элективный курс , химия 8 класс(17 часов)
Элективный курс по химии «Вещества: строение, номенклатура, классификация» для
8 класса направлен на углубление, расширение и закрепление знаний по темам, изучаемым в первом полугодии по УМК Новошинских.
В основе авторской программы УМК Новошинских лежит идея зависимости свойств веществ от их состава и строения. Поэтому важно в самом начале изучения курса химии предоставить учащимся возможность изучить темы «Строение атома. Химическая связь. Строение вещества. Классификация сложных неорганических веществ» более глубоко.
Элективный курс рассчитан на 17 часов, проводится в первом полугодии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_8.doc | 69.5 КБ |
pourochnoe_8.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа г.Шарья Костромской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № _____ от «___» _____________ 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 ___________ /Г.А.Косач/ Приказ № _________ от «____» ____________ 2017г. | |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ /Г.Н. Клюева/ «____» ____________ 2017 г. |
Программа элективного курса
по химии для 8 класса
«Вещества: строение, номенклатура, классификация»
Составитель
Кулигина Ирина Александровна, учитель химии
высшей квалификационной категории
г. Шарья
2017 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по химии «Вещества: строение, номенклатура, классификация» для
8 класса направлен на углубление, расширение и закрепление знаний по темам, изучаемым в первом полугодии по УМК Новошинских.
В основе авторской программы УМК Новошинских лежит идея зависимости свойств веществ от их состава и строения. Поэтому важно в самом начале изучения курса химии предоставить учащимся возможность изучить темы «Строение атома. Химическая связь. Строение вещества. Классификация сложных неорганических веществ» более глубоко.
Элективный курс рассчитан на 17 часов, проводится в первом полугодии.
Цели курса:
1. Освоение знаний о важнейших химических понятиях: химической символике, строении атома, вещества, химической связи
2. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе учебной деятельности.
Содержание
Происхождение символов химических элементов. Относительная атомная масса. Атомная единица массы Наблюдение и эксперимент как методы изучения химии. Наблюдение за горением свечи. История изучения строения атома. Опыты Резерфорда. Изотопы и изобары
Причины периодического изменения характеристик и свойств атомов. Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ и строения атома. Отличие элемента от простого вещества. Химические формулы – язык химии. Вычисления по химическим формулам
(ω элемента в сложном веществе)
Ковалентная связь. Полярность связи. Электроотрицательность. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Зависимость физических свойств веществ от строения. Типы кристаллических решёток.
Номенклатура бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Высшая и низшая степень окисления элемента.
Молярный объём газов. Решение задач на нахождение объёма газа, количества молекул и атомов в порции вещества.
Оксиды основные и кислотные. Установление соответствия «оксид- гидроксид»
Номенклатура кислот и солей. Структурные формулы кислот. Составление формул солей по названию.
Основные типы учебных занятий:
- урок расширения и углубления знаний;
- урок систематизации знаний
Учебно-методические средства обучения
1. Печатные пособия
Таблицы стеновые:
периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
портреты ученых - химиков.
Классификация неорганических веществ.
2 Демонстрационные плакаты (по каталогу)
1. Обращение с веществами
4. Химические знаки и атомные веса элементов
6а Атомные радиусы элементов I – IV периодов
6б Атомные радиусы элементов
7 Ионная связь
8 Ковалентная связь
9. Соотношение между различными типами химической связи
10. Относительная электроотрицательность элементов
11 Кристаллические решетки
13 Масса и объем 1 моля газообразных веществ
14 Степени окисления химических элементов
15 Изменение максимальных степеней окисления химических элементов
16 Название кислот и солей
3 Коллекции
1 Алюминий
5 Металлы и сплавы
9 Стекло и изделия из стекла
12 Шкала твердости
4. Технические средства обучения:
1. компьютер;
2. мультимедийный проектор;
3. экран проекционный;
5. Интернет-ресурсы:
Комплект таблиц (полный комплект таблиц по неорганической химии). М. «Варсон»,2010, 100с
6. Литература для учащихся
1. Ахметов Н.С. Неорганическая химия (1и II части) М: Просвещение,1980 - 158 с
Предварительный просмотр:
г | № по порядку | Темы Учебных Занятий | Тип урока | Элементы содержания урока | Деятельность учащихся | ||
Формы контроля | Оборудование, наглядность | ||||||
1 | |||||||
Происхождение символов химических элементов. Относительная атомная масса. Атомная единица массы | расширение знаний | История происхождения химической символики. Химический элемент как вид атомов Атомная единица массы. Относительные атомные массы атомов | Находить в ПС относит. атомную массу элемента, округлять её до целых | Фронталь ный опрос | Плоскостные модели молекул и атомов, Модель атомной единицы массы, презентация к занятию (проектор, ноутбук) | ||
2 | Наблюдение и эксперим ент как методы изучения химии. Наблюдение за горением свечи | расширение знаний формирование практических умений |
Установление логической цепочки: наблюдение -гипотеза-эксперимент-закон. Определение твёрдости веществ. Шкала Мооса Наблюдение за горением свечи, спиртовки, спички | Давать определения терминам. Составлять логическую цепочку. Приводить свои примеры к логической цепочке. Наблюдать за процессами горения | Домашний эксперимент | Наборы минералов (шкала Мооса), исследуемых веществ, презентация к занятию (проектор, ноутбук), свеча, спиртовка, спички, фарфоровая чашка, покровное стекло, щипцы, стеклянный колокол | |
3 | История изучения строения атома. Опыты Резерфорда. Изотопы и изобары | Изучение нового материала | Открытие электрона. Создание планетарной модели атома. Изменения в составе ядер атомов. Изотопы и изобары | Знать исторические этапы в развитии учения об атоме. Уметь определять состав атома, состав изотопов и изобаров вычислять среднюю Аr с учетом распространения изотопов | Фронталь ный опрос | Модель атомной единицы массы | |
4 | Причины периодического изменения характеристик и свойств атомов | Расширение и обобщение знаний | Изменение строения атомов- причина изменения их свойств | Ранжировать атомы элементов по усиле нию (ослаблению) металлических и неме таллических свойств, уметь объяснять полу ченные результаты | Фронталь ный опрос | Таблица радиусы атомов элементов I-IV периодов | |
5 | Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ и строения атома. | Закрепление знаний | План характеристики химического элемента и его связь с физическим смыслом атомного номера элемента, № периода и № группы | Характеризовать любой элемент (№1-20) по пла ну, сравнивать проявле ние металлических и неметаллических свойств атомами | Индивидуальный опрос | План характеристики элемента | |
6 | Отличие элемента от простого вещества. Химические формулы – язык химии. | расширение знаний | Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества. Понятие элемента и простого вещества | определять качественный и количественный состав вещества по его формуле. Определять по контексту, о чём идёт речь: о простом веществе или об элементе | Индиви дуальный опрос | презентация к уроку(проектор, ноутбук). Плоскостные модели атомов и молекул, ПТ | |
7 | Вычисления по химическим формулам (ω элемента в сложном веществе) | изучение нового материала | Расчет ω элемента в сложном веществе. | Рассчитывать ω элементов в сложном веществе по его формуле, | Индиви дуальный опрос | презентация к уроку(проектор, ноутбук). 4 варианта проверочной работы | |
8 | Соотношения между типами связи. Ковалентная неполярная и ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. | Системати зация знаний | Образование молекул бинар- ных веществ. Смещение общих электронных пар. Частичный отрицательный (положитель- ный) заряд на атоме. Ряд электроотрицательности.Полярность связи как разница в ЭО. Ионная связь, ее образование на примере хлорида натрия | Определять все три типа связи по формуле вещества. Применять алгоритм для составления схем образования всех трёх типов связи. Определять степень полярности связи | Фронтальный опрос | презентация к уроку (проектор, ноутбук). Плоскостные модели атомов и молекул, шаростержневые модели молекул сложных веществ. Таблица образования ковалентной и ионной связи, соотношение типов хим.связи | |
9 | Зависимость физических свойств веществ от строения Типы кристаллических решёток. | Изучение нового материала | Вещество и его агрегатные состояния. Кристаллические решётки: молекулярные, ионные, атомные | Определять по формуле вещества его строение (молекулярное или немолекулярное),описывать характерные физические свойства веществ молекулярного и немолекулярного строения | Индиви дуальный опрос | Модели кристаллических решеток (ионная и молекулярная) | |
10 | . Номенклатура бинарных соединений. | Изучение нового материала | Бинарные соединения. Алгоритм называния бинарных соединений (фторидов, хлоридов, бромидов, иодидов, оксидов, сульфидов, гидридов, карбидов, нитридов, силицидов, фосфидов) | Называть бинарные соединения | Фронта льный опрос | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |
11 | Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Высшая и низшая степень окисления элемента. . | расширение и углубление знаний | Составление формул бинарных соединений по С.О. и по названиям. Высшие оксиды. | Составлять формулы бинарных соединений (фториды, хлориды, бромиды, иодиды, оксиды, сульфиды) по С.О.и по названию, формулы высших оксидов; гидридов, карбидов, нитридов, силицидов, фосфидов | Фронта льный опрос | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |
12 | Молярный объём газов. Решение задач на нахождение объёма газа, количества молекул и атомов в порции вещества. | обобщение и систематизация знаний | Количество вещества как его порция. Моль – единица количества вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса, молярный объём. Проведение расчетов на основе формул веществ: количества вещества, массы по количеству вещества | Знать формулы, связывающие массу в-ва, объём газа, число молекул в нем с его количеством Рассчитывать количество вещества, число молекул, массу | Индиви дуальный опрос | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |
13 | Оксиды основные и кислотные. Установление соответствия «оксид- гидроксид» | расширение и углубление знаний | Классификация оксидов Алгоритм составления формул оксид-гидроксид | распределять оксиды на основные и кислотные составлять для оксидов соответствующий гидроксид и обратно | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | ||
14 | Номенклатура кислот и солей. Структурные формулы кислот. | изучение нового материала | . Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация. Основность. Кислотный остаток и его заряд | классифицировать кис лоты по двум призна- кам, определять с.о. кислотообразующего элемента и заряд кислотного остатка Составлять структурные формулы кислот, называть соли по формулам | Фронтальный опрос | ||
15 | .Составление формул солей по названию. | закрепление знаний | Соли. Определение, состав, классификация. Алгоритм составления формул солей по их названию | классифицировать соли на средние и кислые. Составлять формулы солей по их названию | Индиви дуальный опрос | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |
16 | Классификация неорганических соединений | систематизация знаний | Классификация неорганических соединений | Определять по формуле вещества принадлежно сть его к определенно му классу, называть его и давать его характерис тику | Фронтальный опрос | презентация к уроку (проектор, ноутбук). | |
17 | Игра-путешествие «Новогодние приключения восьмиклассников» | обобщение знаний | Состав и строение атома. Химическая связь. Количество вещества. Классификация соединений. | Выполнение заданий «химического лабиринта» | Работа в команде | презентация к уроку (проектор, ноутбук). |