Методическая разработка
Методическая разработка урока по теме "Карбоновые кислоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka_2015.doc | 96.5 КБ |
loto.docx | 14.63 КБ |
karbonovye_kisloty.pptx | 830.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
ОТКРЫТОГО УРОКА
Учебная дисциплина | Химия |
Преподаватель: | Воробьева Марина Владимировна |
Группа: | № 1411 |
Профессия: | 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий |
Дата проведения: | 27 мая 2015г. |
Время проведения: | 45 мин. |
Тема программы: | Кислородсодержащие органические соединения |
Тема урока: | Карбоновые кислоты |
Тип урока: | Изучение нового материала |
Цели: обучающая: | формирование знаний о составе, строение и свойствах карбоновых кислот, их применении. |
развивающая: | развитие умений анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи «строение-свойства-применение», формировать практические навыки. |
воспитательная: | создание условий для формирования научного мировоззрения; ответственности, дисциплинированности и аккуратности; интереса к своей профессии. |
Организация познавательной деятельности обучающихся: | групповая, фронтальная, индивидуальная |
Методы обучения: | Словесный – рассказ с элементами беседы, сообщения, инструктаж. Наглядный – компьютерная презентация по теме «Карбоновые кислоты». Практический - лабораторная работа, выполнение устных и письменных заданий. |
Междисциплинарная связь: | ПМ 1. Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке. Тема 1.1 Сырье и материалы, применяемые в хлебопекарном, макаронном и кондитерском производстве. Основное и дополнительное сырье. Тема 1.6. Смеси и добавки для производства хлеба и хлебобулочных изделий по современным передовым технологиям. Характеристика, состав, органолептические показатели, упаковка, способ хранения, применение. Пищевые добавки. Виды (консерванты, антиокислители, пищевые кислоты, эмульгаторы, загустители, стабилизаторы). Классификация пищевых добавок. Назначение. Показатели качества. |
Материально-техническое оснащение урока: | реактивы: уксусная кислота, лимонная кислота, индикатор. - оборудование: пробирки – 12 шт; подставка под пробирки - 6 шт; банки с реактивами – 12 шт; жетоны.
- ТСО: проектор, компьютер, экран. |
Учебно-методическое обеспечение урока |
- раздаточный материал: учебник Химия. Габриелян О. С. - 15 шт.; тесты- 25 шт, карточки для лото -15 шт; карточки с темами- 10 шт, карточки для оценивания -80 шт |
Технологическая карта урока | ||||
Этапы урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | КУМО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент | 1 |
приветствует обучающихся; -знакомит с критериями оценивания. |
-знакомятся с критериями оценки | Карточки для оценки |
1 этап целевая установка урока | 5 | -предлагает ответить на вопрос: -Что объединяет находящиеся на столе фрукты и вещества; - Чтобы определить тему урока, предлагает отгадать 2 загадки (т.к. новая тема состоит из двух слов); 1. Какое вещество используют для консервирования и маринования? 2. Почему крапива обжигает? - организует обучающихся на составление темы урока и на совместное определение целей;
- выводит на экран и обозначает основные пункты плана урока;
| -отвечают на вопрос; -отгадывают загадки, за правильный ответ получают карточки со словами из которых нужно составить тему урока; -составляют тему урока и записывают в тетрадь; -участвуют в определение целей урока; -знакомятся с планом урока; | Карточки с темами, слайды |
2 этап актуализация полученных ЗУН по теме «Спирты, альдегиды» | 6 | -предлагает обучающимся повторить домашнее задание по темам «Спирты и альдегиды» с помощью игры в «Лото»; проверить правильность заполнения полей, перевернув карточки с ответами, на которых должна правильно сложиться рецептура мучных кондитерских изделий; -предлагает ответить на вопрос: -Чем отличаются спирты от альдегидов? | - работают в парах; - проверяют свои работы; - самоконтроль; - отвечают на вопрос | Карточки для игры в «Лото» слайды |
3 этап изучение нового материала | 20 | Излагает новый материал согласно плану: 1.Физические свойства кислот и нахождение в природе. Что такое карбоновые кислоты и где вы сними встречаетесь? -организует проведение лабораторной работы, повторение т/б.; -организует беседу о физических свойствах карбоновых кислот; -предлагает ответить на вопросы и в доказательство провести лабораторные опыты: 1) Какие кислоты находятся в пробирках? 2) Какими физическими свойствами обладают кислоты? (Органолептическая оценка) 3) Как химическим путем можно определить кислоту? 4) Чем отличаются органические кислоты от других классов соединений? 2. Определение понятия «Карбоновые кислоты» -предлагает определить особенности строения органических кислот, функциональную группу, вывести общую формулу и сформулировать определение; -дает определение понятию «Карбоновые кислоты» 3. Гомологический ряд карбоновых кислот. -рассказывает о названиях кислот, предлагает записать в тетрадь 2 первых представителя и ответить на вопросы: -Чем отличается названия углеводородов от карбоновых кислот? -Что добавляем к названию? 4. Номенклатура. -рассказывает о номенклатуре органических кислот; -объясняет на примере; -предлагает обучающимся назвать соединения; -предлагает сопоставить формулу вещества и название и из сложившихся букв ответить на вопрос: -Как называется соль уксусной кислоты? (Резерв) -предлагает построить формулы по названию 5. Применение - предлагает ответить на вопрос: Как вы думаете, где в вашей профессиональной деятельности будете встречаться с карбоновыми кислотами? -предлагает послушать 2 сообщение на тему «Химические добавки в пищевой промышленности» и записать в тетрадь названия кислот, которые прозвучали в докладе и их действие; -предлагает зачитать записи в тетради | Выполняют л/р., отвечают на вопросы, ведут беседу, делают записи в тетради; -определяют с помощью органолептической оценки вещества, формулируют выводы; -определяют с помощью индикатора среду раствора, делают вывод; -анализируют, отвечают на вопрос
-сравнивают, анализируют, определяют функциональную группу, совместно выводят общую формулу и определение; - записывают определение в рабочих тетрадях; -слушают; -отвечают на вопрос; -записывают в тетрадь -слушают; -называют вещества; -решают, сопоставляют и отгадывают слово;
-строят формулы - отвечают на вопрос; -слушают сообщения докладчиков; -фиксируют в тетрадях; - зачитывают | химические реактивы, оборудование, слайды |
5 этап закрепление знаний, формирование умений | 8 | -для закрепления изученного материала, предлагает выполнить тест с последующей взаимопроверкой; - объясняет правило выполнения теста по теме «Карбоновые кислоты»; - контролирует выполнение заданий; -организует взаимопроверку с помощью слайда с эталоном ответов; | -выполняют тест; -меняются тестами; - проверяют тест по эталонам; -выставляют оценку в оценочный лист | тест, эталон ответов, слайды |
6 этап Подведение итогов | 3 | - предлагает сделать выводы по достижению целей урока, ответив на вопросы (выводит на экран слайды с целями урока и основными пунктами плана урока): 1. Что объединяет находящиеся на столе фрукты и вещества? 2. Что такое карбоновые кислоты? 3. Какими свойствами обладают кислоты? 4. Что для вас было новым и интересным? -предлагает обучающимся проанализировать работу на уроке - комментирует и выставляет оценки; -отвечает на вопросы обучающихся. | - отвечают на вопросы, делают выводы - анализируют свою работу; - выставляют среднюю итоговую оценку; - задают вопросы (при наличии) | Фрукты и химические вещества |
7 этап Домашнее задание | 1 | - объясняет содержание домашнего задания: подготовить пересказ по плану конспекта урока с использованием материала учебника по теме "Карбоновые кислоты". -отвечает на вопросы обучающихся по домашнему заданию. | -задают уточняющие вопросы по домашнему заданию; - записывают | слайды |
8 этап Рефлексия урока | 1 | - предлагает оценить урок и проголосовать с помощью картинки «Лимон» и «Яблоко», понравился урок или нет. Яблоко – понравился урок. Лимон – нет (с обратной стороны написать предложение). | - оценивают; -голосуют | Картинки «Яблоко» и «Лимон» |
Предварительный просмотр:
1 | ||
Этиленгликоль | CH3COH | -OH |
Пропаналь | R-COH | CH3-CH2-OH |
H2CO3 | Бутанол-2 | CH≡CH + H2O→ |
2 | ||
CH3-CH2-CH2OH | HCOH | Глицерин |
Бутаналь | -COH | R-OH |
H2SO4 | CH3-COH+ H2→ | Пропанол-1 |
3 | ||
R-COH | CH3-CH-COH | CH3 | фенол |
Этиловый спирт | формальдегид | C4H9OH |
HNO3 | -OH | C2H5OH + [O]→ |
CH2-CH2 | | OH OH | Этаналь | Функциональная группа спиртов |
C2H5-COH | Общая формула альдегидов | Этиловый спирт |
Угольная кислота | CH3-CH- CH2-CH3 | OH | CH3COH |
Пропанол | формальдегид | CH2-CH- CH2 | | | OH OH OH |
C3H7-COH | Функциональная группа альдегидов | Общая формула спиртов |
Серная кислота | Этиловый спирт | CH3-CH2- CH2-OH
|
Общая формула альдегидов | 2-метилпропаналь | C6H5OH |
CH3-CH2- OH | HCOH | Бутанол |
Азотная кислота | Функциональная группа спиртов | Уксусный альдегид |
Кремневая кислота | C6H5 СOH | |
Фосфорная кислота | Реакция полимеризации | Гексанол |
Азотистая кислота | Пропан | Ацетилен |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кислородсодержащие органические соединения
Спирты → Альдегиды→ → Сложные эфиры
Загадки 1. Какое вещество используют для консервирования и маринования?
2. Почему крапива обжигает?
Карбоновые кислоты
План 1. Физические свойства кислот и нахождение в природе 2. Определение. Общая формула. 3. Гомологический ряд 4 . Номенклатура 4 . Применение
ЛОТО Этиленгликоль CH 3 COH -OH Пропаналь R-COH CH 3 -CH 2 -OH H 2 CO 3 Бутанол -2 CH≡CH + H 2 O→
Химическое лото Критерии оценки 5 баллов - 8-9 правильных ответов, 4 балла – 6-7 правильных ответов, 3 балла - 4-5 правильных ответов.
Вопрос по теме «Спирты» и «Альдегиды» Чем отличаются спирты от альдегидов?
Сравнение Спирты Альдегиды Функциональная группа - OH -COH Общая формула R-OH R-COH
Физические свойства органических кислот и нахождение в природе Вопросы: 1) Какие кислоты находятся в пробирках? 2) Какими физическими свойствами обладают кислоты? (Органолептическая оценка) 3) Как химическим путем можно определить кислоту? 4) Чем отличаются органические кислоты от других классов соединений?
Выведите общую формулу карбоновых кислот
Общая формула одноосновных кислот предельного ряда COOH карбоксильная группа R- COOH
Карбоновые кислоты- органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп- СООН связанных с углеводородным радикалом
Гомологический ряд
Номенклатура - овая кислота
Назовите соединения по систематической номенклатуре CH 3 -CH 2 - CH 2 -CH-COOH | CH 3 2-метилпентановая кислота
Назовите соединения по систематической номенклатуре CH 3 -CH 2 -CH-CH-COOH | | CH 3 CH 3 2,3-диметилпентановая кислота
Назовите соединения по систематической номенклатуре CH 3 | CH 3 - CH 2 - CH 2 -C-CH 2 - COOH | CH 3 3,3- диметилгексановая кислота
Установите соответствие между формулами веществ и их названиями. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составьте название кислотного остатка уксусной кислоты 1 2 3 4 5 6
1.CH 3 -CH 2 -COOH Щавелевая кислота (Т) 2. CH 3 -CH-COOH | CH 3 Муравьиная кислота (Е) 3. H-COOH Пропановая кислота (А) 4. CH 3 -COOH Уксусная кислота (Т) 5. CH 3 -CH-CH-COOH | | CH 3 CH 3 2-метиилпропановая кислота (Ц) 6. HOOC-COOH 2,2-диметилбутановая кислота (А)
АЦЕТАТ CH 3 -COO- CH 3 -COONa –ацетат натрия
Составьте структурные формулы следующих карбоновых кислот: 3-этилоктановая кислота метилпропановая кислота 3,5,5 – триметилгесановая кислота 2-метил-3-этилгептановая кислота 2,4-диметилпентановая кислота
Сообщение «Химические добавки в пищевой промышленности»
Проверь знания Эталоны ответов 1 вариант 1-а 2-б 3-в 4-б 5-б 2 вариант 1-б 2-а 3-а 4-в 5-а
Подведение итогов 1.Что объединяет находящиеся на столе фрукты и вещества? 2. Что такое карбоновые кислоты? 3. Какими свойствами обладают кислоты? 4. Что для вас было новым и интересным?
Домашнее задание 1.Подготовить пересказ по плану конспекта урока с использованием материала учебника § 10.4 по теме "Карбоновые кислоты ". 2. Выучить тривиальные названия низших карбоновых кислот. 3 . Внеаудиторная самостоятельная работа № 15- подготовить сообщение на тему «Химические добавки в пищевой промышленности»
Желаем успехов в учебе