Рабочая программа по химии 11 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол №___ Директор школы
от «___» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Ангабаева Т.Н. от «__» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д.Дондупова
«__» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
класс: 11
количество часов: 35 (1 ч. в неделю)
учитель: Шоботкина Э.Б
срок действия раб. программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5.Программа по химии для 11 классов (авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.)
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8 .Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа для 8–11 классов общеобразовательных учреждений Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Жегин А. Ю.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана - Граф, 2014 г .
· Учебник под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф». 2015 г.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Планируемые результаты: в результате изучения данной программы ученик должен знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю).
2. Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения |
| ||||
план | факт |
| |||||||
Глава 1. Важнейшие понятия и законы ( 2часа) |
| ||||||||
1 | Основные понятия химии и взаимосвязи
| 1 | Давать характеристику основным химическим понятиям, делать вычисления М, n, V | 1 неделя
|
|
| |||
2 | Закон постоянства состававещества. Закон сохранениямассы веществ и закон Авогадро | 1 | Давть формулировки законов, решать задачи с применением стехио-метрических законов | 2 неделя
|
|
| |||
Глава 2. Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева ( 5 часов) |
|
|
|
3 неделя
| |||||
3 |
о строении атома | 1 | Характеризовать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами, составлять электронные формулы атомов
| 4 неделя |
|
| |||
4 | Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете теории строения атома | 1 | Характеризовать физический смысл порядковогономера, номеров периода и группы, формулировки периодического закона
|
|
|
| |||
5 | Химическая связь. Виды химической связи | 1 | Харакетризовать понятия: окисления, валентныеэлектроны, валентность, возбуждённоесостояние атома, классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них, характеризовать свойствавещества, зная тип его хим. связи; по формуле вещества | 5 неделя
|
|
| |||
6 | Вещества молекулярного инемолекулярного строения.Кристаллические решётки | 1 | Характеризо вать свойства вещества, зная тип егокристаллической решетки; по формулевещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки | 6 неделя
|
|
| |||
7 | Многообразие веществ и егопричины. Комплексные соединени
| 1 | Характеризовать понятия: аллотропия, гомология, изомерия, видыизомерии. составлять формулы изомеров |
7 неделя
|
|
| |||
Глава 4. Смеси и растворы веществ ( 3 часа) |
|
|
| 4 неделя | |||||
8 | Чистые вещества и смеси. Растворы | 1 | Определять способы вы ражения концентрации растворов, способы разделения смесей. решать задачи с использованиемпонятия «массовая доля вещества в растворе» и «молярнаяконцентрация»
| 8 неделя
|
|
| |||
9 | Практическая работа №1«Приготовление растворовзаданной концентрации | 1 | Знать основныеправила техникибезопасности приработе в химическом кабинете | 9 неделя
|
|
| |||
10 | Растворы электролитов. Дисперсные системы и коллоид ные системы - | 1 | Знать понятияэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Дисперсные системы |
10 неделя
|
|
| |||
Глава 5. Химические реакции (11 часов) |
|
|
| 4 неделя | |||||
11 | Классификация химическихреакции в органической и неорганической химии | 1 | Характеризовать какие процессы называютсяхимическими реакциями, в чем их суть. устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам поразличным признакам классификаци | 11 неделя
|
|
| |||
12 | Тепловой эффект реакции | 1 | Характеризовать понятия: «теплота образования вещества», «тепловой эффект реакции», составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним | 12 неделя
|
|
| |||
13 | Скорость химической реакции Катализ | 1 | Характеризовать понятие «скорость химической реакции», факторы, влияющие наскорость реакций, понятия «катализ», «катализатор»., гомогенный и гетерогенный катализ. сравнение ферментов с неорганическими катализаторами |
13 неделя
|
|
| |||
14 | Обратимость химическихреакций. Химическое равновесие | 1 | Знать классифика цию хим. реакции - (обратимые и необратимые), понятие«химическое равновесие» и условия его смещения | 14 неделя |
|
| |||
15 | Реакции в водных растворахэлектролитов | 1 | Харакетризовать понятия: «электролиты» и«неэлектролиты»,примеры, сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД. Определятьхарактер среды раствора неорганических соединений . | 15 неделя
|
|
| |||
16 | Практическая работа №2.Решение экспериментальных задач по идентификации неорганических веществГидролиз неорганических иорганических соединении | 1 | Определятьсостав солеи с по мощью качественных реакций ,типы гидро лиза солеи и органических соедине ний, практическое применение электролиза,составлятьуравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды
| 16 неделя
|
|
| |||
17 | Гидролиз органических и неорганических соединений | 1 | Характеризовать типы гидролиза солеи и органических соединений, практическое применение электролиза, составлять уравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды
|
17 неделя
|
|
| |||
18 | Окислительновосстановительные реакции | 1 | Характеризовать понятия«окислитель», «восстановитель»- «окисление», «восстановление». , отличия ОВР от реакций ионного обмена. составлять уравнения ОВР методом эл.баланса |
18 неделя |
|
| |||
19 | Электролизрасплавов и растворов | 1 | Характеризовать понятие электролиза, составлять уравненияэлектролиза растворов и расплавов солей | 19 неделя
|
|
| |||
20 | Обобщение и систематизация знании | 1 | Знать: ТЭД, ионные реакции, ОВР, электролиз, коррозия металлов | 20 неделя
|
|
| |||
21 | Контрольная работа №1 | 1 | Характеризовать основные положения изученных тем. Проводить вычисления, связанные с концентрацией растворов |
21 неделя
|
|
| |||
Глава 6. Металлы ( 4 часа) |
|
|
| 4 неделя | |||||
22 | Металлы - химические элементы и простые вещества | 1 | Характеризовать основные ме таллы, их общие свойства, характеризовать - свойства металлов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов | 22 неделя
|
|
| |||
23 | Металлы главных подгрупп | 1 | Объяснять особенности строения атомов Me главных п/гр. характеризовать свойства натрия,калия,кальция, алюминия | 23 неделя
|
|
| |||
24 | Металлы побочных подгрупп. Практическая работа №3 «Решение экпериментальных задач» | 1 | Объяснять особенности строения атомовMe побочных п/гр. характеризовать свойства железа и его соединений |
24 неделя
|
|
| |||
25 | Получение и применение металлов. Коррозия металлов - | 1 | Характеризовать основные способы полученияметаллов и области их применения | 25 неделя |
|
| |||
Глава 7. Неметаллы (2 часа) |
| ||||||||
26 | Неметаллы - химические эле менты и простые вещества | 1 | Характеризовать основные не металлы, их окислительные и восстановительные свойства., характеризовать свойства неметаллов | 26 неделя
|
|
| |||
27 | Галогены. Благородные газы | 1 | Характеризовать особенности строения и свойствгалогенов и их соединений
| 27 неделя
|
|
| |||
Глава 8 Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ ( 2 часа) |
|
|
|
3 неделя
| |||||
28 | Общая характеристика неорганических и органических соединений, их классификация. Контрольная работа № 2
| 1 | Характеризовать важнейшие классы неорганических и органическихсоединений, уметь определять принадлежность веществ кразличным классамсоединений, химические свойства основных классов неорганических соединений | 28 неделя |
|
| |||
29 | Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознаваниеорганических и неорганических веществ» | 1 | Применять основные правила т.б., уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | 29 неделя
|
|
| |||
Глава 9. Производство и применение веществ и материалов. Химия и жизнь ( 3 часа) |
|
|
| 2 неделя
| |||||
30 | Современное химическоепроизводство | 1 | Определять возможность протекания хим.превращений в разл. условиях и оценивать ихпоследствия. Знать основные стадии производства аммиака |
30 неделя
|
|
| |||
31 | Вещества и материалы вокруг нас | 1 | Характеризовать основныеудобрения, пестициды. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии | 31 неделя |
|
| |||
32 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | 1 | Использоватьприобретенные ЗУН для объяснения химии происходящих в природе и на производстве. Вести себя экологически грамотно. Оценивать влияние хим.загрязнения ОС на организм человека и др. живые организмы | 32 неделя |
|
| |||
Глава 10. Методы познания в химии ( 3 часа) |
| ||||||||
33 | Научные методы познаниявеществ и химических явлений | 1 | Характеризовать методы научного познания современные представления о строении атомов и веществ Знать и уметь использоватьметоды химическогоанализа и синтеза | 33 неделя |
|
| |||
34 | Практическая работа №5 «Идентификация неорганических веществ» | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы | 34 неделя |
|
| |||
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | Обобщить и ситаматизировать полученные знания | 35 неделя |
|
|
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данной программы ученик должен знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
- В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
4.Список литературы:
Литература для учителя:
- Злотников Э. Г., Толетова М. K. Химия: пособие для подготовки к Единому Государственному экзамену. — СПб.:Сага; Невский проспект, 2014.
- Левкин А. Н. Общая и неорганическая химия. Материалы к экзамену. — СПб.: Паритет, 2003.
- Левкин А. Н., Карцова А. А. Школьная химия. Самое необходимое пособие для школьников и абитуриентов. — СПб.: Авалон; Азбука классика, 2014.
- Левкин А. Н., Кузнецова Н. Е. Задачник по химии: 11 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана–Граф, 2009. - 240 с.
- Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Тесты по химии. — М.: Просвещение, 1997.
- Радецкий A. M., Горшкова В. П., Кругликова Л. Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1999.
- Титова И. М. Малый тренажер технологии организации адаптивно-развивающих диалогов: комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы. — М.: Вентана-Граф, 2001.
- Чернобельская P. M., Чертков. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Владос, 2000.
- Цветков Л. А. Преподавание органической химии в средней школе. — М.: Просвещение, 1988.
- Единый государственный экзамен 2011. Контрольно-измерительные материалы. Химия. — М.: Просвещение, 2011.
- Пичугипа Г .В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. — М., 1999.
- Гара //.//., Габрусева H.. Химия. Сборник задач по химии за курс средней школы. 11 класс. — М.: Дрофа, 1999.
- Электронные диски, видеофильмы, презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_himiya_.docx | 57.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол №___ Директор школы
от «___» августа 2017 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Ангабаева Т.Н. от «__» августа 2017 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д.Дондупова
«__» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
класс: 11
количество часов: 35 (1 ч. в неделю)
учитель: Шоботкина Э.Б
срок действия раб. программы: 2017- 2018 уч. год
с. Могойто
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
5.Программа по химии для 11 классов (авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.)
6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.
8 .Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Требования к уровню подготовки учащихся
4. Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Программа для 8–11 классов общеобразовательных учреждений Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Жегин А. Ю.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана - Граф, 2014 г .
- Учебник под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф». 2015 г.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Планируемые результаты: в результате изучения данной программы ученик должен знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю).
2. Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |||||
план | факт | ||||||||
Глава 1. Важнейшие понятия и законы ( 2часа) | |||||||||
1 | Основные понятия химии и взаимосвязи | 1 | Давать характеристику основным химическим понятиям, делать вычисления М, n, V | 1 неделя | |||||
2 | Закон постоянства состававещества. Закон сохранениямассы веществ и закон Авогадро | 1 | Давть формулировки законов, решать задачи с применением стехио-метрических законов | 2 неделя | |||||
Глава 2. Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева ( 5 часов) | 3 неделя | ||||||||
3 |
о строении атома | 1 | Характеризовать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами, составлять электронные формулы атомов | 4 неделя | |||||
4 | Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете теории строения атома | 1 | Характеризовать физический смысл порядковогономера, номеров периода и группы, формулировки периодического закона | ||||||
5 | Химическая связь. Виды химической связи | 1 | Харакетризовать понятия: окисления, валентныеэлектроны, валентность, возбуждённоесостояние атома, классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них, характеризовать свойствавещества, зная тип его хим. связи; по формуле вещества | 5 неделя | |||||
6 | Вещества молекулярного инемолекулярного строения.Кристаллические решётки | 1 | Характеризо вать свойства вещества, зная тип егокристаллической решетки; по формулевещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки | 6 неделя | |||||
7 | Многообразие веществ и егопричины. Комплексные соединени | 1 | Характеризовать понятия: аллотропия, гомология, изомерия, видыизомерии. составлять формулы изомеров | 7 неделя | |||||
Глава 4. Смеси и растворы веществ ( 3 часа) | 4 неделя | ||||||||
8 | Чистые вещества и смеси. Растворы | 1 | Определять способы вы ражения концентрации растворов, способы разделения смесей. решать задачи с использованиемпонятия «массовая доля вещества в растворе» и «молярнаяконцентрация» | 8 неделя | |||||
9 | Практическая работа №1«Приготовление растворовзаданной концентрации | 1 | Знать основныеправила техникибезопасности приработе в химическом кабинете | 9 неделя | |||||
10 | Растворы электролитов. Дисперсные системы и коллоид ные системы - | 1 | Знать понятияэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Дисперсные системы | 10 неделя | |||||
Глава 5. Химические реакции (11 часов) | 4 неделя | ||||||||
11 | Классификация химическихреакции в органической и неорганической химии | 1 | Характеризовать какие процессы называютсяхимическими реакциями, в чем их суть. устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам поразличным признакам классификаци | 11 неделя | |||||
12 | Тепловой эффект реакции | 1 | Характеризовать понятия: «теплота образования вещества», «тепловой эффект реакции», составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним | 12 неделя | |||||
13 | Скорость химической реакции Катализ | 1 | Характеризовать понятие «скорость химической реакции», факторы, влияющие наскорость реакций, понятия «катализ», «катализатор»., гомогенный и гетерогенный катализ. сравнение ферментов с неорганическими катализаторами | 13 неделя | |||||
14 | Обратимость химическихреакций. Химическое равновесие | 1 | Знать классифика цию хим. реакции - (обратимые и необратимые), понятие«химическое равновесие» и условия его смещения | 14 неделя | |||||
15 | Реакции в водных растворахэлектролитов | 1 | Харакетризовать понятия: «электролиты» и«неэлектролиты»,примеры, сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД. Определятьхарактер среды раствора неорганических соединений . | 15 неделя | |||||
16 | Практическая работа №2.Решение экспериментальных задач по идентификации неорганических веществГидролиз неорганических иорганических соединении | 1 | Определятьсостав солеи с по мощью качественных реакций ,типы гидро лиза солеи и органических соедине ний, практическое применение электролиза,составлятьуравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды | 16 неделя | |||||
17 | Гидролиз органических и неорганических соединений | 1 | Характеризовать типы гидролиза солеи и органических соединений, практическое применение электролиза, составлять уравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды | 17 неделя | |||||
18 | Окислительновосстановительные реакции | 1 | Характеризовать понятия«окислитель», «восстановитель»- «окисление», «восстановление». , отличия ОВР от реакций ионного обмена. составлять уравнения ОВР методом эл.баланса | 18 неделя | |||||
19 | Электролизрасплавов и растворов | 1 | Характеризовать понятие электролиза, составлять уравненияэлектролиза растворов и расплавов солей | 19 неделя | |||||
20 | Обобщение и систематизация знании | 1 | Знать: ТЭД, ионные реакции, ОВР, электролиз, коррозия металлов | 20 неделя | |||||
21 | Контрольная работа №1 | 1 | Характеризовать основные положения изученных тем. Проводить вычисления, связанные с концентрацией растворов | 21 неделя | |||||
Глава 6. Металлы ( 4 часа) | 4 неделя | ||||||||
22 | Металлы - химические элементы и простые вещества | 1 | Характеризовать основные ме таллы, их общие свойства, характеризовать - свойства металлов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов | 22 неделя | |||||
23 | Металлы главных подгрупп | 1 | Объяснять особенности строения атомов Me главных п/гр. характеризовать свойства натрия,калия,кальция, алюминия | 23 неделя | |||||
24 | Металлы побочных подгрупп. Практическая работа №3 «Решение экпериментальных задач» | 1 | Объяснять особенности строения атомовMe побочных п/гр. характеризовать свойства железа и его соединений | 24 неделя | |||||
25 | Получение и применение металлов. Коррозия металлов - | 1 | Характеризовать основные способы полученияметаллов и области их применения | 25 неделя | |||||
Глава 7. Неметаллы (2 часа) | |||||||||
26 | Неметаллы - химические эле менты и простые вещества | 1 | Характеризовать основные не металлы, их окислительные и восстановительные свойства., характеризовать свойства неметаллов | 26 неделя | |||||
27 | Галогены. Благородные газы | 1 | Характеризовать особенности строения и свойствгалогенов и их соединений | 27 неделя | |||||
Глава 8 Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ ( 2 часа) | 3 неделя | ||||||||
28 | Общая характеристика неорганических и органических соединений, их классификация. Контрольная работа № 2 | 1 | Характеризовать важнейшие классы неорганических и органическихсоединений, уметь определять принадлежность веществ кразличным классамсоединений, химические свойства основных классов неорганических соединений | 28 неделя | |||||
29 | Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознаваниеорганических и неорганических веществ» | 1 | Применять основные правила т.б., уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | 29 неделя | |||||
Глава 9. Производство и применение веществ и материалов. Химия и жизнь ( 3 часа) | 2 неделя | ||||||||
30 | Современное химическоепроизводство | 1 | Определять возможность протекания хим.превращений в разл. условиях и оценивать ихпоследствия. Знать основные стадии производства аммиака | 30 неделя | |||||
31 | Вещества и материалы вокруг нас | 1 | Характеризовать основныеудобрения, пестициды. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии | 31 неделя | |||||
32 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | 1 | Использоватьприобретенные ЗУН для объяснения химии происходящих в природе и на производстве. Вести себя экологически грамотно. Оценивать влияние хим.загрязнения ОС на организм человека и др. живые организмы | 32 неделя | |||||
Глава 10. Методы познания в химии ( 3 часа) | |||||||||
33 | Научные методы познаниявеществ и химических явлений | 1 | Характеризовать методы научного познания современные представления о строении атомов и веществ Знать и уметь использоватьметоды химическогоанализа и синтеза | 33 неделя | |||||
34 | Практическая работа №5 «Идентификация неорганических веществ» | 1 | Проводить практическую работу и делать выводы | 34 неделя | |||||
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | Обобщить и ситаматизировать полученные знания | 35 неделя |
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данной программы ученик должен знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
- В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
4.Список литературы:
Литература для учителя:
- Злотников Э. Г., Толетова М. K. Химия: пособие для подготовки к Единому Государственному экзамену. — СПб.:Сага; Невский проспект, 2014.
- Левкин А. Н. Общая и неорганическая химия. Материалы к экзамену. — СПб.: Паритет, 2003.
- Левкин А. Н., Карцова А. А. Школьная химия. Самое необходимое пособие для школьников и абитуриентов. — СПб.: Авалон; Азбука классика, 2014.
- Левкин А. Н., Кузнецова Н. Е. Задачник по химии: 11 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана–Граф, 2009. - 240 с.
- Сорокин В. В., Злотников Э. Г. Тесты по химии. — М.: Просвещение, 1997.
- Радецкий A. M., Горшкова В. П., Кругликова Л. Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1999.
- Титова И. М. Малый тренажер технологии организации адаптивно-развивающих диалогов: комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы. — М.: Вентана-Граф, 2001.
- Чернобельская P. M., Чертков. Методика обучения химии в средней школе. — М.: Владос, 2000.
- Цветков Л. А. Преподавание органической химии в средней школе. — М.: Просвещение, 1988.
- Единый государственный экзамен 2011. Контрольно-измерительные материалы. Химия. — М.: Просвещение, 2011.
- Пичугипа Г .В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. — М., 1999.
- Гара //.//., Габрусева H.. Химия. Сборник задач по химии за курс средней школы. 11 класс. — М.: Дрофа, 1999.
- Электронные диски, видеофильмы, презентации.