Внеклассное мероприятие для 5 класса "Занимательные химические опыты глазами сказочных героев"
Цель пропедевтического мероприятия по химии:
-возбудить интерес учащихся к химии;
-вызвать желание изучать этот предмет в дальнейшем;
-повысить познавательную активность учащихся ;
-продемонстрировать её занимательную сторону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimiya_vneklassnoe_mero-e.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по химии:
«Занимательные химические опыты глазами сказочных героев»
для учащихся 5-х классов
Учитель химии высшей категории
Грачева Светлана Викторовна
МБОУ СОШ №8
Г.Брянска
2014 год
Цель пропедевтического мероприятия по химии:
-возбудить интерес учащихся к химии;
-вызвать желание изучать этот предмет в дальнейшем;
-повысить познавательную активность учащихся ;
-продемонстрировать её занимательную сторону.
Место проведения мероприятия:
кабинет химии.
Участники мероприятия:
1)учащиеся 11 класса готовят и показывают театрализованное представление и занимательные опыты.
2)учащиеся 5-х классов в роли зрителей.
Литература:
1)Стенин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии,-М; Дрофа, 2002 г.
2)Злотников Э.Г., Махова Л.В. и др. Урок окончен - занятия продолжаются,-М; «Просвещение», 1992г.
3)Куликова Е.Л. Вечера занимательной химии, Минск: Народная асвета, 1966г.
4)Химия в школе,- «Педагогика»,1991г. №5.
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались учащиеся 5-х классов и 11-го класса. 5-классники еще не изучают химию, но много чего слышали на уроках природоведения об этой науке. Одиннадцатиклассники уже на той ступени обучения, когда завершают школьный этап приобретения химических знаний. Поэтому они у нас сегодня являются гидами по стране химии. Ваша роль, пятиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать? И так приступим к чудесам!
Сцена 1
Действующие лица:
Хоттабыч,
Волька,
4-ро учеников.
(звучат две строчки мелодии « Да здравствует сюрприз» - из к/ф «Незнайка с нашего двора»)
Ведущий: Ой,ребята! Ну, будет здесь потеха
Сейчас мы все вам объясним
Старик Хоттабыч к нам приехал
И Волька вместе с ним
Чтобы стало веселее
Надо смело нам решить
И обоих поскорее
Их на сцену пригласить
(хлопает в ладоши)
Волька: О, да здесь я вижу вечер!
Места все заняты,
Людей полно. Ну а меня вы знаете?
Я – Волька.
А вот мой друг по скромности своей-
Недаром просидел 2000 лет в сосуде-
Дичится света и людей,
И потому войти на сцену не решился,
И там маячит у дверей.
(машет рукой, показывает, подзывает)
Хоттабыч! Заходи, свои здесь люди.
Тут так забавно и светло
Никто не упрекнет, что был в сосуде.
(к зрителям)
Давайте встретим старичка тепло!
(хлопает в ладоши)
Хоттабыч появляется на сцене, прижимая руки к груди, кланяется.
Хоттабыч: Хассан – Абдурахман – ибн – Хоттаб
Пускай хранит вас всех аллах!
Волька: Ты видишь как все рады?
Хоттабыч: О, да! Оставил я свой страх
Там, за дверями,
И рад отметить встречу я
С такими добрыми друзьями.
Выходят 4-ро учеников:
1-й ученик: Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2-й ученик: Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й ученик: Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4-й ученик: Братцы, мне нужна корова – молока хочу парного!
Хоттабыч: (берет в руки колбу с жидкостью) Вы , ребята пить хотите? В колбе сказочная жидкость , чудеса мне по плечу. Я алхимию учу. Подставляйте-ка стаканы. Опыт точно проведем, всё у нас пойдет по плану.
Волька: Подносит поднос с пронумерованными стаканчиками.
Хоттабыч: Наливает жидкость из колбы.
Волька: Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось всё легко.
Ребята делают вид что ,хотят выпить содержимое стаканов.
Волька: Стоп, ребята, погодите , чтобы не было беды , вы , пожалуйста , не пейте ни сиропа , ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните , друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя!
4-ро учеников вместе:
Мы знакомы с чудесами, мы умеем делать сами. В колбе явно не вода, в колбе явно кислота. (уходят за сцену)
Хоттабыч: Я еще не то умею. Из таблеток лезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачьте. Не боитесь? Ну смотрите ! Не всё сразу. Ну-ка, Волька, помоги, ты таблетку подожги. (звучит песня «Ужасно интересно» из мультфильма «38 попугаев»)
Сцена 2
Действующие люди:
Айболит,
Ассистент.
(« звучит мелодия « Гимн Незнайки и его друзей»-из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»)
Ведущая: Добрый доктор Айболит!
Он на стульчике сидит!
Приходи к нему лечится…
И мальчонка, и девица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Айболит: Вот еще одно развлечение:
Кто даст руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечении.
(приглашает пятиклассника)
(раскладывает инструменты)
При каждой операции нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.
Ассистент: Один момент! (подаёт вату и «йод»)
Айболит: «Йодом» смочим мы обильно,
Чтобы было всё стерильно,
Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!
Делает ножом «разрез», течет «кровь»
Айболит: Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку- от разреза ни следа.
Ведущая: Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит!(уходят со сцены)
(« Да здравствует сюрприз» - из к/ф «Незнайка с нашего двора»-звучит куплет и припев)
На сцену выходит ученик 11 класса:
А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкане показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.
(Прикасается волшебной палочкой, начинается «извержение вулкана).
Сцена 3
Действующие люди:
Буратино,
Волшебник,
Кукла Мальвина.
Перед зановесом появляется Буратино. Всхлипывая, он выворачивает карманы и тщательно их осматривает. С другой стороны появляется Мальвина.
Звучит музыка из кинофильма «Буратино»
Мальвина: Вы опять хнычете, негодный Буратино?
Поймите же ,это некрасиво. И не выворачивайте карманы: это неприлично.
Буратино: Ах, я несчастный! Как мне не выворачивать карманы, если там еще совсем,совсем недавно лежали настоящие золотые монеты для папы Карло. (Всхлипывает.) Ограбили !
Мальвина: Кто же вас ограбил, бедненький Буратино?
Буратино: (всхлипывая) Кот Базилио и лиса Алиса…
Мальвина Какой ужас…(Всплескивает руками.) Но ведь золотые монеты сами не появятся оттого, что вы смотрите в пустые карманы?
Буратино: А если случится чудо, и там вдруг зазвенят такие милые золотые монетки, а? (Улыбается.) Ах, если бы случались чудеса!...
Мальвина: Постойте. (Задумывается) Кажется, это возможно. Старая черепаха Тортила рассказывала, что в наших краях живет добрый Волшебник.
Буратино: Ну конечно же, это очень хорошо! (Хватает ха руку Мальвину.) Пошли к нему.
На сцене появляется волшебник и зажигает спирт в чашках для выпаривания с кристалликами солей натрия, калия, меди, стронция и т.д.
Выходят Мальвина и Буратино.
Мальвина: Здравствуйте, дедушка!
Волшебник: Здравствуйте! (Смотрит на них из-под очков.) Это, если не ошибаюсь, деревянный мальчик Буратино и кукла Мальвина? И что же вам понадобилась в моей лаборатории?
Мальвина: Уважаемый волшебник! Сотворите, пожалуйста, такое чудо, чтобы у Буратино снова появились пять золотых монет, которые у него отобрали лиса Алиса и кот Базилио. (Буратино выворачивает карманы и показывает , что в них пусто.)
Волшебник: Гм… я не монетный двор, где чеканят деньги. И зачем вам, куклам, деньги?
Буратино: Это не для нас. Это для папы Карло, чтобы он каждый день мог покупать чечевичную похлебку с луком.
Волшебник: Ну, если для папы Карло, то я так и быть, кое-что сделаю. Я дам вам золото.
Буратино: (Хватает Волшебника за руку.) Как это хорошо! Давайте его скорее! Где оно?
Волшебник: (Разводя руками.) Вот именно, где? Но пока его у меня нет.
(Буратино и Мальвина разочарованно переглядываются.)
Волшебник: Но я могу сделать.
Буратино: А из чего вы его сделаете?
Волшебник (осматривается): Да, из чего бы это? Ну хотя бы из воды.
Берет колбу с водой, встряхивает и ставит в тарелку с холодной водой. Делает магические движения руками. Показывает колбу с золотыми чешуйками.
Волшебник: Получай!
Буратино: Ой, ой ! Настоящее золото!
Мальвина: Ах, как блестит и переливается!
Буратино: Вот обрадуется старый Карло! Я оч-чень, оч-чень вам благодарен!
Волшебник: А ещё для папы Карло я медные монеты превращу в серебряные (проделывает опыт и отдает монеты на чашке Петри Буратино)
Мальвина: Ой, дедушка! Что вы нам еще можете показать?
Волшебник: Я много чего умею. Мороженое хотите? Эскимо на палочке.
Мальвина и Буратино: Да,очень!
Волшебник показывает опыт с сахарной пудрой и серной кислотой.
Буратино: А можно вам задать один вопрос?
Волшебник: Конечно можно!
Буратино: Что нужно для того, чтобы стать волшебником?
Волшебник: Необходимо, дорогой Буратино, сначала хорошо познакомится с могущественной наукой по имени химия, а для этого надо набраться терпения, взять учебник и ходить в школу. А на последок я сделаю ваши портреты.
Мальвина: А чем же вы будете рисовать? Красками?
Волшебник: Рисовать красками очень долго. На помощь придет моя любимая химия. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее.
Волшебник рисует ватной палочкой, смоченной в фенолфталеине, профиль Буратино. Мальвину рисует ватной палочкой, смоченной в растворе CuSO4.
Волшебник: Первый снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора. А второе фото мы проявим над стаканом с нашатырным спиртом.
(дарит рисунки на память)
Волшебник: Привет папе Карло. До свидания!
(уходит волшебник, Буратино берет колбу с «золотом» и серебряными монетами и вместе с Мальвиной уходит тоже)
На сцену выходит ученик 11 класса:
Куда ни глянь – сплошные чудеса,
Даёт душе отдохновенье флора,
Красой чаруют дивные леса,
А я- химические покажу узоры.
В стакан я поместил кристаллы.
Вот посмотрите,как на диво
Наш чудный сад растёт красиво.
(звучит музыка-Релакс-инструменталка)
показывает опыт роста кристаллов в силикатном клее.
Ведущий: Наша задача на вечере этом
Не тайны земные раскрыть;
Наша задача — хотя бы немного
К ним интерес пробудить.
Учитель: Вот и закончился наш занимательный урок.Вам понравилось?
Хочется раскрыть секреты показанных опытов?Тогда до встречи на
уроках химии.
Опыт № 1 у Хоттабыча:
«Чудесные напитки»
В колбе – серная разбавленная кислота.
1-й стакан пустой.
2-й стакан с содой на дне.
3-й стакан – сода с метилоранжем.
4-й стакан – на дне раствор BaCl2.
Опыт № 2 у Хоттабыча:
«Волшебные змеи»
Асбестовая сетка, на ней горящий кусочек сухого горючего, таблетки глюконата кальция укладываются пинцетом на сухое горючее.
Опыт № 3 волшебник из сказки «Буратино»:
3-4 фарфоровые чашки с 2-3 мл спирта.
В спирт добавлены 0,2-0,5 г мелко растертых хлоридов.
Смесь поджигают. В каждой чашке цвет пламени характерен для того катиона, который имеется в составе соли: Li+ - малиновый, Na+ - желтый, K+ - фиолетовый, Cu2+ - кирпично-красный, Ba2+ - желтовато- зеленый.
Опыт № 4 волшебник из сказки «Буратино»:
«Волшебная палочка»
В смесь из мелкораздробленного порошка марганцовки с серной кислотой опускают стеклянную палочку и поджигают чашки со спиртом.
Опыт № 5 Айболит
«Кровь из раны»
- 50мл 5% р-а хлорида железа(3);
- 50мл 5% р-а роданида калия;
- 50мл 5% р-а фторида натрия;
- вата,пинцет, детский пластмассовый нож.
Пинцетом с ватой промывают ладонь р-м хлорида железа(3).Р-м роданида калия смачивают нож.Ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь» с ладони смывают ватой,смоченной в растворе фторида натрия.
Опыт № 6 «Вулкан»
На асбестовую сетку насыпают дихромат аммония,смешанный с порошком магния в форме конуса.В центр конуса капают 1-2 капли спирта.Спирт поджигают волшебной палочкой из опыта № 4.
Опыт № 7 волшебник из сказки «Буратино»:
Добывание «золота»
В 50 мл воды растворяют 0,5 г (CH3COO)2 Pb +1-2 мл азотной кислоты, а в другом стакане– в 50 мл воды 0,5 г KI. Оба раствора соединяют.Образуется желтый осадок.Сливают с осадка жидкость и добавляют 100 мл воды. Нагреть до кипения и кипятить 2-3 мин.Осадок полностью растворяется. Для прочности «золотых» чешуек перед кипячением добавляют 0,5 мл глицерина.Раствор охлаждают. Демонстрируют красивые золотистые чешуйки, плавающие в растворе:
(CH3COO)2 Pb +2 KI= 2 CH3COOK+ PbI2
Опыт № 8 волшебник из сказки «Буратино»:
«Серебряные монеты»
В раствор нитрата ртути опускают советские пятикопеечные монеты .В резиновых перчатках при помощи пинцета достают их,высушивают фильтровальной бумагой и натирают тканью до блеска.Помните,что соли ртути ядовиты! Чтобы их утилизировать,в раствор приливают сульфид натрия. Хранить в помещении эти монеты нельзя.Ртуть испаряется.
Опыт № 9 волшебник из сказки «Буратино»:
«Мороженое из серной кислоты»
Суть опыта:
Серная кислота жадно поглощает воду, и способна достать эту воду даже из молекул сахара. В ходе этой реакции сахар превращается в уголь и выделяются газы, которые вспенивают уголь и выталкивают его из стакана.
Этапы эксперимента:
- в стакан насыпаем сахарную пудру -30 г.
- к сахарной пудре приливаем воду, все тщательно перемешиваем.
- к раствору воды и сахарной пудры добавляем 12мл серной кислоты, продолжаем мешать, пока раствор не начнет темнеть и подниматься.
Опыт № 10 волшебник из сказки «Буратино»:
«Волшебные портреты»
На белой бумаге рисуется профиль Буратино при помощи ватной палочки и р-а фенолфталеина. Портрет орошается щелочью из пульверизатора.
На др. листе — портрет Мальвины раствором медного купороса.Лист держат над стаканом с нашатырным спиртом до появления синего рисунка.
Опыт № 11 «Чудный сад»
В водный раствор силикатного клея (50:50) помещают кристаллы хлорида железа (3),хлорида кобальта (2),хлорида никеля(2),хлорида алюминия,медного купороса.Наблюдается рост водорослей.