Рабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа по предмету «Химия» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Габриеляна О.С. «Химия», с учётом положения о рабочей программе общего образовательного учреждения (Приказом от 09.03.2004 № 1312). Основной образовательной программы МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2017 – 2018 учебный год, требований к планируемым результатам среднего общего образования.
Программа ориентирована на использование учебника О.С. Габриеляна; под редакцией А.В. Купцовой «Химия» для 8 класса, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 с последующими изменениями).
Учебный предмет «Химия» в 8 классе средней общей школе рассчитан на 2 часа в неделю в объёме 68 часов в год (34 учебных недели).
Курс химии на ступени основного общего образования направлен на формирование базовых знаний, практических умений и теоретических аспектов.
Основной целью изучения химии в 8 классе является формирование представлений о науки химия и усвоение основ химии об атомах, металлах и неметалла, химических связях и основных характеристиках и свойствах химических элементов и их соединений.
Задачи:
ü усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
ü овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
ü развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
ü воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
ü применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_8_klass.doc | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2017 – 2018 год». Примерной программы по химии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: О.С. Габриеляна; под редакцией А.В. Купцовой, М.: Дрофа, 2014 год, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников. Курс химии 8 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и входит в образовательную область естествознание. Контрольных работ – 4, практических работ – 6.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о поэтому программой предусмотрено изучение близких тем на одном уроке или со смещением занятий по расписанию.
Цель: формирование представлений о науки химия и усвоение основ химии об атомах, металлах и неметалла, химических связях и основных характеристиках и свойствах химических элементов и их соединений.
Задачи обучения химии:
- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании курса химии в 8 классе является изучение на первом году обучения всего теоретического материала курса химии для основной школы. Это создает базу для глубокого и осознанного изучения химии уже в 9 классе. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента, о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций. В курсе химии 8 класса формируются все основные специальные умения и навыки по химии. Программа по химии для 8 класса построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются сведения о строении атомов и молекул, и биологии 6 – 9 классов, где школьники знакомятся с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
В 8 классе обучается 15 детей из них 6 девочек и 9 мальчиков.
Основной формой обучения является урок: урок усвоения новой учебной информации; урок формирования практических умений и навыков учащихся; урок совершенствования и знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лабораторные и практические работы, практикумы.
При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.
Национально- региональный компонент
№ | № урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | 19 | Простые вещества – металлы и неметаллы | Рассмотрение примеров металлов на территории РХ |
2 | 30 | Чистые вещества и смеси | Рассмотрение видов смесей на территории РХ |
3 | 36 | Физические и химические явления | Изучить, как используются физические явления в РХ |
4 | 48 | Скорость химических реакций. Катализаторы. | Изучение особенностей химических реакций в природе на территории РХ |
5 | 49 | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. | Рассмотрение реакций в природе РХ |
6 | 58 | Соли, их классификация и свойства | Рассмотрение солей находящихся на территории РХ |
Содержание учебного курса по химии 8 класса
Тема 1. Введение (8 часов + 1 практическая работа)
Предмет химии. Место химии в системе естественных наук. Вещество – форма существования материи. Свойства веществ. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращение веществ в природе, быту, промышленности. Химическая реакция – процесс превращения веществ. Условия и признаки протекания химических реакций. Отличие химических реакций от физических явлений. Химические реакции (явления), протекающие в живой и неживой природе. Природа как единое целое. Сущность химических реакций. Взаимосвязь физических и химических явлений. Освоение способов безопасного обращения с химическими веществами в быту. Роль химии в развитии и смене научных картин мира. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Тема 2. Атомы химических элементов (9 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Электронные и электронно-графические формулы атомов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности, как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Тема 3. Простые вещества (4 часа)
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Использование металлов в искусстве. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов – водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Количественная характеристика вещества. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Тема 4. Соединения химических элементов (12 часов + 1 практическая работа)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Вода – уникальное вещество. Понятие об «аномальных» свойствах воды. Водные ресурсы планеты. Роль воды в живой и неживой природе, в организме человека. Круговорот воды в природе и его роль в сохранении природного равновесия. Проблема чистой воды на Урале. Проблема накопления углекислого газа в атмосфере. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Получение оснований. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Получение кислот. Кислотные осадки. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества природной среды.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, – физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Промышленные производства на Среднем Урале с использованием катализаторов. Ферменты – биологические катализаторы, изменяющие скорость биохимических реакций в организме. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Значение окислительно-восстановительных реакций в биологических системах. Фотосинтез как важная функция зеленых растений и последствия его нарушения для живого. Использование окислительно-восстановительных реакций для очистки сточных вод, обеззараживания воздуха и воды, обезвреживания токсинов.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Тема 6. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (2 часа)
Химическая кинетика. Скорость химической реакции, факторы влияющие на скорость реакции. Химическое равновесие. Живые организмы как химические реакторы. Концентрация веществ – важный фактор функционирования организма (избыток или недостаток веществ приводит к появлению патологий в организме). Закон оптимума. Химическое равновесие как важное условие нормального существования живого организма. Принцип Ле Шателье. Буферные системы в организме как основная мера защиты от повышения концентраций некоторых ионов.
Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (15 часов + 4 практические работы)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Ионообменные процессы, протекающие в живой и неживой природе. Ионообменная адсорбция как метод, используемый для уменьшения жесткости воды, очистки загрязненной воды.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Окислительно-восстановительные реакции.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
Структура курса по химии в 8 классе
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Введение | 9 | |
Атомы химических элементов. | 9 | 1 |
Простые вещества. | 4 | |
Соединения химических элементов. | 13 | 1 |
Изменения, происходящие с веществами. | 12 | 1 |
Скорость химических реакций. Химическое равновесие. | 2 | |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 19 | 1 |
Итого: | 68 | 4 |
Практические занятия по предмету
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Контрольная работа № 1. Атомы химических элементов. | 13.11 | |
2. | Контрольная работа № 2. Простые вещества. Соединение химических элементов | 24.01 | |
3. | Контрольная работа № 3. Изменения, происходящие с веществами | 07.03 | |
4. | Контрольная работа № 4. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные | 28.05 |
Практические работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Практическая работа № 1. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием | 02.10 | |
2. | Практическая работа № 2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе | 17.01 | |
3. | Практическая работа № 3. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание | 21.03 | |
4. | Практическая работа № 4. Ионные реакции | 30.04 | |
5. | Практическая работа № 5. Свойства кислот, оснований, оксидов солей | 02.05 | |
6. | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач | 21.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения химии учащиеся 8 класса должны
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
уметь:
- называть химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать особенностей строения атомов химических элементов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Годовой календарный график текущего контроля
№ | Раздел (тема) курса | Кол-во часов | Контрольная работа | Практическая работа |
1. | Введение. | 6 | П.р. № 1 | |
2. | Атомы химических элементов. | 10 | К.р. № 1 | |
3. | Простые вещества. | 4 | ||
4. | Соединения химических элементов. | 14 | К.р. № 2 | П.р. № 2 |
5. | Изменения, происходящие с веществами. | 11 | К.р. № 3 | |
6. | Скорость химических реакций. Химическое равновесие. | 2 | ||
7. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 21 | К.р. № 4 | П.р. № 3 П.р. № 4 П.р. № 5 П.р. № 6 |
Итого: | 68 | 4 | 6 |
Календарно – тематическое планирование по химии 8 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | примечание | |||||
по плану | фактическая | |||||||||
I четверть | ||||||||||
Тема: «Введение» Основная цель: сформировать представление о курсе химия, дать первоначальные понятия, формул и законов. Ученики должны знать: понятия: «химическое вещество», химический элемент», «атомы», «молекулы», «химическая реакция». Различать понятия «вещество», «тело» и «химический элемент». Знать о роли химии в жизни человека. Знаки первых 20 химических элементов. Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Уметь: отличать химические реакции от физических явлений. Определять положение химического элемента в периодической системе. Называть химические элементы. Вычислять массовую долю химического элемента в соединении. Обращаться с химической посуды и лабораторным оборудованием. | ||||||||||
1. | 1 | Химия – часть естествознания. Техника безопасности | Фронтальный | 04.09 | ||||||
2. | 2 | Предмет химии. Вещества | Текущий | 06.09 | ||||||
3. | 3 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории | Текущий | 11.09 | ||||||
4. | 4 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | Фронтальный | 13.09 | ||||||
5. | 5 | Знаки химических элементов | Индивидуальный | 18.09 | ||||||
6. | 6 | Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы | Индивидуальный | 20.09 | ||||||
7. | 7 | Массовая доля элемента в соединении | Индивидуальный | 25.09 | ||||||
8. | 8 | Решение задач и упражнений | Индивидуальный | 27.09 | ||||||
9. | 9 | Практическая работа №1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием» | Работа с учебником стр. 198 | 02.10 | ||||||
Тема: «Атомы химических элементов» Основная цель: сформировать понятие об атоме и его основных характеристиках, научить определять химические связи. Ученики должны знать: строение атомов, основные модели строения атомов. Протон, нейтрон, массовое число. Знать определение понятий «химический элемент», «изотопы», «ионы», «химическая связь», «кратность связи», «длина связи», «электроотрицательность»; определять тип химической связи в соединениях. Уметь: объяснить физический смысл атомного номера, номера группы и периодов, составление схемы строения атомов 1-20 элементов. Прогнозировать свойства элементов; объяснять влияние свойств атомов на тип образования ковалентной связи; определять тип химической связи. | ||||||||||
10. | 1 | Основные сведения о строении атомов. Изотопы | Текущий | 04.10 | ||||||
11. | 2 | Строение электронных оболочек атомов | Фронтальный | 09.10 | ||||||
12. | 3 | Периодическая система химических элементов и строение атомов | Устный | 11.10 | ||||||
13. | 4 | Ионная связь | Текущий | 16.10 | ||||||
14. | 5 | Ковалентная химическая связь | Текущий | 18.10 | ||||||
15. | 6 | Ковалентная полярная связь | Текущий | 23.10 | ||||||
16. | 7 | Металлическая химическая связь | Текущий | 25.10 | ||||||
II четверть | ||||||||||
17. | 8 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов» | Индивидуальный | 08.11 | ||||||
18. | 9 | Контрольная работа № 1 по теме: «Атомы химических элементов» | Индивидуальная работа по вариантам | 13.11 | ||||||
Тема: «Простые вещества» Основная цель: дать основную характеристику металлам и неметаллам и научить производить вычисления. Ученики должны знать: понятие «аллотропия»; положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Знать понятия: «моль», «молярная масса», «молярный объем» газов, «нормальные условия». Уметь: характеризовать химические элементы на основе положения в периодической системе и особенностей строения их атомов; классифицировать металлы по разным признакам; вычислять объем по количеству вещества или массе; вычислять количество вещества, массу по количеству вещества. Уметь производить вычисления по формулам. | ||||||||||
19. | 1 | Простые вещества – металлы и неметаллы (НРК) | Текущий | 15.11 | ||||||
20. | 2 | Количество вещества | Фронтальный | 20.11 | ||||||
21. | 3 | Молярный объем газов | Фронтальный | 22.11 | ||||||
22. | 4 | Решение задач и упражнений | Фронтальный, индивидуальная работа | 27.11 | ||||||
Тема: «Соединение химических элементов» Основная цель: изучить соединения химических элементов и их классификации, основные понятия и научить делать расчеты. Ученики должны знать: понятия: «степень окисления»; состав и названия оснований, кислот, солей и их классификации; классификацию веществ, типы кристаллических решеток, аморфные вещества, свойства веществ. Знать понятия: «чистое вещество», «смеси»; их отличия. Примеры жидких и газообразных смесей; способы разделения смесей. Уметь: определять степень окисления, называть бинарное соединения; называть вещества и определять их степень окисления; делать расчет по формулам и вычисления. Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием. | ||||||||||
23. | 1 | Степень окисления | Текущий | 29.11 | ||||||
24. | 2 | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения | Текущий | 04.12 | ||||||
25. | 3 | Основания | Фронтальный | 06.12 | ||||||
26. | 4 | Кислоты | Фронтальный | 11.12 | ||||||
27. | 5 | Соли | Фронтальный | 13.12 | ||||||
28. | 6 | Основные классы неорганических веществ | Текущий | 18.12 | ||||||
29. | 7 | Кристаллические решетки | Текущий | 20.12 | ||||||
30. | 8 | Чистые вещества и смеси (НРК) | Текущий | 25.12 | ||||||
31. | 9 | Массовая и объемная доли компонентов смеси | Текущий | 27.12 | ||||||
III четверть | ||||||||||
32. | 10 | Решение задач и упражнений | Фронтальный | 15.01 | ||||||
33. | 11 | Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» | Работа с учебником стр. 209 | 17.01 | ||||||
34. | 12 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов» | Фронтальный | 22.01 | ||||||
35. | 13 | Контрольная работа № 2 по теме: «Соединение химических элементов». | Индивидуальная работа по вариантам | 24.01 | ||||||
Тема: «Изменения, происходящие с веществами» Основная цель: познакомится с химическими реакциями и уравнениями и их видами, научится с ними работать. Ученики должны знать: способы очистки веществ, основанные на физических свойствах; очистку питьевой воды; перегонка нефти. Понятия: «химическая реакция», классификация химических реакций. Знать и применять закон сохранения массы веществ и сущность реакции соединения. Уметь: характеризовать химические свойства металлов (реакции с кислотами, солями); пользоваться рядом напряжения металлов; определять тип реакции, определять возможность протекания реакции ионного обмена; решать задачи; составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, характеризовать химические свойства воды; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, составлять формулы веществ. | ||||||||||
36. | 1 | Физические и химические явления (НРК) | Текущий | 29.01 | ||||||
37. | 2 | Химические реакции | Текущий | 31.01 | ||||||
38. | 3 | Химические уравнения | Фронтальный | 05.02 | ||||||
39. | 4 | Расчеты по химическим уравнениям | Текущий | 07.02 | ||||||
40. | 5 | Реакции разложения | Фронтальный | 12.02 | ||||||
41. | 6 | Реакции соединения | Фронтальный | 14.02 | ||||||
42. | 7 | Реакции замещения | Фронтальный | 19.02 | ||||||
43. | 8 | Реакции обмена | 21.02 | |||||||
44. | 9 | Расчеты по химическим уравнениям | Фронтальный | 26.02 | ||||||
45. | 10 | Типы химических реакций на примере свойств воды | Фронтальный | 28.02 | ||||||
46. | 11 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | Фронтальный | 05.03 | ||||||
47. | 12 | Контрольная работа № 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | Индивидуальная работа по вариантам | 07.03 | ||||||
Тема: «Скорость химических реакций. Химическое равновесие» Основная цель: изучить скорость химических реакций и влияние на нее различных веществ, рассмотреть виды реакций и химическое равновесие. Ученики должны знать: определение «катализаторы»; зависимость химических реакций от веществ. Уметь: характеризовать обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие; определять скорость химических реакций. | ||||||||||
48. | 1 | Скорость химических реакций. Катализаторы. (НРК) | Текущий | 12.03 | ||||||
49. | 2 | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. (НРК) | Текущий | 14.03 | ||||||
Тема: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» Основная цель: сформировать основные понятия темы, изучить классификации и формулы. Научится составлять уравнения и решать реакции. Ученики должны знать: классификацию веществ по растворимости; понятия: «растворы», «гидраты», «кристаллоглураты», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «степень ЭД», «ион», «свойства ионов», «ЭД», «окислитель», «восстановитель», «восстановление» и «окисление». Знать формулы кислот Уметь: составлять уравнения химических реакций, определять возможность протекания реакций ионного обмена; называть основания, распознавать опытным путем растворы щелочей; называть оксиды, составлять формулы; называть соли, называть соединения изученных классов. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; определять степень окисления. Определение окислителей, восстановителей; процессов окисления и восстановления. | ||||||||||
50. | 1 | Растворение. Растворимость. Типы растворов. | Текущий | 19.03 | ||||||
51. | 2 | Практическая работа №3 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» | Работа с учебником стр. 204 | 21.03 | ||||||
IV четверть | ||||||||||
52. | 3 | Электролитическая диссоциация | Текущий | 02.04 | ||||||
53. | 4 | Основные положения теории электролитической диссоциации | Фронтальный | 04.04 | ||||||
54. | 5 | Ионные уравнения | Фронтальный | 09.04 | ||||||
55. | 6 | Кислоты, их классификация и свойства | Фронтальный | 11.04 | ||||||
56. | 7 | Основания, их классификация и свойства | Фронтальный | 16.04 | ||||||
57. | 8 | Оксиды, их классификация и свойства | Фронтальный | 18.04 | ||||||
58. | 9 | Соли, их классификация и свойства. (НРК) | Фронтальный | 23.04 | ||||||
59. | 10 | Генетическая связь между классами веществ | Фронтальный | 25.04 | ||||||
60. | 11 | Практическая работа №4 «Ионные реакции» | Работа с учебником стр. 270 | 30.04 | ||||||
61. | 12 | Практическая работа № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | Работа с учебником стр. 274 | 02.05 | ||||||
62. 63. | 13 14 | Окислительно-восстановительные реакции. | Текущий | 07.05 14.05 | ||||||
64. | 15 | Решение задач и упражнений | Фронтальный | 16.05 | ||||||
65. | 16 | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач». | Работа с учебником стр. 275 | 21.05 | ||||||
66. | 17 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные» | Индивидуальный | 23.05 | ||||||
67. | 18 | Контрольная работа №4 по теме: «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные». | Индивидуальная работа по вариантам | 28.05 | ||||||
68. | 19 | Повторение основных вопросов курса химии 8 класса | Фронтальный | 30.05 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Устный ответ
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.
Расчетные задачи
Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Экспериментальные задачи
Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.
Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.
Практическая работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.
Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.
Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.
Контрольная работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Литература
1. Бочарников Р.А. Учимся решать задачи по химии. 8 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2014. 125 с.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник. М.: Дрофа, 2014. 287 с.
3. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В. и др. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этап. Ростов н/Д: Легион, 2009. 253 с.
4. Копылова Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах . Ростов н/Д: Феникс, 2014. 250 с.
5. Маршанов Г.Л. Сборник авторских задач по химии. 8 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014. 160 с.
6. Морозов В.Е. Рабочие программы по химии. 8 – 11 класс (по программам О.С. Габриеляна, И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской). М.: Планета, 2010. 221 с.
7. Павлов Н.С. Контрольные и самостоятельные работы по химии: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс». М.: Изд-во «Экзамен», 2015. 253 с.
8. Троегубова Н.П., Стрельникова Е.Н. Контрольно – измерительные материалы. Химия. 8 класс. М.: ВАКО, 2016. 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные работы
(образцы в двух вариантах)