Тема урока. Типы химических реакций. Типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. (8 класс)
Тема урока
Типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.
цель: выяснить сущность химических реакций по числу и составу веществ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока. Типы химических реакций. Типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. (8 класс)
Цель урока:
-закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания;
-научить выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций;
-рассмотреть классификацию химических реакций по числу и составу реагирующих веществ;
-продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты;
-продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, классифицировать, проводить анализ и синтез, обобщать материал, строить умозаключения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Типы химических реакций»;наборы химических реактивов BaCL2, H2SO4, Zn, HCl для проведения опытов, пробирки и штативы; на столах у учащихся бланки для проверки знаний и незаполненная исследовательская карточка «Типы химических реакций».
Ход урока
1.Организационный этап.
Учитель: Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке! Он, конечно, пройдет не в совсем обычной обстановке, но, думаю, вас это не смутит, и наша работа будет плодотворна.
2.Мотивационный этап.
Думаю, мне удалось убедить вас в том, что химия - самая загадочная наука, и сегодняшний урок мне хотелось бы начать с очередной загадки.
Послушайте и постарайтесь найти ответ на неё. (СЛАЙД 1)
«Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла» (Это конечно не старость и даже не весна). Ваши варианты ответов ( обратите на ключевые слова: она понятие женского рода, может идти, может пройти, но никто не скажет, что пришла.)
Ответ учащегося: Химическая реакция.
3.Актуализация опорных знаний. (беседа)
Учитель: Действительно, ребята, мы говорим, что химическая реакция идет, прошла, мы не говорим, что пришла.
И так говорить мы будем о химических реакциях. А что же это такое?
Ответ учащегося : Это явление при котором, из одних веществ образуются другие. (СЛАЙД 2)
Учитель: А, что характеризует химические реакции?
Ответ учащегося :признаки, условия возникновения . (СЛАЙД 3)
Учитель: Химические реакции возможны при определенных условиях и имеют определенные признаки.
Проведем химические реакции и назовем условия возникновения и признаки
( проведение химической реакции между BaCL2 и H2SO4 с образованием осадкаBaSO4 и между Zn и HCl c выделением газа H2 раздать на каждый стол) . Проделав химические реакции определим, что стало условием её возникновения?
Ответ учащегося: смешивание двух веществ.
Учитель: На парте у каждого есть исследовательская карточка,в ходе урока постепенно предстоит заполнить все пустующие графы ( написать фамилии и имена учащихся работающих в паре).
Начинаем заполнять таблицу, записываем первый ответ.
А теперь поработав в парах, заполните таблицу полностью, записав условия возникновения химических реакций и их признаки.( 2 минуты работают в парах, заслушиваются ответы).
(СЛАЙД 4)
Условия возникновения химических реакций. | Признаки химических реакций. |
смешивание веществ измельчение нагревание соприкосновение растворение | выпадение осадка изменение цвета выделение тепла и света выделение газа |
Учитель: А как называются действия ребята, которые мы с вами произвели?
Ответ учащегося: Мы классифицировали, т.е. составили классификацию.
Учитель: А как вы думаете. Сами химические реакции можно классифицировать?
Ответ учащегося: Да, наверно.
(Запишите тему урока в тетрадь.)
Учитель. Наша задача сегодня рассмотреть одну из классификаций химических реакций.
Обратите внимание на слайд, (СЛАЙД 5)
на котором представлены несколько типов химических реакций.
CaO + CO2 = CaCO3,
C2H5Br = C2H4 + HBr
Zn + CuSO4 = Cu + ZnSO4
KCl + AgNO3 = AgCl↓ + KNO3
Чем они различаются?
Числом, составом исходных веществ и продуктов.
(СЛАЙД 6)
Тема урока
Типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.
цель: выяснить сущность химических реакций по числу и составу веществ.
Учитель: Рассмотрим первую из них.Что происходит с веществами?
Ответ учащихся : они соединяются.
Учитель: Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?
Ответ учащихся: соединение.
Учитель: Перед нами реакция соединения. Запишите ответ в соответствующую таблицу исследовательской карты. Обратите внимание, что соединяются как простые , так и сложные вещества, а образуются_? –сложные. А теперь подобным же образом поработайте в парах с оставшимися химическими уравнениями и укажите протекающие процессы. Продолжите заполнение таблицы «Типы химических реакций»
Ответы учащися:
Учитель: Итак, что же у нас получилось?
Ответы учащихся:
- Реакции соединения
- Реакции разложения
- Реакции замещения
- Реакции обмена
(СЛАЙД 7) показать все 4 реакции через ссылки
Учитель: Реакция разложения – могут ли в эту реакцию вступать простые вещества?
Ответы учащися: не могут
Учитель: Рассмотрите реакции замещения? Какие вещества вступают и какие образуются.
Ответы учащися: вступают простые и сложные вещества, образуются новые простые и сложные вещества
Учитель: Реакция обмена:
Ответы учащися: вступают только сложные вещества
Учитель: А вот теперь, ребята, используя наработанный материал, составьте определения 4 типов реакций - правая часть таблицы. (СЛАЙД 8)
Ответы учащися:
Учитель: Могу сказать, что вы успешно справились с поставленной задачей. Мы с вами составили классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.
Рассмотрим их еще раз (СЛАЙД 9).
А теперь я предлагаю вам вывести общие формулы уравнений для каждого типа химических реакций, использую условные обозначения – буквы А,В,С,D.
В исследовательской карте это таблица № 3
Ответы учащися: (СЛАЙД 14).
Соединения А+В=С или А+В+С=Д
Разложения А=В+С или А=В+С+Д
Замещения А+ВС= АВ+С
Обмена АВ+СД= АС+ВД
Проверка знаний.
Учитель: Перейдем к этапу проверки знаний. Перед вами на слайде задание в тестовой форме, которое вы выполняете индивидуально. Запишите в таблицу № 4 ваши варианты ответов.
Ответы учащися:
1 слайд – комментарий, правильные ответы (СЛАЙД 15)
2 слайд – комментарий, правильные варианты ответов (СЛАЙД 16)
3 слайд – комментарий, правильные варианты ответов (СЛАЙД 17)
4 слайд – комментарий, правильные варианты ответов (СЛАЙД 18)
Взаимоконтроль, выставление отметок – на слайде критерии.(СЛАЙД 19)
Заключительный показ слайда (Слайд 20)
«Начни сначала,- важно ответил Король, и продолжай до тех пор, пока не дойдешь до конца.» Льюис Кэрролл. «Алиса в стране Чудес».
Учитель: Ребята, благодарю вас за работу.
(За активную работу на уроке – поставить пару «5» и «4».) Прошу сдать мне тестовые работы для выставления отметок в журнал.
Домашнее задание: записать определения типов химических реакций и составить уравнения к ним.
Приложение.
Исследовательская карта
Ф.И.учащихся_____________________________________________________
_____________________________________________________
1.Химические реакции и их признаки
Условия возникновения химических реакций | Признаки химических реакций |
2.Типы химических реакций, по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакций»
Названия химических реакций | Определения химических реакций |
3.Уравнения реакции в общем виде
Названия химических реакций | Общие формулы уравнения химических реакций |
Бланк для проверки знаний
Ф.И.учащихся_____________________________________________________
Примеры химических реакций. (Выбрать правильный ответ из слайда и записать)
Соединения | Замещения |
Разложения | Обмена |
Лабораторные опыты
- положите в пробирку гранулы цинка Zn
-прилейте раствор кислоты HCl
-наблюдайте образование пузырьков в пробирке и выделение газа H2
Лабораторные опыты
- возьмите раствор BaCL2 и налейте в пробирку
-прилейте раствор кислоты H2SO4
-наблюдайте образование осадка Ba SO4 в пробирке