Рабочая программа по химии 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
Класс: 8
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель химии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4. Приказ Миистерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по химии для 8 классов (авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.)
6 Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8 .Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по химии для 8 классов. Авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.
- Учебник под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф». 2015 г)
. Изучение химии в основной школе направлено:
- на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды. Содержание представлено взаимосвязанными и равными блоками знаний, развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и
Курс химии 8 класса (2ч. в неделю для общеобразовательных классов) предполагает изучение двух разделов.
Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно - молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно - молекулярном, так и на электронном уровнях.
Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций.
Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
Ведущие цели обучения химии.
· Освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
· Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
Задачи обучения: способствовать развитию ОУУН:
· Изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;
· Формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать причинно-следственные связи и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
· Формирование умений организовывать свой учебный труд, пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте;
§ Формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности, учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений…); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю).
2.Календарно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Введение (2 часа) | |||||
1 | Предмет и задачи химии. | 1 | Характеризовать понятия: химия — наука о веществах их свойствах и превращениях. Основные понятия и теории химии | 1 неделя |
|
2 | Практическая работа №1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | 1 | Обосновать понятие «вещество» в физике и химии. Физические свойства веществ. Физические и химические явления.
| 1 неделя |
|
Глава I «Вещества и химические явления» (11 часов) | |||||
3 | Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления | 1 | Атомы, молекулы. Химические элементы и их знаки. Формы существования химических элементов. | 2 неделя |
|
4 | Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе. | 1 | Вещества простые и сложные Простые вещества: металлы и неметаллы. Металлы и неметаллы; их общая характеристика. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обуславливающих загрязненность окружающей среды. Описание наиболее распространенных простых веществ. Качественный и количественный состав вещества. Закон постоянства состава. Химическая формула.
| 2 неделя |
|
5 | Состав веществ. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава веществ | 1 | Характеризовать атомно-молекулярное учение в химии. | 3 неделя |
|
6 | Атомно-молекулярное учение. | 1
| Вычислять относительную атомную массу элемента. Характеризовать понятия:относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в соединении. | 3 неделя |
|
7 | Относительная атомная, молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении | 1 | Определять массовые доли элементов в соединении. | 4 неделя |
|
8 | Решение задач: расчеты по химическим формулам | 1 | Решеать задачи и делать расчеты по химическим формулам | 4 неделя |
|
9 | Система химических элементов Д.И. Менделеева. | 1 | Характеризовать систему химических элементов Д.И. Менделеева. | 5 неделя |
|
10 | Валентность химических элементов. | 1 | Определять валентность химических элементов. | 5 неделя |
|
11 | Валентность химических элементов. | 1 | Определять валентность химических элементов в соединениях | 6 неделя |
|
12 | Количества вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | Характеризовать количества вещества, моль, молярная масса., решать примеры | 6 неделя |
|
13 | Решение задач: расчеты по химическим формулам | 1 | Проводить: расчеты по химическим формулам | 7 неделя |
|
Глава II Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии ( 7 часов) | |||||
14 | Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции. | 1 | Характеризовать химические реакции, решать задачи на вычисление теплового эффекта | 7 неделя |
|
15 | Закон сохранения массы и энергии веществ | 1 | Обосновать закон сохранения массы веществ | 8 неделя |
|
16 | Уравнения химических реакций | 1 | Составлять уранения химических реакций | 8 неделя |
|
17 | Решение задач: расчеты по химическим уравнениям. | 1 | Проводить расчеты по химическим уравнениям. | 9 неделя |
|
18 | Типы химических реакций. | 1 | Характеризовать типы химичечких реакций, определять и приводить примеры | 9 неделя |
|
19 | Обобщение знаний по темам 1-3 | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 10 неделя |
|
20 | Контрольная работа №1 | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 10 неделя |
|
Глава III « Методы химии» ( 2 часа) | |||||
21 | Методы химии Анализ и синтез веществ. | 1 | Характеризовать методы химии, проводить анализ и синтез веществ. | 11 неделя |
|
22 | Химический язык. | 1 | Разговаривать на химическом языке | 11 неделя |
|
Глава IV «Вещества в окружающей нас природе и в технике» ( 5 часов) | |||||
23 | Чистые вещества и смеси. Практическая работа №2. Очистка веществ. | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 12 неделя |
|
24 | Растворы. Растворимость веществ. Практическая работа №3. Растворимость веществ. | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 12 неделя |
|
25 | Способы выражения концентрации растворов
| 1 | Характеризовать способы выражения концентрации растворов | 13 неделя |
|
26 | Решение задач на растворы. | 1 | Решать химические задачи | 13 неделя |
|
27 | Практическая работа №4. Приготовление растворов заданной концентрации. | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 14 неделя |
|
Глава V « Понятие о газах. Воздух, кислород, горение» (8 часов) | |||||
28 | Законы Гей-Люссака и Авогадро. | 1 | Характеризовать закон Гей Люссака и Авогалро и использовать при решении задач.
| 14 неделя |
|
29 | Решение задач, расчеты с использованием газовых законов. Относительная плотность газов. | 1 | Проводить расчеты с использованием газовых законов, вычислять относительные плотности газов. | 15 неделя |
|
30 | Воздух - смесь газов. | 1 | Характеризовать воздух как смесь газов | 15 неделя |
|
31 | Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода. | 1 | Давать характеристику кислороду как химическому элементу и как простому веществу | 16 неделя |
|
32 | Практическая работа №5. Получение кислорода и изучение его свойств | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 16 неделя |
|
33 | Химические свойства и применение кислорода | 1 | Характеризовать химиеские свойства и применение кислорода | 17 неделя |
|
34 | Обобщение знаний по темам 4-5. | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 17 неделя |
|
35 | Контрольная работа №2. | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 18 неделя |
|
Глава VI «Основные классы неорганических соединений» (12 часов) | |||||
36 | Оксиды и их классификация. Понятие об амфотерности. | 1 | Характеризовать оксиды и их классификацию, делать выводы | 18 неделя |
|
37 | Основания - гидроксиды основных оксидов. | 1 | Характеризовать основания и их классификацию, делать выводы | 19 неделя |
|
38 | Кислоты. | 1 | Характеризовать кислоты и их классификацию, делать выводы | 19 неделя |
|
39 | Соли: состав и номенклатура. | 1 | Характеризовать соли и их классификацию, делать выводы | 20 неделя |
|
40 | Химические свойства оксидов. | 1 | Характеризовать химические совйства оксидов и их классификацию, делать выводы | 20 неделя |
|
41 | Получение и химические свойства щелочей. | 1 | Познакомиться с получением и химическими свойствами щелочей | 21 неделя |
|
42 | Получение и химические свойства нерастворимых оснований. | 1 | Познакомиться с получением и химическими свойствами нерастворимых оснований | 21 неделя |
|
43 | Химические свойства кислот. | 1 | Познакомиться с получением и химическими свойствами кслот | 22 неделя |
|
44 | Химические свойства солей. | 1 | Познакомиться с получением и химическими свойствами солей | 22 неделя |
|
45 | Классификация и генетическая взаимосвязь между классами неорганических соединений | 1 | Анализировать классификацию и генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений | 23 неделя |
|
46 | Практическая работа №6. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот. | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 23 неделя |
|
47 | Контрольная работа №3. | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания | 24 неделя |
|
Глава VII «Строение атома» (3часа) | |||||
48 | Состав и важнейшие характеристики атома. | 1 | Научиться характеризовать состав атома, дать характеристику. | 24 неделя |
|
49 | Изотопы. Химический элемент. | 1 | Познакомиться с понятием о растворах как гомогенных физико-химических системах. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Коэффициент растворимости. | 25 неделя |
|
50 | Состояние электрона в атоме. Строение электронных оболочек. | 1 | Характеризовать состояние электрона в атоме, строение электронных оболочек атомов элементов: s-, p-. особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов и место элемента в ПС и электронная структура атомов. | 25 неделя |
|
Глава VIII «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» ( 3 часа) | |||||
51 | Свойства химических элементов и их периодические изменения | 1 | Определять свойства химических элементов и их периодические изменения | 26 неделя |
|
52 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И, Менделеева в свете теории строения атома. | 1 | Характеризовать современную трактовку периодического закона, периодическую систему в свете строения атома, физический смысл номера периода и групп . | 26 неделя |
|
53 | Характеристика химических элементов по положению в периодической системе | 1 | Давать общую характеристику элементам на основе его положения в ПС. Знать научное значение периодического закона. Работать с таблицей, давать характеристику химическим свойствам элементов главных подгрупп и переходных элементов и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Семейства элементов (на примере щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Относительная электроотрицательность элементов.
| 27 неделя |
|
Глава IX. «Строение вещества» (5 часов) | |||||
54 | Валентные состояния и химические связи атомов элементов. | 1 | Познакомиться с понятиями: валентное состояние атомов в свете теории электронного строения, валентные электроны, химическая связь атомов. | 27 неделя |
|
55 | Ковалентная связь и ее виды. | 1 | Познакомиться с понятиями: ковалентная связь и механизмом ее образования. Определять виды неполярной и полярной ковалентных связей. Давать харакетристику ковалентной связи. Научиться писать электронные и структурные формулы веществ. | 28 неделя |
|
56 | Понятие об ионной связи | 1 | Познакомиться с понятиями: ионная связь и механизмом ее образования. Катионы и анионы. Кристаллическое строение веществ.
| 28 неделя |
|
57 | Степень окисления | 1 | Определять степень окисления элементов | 29 неделя |
|
58 | Кристаллическое состояние вещества. | 1 | Определять кристаллическое состояние вещества | 29 неделя |
|
Глава X «Химические реакции в свете электронной теории» (2 часа) | |||||
59 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | Познакомиться с общей характеристикой окислительно-восстановительных реакций, классификацией химических реакций в свете электронной теории, процессами окисления и восстановления; окислитель и восстановитель. | 30 неделя |
|
60 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 1 | Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций | 30 неделя |
|
Глава XI Водород (3 часа) | |||||
61 | Водород - элемент и простое вещество. Получение водорода. | 1 | Характеризовать водород в космосе и на Земле. Познакомиться с понятиями: ядерные реакции на Солнце, получением водорода в лаборатории и водородом как химическим элементом и как простым веществом и изотопами водорода.
| 31 неделя |
|
62 | Химические свойства водорода. Вода
| 1 | Характеризовать физические и химические свойства водорода, применение водорода, промышленное получение водорода и водорода как экологически чистого топлива; перспективами его использования. | 31 неделя |
|
63 | Практическая работа №7. Получение водорода и исследование его химических свойств. | 1 | Получить водород и исследовать его химические свойства. | 32 неделя |
|
Глава XII Галогены (3часа) | |||||
64 | Галогены - химические элементы и простые вещества. | 1 | Характеризовать галогенов как химических элементов и простых веществ. Определять строение атомов галогенов.
| 32 неделя |
|
65 | Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды. | 1 | Характеризовать получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Соли соляной кислоты. Биологическое значение галогенов. | 33 неделя |
|
66 | Практическая работа №8 Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» | 1 | Получить лабораторным способом соляную кислоту и познакомиться ее свойствами. | 33 неделя |
|
Глава XIII . Обобщение знаний (3 часа) | |||||
67 | Повторение и обобщение знаний курса химии 8 класса. Зачет | 1 | Обобщить и систаматизировать полученные знания | 34 неделя |
|
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Обобщить и систаматизировать полученные знания | 34 неделя |
|
69 | Повторение. | 1 | Обобщить и систаматизировать полученные знания | 35 неделя |
|
70 | Повторение | 1 | Обобщить и систаматизировать полученные знания | 35 неделя |
|
. Химия. Программы. 8-11 классы / Н.Е Кузнецова, Н.Н Гара.-2-е изд, перераб.-М.: «Вентана-Граф», 2013
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
Уметь:
-называть химические элементы, соединения изученных классов;
-объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для безопасного обращения с веществами и материалами;
-экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
-приготовления растворов заданной концентрации.
4 Список литературы:
Учебник:
Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара «Химия. 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2015 г.
Методические пособия для учителя:
Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин Программы по химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений./ Под ред. Н.Е.Кузнецовой - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2016
М.А.Шаталов Уроки химии. Методическое пособие 8 класс - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2006
А.Е.Насонова Химия в таблицах 8 – 11 класс. Справочное пособие – М. Дрофа, 2000
3. Задачник по химии для учащихся 8 класса/ Н.Е Кузнецова
4. Химия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы / Н.П. Троегубова. – М. ООО «ВАКО»,2010 г.
5. Химия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы / А.С. Корощенко, А.В. Яшукова. – М. «Экзамен»
2016 г
6. Химия. Планируемые результаты. Система заданий 8 – 9 класс / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю.
Добротин. – М. «Просвещение» 2013
4. Список литературы:
Литература основная и дополнительная
1. Кузнецова Н.Е.,Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.- 224 с.: ил
2. Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.. -128с.
3. Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015г..-128с.
4. Каверина А.А. Химия: дидактические материалы: 8-9. М.: ВЛАДОС, 2007
5. Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007
6. Иванов В.Г. . Химия в формулах 8-11 класс: справочные материалы М: Дрофа,
2007
7. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы. Ростов н/Д:
изд-во «Феникс»,2002
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_himiya_.docx | 67.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
(Ангабаева Т.Н)_____________ от «31» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
Класс: 8
Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель химии
Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4. Приказ Миистерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5 Программа по химии для 8 классов (авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.)
6 Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8 .Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа по химии для 8 классов. Авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.
- Учебник под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф». 2015 г)
. Изучение химии в основной школе направлено:
- на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды. Содержание представлено взаимосвязанными и равными блоками знаний, развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и
Курс химии 8 класса (2ч. в неделю для общеобразовательных классов) предполагает изучение двух разделов.
Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно - молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно - молекулярном, так и на электронном уровнях.
Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций.
Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
Ведущие цели обучения химии.
- Освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
- Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
Задачи обучения: способствовать развитию ОУУН:
- Изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- Формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать причинно-следственные связи и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
- Формирование умений организовывать свой учебный труд, пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте;
- Формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности, учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений…); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю).
2.Календарно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Введение (2 часа) | |||||
1 | Предмет и задачи химии. | 1 | Характеризовать понятия: химия — наука о веществах их свойствах и превращениях. Основные понятия и теории химии | 1 неделя | |
2 | Практическая работа №1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | 1 | Обосновать понятие «вещество» в физике и химии. Физические свойства веществ. Физические и химические явления. | 1 неделя | |
Глава I «Вещества и химические явления» (11 часов) | |||||
3 | Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления | 1 | Атомы, молекулы. Химические элементы и их знаки. Формы существования химических элементов. | 2 неделя | |
4 | Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе. | 1 | Вещества простые и сложные Простые вещества: металлы и неметаллы. Металлы и неметаллы; их общая характеристика. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обуславливающих загрязненность окружающей среды. Описание наиболее распространенных простых веществ. Качественный и количественный состав вещества. Закон постоянства состава. Химическая формула. | 2 неделя | |
5 | Состав веществ. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава веществ | 1 | Характеризовать атомно-молекулярное учение в химии. | 3 неделя | |
6 | Атомно-молекулярное учение. | 1 | Вычислять относительную атомную массу элемента. Характеризовать понятия:относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в соединении. | 3 неделя | |
7 | Относительная атомная, молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении | 1 | Определять массовые доли элементов в соединении. | 4 неделя | |
8 | Решение задач: расчеты по химическим формулам | 1 | Решеать задачи и делать расчеты по химическим формулам | 4 неделя | |
9 | Система химических элементов Д.И. Менделеева. | 1 | Характеризовать систему химических элементов Д.И. Менделеева. | 5 неделя | |
10 | Валентность химических элементов. | 1 | Определять валентность химических элементов. | 5 неделя | |
11 | Валентность химических элементов. | 1 | Определять валентность химических элементов в соединениях | 6 неделя | |
12 | Количества вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | Характеризовать количества вещества, моль, молярная масса., решать примеры | 6 неделя | |
13 | Решение задач: расчеты по химическим формулам | 1 | Проводить: расчеты по химическим формулам | 7 неделя | |
Глава II Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии ( 7 часов) | |||||
14 | Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции. | 1 | Характеризовать химические реакции, решать задачи на вычисление теплового эффекта | 7 неделя | |
15 | Закон сохранения массы и энергии веществ | 1 | Обосновать закон сохранения массы веществ | 8 неделя | |
16 | Уравнения химических реакций | 1 | Составлять уранения химических реакций | 8 неделя | |
17 | Решение задач: расчеты по химическим уравнениям. | 1 | Проводить расчеты по химическим уравнениям. | 9 неделя | |
18 | Типы химических реакций. | 1 | Характеризовать типы химичечких реакций, определять и приводить примеры | 9 неделя | |
19 | Обобщение знаний по темам 1-3 | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 10 неделя | |
20 | Контрольная работа №1 | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 10 неделя | |
Глава III « Методы химии» ( 2 часа) | |||||
21 | Методы химии Анализ и синтез веществ. | 1 | Характеризовать методы химии, проводить анализ и синтез веществ. | 11 неделя | |
22 | Химический язык. | 1 | Разговаривать на химическом языке | 11 неделя | |
Глава IV «Вещества в окружающей нас природе и в технике» ( 5 часов) | |||||
23 | Чистые вещества и смеси. Практическая работа №2. Очистка веществ. | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 12 неделя | |
24 | Растворы. Растворимость веществ. Практическая работа №3. Растворимость веществ. | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 12 неделя | |
25 | Способы выражения концентрации растворов | 1 | Характеризовать способы выражения концентрации растворов | 13 неделя | |
26 | Решение задач на растворы. | 1 | Решать химические задачи | 13 неделя | |
27 | Практическая работа №4. Приготовление растворов заданной концентрации. | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 14 неделя | |
Глава V « Понятие о газах. Воздух, кислород, горение» (8 часов) | |||||
28 | Законы Гей-Люссака и Авогадро. | 1 | Характеризовать закон Гей Люссака и Авогалро и использовать при решении задач. | 14 неделя | |
29 | Решение задач, расчеты с использованием газовых законов. Относительная плотность газов. | 1 | Проводить расчеты с использованием газовых законов, вычислять относительные плотности газов. | 15 неделя | |
30 | Воздух - смесь газов. | 1 | Характеризовать воздух как смесь газов | 15 неделя | |
31 | Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода. | 1 | Давать характеристику кислороду как химическому элементу и как простому веществу | 16 неделя | |
32 | Практическая работа №5. Получение кислорода и изучение его свойств | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 16 неделя | |
33 | Химические свойства и применение кислорода | 1 | Характеризовать химиеские свойства и применение кислорода | 17 неделя | |
34 | Обобщение знаний по темам 4-5. | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 17 неделя | |
35 | Контрольная работа №2. | 1 | Обобщить и систематизировать знания | 18 неделя | |
Глава VI «Основные классы неорганических соединений» (12 часов) | |||||
36 | Оксиды и их классификация. Понятие об амфотерности. | 1 | Характеризовать оксиды и их классификацию, делать выводы | 18 неделя | |
37 | Основания - гидроксиды основных оксидов. | 1 | Характеризовать основания и их классификацию, делать выводы | 19 неделя | |
38 | Кислоты. | 1 | Характеризовать кислоты и их классификацию, делать выводы | 19 неделя | |
39 | Соли: состав и номенклатура. | 1 | Характеризовать соли и их классификацию, делать выводы | 20 неделя | |
40 | Химические свойства оксидов. | 1 | Характеризовать химические совйства оксидов и их классификацию, делать выводы | 20 неделя | |
41 | Получение и химические свойства щелочей. | 1 | Познакомиться с получением и химическими свойствами щелочей | 21 неделя | |
42 | Получение и химические свойства нерастворимых оснований. | 1 | Познакомиться с получением и химическими свойствами нерастворимых оснований | 21 неделя | |
43 | Химические свойства кислот. | 1 | Познакомиться с получением и химическими свойствами кслот | 22 неделя | |
44 | Химические свойства солей. | 1 | Познакомиться с получением и химическими свойствами солей | 22 неделя | |
45 | Классификация и генетическая взаимосвязь между классами неорганических соединений | 1 | Анализировать классификацию и генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений | 23 неделя | |
46 | Практическая работа №6. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот. | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы по работе | 23 неделя | |
47 | Контрольная работа №3. | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания | 24 неделя | |
Глава VII «Строение атома» (3часа) | |||||
48 | Состав и важнейшие характеристики атома. | 1 | Научиться характеризовать состав атома, дать характеристику. | 24 неделя | |
49 | Изотопы. Химический элемент. | 1 | Познакомиться с понятием о растворах как гомогенных физико-химических системах. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Коэффициент растворимости. | 25 неделя | |
50 | Состояние электрона в атоме. Строение электронных оболочек. | 1 | Характеризовать состояние электрона в атоме, строение электронных оболочек атомов элементов: s-, p-. особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов и место элемента в ПС и электронная структура атомов. | 25 неделя | |
Глава VIII «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» ( 3 часа) | |||||
51 | Свойства химических элементов и их периодические изменения | 1 | Определять свойства химических элементов и их периодические изменения | 26 неделя | |
52 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И, Менделеева в свете теории строения атома. | 1 | Характеризовать современную трактовку периодического закона, периодическую систему в свете строения атома, физический смысл номера периода и групп . | 26 неделя | |
53 | Характеристика химических элементов по положению в периодической системе | 1 | Давать общую характеристику элементам на основе его положения в ПС. Знать научное значение периодического закона. Работать с таблицей, давать характеристику химическим свойствам элементов главных подгрупп и переходных элементов и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Семейства элементов (на примере щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Относительная электроотрицательность элементов.
| 27 неделя | |
Глава IX. «Строение вещества» (5 часов) | |||||
54 | Валентные состояния и химические связи атомов элементов. | 1 | Познакомиться с понятиями: валентное состояние атомов в свете теории электронного строения, валентные электроны, химическая связь атомов. | 27 неделя | |
55 | Ковалентная связь и ее виды. | 1 | Познакомиться с понятиями: ковалентная связь и механизмом ее образования. Определять виды неполярной и полярной ковалентных связей. Давать харакетристику ковалентной связи. Научиться писать электронные и структурные формулы веществ. | 28 неделя | |
56 | Понятие об ионной связи | 1 | Познакомиться с понятиями: ионная связь и механизмом ее образования. Катионы и анионы. Кристаллическое строение веществ. | 28 неделя | |
57 | Степень окисления | 1 | Определять степень окисления элементов | 29 неделя | |
58 | Кристаллическое состояние вещества. | 1 | Определять кристаллическое состояние вещества | 29 неделя | |
Глава X «Химические реакции в свете электронной теории» (2 часа) | |||||
59 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | Познакомиться с общей характеристикой окислительно-восстановительных реакций, классификацией химических реакций в свете электронной теории, процессами окисления и восстановления; окислитель и восстановитель. | 30 неделя | |
60 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 1 | Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций | 30 неделя | |
Глава XI Водород (3 часа) | |||||
61 | Водород - элемент и простое вещество. Получение водорода. | 1 | Характеризовать водород в космосе и на Земле. Познакомиться с понятиями: ядерные реакции на Солнце, получением водорода в лаборатории и водородом как химическим элементом и как простым веществом и изотопами водорода. | 31 неделя | |
62 | Химические свойства водорода. Вода | 1 | Характеризовать физические и химические свойства водорода, применение водорода, промышленное получение водорода и водорода как экологически чистого топлива; перспективами его использования. | 31 неделя | |
63 | Практическая работа №7. Получение водорода и исследование его химических свойств. | 1 | Получить водород и исследовать его химические свойства. | 32 неделя | |
Глава XII Галогены (3часа) | |||||
64 | Галогены - химические элементы и простые вещества. | 1 | Характеризовать галогенов как химических элементов и простых веществ. Определять строение атомов галогенов. | 32 неделя | |
65 | Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды. | 1 | Характеризовать получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Соли соляной кислоты. Биологическое значение галогенов. | 33 неделя | |
66 | Практическая работа №8 Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» | 1 | Получить лабораторным способом соляную кислоту и познакомиться ее свойствами. | 33 неделя | |
Глава XIII . Обобщение знаний (3 часа) | |||||
67 | Повторение и обобщение знаний курса химии 8 класса. Зачет | 1 | Обобщить и систаматизировать полученные знания | 34 неделя | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Обобщить и систаматизировать полученные знания | 34 неделя | |
69 | Повторение. | 1 | Обобщить и систаматизировать полученные знания | 35 неделя | |
70 | Повторение | 1 | Обобщить и систаматизировать полученные знания | 35 неделя |
. Химия. Программы. 8-11 классы / Н.Е Кузнецова, Н.Н Гара.-2-е изд, перераб.-М.: «Вентана-Граф», 2013
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
Уметь:
-называть химические элементы, соединения изученных классов;
-объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для безопасного обращения с веществами и материалами;
-экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
-приготовления растворов заданной концентрации.
4 Список литературы:
Учебник:
Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара «Химия. 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2015 г.
Методические пособия для учителя:
Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин Программы по химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений./ Под ред. Н.Е.Кузнецовой - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2016
М.А.Шаталов Уроки химии. Методическое пособие 8 класс - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2006
А.Е.Насонова Химия в таблицах 8 – 11 класс. Справочное пособие – М. Дрофа, 2000
Медиаресурсы:
Материалы сайтов:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31
Сеть творческих учителей. Химоза –
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com
Презентации PowerPoint –
http://iqwer.ru/powerpoint/prezentacija/himija.htm
«Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория»
1С: Химия репетитор
3. Задачник по химии для учащихся 8 класса/ Н.Е Кузнецова
4. Химия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы / Н.П. Троегубова. – М. ООО «ВАКО»,2010 г.
5. Химия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы / А.С. Корощенко, А.В. Яшукова. – М. «Экзамен»
2016 г
6. Химия. Планируемые результаты. Система заданий 8 – 9 класс / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю.
Добротин. – М. «Просвещение» 2013
4. Список литературы:
Литература основная и дополнительная
- Кузнецова Н.Е.,Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.- 224 с.: ил
- Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.. -128с.
- Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015г..-128с.
4. Каверина А.А. Химия: дидактические материалы: 8-9. М.: ВЛАДОС, 2007
5. Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007
6. Иванов В.Г. . Химия в формулах 8-11 класс: справочные материалы М: Дрофа,
2007
7. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы. Ростов н/Д:
изд-во «Феникс»,2002
Интернет сайты
Веб-квест по химии (сайт, созданный учащимися)
http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/
Открытый колледж Химия
http://www.college.ru/chemistry/
Школьная химия
http://www.schoolchemistry.by.ru/
Каталог образовательных ресурсов по химии
http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149
Виртуальный учебник по химии
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
Электронный учебник по химии Органическая химия
http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm
Химические игры Алхимик
http://www.alhimik.ru/fun/games.html
Я иду на урок химии
http://him.1september.ru/urok/
Методическое объединение учителей химии СВО Москвы
http://www.bolotovdv.narod.ru/index.html
Занимательная химия
http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm
http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html
htt p://hemi.wallst.ru/
http://sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html
http://formula44.narod.ru.p://hemi.wallst.ru/
http://www.school.edu.ru/default.as
http://www.zavuch.info/p