Рабочая программа по химии 10 класс

Гляйн Алёна Андреевна

Рабочая программа по предмету «Химия» для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Габриеляна О.С. «Химия», с учётом положения о рабочей программе общего образовательного учреждения (Приказом от 09.03.2004 № 1312). Основной образовательной программы МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2017 – 2018 учебный год, требований к планируемым результатам среднего общего образования.

Программа ориентирована на использование учебника О.С. Габриеляна; под редакцией Т.Д. Гамбурцевой «Химия» для 10 класса, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 с последующими изменениями).

Учебный предмет «Химия» в 10 классе средней общей школе рассчитан на 1 час в неделю в объёме 34 часов в год (34 учебных недели).

Курс химии на ступени основного общего образования направлен на формирование базовых знаний, практических умений и теоретических аспектов.

Основной целью изучения  химии в 10 классе является формирование знаний об органической химии.

Задачи:

– изучить основные методы познания в химии;

– формировать умения применения изученных теоретических положений при рассмотрении классов органических веществ;

– совершенствовать практические навыки в  решении расчетных задач и в выполнении упражнений, лабораторных и практических заданий;

– развить  представление о применении химических веществ и соединений при производстве, хранении и экспертизе потребительских товаров;

– формировать умения проводить простейшие реакции с участием химических соединений и исследовать их отдельных свойств в лабораторных условиях;

– совершенствовать интеллектуальные и речевые умения путем обогащения химического языка;

– развить логическое мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_himiya_10_klass.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 10 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2017 – 2018 год». Примерной программы по химии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: О.С. Габриеляна; под редакцией Т.Д. Гамбурцевой, М.: Дрофа, 2015 год,  имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников. Курс химии 10 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и входит в образовательную область естествознание.  Контрольных работ – 2, практических работ – 5.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о. В случае чего занятия проводятся со смещением по расписанию.

Цель: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачами  изучения химии в 10 классе являются:

  1. Изучить основные методы познания в химии;
  2. формировать умения применения изученных теоретических положений при рассмотрении классов неорганических и органических веществ и их конкретных соединений;
  3. совершенствовать практические навыки в  решении расчетных задач и в выполнении упражнений, лабораторных и практических заданий;
  4. развитить  представление о теориях электронного строения и принципах классификации химических веществ и соединений;
  5. развить  представление о применении химических веществ и соединений при производстве, хранении и экспертизе потребительских товаров;
  6. формировать умения проводить простейшие реакции с участием химических соединений и исследовать их отдельных свойств в лабораторных условиях;
  7. совершенствовать интеллектуальные и речевые умения путем обогащения химического языка;
  8. развить логическое мышление.

В 10 классе изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляет теория строения органических веществ. Основная идея теории – зависимость свойств веществ от их химического строения. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса соединений начинается с изучения их получения, химические свойства веществ рассматриваются с точки зрения их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращения, то есть генетической связи между ними.

Курс химии в 10 классе предполагает тесную преемственность с другими школьными дисциплинами: с точными науками - математикой (при расчете химических задач и составлении химических уравнений), информатикой (знания ПК позволяют осуществлять разнообразные формы работы на уроке, при подготовке домашних заданий и осуществлению самоконтроля): другими предметами естественно научного цикла - физикой (при изучении отдельных разделов химии, при рассмотрении строения атомов тех или иных химических элементов), биологией (при изучении химических веществ и закономерностей в природе); с предметами гуманитарного цикла – литературой (чтение соответствующих стихов, отрывков из произведений, составление химических сказок), географией (при изучении о местонахождениях тех или иных веществ или соединений химических элементов), историей (дает прекрасное поле деятельности при изучении истории открытия и использования тех или иных веществ, позволяет познакомить учащихся с жизнедеятельностью химиков), историей искусства (при изучении использования тех или иных химических веществ), немецкого языка (при написании химических знаков), частично латинского и греческого языков (при изучении происхождений названий химических элементов, простых веществ, либо их соединений, при изучении тех или иных терминов), но и, несомненно, без знаний русского языка не обойдется изучение ни одного предмета.

В 10 классе обучается 7 учащихся из них 2 девочки и 5 мальчов: на 5 занимаются 3 ученика, на 4 занимаются 2 учащихся, 2 на удовлетворительно.  Дети 10 класса работоспособны, трудолюбивы и активны. Чувствуется интерес к предмету и желание его изучения. Некоторые учащие требуют дополнительного внимания со стороны учителя.

Основной формой обучения является урок: урок усвоения новой учебной информации; урок формирования практических умений и навыков учащихся; урок совершенствования и знаний, умений и навыков; урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков  учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лабораторные и практические работы, практикумы.

          При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.

Национально- региональный компонент

№ урока

Тема урока

Региональный компонент

1

14

Нефть и способы ее переработки

Изучение залежей нефти в РХ и способы ее добычи и переработки

2

29

Ферменты, витамины, гормоны, лекарства

Рассмотреть особенно фармокологии РХ

3

32

Искусственные полимеры

Сформировать представление об полимерах РХ

Содержание учебного курса по химии 10 класса

Введение    (1 ч)

  Предмет органической химии. Сравнение органических соединений и неорганических. Природные, искусственные, синтетические органические вещества.

Тема 1.  Теория строения органических соединений (3 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно валентности. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.  Изомерия и ее виды. Структурная изомерия, её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (11 ч)

Природный газ.  Алканы. Природный газ, его состав и практическое использование. Преимущества природного газа перед другими видами топлива.

Алканы: гомологический ряд, общая формула, изомерия и номенклатура алканов. Физические   и химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены.  Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия),  гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Общая формула алкадиенов. Физические и химические   свойства изопрена и бутадиена-1,3: обесцвечивание бромной воды, полимеризация в каучуки. Резина.        

Алкины. Ацетилен. Общая формула. Получение ацетилена: пиролизом метана  и карбидным способом. Физические   и химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация. Реакция полимеризации   винилхлорида. Применение поливинилхлорида.

 Бензол. Физические и химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Получение бензола из гексана и ацетилена. Нефть, состав нефти и ее промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин, понятие об октановом числе.

Нефть. Состав нефти и ее промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин, понятие об октановом числе.

Тема 3.    Кислород– и азотсодержащие органические соединения и их природные источники   (16 ч)

 Единство химической организации живых организмов.  Химический состав живых организмов.

  Спирты.  Понятие об одноатомных и многоатомных спиртах на примере этанола и глицерина, гидроксильной группе как функциональной.  Водородная связь.  Химические свойства   этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин  как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Фенол, его строение, физические и химические свойства взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.  Поликонденсация фенола  с формальдегидом. Применение фенола на основе свойств. Получение фенола коксованием каменного угля. Альдегиды.  Понятие об  альдегидах  на  примере формальдегида и ацетальдегида.  Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Физические и химические свойства альдегидов: окисление и восстановление,  качественные  реакции на альдегиды. Применение  формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах, Физические и химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами, реакция этерификации. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие карбоновые кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.  

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как представители сложных эфиров  глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров: омыление жиров,  гидрирование жидких жиров. Жиры в природе. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы. Их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, молочнокислое и спиртовое брожение. Применение глюкозы   на основе свойств. Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза = полисахарид.  

Амины. Понятие об аминах. Получение анилина из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция  поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот.  Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Генетическая связь между классами   органических соединений. Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из  нуклеотидов. Общий план  строения нуклеотида.Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии генной инженерии.

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых  организмов и народном хозяйстве. Витамины.  Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов,  витамин  А  как представитель жирорастворимых витаминов. Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Аспирин. Антибиотики, Дисбактериоз, Наркотические вещества, Наркомания, борьба с ней и профилактика.  

Тема 4.   Искусственные и синтетические полимеры  (3 ч)

 Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации полимерного сырья.  Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их  свойства и применение.  Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен, поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон.

Структура курса по химии в 10 классе

Тема

Количество часов

Контрольные работы

Введение. Общая характеристика химических элементов

1

Теория строения органических соединений

3

Углеводороды и их природные источники

11

1

Кислород– и азотсодержащие органические соединения и их природные источники  

16

1

Искусственные и синтетические полимеры  

3

Итого:

34

2

Практические занятия по предмету

Контрольные работы:

№ п/п

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Контрольная работа № 1 «Углеводороды»

25.12

2.

Контрольная работа № 2 «Кислородсодержащие                                                               сосоединения и их природные источники»

07.05

Практические работы:

№ п/п

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Практическая работа №1 «Определение элементарного состава органических соединений».

16.10

2.

Практическая работа № 2 «Получение и свойства ацетилена»

27.11

3.

Практическая работа № 3 «Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах»

04.12

4.

Практическая работа № 4 «Свойства этилового спирта, глицерина и уксусной кислоты»

19.02

5.

Практическая работа № 5 «Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка»

05.03

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии на базовом уровне химии ученик 10 класса должен

знать/понимать

  1. важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология: 
  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
    состава, периодический закон,
  3. основные теории химии:  химической связи, строения органических соединении.
  4. важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, 

уметь

  1. называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре, 
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,
  3. характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений,
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
  6. проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической  оценки достоверности  химической  информации, поступающей из разных источников.

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной.

Годовой календарный график текущего контроля

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Контрольная работа

Практическая работа

1.

Введение

1

2.

Теория строения органических соединений

3

2.

Углеводороды и их природные источники

11

К.р. № 1

П.р. № 1

П.р. № 2

П.р. № 3

3.

Кислород– и азотсодержащие органические соединения и их природные источники

16

К.р. № 2

П.р. № 4

П.р. № 5

4.

Искусственные и синтетические полимеры

3

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование по химии 10 класс

№ п/п

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Дата проведения

примечание

по плану

фактическая

I четверть

Тема: «Введение»

Основная цель: сформировать представление об изучаемом курсе в 10 классе.

Ученики должны знать: понятия: органическая химия, природные, искусственные и  синтетические органические соединения.  

Уметь: понимать особенности, характеризующие органические соединения.

1.

1

Предмет органической химии

Текущий

04.09

Тема: «Теория строения органических соединений»

Основная цель: изучить теорию строения органических соединений, их классификацию, научить составлять формулы, решать задачи, упражнения.

Ученики должны знать: основные положения ТХС; понимать значение ТСХ в современной химии. Знать понятия: гомологический ряд, гомолог, «электронное облако», «орбитали», «основное и возбужденное состояние атомов», «гибридизация». Знать и понимать принципы классификации по строению УВ-го скелет и функциональным группам.

Уметь: составлять структурные формулы изомеров; составлять электронно-графические формулы атомов; определять типы гибридизации.

Уметь называть изучаемые вещества по тривиальным номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК;  изготавливать модели УВ. Иметь представление о явлении изомерии; о разновидностях изомерии. Иметь основные представления о механизмах протекания органических реакций и взаимном влиянии атомов в молекулах. Уметь решать задачи, упражнения.

2.

1

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Фронтальный

11.09

3.

2

Изомерия и ее виды.

Фронтальный

18.09

4.

3

Решение задач.

Фронтальный

25.09

Тема: «Углеводороды и их природные источники»

Основная цель: сформировать понятие об углеводородах, их природных источниках; изучить их строение, номенклатуру, изомерию и физические свойства.

Ученики должны знать: природные источники УВ (нефть, газ, уголь) и области их применения; строение, номенклатуру, изомерию и физические свойства предельных УВ; важнейшие химические способы получения и применения; химические свойства. Знать понятия: «радикал», «радикальные реакции»; способы образования сигма- и пи-связей. Понимать закономерности генетической связи УВ.

Уметь: писать электронные и пространственные формулы; писать уравнения реакций.  Выполнение простейших практических (лабораторных) работ.

Уметь составлять химические формулы изомеров и гомологов; составлять уравнения химических реакций; решать задачи.

5.

1

Алканы – строение , номенклатура, изомерия и физические свойства

Текущий

02.10

6.

2

Алканы- химичекие свойства, получение и применение

Фронтальный

09.10

7.

3

Практическая работа №1 «Определение элементарного состава органических соединений»

Работа с учебником стр. 174

16.10

8.

4

Алкены. Этилен

Текущий

23.10

II четверть

9.

5

Алкадиены. Каучуки

Текущий

13.11

10.

6

Алкины. Ацетилен

Текущий

20.11

11.

7

Практическая работа № 2 «Получение и свойства ацетилена»

Работа с учебником стр. 175

27.11

12.

8

Практическая работа № 3 «Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах»

Работа с учебником стр. 175

04.12

13.

9

Арены. Бензол

Текущий

11.12

14.

10

Нефть и способы ее переработки (НРК)

Фронтальный

18.12

15.

11

Контрольная работа № 1 «Углеводороды»

Индивидуальная работа по вариантам

25.12

III четверть

Тема: «Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники»

Основная цель: сформировать понятие об кислород– и азотсодержащих  органических соединениях, их природных источниках; изучить их строение, номенклатуру, изомерию, физические и химические свойства.

Ученики должны знать: строение, гомологические ряды, физические и химические свойства, основы номенклатуры и типы изомерии кислород– и азотсодержащих органических соединений; способы получения и применения важнейших представителей.

Уметь: сравнивать и обобщать, характеризовать свойства органических соединений; проводить и записывать химические реакции, решать задачи и упражнения, осуществлять цепочки химических превращений

16.

1

Единство химической организации живых организмов. Спирты

Фронтальный

15.01

17.

2

Фенол

Текущий

22.01

18.

3

Решение задач по теме «Спирты, фенол»

Индивидуальный

29.01

19.

4

Альдегиды и кетоны

Текущий

05.02

20.

5

Карбоновые кислоты

Текущий

12.02

21.

6

Практическая работа № 4 «Свойства этилового спирта, глицерина и уксусной кислоты»

Работа с учебником стр. 176 – 177

19.02

22.

7

Сложные эфиры. Жиры. Мыла

Текущий

26.02

23.

8

Практическая работа № 5 «Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка»

Работа с учебником стр. 177 – 178

05.03

24.

9

Углеводы. Моносахариды.

Фронтальный

12.03

25.

10

Дисахариды и полисахариды

Текущий

19.03

IV четверть

26.

11

Амины. Анилин

Фронтальный

02.04

27.

12

Аминокислоты. Белки

Фронтальный

09.04

28.

13

Нуклеиновые кислоты

Фронтальный

16.04

29.

14

Ферменты, витамины, гормоны, лекарства (НРК)

Текущий

23.04

30.

15

Решение задач и упражнений

Текущий

30.04

31.

16

Контрольная работа № 2 «Кислородсодержащие органические соединения»

Индивидуальная работа по вариантам

07.05

Тема: «Искусственные и синтетические полимеры»

Основная цель: изучить полимеры, их классификацию, структуру, свойства и использование .

Ученики должны знать: важнейшие вещества и материалы, наиболее широко распространенные полимеры и их свойства, классификацию, структуру.

Уметь: работать с информацией.

32.

1

Искусственные полимеры (НРК)

Текущий

14.05

33.

2

Синтетические органические соединения

Текущий

21.05

34.

3

Повторение курса химии 10 класса

Индивидуальный

28.05

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификаций явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого- либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, списки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда нона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основания изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основания наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка “5”:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка “3”:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, и объяснения, в оформлении работы, в соблюдений правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка “2”:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в несоблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования:

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснения и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

 Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способам.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две- три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Литература

1. Бочарников Р.А. Учимся решать задачи по химии. 8 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2014. 125 с.

2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник. М.: Дрофа, 2015. 191 с.

3. Габриелян О.С., Березкин Н.П., Ушакова А.А. и др. Химия 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2011. 253 с.

4. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В. и др. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этап. Ростов н/Д: Легион, 2009. 253 с.

5. Копылова Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах . Ростов н/Д: Феникс, 2014. 250 с.

6. Маршанов Г.Л. Сборник авторских задач по химии. 8 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014. 160 с.

7. Морозов В.Е. Рабочие программы по химии . 8 – 11 класс (по программам О.С. Габриеляна, И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской). М.: Планета, 2010. 221 с.

8. Стрельникова Е.Н. Контрольно – измерительные материалы. Химия. 10 класс. М.: ВАКО, 2015. 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольные работы

(образцы в двух вариантах)