Рабочая программа по химии для 9 класса
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 г. Торжка»
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № _6__ от « 23» августа 2017г. Руководитель кафедры __________ С.Д. Ушакова | СОГЛАСОВАНО на научно-методическом совете гимназии Протокол № 4 от «_24»августа 2017г. Зам. директора гимназии ______________________А.В.Шамина | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия №2 г. Торжка» ___________ С.В.Королева Приказ от__25 августа__2017г__ №_104__ |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Химия»
9 класс
Разработана учителем химии
Юдиной С.Н.
Торжок 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Сведения о программе
Программа по химии в 9 классе составлена на основе:
- федерального государственного стандарта основного общего образования,
- образовательной программы по химии основного общего образования, утверждённой приказом МБОУ «Гимназия №2» от 08.08.2012 г. №101
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта среднего основного образования,
- школьного учебного плана,
- УМК для общеобразовательных учреждений: Химия 9 класс: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.
2. Основной целью изучения химии в 9 классе является: освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах.
Задачи:
- овладение знаниями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
3. Общая характеристика учебного предмета
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
4.Место предмета в учебном плане
Учебный план гимназии отводит 70 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения предмета «Химия» в 9 классе (за счёт федерального компонента), в том числе контрольных работ - 5, практических работ - 5.
Критерии и нормы оценки:
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений. Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5.Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка проекта.
Проект оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте проекта информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в проекте;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты обучения:
Важнейшие химические понятия:
- Вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
- Основные законы химии:
- Сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные теории химии: химические связи, электролитической диссоциации.
- Важнейшие вещества и материалы:
- Основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения;
- Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- Определять тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- Характеризовать общие химические свойства основных классов химических соединений; строение и химические свойства неорганических соединений.
- Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- Объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве; экологически грамотно вести себя в окружающей среде;
- Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и на другие живые организмы;
- Безопасно обращаться с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- Оценивать достоверность химической информации, поступающих из разных источников.
Метапредметные результаты обучения:
Связь химии с биологией и физиологией человека
Личностные результаты обучения:
- Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий новых материалов;
- Применение полученных знаний в быту, сельском хозяйстве и на производстве;
- Реше6ния практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
- Использование Интернет-ресурса;
- Умение составлять презентации;
- Умение работать в группах, в парах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ
№ | Тематический блок | Кол-во часов | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Химические реакции | 12 | Уроки ознакомления, уроки закрепления и уроки проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом используются такие формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д. | Записывать уравнения химических реакций и определять их тип. Определять валентность элементов по формулам и наоборот. |
2 | Неметаллы IV – VII групп и их соединения | 26 | Групповые, индивидуальные, коллективные; Фронтальные-парные; Уроки комбинированные-смешанные, уроки изложения нового материала, уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала, уроки закрепления изученного материала, уроки контроля и проверки сформированных компетенций, рефлексии и коррекции знаний | Записывать знаки химических элементов, определять неметаллический характер химического элемента по его положению в Периодической системе химических элементов; определять степени окисления элемента по строению электронного наружного слоя; составлять электронные схемы атомов: водорода, кислорода, хлора. |
3 | Металлы и их соединения | 14 | Уроки ознакомления, уроки закрепления и уроки проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом используются такие формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д. | Записывать знаки химических элементов, определять металлический характер химического элемента по его положению в Периодической системе химических элементов; определять степени окисления элемента по строению электронного наружного слоя; составлять электронные схемы атомов: кальция, натрия, алюминия. |
4 | Первоначальные сведения об органических веществах | 14 | Уроки ознакомления, уроки закрепления и уроки проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом используются такие формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д. | Объяснять схему строения образования химической связи. Определять тип связи, определять степень окисления элемента в веществе. Определять тип кристаллической решетки. |
5 | Основные классы неорганических соединений | 1 | Групповые, индивидуальные, коллективные; Фронтальные-парные; Уроки комбинированные-смешанные, уроки изложения нового материала, уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала, уроки закрепления изученного материала, уроки контроля и проверки . | Составлять уравнения реакций взаимодействия органических соединений с оксидами ,основаниями. |
Резерв – 3 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ
9 КЛАСС
№ урока п/п | Тема урока | Формы контроля | Дата | ||||||||
Календарный срок | по факту | ||||||||||
Химические реакции(12ч) | |||||||||||
1 | Степень окисления. Окислитель. Восстановитель | Фронтальный опрос | |||||||||
2 | Сущность окислительно-восстановительных реакций. | Тест | |||||||||
3 | Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. | Тест | |||||||||
4 | Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. | Индивидуальная работа | |||||||||
5 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. | Письменная работа | |||||||||
6 | Электролитическая диссоциация. | Тест | |||||||||
7 | Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. | Фронтальный опрос | |||||||||
8 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | Решение задач | |||||||||
9 | Реакции ионного обмена | Письменная работа | |||||||||
10 | Условия протекания реакций ионного обмена. | Тест | |||||||||
11 | Практическая работа №1. Реакции ионного обмена. | Практическая работа №1 | |||||||||
12 | Контрольная работа №1 по теме «Химические реакции». | Контрольная работа №1 | |||||||||
Неметаллы IV – VII групп и их соединения(26) | |||||||||||
13 | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. | Решение задач | |||||||||
14 | Галогены: физические и химические свойства. | Тест | |||||||||
15 | Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. | Тест | |||||||||
16 | Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. | Фронтальный опрос | |||||||||
17 | Сера: физические и химические свойства. | Индивидуальная работа | |||||||||
18 | Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. | Решение задач | |||||||||
19 | Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. | Решение задач | |||||||||
20 | Серная кислота. | Фронтальный опрос | |||||||||
21 | Серная кислота. | Фронтальный опрос | |||||||||
22 | Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы» | Контрольная работа №2 | |||||||||
23 | Азот: физические и химические свойства. | Индивидуальная работа | |||||||||
24 | Аммиак | Решение задач | |||||||||
25 | Соли аммония. | Решение задач | |||||||||
26 | Практическая работа №2.Получение аммиака и изучение его свойств. | Тест | |||||||||
27 | Оксиды азота. | Тест | |||||||||
28 | Азотная кислота и ее соли. | Тест | |||||||||
29 | Азотная кислота и ее соли. | Фронтальный опрос | |||||||||
30 | Фосфор: физические и химические свойства. | Решение задач | |||||||||
31 | Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. | Индивидуальная работа | |||||||||
32 | Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. | Тест | |||||||||
33 | Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV). | Решение задач | |||||||||
34 | Соединения углерода: угольная кислота и ее соли. | Фронтальный опрос | |||||||||
35 | Практическая работа №3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. | Практическая работа №3. | |||||||||
36 | Кремний и его соединения. | Тест | |||||||||
37 | Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений». | Практическая работа №4. | |||||||||
38 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | Контрольная работа №3 | |||||||||
Металлы и их соединения (14ч) | |||||||||||
39 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. | Тест | |||||||||
40 | Металлы в природе и общие способы их получения. | Тест | |||||||||
41 | Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. | Тест | |||||||||
42 | Электрохимический ряд напряжений металлов. | Решение задач | |||||||||
43 | Щелочные металлы и их соединения. | Решение задач | |||||||||
44 | Щелочные металлы и их соединения. | Фронтальный опрос | |||||||||
45 | Щелочноземельные металлы и их соединения. | Индивидуальная работа | |||||||||
46 | Щелочноземельные металлы и их соединения. | Индивидуальная работа | |||||||||
47 | Алюминий. | Индивидуальная работа | |||||||||
48 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | Фронтальный опрос | |||||||||
49 | Железо. | Решение задач | |||||||||
50 | Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). | Тест | |||||||||
51 | Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | Практическая работа №5 | |||||||||
52 | Контрольная работа №4 по теме «Металлы и их соединения» | Контрольная работа №4 | |||||||||
Первоначальные сведения об органических веществах(14) | |||||||||||
53 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. | Фронтальный опрос | |||||||||
54 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. | Тест | |||||||||
55 | Углеводороды: метан, этан. Повторение темы: «Галогены» | Тест | |||||||||
56 | Углеводороды: метан, этан. Повторение темы: «Оксиды азота» | Решение задач | |||||||||
57 | Углеводороды: этилен. Повторение темы: «Оксиды азота» | Решение задач | |||||||||
58 | Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Повторение темы: «Щелочно-земельные металлы» | Индивидуальная работа | |||||||||
59 | Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин) Повторение темы: «Щелочно-земельные металлы» | Тест | |||||||||
60 | Кислородсодержащие соединения: карбоновые кислоты (уксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты, аминоуксусная кислота). Повторение темы: «Щелочные металлы» | Индивидуальная работа | |||||||||
61 | Кислородсодержащие соединения: карбоновые кислоты (уксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты, аминоуксусная кислота). Повторение темы: «Щелочные металлы» | Тест | |||||||||
62 | Биологически важные вещества: жиры. Повторение темы: «Аммиак» | Решение задач | |||||||||
63 | Биологически важные вещества: глюкоза. Повторение темы: «Серная кислота» | Фронтальный опрос | |||||||||
64 | Биологически важные вещества: белки. Повторение темы: «Соли аммония» | Фронтальный опрос | |||||||||
65 | Контрольная работа № 5 по теме:« Первоначальные сведения о органических веществах». | Контрольная работа № 5 | |||||||||
66 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Повторение темы: «Железо» | Тест | |||||||||
Основные классы неорганических соединений (1ч) | |||||||||||
67 | Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Повторение темы: «Алюминий» | Тест | |||||||||
68 | Резерв | ||||||||||
69 | Резерв | ||||||||||
70 | Резерв |
- Учебно – методическое обеспечение программы:
Учебник «Химия», 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций
с приложением на электронном носителе (DVD)/
Г.Е.Рудзитис – Москва «Просвещение», 2014-207с.
2. Методическая литература (для учителя):
Н.Н. Гара. Химия. Уроки в 9 классе.
А.М. Радецкий. Химия. Дидактический материал.8 – 9 классы.
Н.Н. Гара. Химия. Рабочие программы. 8-9 классы.
3. Дополнительная литература (для учащихся):
Н.И. Габрусева. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс.
Н.Н. Гара, Н.И.Габрусева. Химия. Задачник с «помощником». 8 – 9 классы.
Е.П. Ким. Химия. 9 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов; Лицей, 2011.
4. Интернет-ресурсы:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarket.ru/top8.htmlRUSTEST.RU – федеральный центр тестирования
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1по теме «Химические реакции».
Вариант I
1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы кислот имеют общие свойства.
2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.
Zn + H2SO4
Cu + HCl
Na2SO4 + BaCl2
3. Даны вещества: хлорид железа(III), бромид натрия, бромоводород, карбонат кальция, оксид серы(VI). К каждому из них добавили гидроксид натрия. В каких случаях про- изойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.
4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции
Pb2+ + 2OH– = Pb(OH)2
5. Приведите два примера реакций соединения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.
6. Составьте термохимическое уравнение реакции горения метана в кислороде, если при сжигании 21 л метана (н. у.) выделилось 837 кДж теплоты.
В а р и а н т II
1. Объясните на основе знаний об электролитической диссоциации, почему растворы щелочей имеют общие свойства.
2. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации.
K2CO3 + HNO3
Mg + FeSO4
Na2CO3 + Cu
3. Даны вещества: сульфат натрия, оксид меди(II), карбо-нат калия, гидроксид калия. К каждому из них добавили разбавленную серную кислоту. В каких случаях произойдут химические реакции? Каковы их признаки? Запишите уравнения этих химических реакций в полной и сокращённой ионной форме.
4. Приведите два примера реакций ионного обмена, суть которых может быть выражена одним и тем же сокращённым ионным уравнением реакции
CO3 + 2H+ = H O- + CO2- 3
5. Приведите два примера реакций разложения, одна из которых относится к окислительно-восстановительным реакциям, а другая не относится.
6. Используя термохимическое уравнение CaCO3(тв) + CO2(г) – 177,65 кДж, рассчитайте количество теплоты, которая потребуется для разложения 50 кг карбоната кальция.
Контрольная работа № 2по теме : «Неметаллы»
Вариант I
А-1. Соединения серы с металлами называют 1) сульфатами 3) сульфидами 2) сульфитами 4) сернистыми металлами
А-2. В результате окисления аммиака в присутствии катализатора образуются 1) оксид азота(II) и вода 3) азот и вода 2) оксид азота(IV) и вода 4) оксид азота(II) и водород
А-3. Сокращённому ионному уравнению
CO3 + 2H+ = CO2 + H2O
соответствует химическая реакция 1) между соляной кислотой и карбонатом кальция 2) между гидроксидом натрия и оксидом углерода(IV) 3) между кремниевой кислотой и карбонатом калия 4) между карбонатом натрия и оксидом кремния(IV)
А-4. Реакцией ионного обмена не является реакция
1) NaBr + AgNO3 = NaNO3 + AgBr
2) (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O
3) NH4OH + HNO3 = NH4NO3 + H2O
4) 2NH4OH + CuCl2 = 2NH4Cl + Cu(OH)2
В-1. Установите соответствие между реактивом и группой веществ, которые можно обнаружить с помощью этого реактива.
1) растворимые соли бария
2) растворимые соли серебра
3) летучие кислоты (соляная, азотная, уксусная)
4) растворимые соли меди
А. карбонаты
Б. сероводородная кислота и растворимые в воде сульфиды
В. галогеноводородные кис- лоты и их соли, кроме фтористоводородной кислоты
Г. соли железа в степенях окисления +2 и +3 или соли свинца
Д. серная кислота и её соли — сульфаты
В-2. Концентрированная серная кислота является окислителем в химических реакциях
1) Cu + H2SO4 →CuSO4 + H2O + SO2
2) CuO + H2SO4→ CuSO4 + H2O
3) NaCl + H2SO4→ Na2SO4 + HCl
4) C + H2SO4 →CO2 + H2O + SO2
5) C12H22O11 + H2SO4 →CO2 + H2O + SO2 Ответ:
В а р и а н т II
А-1. В ряду SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7 с увеличением относительной молекулярной массы оксидов 1) усиливаются основные свойства веществ 2) усиливаются кислотные свойства веществ 3) усиливаются амфотерные свойства веществ 4) свойства веществ практически не изменяются
А-2. Сера не вступает в химическую реакцию 1) с водородом 3) с металлами 2) с кислородом 4) с водой
А-3. Соединения азота с металлами называют 1) нитратами 3) нитридами 2) нитритами 4) азотистыми металлами
А-4. В результате полного сгорания метана образуются 1) углекислый газ и водород 3) углекислый газ и вода 2) углерод (сажа) и вода 4) угарный газ и вода
1) (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O
2) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O
3) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
4) 4P + 5O2 = 2P2O5
В-1. Установите соответствие между исходными и полу-ченными веществами в уравнениях химических реакций, ха- рактеризующих свойства аммиака.
1) NH3 + H2O
2) NH3 + H2SO4
3) NH3 + O2(недостаток)
4) NH3 + O2(избыток)
A. N2 + H2O
Б. NO2 + H2O
В. NH4HSO4 + H2O
Г. NO + H2O
Д. NH4OH
В-2. Установите соответствие между ионом и способом его обнаружения в растворах. 1) I– 2) SO4 2– 3) NO3 – 4) NH4
А. при добавлении щёлочи образуется газ с характерным запахом
Б. при добавлении нитрата серебра образуется жёлтый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте
В. при нагревании с медью и концентрированной серной кислотой образуется голубой раствор и выделяется бурый газ
Г. при добавлении нитрата бария выпадает мелкокристаллический осадок, не- растворимый в азотной кислоте
Контрольная работа № 3 по теме : «Неметаллы»
Вариант I
А-1. Схема строения атома химического элемента кремния
+32 ) ) ) ) 2 8 18 4 2) +20 ) ) ) ) 2882 3) +16 ) ) ) 2 8 6 4) +14 ) ) ) 284
А-2. Положительную степень окисления хлор проявляет в соединении
1) NaCl 2) PCl5 3) HCl 4) Cl2O7
А-3. Кислотные свойства высших оксидов химических элементов VА-группы периодической таблицы Д. И. Менделеева в ряду N2O5 P2O5 As2O5 Sb2O5 1) усиливаются 2) ослабевают 3) остаются неизменными 4) сначала усиливаются, затем ослабевают
А-4. Аммиак не вступает в химическую реакцию 1) с кислородом 3) с соляной кислотой 2) с водородом 4) с водой
В-1. Установите соответствие между исходными (исходным) и полученными веществами в уравнениях химических реакций, характеризующих свойства фосфорной кислоты.
1) H3PO4 + Ca
2) H3PO4 + Ca(OH)2
3) H3PO4 + CaCl2
В-2. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения возможных химических реакций, в которых оксид углерода(IV) будет взаимодействовать с гидроксидом лития, гидроксидом железа(III), оксидом кальция, водой, хлоридом меди(II). Ответ:
В а р и а н т II
А-1. Схема строения иона углерода со степенью окисления –4
+14 ) ) ) 284 2) +6 ) ) 2 4 3) +6 ) ) 2 8 4) +14 ) ) ) 288
А-2. Положительную степень окисления кислород проявляет в соединении
1) N2O 2) СO 3) OF2 4) Al2O3
А-3. В ряду SiO2 P2O5 SO3 Cl2O7 с увеличением относительной молекулярной массы оксидов 1) усиливаются основные свойства веществ 2) усиливаются кислотные свойства веществ 3) усиливаются амфотерные свойства веществ 4) свойства веществ практически не изменяются
А-4. Сера не вступает в химическую реакцию 1) с водородом 3) с металлами 2) с кислородом 4) с водой
В-1. Сероводород проявляет свойства восстановителя в химических реакциях
1) H2S + O2 →S + H2O
2) H2S + NaOH→ Na2S + H2O
3) H2S + SO2 →S + H2O
4) H2S + Pb(NO3)2→ PbS + HNO3
5) H2S + O2→ SO2 + H2O Ответ:
В-2. Напишите полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций в тех случаях, где возможно взаимодействие между следующими парами веществ:
1) SiO2 + O2
2) (NH4)2CO3 + HNO3
3) SiO2 + H2O
4) Ca(OH)2 + CO2
5) SiO2 + HCl
Контрольная работа №4 по теме «Металлы и их соединения»
Вариант I
1. Как классифицируют металлы:
а) по плотности;
б) по температуре плавления;
в) по твёрдости?
2. Напишите уравнение реакции получения железа восстановлением из его оксида Fe2O3 водородом и углеродом. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Почему щелочные металлы не применяют для восстановления менее активных металлов, несмотря на то что щелочные металлы очень сильные восстановители?
4. Имеется смесь кальция и оксида кальция массой 100 г. Определите массу кальция, содержащегося в ней, если при действии воды на 2 г такой смеси собрали 224 мл водорода (н. у.).
В а р и а н т II
1. Охарактеризуйте элементы-металлы IIА-группы периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева по плану:
а) строение атома;
б) изменение металлических свойств;
в) формулы оксидов и гидроксидов.
2. Напишите уравнение реакции получения железа восстановлением из его оксида Fe2O3 водородом и углеродом. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Составьте уравнения реакций, соответствующих приведённым схемам:
а) H2SO4(р-р) + Zn
в) Cu + AgNO3(р-р)
б) Li + O2
г) Ca + P
Реакцию г разберите как окислительно-восстановительную.
4. 10,2 г технического образца магния обработали избытком раствора серной кислоты. При этом выделилось 7,48 л газа (н. у.). Вычислите массовую долю (в %) магния в образце.
Контрольная работа № 5 по теме: «Первоначальные сведения о органических веществах».
Вариант I
А-1. Общая формула одноатомных предельных спиртов
CnH2n 2) CnH2n + 2 3) CnH2n – 2 4) CnH2n + 1OH
А-2. Ряд, в котором находятся формулы только карбоновых кислот, — это
1) C2H4, C2H5OH, C2H5COOH 2) C2H5COOH, C3H7COOH, CH3COOH 3) C2H5OH, CH3COOH, C2H5COOH 4) CH3COOH, C2H5OH, C3H7OH
А-3. Гомологи — это 1) этан и этилен 2) метан и ацетилен 3) пропан и пропанол 4) муравьиная кислота и уксусная кислота
А-4. Сжигание природного газа при недостатке воздуха приводит к образованию ядовитого газа 1) CO2 2) CO 3) H2O 4) N2
В-1. Установите соответствие между названием органического вещества и классом органических соединений, к которому оно принадлежит.
1) этан 2) метанол 3) глюкоза 4) глицин
А. спирты Б. углеводы В. аминокислоты Г. алканы
В-2. Вставьте в схемы химических реакций недостающие формулы веществ.
1) … + … HCOONa + H2O 2) … + … (HCOO)2Mg + H2 3) … + … HCOOCH3 + H2O 4) … + … CH3COOC2H5 + H2O
C-1. При гидрировании этилена объёмом 22 л получено 20 л этана (н. у.). Рассчитайте объёмную долю выхода этана.
В а р и а н т II
А-1. Общая формула одноосновных предельных карбоновых кислот
1) Cn H2n 3) Cn H2n – 2 2) Cn H2n + 1 4) Cn H2n + 1COOH
А-2. Ряд, в котором находятся формулы только карбоновых кислот, — это
1) C2H4, C2H5OH, C2H2 2) C2H5OH, C3H7OH, CH3OH 3) C2H5OH, CH3OH, C2H6 4) CH3COOH, C2H5СОOH, C3H7СОOH
А-3. Гомологи — это 1) этан и этилен 3) метанол и пропанол 2) метан и ацетилен 4) этилен и этанол
А-4. Реактивом на крахмал является 1) Br2(р-р) 3) иод 2) раствор перманганата калия 4) гидроксид калия
В-1. Установите соответствие между названием органического вещества и классом органических соединений, к которому оно принадлежит.
1) уксусная кислота 2) этилацетат 3) крахмал 4) глицин
А. сложные эфиры Б. углеводы В. аминокислоты Г. карбоновые кислоты
В-2. Вставьте в схемы химических реакций недостающие формулы веществ. 1) … + … CH3COONa + H2O 2) … + … (CH3COO)2Ca + H2 3) … + … CH3COOCH3 + H2O 4) … + … HCOOC2H5 + H2O
C-1. Вычислите объёмы (н. у.) кислорода и воздуха, которые потребуются для полного сжигания 1 м3 природного газа, содержащего 5 % этилена.