элективный курс , химия 9 класс(17 часов)
Элективный курс по химии «Решение задач разных типов для подготовки к ГИА» направлен на систематизацию и углубление знаний по неорганической химии для учащихся, выбирающих химию для сдачи ГИА. Несмотря на то, что все контрольные в 8-9 классах составлены в тестовом формате, необходимость специальной подготовки к экзамену очевидна.
Элективный курс рассчитан на 17 часов, проводится во втором полугодии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt_9_.doc | 67 КБ |
pourochnoe_vosstanovlen.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
городского округа г.Шарья Костромской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 ___________ /Г.А.Косач/ Приказ № _________ от «____» ____________ 2018г. | ||
Рабочая программа элективного курса по химии
«Решение заданий разных типов для подготовки к ОГЭ»
9 класс
Составитель
Кулигина Ирина Александровна, учитель химии
высшей квалификационной категории
г. Шарья
2018г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по химии «Решение задач разных типов для подготовки к ГИА» направлен на систематизацию и углубление знаний по неорганической химии для учащихся, выбирающих химию для сдачи ГИА. Несмотря на то, что все контрольные в 8-9 классах составлены в тестовом формате, необходимость специальной подготовки к экзамену очевидна.
Элективный курс рассчитан на 17 часов, проводится в первом полугодии.
Цели курса:
1.Систематизация и углубление знаний по курсу неорганической химии.
2. Формирование навыка выполнения тестовых заданий блока А, В и С
Основные типы учебных занятий:
- урок расширения и углубления знаний;
- урок –тренинг
Содержание :
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.Электронный баланс.
Решение задач на нахождение массы (объёма) продукта, массовой доли растворённого вещества в растворе, массы раствора, массовой доли примесей (расчеты по уравнениям реакции)
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Способы получения солей и оснований.
Принципы взаимодействия веществ: проявление кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств. Классификация оксидов. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей.
Качественные реакции на анионы. Качественные реакции на катионы. Действие индикаторов.
Распознавание веществ.
Строение атома. Следствия Периодического закона. Характеристика элемента по положению в Периодической системе. Высшие оксиды, гидроксиды, летучие водородные соединения.
Химическая связь, степень окисления. Строение вещества, типы кристаллических решёток. Аллотропия .
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Сокращенные ионные уравнения.
Анализ диаграмм. Расчёт массовой доли элемента в сложном веществе.
Таблицы стеновые:
1. периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
2. таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.
4. электрохимический ряд напряжения металлов.
5. Качественные реакции на катионы и анионы.
6. Классификация неорганических веществ.
7. Генетическая связь между классами органических соединений
8. Окраска индикаторов в различных средах
2 Демонстрационные плакаты (по каталогу)
11а Кристаллические решетки
11б Кристаллические решетки металлов
6а Атомные радиусы элементов I – IV периодов
10 Относительная электроотрицательность элементов
15 Изменение максимальных степеней окисления химических элементов
7 Ионная связь
8 Ковалентная связь
17 Схема процессов окисления-восстановления
14 Степени окисления химических элементов
22 Схема взаимной связи между веществами
23 Генетическая связь между классами неорганических соединений
21 Схема растворения и электролитической диссоциации соединений с ионной и ковалентной полярной связями
24 Зависимость диссоциации гидроокисей от заряда ядра
20а Электропроводность растворов
32 Получение и применение водорода
33в Получение и применение кислорода
4. Технические средства обучения:
1. компьютер;
2. мультимедийный проектор;
3. экран проекционный;
5. Интернет-ресурсы:
1. Коллекция ЦОР (видеоопыты по химии)http://school-collection.edu.ru/
2. Комплект таблиц(полный комплект таблиц по неорганической химии). М. «Варсон»,2010, 100с (pdf - формат)
3. Тестирование online: 8-9 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
4. Обучающая система Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ.Сдам ГИА» - режим доступа: http://reshuege.ru
6. Литература для учащихся
1. Ахметов Н.С. Неорганическая химия (1и II части) М: Просвещение,1980 - 158 с
Предварительный просмотр:
г | № по порядку | Темы Учебных Занятий | Тип урока | Элементы содержания урока | Деятельность учащихся | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (факт) | ||
Формы контроля | Оборудование, наглядность | ||||||||
1 | Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Электронный баланс.20, 14 | Закрепление знаний | Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса | Определять степени окисления элементов в сложных веществах. Записывать процессы окисления и восстановления, определять окислитель и восстановитель. | Индиви дуальный опрос, тестирование | Таблица: Схема процессов окисления-восстановления Комплект заданий С1 | |||
2 | Решение задач на нахождение массы (объёма) продукта, (расчеты по уравнениям реакции),21 | Закрепление знаний | Алгоритм решения задач. | применять алгоритм для решения задач | Индиви дуальный опрос, тестирование | презентация к занятию (проектор, ноутбук) Комплект заданий С2 | |||
3 | Решение задач на нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе, массы раствора (обратные задачи) 21 | расширение знаний | Анализ условия задачи Алгоритм решения задач. | применять алгоритм для решения задач | Индиви дуальный опрос, тестирование | презентация к занятию (проектор, ноутбук) Комплект заданий С2 | |||
4 | Решение задач на нахождение массовой доли примесей 21 | Закрепление знаний | Анализ условия задачи Алгоритм решения задач. | применять алгоритм для решения задач | Индиви дуальный опрос | презентация к занятию (проектор, ноутбук) Комплект заданий С2 | |||
5 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. Способы получения солей и оснований 12,22 | систематизация и обобщение знаний | Анализ текста задания. Составление «цепочки превращений» и составление соответствующих уравнений химических реакций. | Анализировать текст задания, составлять «цепочку превраще ний» и составлять соответствующие уравнения химических реакций | Индивидуальный опрос, тестирование | Комплект заданий С3 | |||
6 | Принципы взаимодействия веществ: проявление кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств. 19,9-12 | систематизация и обобщение знаний | Качественный анализ формулы вещества по кислотно-основным свойствам и по поведению в ОВР | Проводить оценку возможных реакций данного вещества в зависимости от его кислотно-основных свойств и окислительно-восстановительных возможностей | Индиви дуальный опрос, тестирование | Комплект заданий В4 | |||
7 | Классификация оксидов. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей.5, 9, 10, 11 | повторение материала | Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразующие (основные, кислотные и амфотерные). | По формуле оксида проводить его классификацию(определять свойства) Знать химические свойства оксидов, уметь составлять уравнения реакций,характеризующих их свойства Знать химические свойства оснований и кислот, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих их свойства. Химические свойства солей, уметь составлять уравнения реакций, характери -зующих их свойства | Индиви дуальный опрос, тестирование | презентация к уроку(проектор, ноутбук). 4 варианта проверочной работы | |||
8 | Качественные реакции на анионы. Качествен ные реакции на катио ны. Действие индикато ров.Распознавание веществ. 18 | Системати зация знаний | Качественные реакции на анионы. Качественные реакции на катионы, их признаки. Действие индикаторов. | Знать признаки качественных реакций на анионы и катионы, уметь распознавать вещества | Фронтальный опрос, тестирование | ||||
9 | Строение атома. Следствия Периодического закона. 1, 2,16 | обобщение и систематизация знаний | . Периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов в периодах и подгруппах. | Объяснять изменение некоторых характеристик и свойств атомов в периодах и главных подгруппах, | Индиви дуальный опрос, тестирование | Модели кристаллических решеток (ионная и молекулярная) | |||
10 | Характеристика элемента по положению в Периодической системе. Высшие оксиды, гидроксиды, летучие водородные соединения. 16 | обобщение и систематизация знаний | характеристика элементов ( до №21) по положению в ПС, составление формул их оксидов и гидроксидов, ЛВС, характеристика их кислотно- основных свойств | характеризовать элементы ( до №21) по положению в ПС, составлять формулы их оксидов и гидроксидов, ЛВС, характеризовать их кислотно- основные свойства | Фронта льный опрос, тестирование | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |||
11 | Химическая связь, степень окисления 3, 4 | обобщение и систематизация знаний | Алгоритм определения типа хим. связи. Алгоритмы составления схем образования ионной связи; ковалентной неполярной и полярной связи. Определение степени окисления атомов в соединении. Высшая и низшая С.О. элемента | Определять три типа связи по формуле вещества (используя алгоритм), применять алгоритм для вычисления С.О. в бинарных веществах, знать правила определения С.О, границы с.о. эл-та | Индиви дуальный опрос, тестирование | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |||
12 | Строение вещества, типы кристаллических решёток. Аллотропия 3,4,16 . | расширение и углубление знаний | Вещество и его агрегатные состояния. Кристаллические решётки: молекулярные, ионные, атомные | Определять по формуле вещества его строение (молекулярное или немолекулярное),описывать характерные физические свойства веществ молекулярного и немолекулярного строения | Фронтальный опрос, тестирование | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |||
13 | Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты 7 . . | повторение материала | Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации | Знать определение электроли тов и неэлектролитов . Уметь определять по формуле вещества (классу) сильные и слабые электролиты | Фронтальный опрос, тестирование | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |||
14 | Сокращенные ионные уравнения 8 . | закрепление знаний | Реакции ионного обмена и условия их протекания. Отличие краткого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. | составлять сокращён ные и полные ионные уравнения реакций ионного обмена, идущих с образова- нием осадка, воды и газа; | Индиви дуальный опрос, тестирование | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |||
15 | Анализ диаграмм. Расчёт массовой доли элемента в сложном веществе. 15 Химия и жизнь. 13 | систематизация знаний | Расчет ω элемента в сложном веществе. Безопасное использование веществ. | Рассчитывать ω элементов в сложном веществе по его формуле знать правила безопасного использования веществ. | Фронтальный опрос, тестирование | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |||
16 | Углеводороды: алканы (метан, этан), алкены (этилен), алкины (ацетилен).17 | Изучение нового материала | Основные сведения о химическом строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан. Реакции замещения на галоген. Реакции присоединения у алкенов и алкинов. Представления о полимерах (полиэтилен) | Знать отличия органических веществ от неорганических, особенности их строения , реакции замещения в алканах Знать основной тип реакций у непредель ных УВ. | Фронтальный опрос | Шаростержневые модели молекул. Плакаты «Метан. Этан» « Этилен. Ацетилен » | |||
17 | Одноатомные спирты (метанол и этанол), многоатомные (глицерин), кислоты (уксусная и стеариновая). 17 | Изучение нового материала | Особенности строения спиртов, их сходство с водой. Спирты (метанол, этанол,глицерин).Наркотические свойства этанола. карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений. | Знать особенности строения спиртов, их сходство с водой, реакции замещения на металл, действие метанола и этанола на организм Знать общие свойства органических и неорганических кис лот (солеобразование) их взаимодействие со спиртами | Фронтальный опрос | Этанол и глицерин, натрий, кристаллизатор, спиртовка. Уксусная и стеариновая кислоты, Mg, гидроксид меди |