Программа элективных курсов по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_8_klass.docx | 47.4 КБ |
el.kurs_reshenie_raschetnyh_zadach._9_kl.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Продолжительность курса составляет 34 часов. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
Предлагаемые пути реализации курса
Цели: ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории; формирование практических умений в обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; профориентация школьников на химические специальности. Развитие и укрепление у школьников склонности к занятиям с веществом при выполнении химических опытов; формирование познавательного интереса к предмету химии. Подведение итогов работы по курсу “Занимательная химия”; развитие творческих способностей школьников.
Содержание курса (34 часов)
Введение (2 часа)
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химических знаний
Основные химические понятия (23 часов)
Записывать и читать символы первых 20 элементов и давать их характеристику на основе относительной атомной массы. Разъяснять смысли формулировать определение понятий: простое (сложное) вещество, атом, молекула, валентность, химическая реакция, химическая формула, качественный и количественный состав вещества, «Ar» «Mr», молярная масса, молярный объем. Раскрывать положения атомно-молекулярного учения и применение его при изучении химических объектов. Составлять формулы бинарных соединений по валентности, определять валентность по формуле; составлять уравнения простейших реакций. Решать расчетные задачи.
Растворы. Концентрация растворов. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей (в процентах) растворённого вещества. Расчёты, связанные с приготовлением растворов.
Занимательные опыты (8 часов)
Химические реакции вокруг нас: “вулкан” на столе, разноцветное пламя, самовоспламенение парафина, вода зажигает бумагу.
Химия в нашем доме: примерзание стакана, кровь без раны, цветные растворы, моментальная цветная “фотография”, химический вакуум в склянке, несгораемый платочек.
Химия в природе: тёмно-серая змея, химические водоросли, буран стакане, ледяной узор на стекле, огненная метель, ветка инея в любое время года.
Химия в сельском хозяйстве: различные способы получения молока, волшебный кувшин, опыты с яичным белком, получение искусственного мёда.
Заключение (1 час)
Химический КВН
Учебно-тематический план
№ п./п. | Дата проведения. | Тема и содержание занятия | Количество часов | Предлагаемая форма занятия |
1. | Введение. | 1 | Лекция с элементами беседы | |
2. | Правила ТБ в кабинете химии. | 2 | Лекция с элементами беседы | |
Знаки химических элементов | 3-4 | Лекция с элементами беседы | ||
2. | Валентность. Составление формул по валентности. | 5-6 | лекция с элементами беседы. | |
3. | Химическая формула. Относительная Молекулярная масса. | 7 | Групповая работа. | |
4. | Массовая доля химического элемента. Вычисления W по формуле. | 8-9 | Решение расчетных задач | |
5. | Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. | 10-11 | Лекция с элементами беседы | |
6. | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 12 | ||
7. | Вычисления по уравнениям химических реакций. | 13-15 | Решение расчетных задач | |
8. | Газы. Закон Авогадро. Молярный объем газа. | 16 | Лекция с элементами беседы | |
9 | Решение задач на вычисление объема газа по ХУ | 17-19 | Урок практикум | |
10. | Проверочная работа «Основы химических понятий» | 20 | Урок контроля ЗУН | |
10. | Вода-растворитель. Массовая доля растворенного вещества. | 21 | Лекция с элементами беседы | |
11. | Решение задач на растворы. | 22-23 | Урок практикум | |
12 | Проверочная работа « Решение расчетных задач» | 24 | Урок контроля ЗУН | |
12 | Приготовление растворов с определённой массовой долей растворенного вещества | 25 | Лабораторная работа | |
13 | Химические реакции вокруг нас | 26-27 | Лабораторная работа | |
14 | Химия в нашем доме | 28-29 | Лабораторная работа | |
15 | Химия в природе | 30-31 | Лабораторная работа | |
16 | Химия в сельском хозяйстве | 32-33 | Лабораторная работа | |
17 | Химический КВН | 34 | Игра |
Литература для учителя
- Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. — М.: Просвещение, 1992.
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1980.
- Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. — М.: Просвещение, 1984.
- Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. — М.: Просвещение, 1981
Литература для ученика
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2002.
- Ольгин О. Давайте похимичим! — М.: Детская литература, 2002.
- Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. — М.: Дрофа, 1996.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Элективный курс рассчитан на 32 часов для учащихся 9-ых классов. Данный курс составлен с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки. Курс «Химические расчеты» не является, просто углублением школьного курса. В нем представлены типы расчетных задач, которые разделены на три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям. Как правило, все расчеты в задачах по химии по своему содержанию предусматривают, прежде всего, понимание теорий, законов, процессов, свойств веществ и условий протекания химических реакций. Каждый блок начинается с теоретического введения, учитель показывает учащимся разные способы решения задач. Таким образом решение расчетных задач приобретает особое значение для прочного усвоения теоретического материала. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач- интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, решение задач способствует самореализацию ученика. Систематическое решение задач позволяет применять полученные знания на практике.
Цель курса:
Формирование у учащихся умения применять приобретенные ими знания;
развитие познавательного интереса к предмету,
развитие самостоятельности школьников в работе с литературой, в подготовке к семинарским занятиям, докладам, к защите проектов.
Задачи элективного курса:
Научить ребят методически правильно и практически эффективно решать задачи;
изучить понятия, которые могут быть использоваться при изучении любого класса органических и неорганических соединений;
научить учащихся применять при решении химических задач теоретические знания в разных практических ситуациях;
научить проводить эксперимент и с его помощью рассматривать поставленные задачи;
углублять свои теоретические знания в процессе наблюдений, полученную лабораторным путем информацию отрабатывать путем анализа и сравнения, делать выводы;
создать учащимся условия для подготовки к мини ЕГЭ по химии.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
1.При ознакомлении данным курсом происходит систематизация знаний, которая позволяет структурировать большой объем материала. Систематизация может идти как индуктивным и дедуктивным путем.
2.При решении задач происходит выполнение необходимых действий (несколькими способами), выбор рационального хода решений и доказательства целесообразности сделанного выбора.
3.Производить расчеты по химическим формулам, вычисления состава растворов, с использованием массовой доли растворенного вещества, расчеты по химическим уравнениям: вычислять объем газов, массы продуктов реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
4.По окончании курса ученики могут решать и составлять задачи разной сложности по химии для 9-го класса.
Тематический план.
№ | Наименование раздела и темы. | Количество часов. | Вид деятельности |
I. | Расчеты по химическим формулам. | ||
1. | Вычисление относительной молекулярной массы вещества. | 1 час | Беседа. Урок практикум. |
2 | Вычисление массовых долей элементов по формуле. | 1 час | Беседа. Решение задач. |
3 | Определение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | 1 час | Беседа. Решение задач. Контроль знаний |
4 | Расчеты, связанные с понятием «количество вещества», «масса», «молярная масса». | 1час | Урок игра. |
5 | Расчеты, связанные с понятием «объем вещества», «молярный объем» | 1 час | Урок практикум. |
6 | Вычисление массы элемента по известной массе сложного вещества. | 1 час | |
7 | Зачет. Решение задач по химическим формулам. | 1 час | Контрольная работа. |
II. | Расчеты по химическим уравнениям. | ||
8 | Вычисление массовой доли растворенного вещества. | 1 час | Эвристическая беседа.Урок практикум. |
9 | Расчеты с использованием массовых процентов | 1 час | Тестирование. |
10 | Расчеты с использованием плотности. | 1 час | Беседа. Решение задач. |
11 | Решение задач на примеси. | 1 час | Урок практикум. |
12 | Решение задач на примеси. | 1час | Беседа. |
13 | Расчеты с учетом избытка одного из исходных веществ. | 1 час | |
14 | Решение задач на избыток и недостаток. | 1 час | Урок игра. |
15 | Решение задач на избыток и недостаток. | 1 час | Урок соревнование. |
16. | Зачет. Решение задач по химическим уравнениям. | 1 час | Само – и взаимоконтроль через зачетные задания |
17 | Вычисление, с связанные с практическим выходом продукта. | 1 час | Урок практикум |
18 | Вычисление, с связанные с практическим выходом продукта. | 1час | Самостоятельная работа. |
19 | Определение объемной доли выхода продукта | 1 час | Самостоятельная работа. |
20 | Вычисление объема продукта по объемной доле практического выхода. | 1 час | Беседа. Практикум. |
21. | Расчеты по уравнениям нескольких последовательных реакций. | 1 час | Урок практикум |
22 | Расчеты по уравнениям нескольких последовательных реакций. | 1час | Урок игра. |
23. | Урок-игра. Формирование умений составлять задачи и решать их. | 1 час | Реферат. |
24 | Вычисление массы вещества по термохимическому уравнению. | 1 час | Беседа. Решение задач. |
25 | Вычисление объема вещества по термохимическому уравнению. | 1час | Работа в группах. |
26 | Составление термохимических уравнений. | 1 час | Самостоятельная работа. |
27 | Зачет. Решение задач. | 1 час | Тестирование. |
28 | Расчеты на вычисление массы компонентов смеси. | 1 час | Урок практикум. |
29 | Расчеты на вычисление массы компонентов смеси. | 1 час | Урок практикум. |
30 | Расчеты объемов при химических реакциях. | 1 час | Работа в группах. |
31 | Расчеты объемов при химических реакциях. | 1 час | |
32 | Решение контрольных задач. | 1 час | Тестирование |
Содержание курса.
I.Расчеты по химическим формулам.
Задачи , связанные с формулой вещества, делятся на два класса- прямые и обратные. Прямые задачи связаны с нахождением каких-либо количественных данных по формуле вещества. В обратных задачах требуется по каким-либо количественным данным вывести молекулярную формулу вещества.
Занятие №1» Вычисление относительной молекулярной массы вещества»
1.Вычислите относительную молекулярную массу: азотной кислоты, гидроксида магния, карбоната магния, сульфата алюминия.
2.Что больше по массе: одна молекула серной кислоты или 5 молекул воды.
Занятие №2.» Вычисление массовых долей элементов по формуле».
1.Вычислите массовую всех элементов в Н2SO4, KOH, Mg(OH)2 .
2.Вычислите содержание железа в его соединениях;FeO, Fe2O3, Fe3O4, FeSO4, FeCI3.Какая из них богата железом.
Занятие №3. «Определение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов»
1.Массовые доли серы и кислорода в оксиде серы равны соответственно 40% и 60%.Определите простейшую формулу этого оксида.
2.Массовые доли водорода, фосфора, кислорода в некоторой кислоте равны соответственно 3,66;37,8 и 58,54%.Определите простейщую формулу этой кислоты.
Занятие №4» Расчеты, связанные с понятием «количество вещества», «масса», «молярная масса»».
1.Сколько молей сахара С12Н222О11 заключается в следующих массах этого вещества: а)342г б)3,42г в)358г
2.Определите массу вещества, взятого количеством вещества: а)1,5 моль серной кислоты; б)0,2 моль оксида алюминия; в) 2 моль гидроксида вария.
Занятие №5.» Расчеты, связанные с понятием «объем вещества», «молярный объем»»
1.Какой объем займет оксид серы (IV) массой 10 г(при н.у.)
2.Какой объем при (н.у) займет смесь 16 г кислорода, 7 г азота, и 22 г оксида углерода(IV)
Занятие №6. Вычисление массы элемента по известной массе сложного вещества» 1.На завод была доставлена руда, содержащая4640 т магнитного железняка Fe3O4.Сколтко железа содержится в этой руде.
2.В почву внесено 200 кг удобрения диаммофоса (NH4)2HPO4.Сколько килограммов азота и фосфора внесено в почву.
Занятие №7. Зачет. Решение задач по химическим формулам.
II.Расчеты по химическим уравнениям.
Задачи, связанные с растворами, можно разделить на прямые и обратные. В прямой задаче требуется найти состав и концентрацию раствора; в обратной- массы или объемы компонентов раствора, концентрация которого известна. Сюда же можно отнести и тип задач на приготовление растворов заданной концентрации из исходных веществ.
Занятие №8.» Вычисление массовой доли растворенного вещества».
1.Какую массу поваренной соли и воды нужно взять для приготовления 200 г 15 %-ного раствора?
2.Какой объем водорода (при н.у) можно получить при взаимодействии цинка с 200г 35% -ного раствора соляной кислоты.
3.Сколько литров углекислого газа (при н.у) можно выделить из карбоната натрия действием 200г 35%-ного раствора соляной кислоты.
Занятие №9.» Расчеты с использованием массовых процентов»
1.Сколько граммов водорода выделится при взаимодействии 20 г 20 %-ного раствора серной кислоты с цинком.
2.Вычислите массу соли , полученной при взаимодействии гидроксида калия с азотной кислотой , если был взят раствор кислоты массой 300 г с массовой долей азотной кислоты 35 %.
Занятие №10.» Расчеты с использованием плотности»
1.Какой объем 10%-ного раствора соляной кислоты ( плотность1,047) потребуется для реакции с 10 г карбоната кальция.
2.Какая масса раствора с массовой долей 4% потребуется для полной нейтрализации соляной кислоты массой 30г.Массовая доля соляной кислоты 5 %.
Занятие №11, 12.» Решение задач на примеси»
1.Сколько карбоната натрия можно получить , если прокалить 1 кг гидрокарбоната натрия, содержащего 15 % примесей.
2.Сколько литров воздуха потребуется для обжига 100 кг серного колчедана, содержащего 45 % примесей.Сколько сернистого газа образуется при этом. Условия считать нормальными.
Занятие №13, 14, 15.» Решение задач с учетом избытка одного из изходных веществ»
1.К 200г раствора с массовой долей сульфата железа(II) 5 % добавили 20 г раствора, содержащего 8 % гидроксида натрия. Вычислите массу образовавщегося осадка.
2.Оксид меди(II) обработали 20мл 4, 9 %-ного раствора серной кислоты (плотность 1,03г/мл). Полученный раствор отфильтровали, фильтрат упарили при 100ОС. Какое вещество было получено? Какова его масса.
Занятие №16» Зачет. Решение задач по химическим уравнениям».
Занятие№17,18» Вычисление, с связанные с практическим выходом продукта»
1.При разложении 200г карбоната кальция получили 100 г жженой извести..Определите массовую долю выхода продукта от теоретически возможного.
2.После раекции 61,6г железа с избытком соляной кислоты получили соль массой 160 г.Определите массовую долю выхода продукта.
Занятие№ 19» Определение объемной доли выхода продукта»
1.При взаимодействии 30 г цинка, содержащего 0,5% примесей, с соляной кислотой получили 10 л водорода. Определите объемную долю выхода продукта.
2.При разложении карбоната кальция массой 300г выделился оксид углерода(IV) объемом 60 л. Сколько это составило в % от теоретически возможного объема оксида углерода (IV).
Занятие №20.» Вычисление объема продукта по объемной доле практического выхода».
1.Вычислите объемную долю выхода аммиака, если из водорода объемом 150л получили 20 л этого вещеста.
2.Чему равна объемная доля выхода хлороводорода, еслииз 24 л водорода получили 40 л продукта реакции.
Занятие №21,22. «Расчеты по уравнениям нескольких последовательных реакций».
1.Какова масса серной кислоты, полученной из 1 т железного колчедана, содержащего 84 % пирита FeS2, если вся сера идет на образование серной кислоты.
2.Какрй объем газообразного аммиака потребуется для получения из него путем последовательных превращений 800г аммиачной селитры.
Занятие №24,25,26.» Составление термохимических уравнений».
1.Восстановление оксида железы (III) алюминием по реакции 2AI + Fe2O3=AI2O3+2Fe сопровождается выделением 848 кДж теплоты. Сколько теплоты выделится при взаимодействии алюминия массой 812 г с оксидом железы (III).
2.Сколько теплоты выделяется при взаимодействии с бромом 30 л водорода (при н.у.), если реакция идет по термохимическому уравнению: Н2+Вr2=2HВr+72 кДж
3.Термохимическое уравнение реакции разложения карбоната кальция: СаСО3=СаО+СО2 -180 кДж. При разложении карбоната кальция получили 95 л углекислого газа, что составило 0,9 от теоретического выхода. Сколько при этом было затрачено теплоты.
Занятие №28,29 « Расчеты на вычисление массы компонентов смеси».
1.При действии соляной кислоты на 6,5 г смеси цинка с оксидом выделилось некоторое количество газа, при горении которого образовалось 0,9 г воды. Какова массовая доля цинка в смеси.
2.Смесь хлоридов натрия и калия массой 64 г обработали концентрированной серной кислотой. Общая масса полученных в результате этого сульфатов оказалось равной 76г.Каковы массовые доли хлоридов в исходной смеси?
Занятие №30,31 « Расчеты объемов при химических реакциях»
1.Смесь ацетилена и водорода массой 27 г сожгли в кислороде .После охлаждения продуктов сгорания до комнатной температуры сконденсировалось 27 мл воды. Определите объемные доли составляющих смесь.
Список литературы.
1. А.В. Артемов, С.С. Дерябина. Школьные олимпиады.Химия 8-11 кл -М: Айрис-пресс 2007г
2. Н.Л.Глинка Задачи и упражнения по общей химии.-Л.:Химия, 1999г.
3.Н.Л.Глинка Общая химия-Л.:1985г.
4. Г.С. Качалова Расчетные задачи по химии. г.Новосибирск 1994г
5.Программы элективных курсов.Химия.8-9 классы. Предпрофильное обучение-М.:Дрофа,2006г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Ак-Довурака
Реферат по русскому языку:
Недоросль.
Выполнила: ученица 9 «Г» класса
Монгуш Айлаана
г.Ак-Довурак-2012 год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Ак-Довурака
Реферат по русскому языку:
«Путешествие из Петербурга в Москву».
Выполнила: ученица 9 «Г» класса
Ооржак Олеся.
Проверила: учитель русского языка
Саая В.В.
г.Ак-Довурак-2012 год