Урок по теме "Циклоалканы" 10 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

Урок по теме : «Циклоалканы» 10 класс

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

 

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть особенности строения молекул циклоалканов, гомологический ряд и общую формулу циклоалканов, изомерию циклоалканов, номенклатуру циклоалканов, химические свойства циклоалканов, получение и применение циклоалканов.

 

 

УЭ-1

Цель: определите ваш исходный уровень знаний об углеводородах.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Какие соединения называются углеводородами?
  2. Назовите классификации углеводородов по строению углеродной цепи и по видам связей между атомами углеродов.
  3. Что вам известно о циклоалканах?

Работайте в парах и с классом.

 

УЭ-2

Цель: рассмотреть гомологический ряд и общую формулу циклоалканов, изомерию и номенклатуру циклоалканов.

 І. Внимательно прочитайте §15, с. 116-118.

 ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

1.    Какие углеводороды называются карбоциклическими?

2.    Что такое циклоалканы? 

3.    Какова общая формула циклоалканов, какое наименьшее значение имеет n, почему?

4.    По рис.18 и 19 рассмотрите строение молекул циклоалканов.

5.    Перечислите циклоалканы, составляющие гомологический ряд циклопропана.

6.    Какие типы изомерии характерны для циклоалканов?

7.    Характерна ли для алкинов пространственная изомерия? Почему?

8.    В чем отличие нумерации атомов углерода в циклоалканах от нумерации в алканах?

9.    Каким образом нумеруются атомы углерода цикла при наличии двух заместителей

ІІІ. Выполните упражнения:

  1. Назовите следующие вещества:

А)            ; Б)            ;   В)              Г)

 

2. Напишите структурные формулы следующих циклоалканов:

А) 1,3-диметилциклогексан;

Б) 1,4-диметилциклопентан;

В) циклобутан. 

3. Составьте формулы двух гомологом и двух изомеров для веществ: 

А) метилциклопентан:              Б)                        .

 

 

 

 

Обсудите вопросы в парах, запишите определение алкинов в тетрадь, запишите гомологический ряд ацетилена из первых пяти представителей, запишите виды изомерии, характерные для алкинов.

 

 

 

 

Запишите ответы в тетрадях.

 

УЭ-3

Цель: выяснить способы получения циклоалканов.

І. Внимательно прочитайте §15, с. 119-120.

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Перечислите способы получения циклоалканов.
  2. Какие из перечисленных реакций наиболее приемлемы в лаборатории, а какие – в промышленности?

ІІІ. Выполните упражнение:

Напишите уравнения следующих химических реакций:

А) дегалогенирование 1,4-дихлорбутана действием цинка;

Б) получение этилциклогексана гидрированием этилбензола;

В) пиролиза кальциевой соли гександикарбоновой кислоты.

 

 

Обсудите вопросы в парах и с классом, запишите три способа получения циклоалканов, назовите исходные вещества и продукты реакций.

Запишите ответы в тетрадях.

 

УЭ-4

Цель: рассмотреть химические свойства циклоалканов.

І. Внимательно прочитайте §15, с. 120-121.

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

1.          Какие типы реакций характерны для циклоалканов с малым размером циклов? Свойства каких типов углеводородов они напоминают?

2.        Какие типы реакций характерны для циклогексана и циклопентана? Свойства каких типов углеводородов они напоминают?

ІІІ. Выполните упражнение:

  1. Для циклопропана наиболее характерны реакции:

А) изомеризации; Б) замещения; 

В) присоединения; Г) полимеризации. 

2. Продукт взаимодействия циклогексана с бромом при действии УФ-излучения называется:

А)1,2-дибромциклогексан; Б)бромциклогексан; В) 1,1-дибромциклогексан;Г)1,6-дибромгексан.

3. Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения циклопропана равна:

А) 11; Б) 15; В) 23; Г) 25.

4. Для циклогексана наиболее характерны реакции:

А) изомеризации; Б) замещения; 

В) присоединения; Г) полимеризации. 

5. Продукт взаимодействия циклопропана с бромоводородом называется:

А) 1-бромпропан; Б) бромциклопрапан;

В) 2-бромпропан; Г) 1,3-дибромпропан.

 

 

Обсудите вопросы в парах и с классом, запишите характерные химические свойства для циклопропана и циклогексана.

Запишите ответы в тетрадях

 

УЭ-5

Цель: проверьте полученные знания об алкинах.

Выполните тест:

  1. (1 балл) Общая формула циклоалканов:

А) СnН2n; Б) СnН2n+2; В) СnН2n-2; Г) СnНn.

2. (1 балл)  Общая формула СnН2n отражает состав:

А) алканов; Б) алкинов; В) циклоалканов.

3. (1 балл)  Циклоалканами называют:

А) карбоциклические углеводороды, не содержащие кратные связи; Б) ациклические углеводороды, не содержащие кратные связи; В) вещества, молекулы которых состоят из нескольких групп СН2, замкнутых в цикл;

Г) циклические углеводороды, содержащие одну двойную связь.

4. (1 балл) Какое утверждение верно?

А) все циклоалканы являются карбоциклическими углеводородами; 

Б) все карбоциклические углеводороды являются циклоалканами; 

В) карбоциклические углеводороды не могут содержать кратную связь в цикле; 

Г) карбоциклические углеводороды могут содержать не более двух двойных связей в цикле. 

5. (1 балл) В каком из циклоалканов угловое напряжение максимально?

А) циклогексан; Б) циклопропан; 

В) циклобутан; Г) циклопентан.

6. (1 балл) В каком из циклоалканов угловое напряжение минимально?

А) циклогексан; Б) циклопропан; 

В) циклобутан; Г) циклопентан.

7. (1 балла) Найдите изомер циклогексана:

А)         ; Б)                 ; В)          ; Г) 

 

 

8. (1 балла) Найдите изомер метилциклогексана:

А)         ; Б)                 ; В)          ; Г) 

 

 

9.(2 балла) Запишите структурные формулы веществ:

А) 1,2-диметилциклогексан; 

Б) 1,1-диметилпентан.

10.(2 балла) Запишите структурные формулы веществ:

А) 1,3-диметилциклогексан; 

Б) 1,2-диметилциклопентан.

11*. (3балла)  Присоединение бромоводорода к циклоалканам протекает по правилу Марковникова. Продукт взаимодействия метилциклопропана с бромоводородом называется:

А) 2-бромбутан; Б) 1-бромпропан; 

В)1-бромбутан; Г)1-метил-1-бромциклопропан.

Напишите уравнение реакции.

12*. (3 балла) Присоединение хлороводорода к циклоалканам протекает по правилу Марковникова. Продукт взаимодействия метилциклобутана с хлороводородом называется:

А) 2-хлорпентанан; Б) 1-хлорпентанан; 

В)1-хлорбутан; Г)1-метил-1-хлорциклобутан.

Напишите уравнение реакции.

 13**. (5 баллов)  Напишите структурные изомеры всех углеводородов состава С4Н8. Назовите вещества. Число изомеров равно:

А) 4; Б) 5; В) 6; Г) 7.

14**. (5 баллов) Напишите структурные изомеры всех циклоалканов состава С5Н10. Назовите вещества. Число изомеров равно:

А) 4; Б) 5; В) 6; Г) 7.. 

15. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении горения циклобутана равна: 

А) 14; Б) 15; В) 16: Г) 13.

16. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении горения метилциклопропана равна:

А) 14; Б) 15; В) 16: Г) 13.

 

 

Работайте индивидуально, произведите взаимоконтроль знаний в парах.

 

УЭ-6

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

 

15-13

12-10

9-7

менее 6

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §15, упр. 1,2,3.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме : «Циклоалканы» 10 класс

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть особенности строения молекул циклоалканов, гомологический ряд и общую формулу циклоалканов, изомерию циклоалканов, номенклатуру циклоалканов, химические свойства циклоалканов, получение и применение циклоалканов.

УЭ-1

Цель: определите ваш исходный уровень знаний об углеводородах.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Какие соединения называются углеводородами?
  2. Назовите классификации углеводородов по строению углеродной цепи и по видам связей между атомами углеродов.
  3. Что вам известно о циклоалканах?

Работайте в парах и с классом.

УЭ-2

Цель: рассмотреть гомологический ряд и общую формулу циклоалканов, изомерию и номенклатуру циклоалканов.

 І. Внимательно прочитайте §15, с. 116-118.

 ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие углеводороды называются карбоциклическими?
  2. Что такое циклоалканы? 
  3. Какова общая формула циклоалканов, какое наименьшее значение имеет n, почему?
  4. По рис.18 и 19 рассмотрите строение молекул циклоалканов.
  5. Перечислите циклоалканы, составляющие гомологический ряд циклопропана.
  6. Какие типы изомерии характерны для циклоалканов?
  7. Характерна ли для алкинов пространственная изомерия? Почему?
  8. В чем отличие нумерации атомов углерода в циклоалканах от нумерации в алканах?
  9. Каким образом нумеруются атомы углерода цикла при наличии двух заместителей

ІІІ. Выполните упражнения:

  1. Назовите следующие вещества:

А)            ; Б)            ;   В)              Г)

2. Напишите структурные формулы следующих циклоалканов:

А) 1,3-диметилциклогексан;

Б) 1,4-диметилциклопентан;

В) циклобутан. 

3. Составьте формулы двух гомологом и двух изомеров для веществ: 

А) метилциклопентан:              Б)                        .

Обсудите вопросы в парах, запишите определение алкинов в тетрадь, запишите гомологический ряд ацетилена из первых пяти представителей, запишите виды изомерии, характерные для алкинов.

Запишите ответы в тетрадях.

УЭ-3

Цель: выяснить способы получения циклоалканов.

І. Внимательно прочитайте §15, с. 119-120.

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Перечислите способы получения циклоалканов.
  2. Какие из перечисленных реакций наиболее приемлемы в лаборатории, а какие – в промышленности?

ІІІ. Выполните упражнение:

Напишите уравнения следующих химических реакций:

А) дегалогенирование 1,4-дихлорбутана действием цинка;

Б) получение этилциклогексана гидрированием этилбензола;

В) пиролиза кальциевой соли гександикарбоновой кислоты.

Обсудите вопросы в парах и с классом, запишите три способа получения циклоалканов, назовите исходные вещества и продукты реакций.

Запишите ответы в тетрадях.

УЭ-4

Цель: рассмотреть химические свойства циклоалканов.

І. Внимательно прочитайте §15, с. 120-121.

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие типы реакций характерны для циклоалканов с малым размером циклов? Свойства каких типов углеводородов они напоминают?
  2. Какие типы реакций характерны для циклогексана и циклопентана? Свойства каких типов углеводородов они напоминают?

ІІІ. Выполните упражнение:

  1. Для циклопропана наиболее характерны реакции:

А) изомеризации; Б) замещения; 

В) присоединения; Г) полимеризации. 

2. Продукт взаимодействия циклогексана с бромом при действии УФ-излучения называется:

А)1,2-дибромциклогексан; Б)бромциклогексан; В) 1,1-дибромциклогексан;Г)1,6-дибромгексан.

3. Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения циклопропана равна:

А) 11; Б) 15; В) 23; Г) 25.

4. Для циклогексана наиболее характерны реакции:

А) изомеризации; Б) замещения; 

В) присоединения; Г) полимеризации. 

5. Продукт взаимодействия циклопропана с бромоводородом называется:

А) 1-бромпропан; Б) бромциклопрапан;

В) 2-бромпропан; Г) 1,3-дибромпропан.

Обсудите вопросы в парах и с классом, запишите характерные химические свойства для циклопропана и циклогексана.

Запишите ответы в тетрадях

УЭ-5

Цель: проверьте полученные знания об алкинах.

Выполните тест:

  1. (1 балл) Общая формула циклоалканов:

А) СnН2n; Б) СnН2n+2; В) СnН2n-2; Г) СnНn.

2. (1 балл)  Общая формула СnН2n отражает состав:

А) алканов; Б) алкинов; В) циклоалканов.

3. (1 балл)  Циклоалканами называют:

А) карбоциклические углеводороды, не содержащие кратные связи; Б) ациклические углеводороды, не содержащие кратные связи; В) вещества, молекулы которых состоят из нескольких групп СН2, замкнутых в цикл;

Г) циклические углеводороды, содержащие одну двойную связь.

4. (1 балл) Какое утверждение верно?

А) все циклоалканы являются карбоциклическими углеводородами; 

Б) все карбоциклические углеводороды являются циклоалканами; 

В) карбоциклические углеводороды не могут содержать кратную связь в цикле; 

Г) карбоциклические углеводороды могут содержать не более двух двойных связей в цикле. 

5. (1 балл) В каком из циклоалканов угловое напряжение максимально?

А) циклогексан; Б) циклопропан; 

В) циклобутан; Г) циклопентан.

6. (1 балл) В каком из циклоалканов угловое напряжение минимально?

А) циклогексан; Б) циклопропан; 

В) циклобутан; Г) циклопентан.

7. (1 балла) Найдите изомер циклогексана:

А)         ; Б)                 ; В)          ; Г) 

8. (1 балла) Найдите изомер метилциклогексана:

А)         ; Б)                 ; В)          ; Г) 

9.(2 балла) Запишите структурные формулы веществ:

А) 1,2-диметилциклогексан; 

Б) 1,1-диметилпентан.

10.(2 балла) Запишите структурные формулы веществ:

А) 1,3-диметилциклогексан; 

Б) 1,2-диметилциклопентан.

11*. (3балла)  Присоединение бромоводорода к циклоалканам протекает по правилу Марковникова. Продукт взаимодействия метилциклопропана с бромоводородом называется:

А) 2-бромбутан; Б) 1-бромпропан; 

В)1-бромбутан; Г)1-метил-1-бромциклопропан.

Напишите уравнение реакции.

12*. (3 балла) Присоединение хлороводорода к циклоалканам протекает по правилу Марковникова. Продукт взаимодействия метилциклобутана с хлороводородом называется:

А) 2-хлорпентанан; Б) 1-хлорпентанан; 

В)1-хлорбутан; Г)1-метил-1-хлорциклобутан.

Напишите уравнение реакции.

 13**. (5 баллов)  Напишите структурные изомеры всех углеводородов состава С4Н8. Назовите вещества. Число изомеров равно:

А) 4; Б) 5; В) 6; Г) 7.

14**. (5 баллов) Напишите структурные изомеры всех циклоалканов состава С5Н10. Назовите вещества. Число изомеров равно:

А) 4; Б) 5; В) 6; Г) 7.. 

15. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении горения циклобутана равна: 

А) 14; Б) 15; В) 16: Г) 13.

16. (1 балл) Сумма коэффициентов в уравнении горения метилциклопропана равна:

А) 14; Б) 15; В) 16: Г) 13.

Работайте индивидуально, произведите взаимоконтроль знаний в парах.

УЭ-6

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

15-13

12-10

9-7

менее 6

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §15, упр. 1,2,3.