса | -создание условий для реализации учащимися своих способностей в области химии, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках изучения базового уровня химии. ·создание условий доля развития интереса учащихся к химии; . развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью инструментария олимпиадных заданий различного уровня по химии; .реализация деятельностного подхода, способствующего развитию умений и навыков поиска, анализа, сравнения и использованию знаний; .расширение кругозора школьников; · расширение и углубление мировоззренческих позиций, личностное развитие, профильное самоопределение; | |
Структура курса | Содержание курса « Юный химик » 9 класс Вещество 4 ч Химические реакции 3 ч Элементарные основы неорганической химии 4 ч Методы познания веществ и химических явлений . Экспериментальные основы химии 6 ч |
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты | |
У обучающихся будут сформированы |
|
Обучающиеся получат возможность для формирования: |
|
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Обучающиеся овладеют | Основными общеучебными навыками (универсальными учебными действиями): Познавательными
Регулятивными (рефлексивными)
Информационно-коммуникативными
|
Обучающиеся получат возможность овладеть | Надпредметные (метапредметные) знания
|
Планируемые предметные результаты изучения курса
Обучающиеся научится:
- использовать формулы для вычисления массы вещества, количества вещества, массовой доли элемента в веществе или компонента в смеси, относительной плотности вещества, количества атомов в веществе;
- применять знания о химические свойства основных классов органических соединений;
- оформлять расчетные и экспериментальные задачи согласно предъявляемым требованиям;
- решать расчетные задачи различными способами;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении экспериментальных задач;
- производить различные вычисления по химическим уравнениям;
- производить расчеты по термохимическим уравнениям;
- находить молекулярную формулу газообразного вещества;
- определять массовую и объемную доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным;
- вычислять массы продуктов реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси;
- вычислять массу (объем или количество) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
- решать различные комбинированные задачи;
- использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве.
Содержание
Тема 1 ВЕЩЕСТВО
Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атома.
Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и
неполярная ковалентная связь. Составление электронных и структурных формул веществ.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.
Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений.
Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований.
Тема 2 ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).
Тема 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.
Химические свойства оснований.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований.
Химические свойства кислот.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот
Химические свойства солей (средних).
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Тема 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Решение задач.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Решение задач.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ урока | Количество часов | Тема урока | Виды деятельности учащихся | |
| ||||
1 | 1 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. | Составлять схемы , электронные и электронно-графические формулы атомов. | |
2 | 1 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. | Составлять план характеристики химического элемента. Предсказывать свойства химических элементов и веществ ими образованных. | |
3 | 1 | Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. | Составлять схемы образования молекул. Определять вид химической связи в молекулах. | |
4 | 1 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. | Определять классы веществ по формулам. Давать названия веществам. Применять знания номенклатуры веществ разных классов. | |
2.Химические реакции | ||||
5 | 1 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ .Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии | Характеризовать химические реакции по плану. Определять типы химических реакций. Предсказывать условия протекания химических реакций. Определять степени окисления элементов. | |
6 | 1 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей(средних). Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. | Составлять реакции диссоциации и реакции ионного обмена. Проводить опыты реакций идущих до конца. | |
7 | 1 | Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Упражнения на составление уравнений окислительно - восставновительных реакций | Расставлять коэффициенты в реакции методом электронного баланса. | |
3. Элементарные основы неорганической химии | ||||
8 | 1 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ- металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. | Производить расчёт по уравнениям реакций. | |
9 | 1 | Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния | Производить расчёт по уравнениям реакций | |
10 | 1 | Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований, кислот, солей | Составлять уравнения реакций, отражающие химические свойства различных классов неорганических веществ. | |
11 | 1 | Взаимосвязь между веществами различных классов неорганических соединений | Составлять генетические ряды металлов и неметаллов. Давать названия веществам. Определять классы веществ. | |
4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. | ||||
12 | 1 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид сульфат-, карбонат- ионы, ион аммония). | Проводить опыты. Применять знания по ТБ, по способам собирания веществ. Наблюдать, делать выводы | |
13 | 1 | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). | Проводить опыты. Применять знания по ТБ, по способам собирания веществ. Наблюдать, делать выводы. | |
14 | 1 | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций | Производить расчёт с использованием математических систем уравнений | |
15 | 1 | Проведение расчётов на основе формул и упражнений | Производить расчёт с использованием математических систем уравнений | |
16 | 1 | Решение конкурсных и олимпиадных задач | Решать задачи повышенного уровня, используя алгоритмы и применяя нестандартные способы решения | |
17 | 1 | Решение конкурсных и олимпиадных задач | Решать задачи повышенного уровня, используя алгоритмы и применяя нестандартные способы решения | |
Всего | 17 |