Открытый урок по теме: "Сложные эфиры: Свойства. Применения" 10 класс учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Цель урока:
1. Изучить строение сложных эфиров.
2. Познакомиться с механизмом реакции этерификации.
3. Познакомиться с применением сложных эфиров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_10_klasse_pochineno.docx | 88.15 КБ |
Презентация | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 8 г. Брянск
5.03.2014
Учитель химии высшей категории - Грачева Светлана Викторовна
Тема: «Сложные эфиры, свойства и применение».
(10 класс)
Цель урока:
1. Изучить строение сложных эфиров.
2. Познакомиться с механизмом реакции этерификации.
3. Познакомиться с применением сложных эфиров.
Задачи:
Учащиеся должны:
- иметь представление о классе сложных эфиров;
- уметь характеризовать химические вещества сложных эфиров;
- понимать закономерность протекания обратимых реакций на примере реакции этерификации и гидролиза;
- понимать идею развития органического мира от простого к сложному на примере изучения состава сложных эфиров.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал- на столах стоят пробирки под пробками с заранее полученными сложными эфирами; проектор, экран, ноутбук, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Подготовительный этап к усвоению новых знаний.
Учитель: Вначале урока я хочу прочитать вам отрывок из книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».
За несколько шагов от нее сидел на ветви Чеширский кот. «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?»- «А куда ты хочешь попасть?»- спросил в ответ кот. «Мне все равно…» - сказала Алиса. «Тогда все равно куда идти»- заметил кот.
Вопрос классу: Что этим хотел сказать кот Алисе?
(всегда нужно знать, куда и зачем идти, т.е. предвидеть цель своей работы)
Тема нашего сегодняшнего урока зашифрована в лабиринте.
Слайд №1
Ы | Е | Т | В | Е |
Н | Э | С | А | И |
Ж | Ф | Й | П | Н |
О | И | О | Р | Е |
Л | Р | В | И | Н |
С | Ы | С | М | Е |
Тему урока записываем в тетрадь:
Слайд №2
Сложные эфиры,свойства,применение.
III. Введение новых знаний:
Слайд №3
Ночной зефир
Струит эфир
Шумит,
бежит
Гвадалквивир.
А.С.Пушкин.
Эфир (в греческой мифологии)- верхний лучезарный слой воздуха.
Учитель: Много веков назад арабы уже знали различные способы получения душистых веществ из растений и выделений животных. Душистые вещества содержатся обычно в виде капелек в особых клетках. Они встречаются в цветах, листьях, кожуре плодов и даже в древесине. Их называют эфирными маслами. Они представляют собой сложные смеси душистых органических веществ, одним из компонентов которых являются сложные эфиры.
Слайд №4
Нахождение в природе
(кедр,яблоко,орхидея,пчела)
Учитель: В 1759 г. Л. де Лаурагваис перегонял крепкую уксусную кислоту с винным спиртом и получил некоторое количество жидкости, запах которой отличался от запаха исходных веществ. Так ,впервые, был получен сложный эфир этилового спирта и уксусной кислоты.
Слайд №5 (портрет ученого)
Термин «эфир» впервые применил к синтетическим веществам Карл Вильгельм Шееле (1742- 1786).
В 1782 г в труде «Исследования и заметки об эфире» он указал, что исходными веществами для их получения служат спирты и кислоты, а в качестве катализатора применяется минеральная серная кислота.
Учитель: На слайде представлены формулы веществ
Слайд №6
1) CH3—CH2—OH 4) CH3—O—CH3
2) H—COOH 5) C3H5(OH)3
3) CH3—COH 6) HO—NO2
7) CH3---COOH
Вопрос классу: Какие из них могут быть использованы для получения сложных эфиров? Назовите их.
(1-этанол, 2- муравьиная кислота, 5- глицерин, 6- азотная кислота, 7- уксусная кислота)
Слайд №7
Этерификация (aether - эфир) - реакция образования сложного эфира, путем совместной дегидратации спирта и кислоты.
(под запись в тетрадь)
Учитель: Методом меченых атомов было доказано, что молекула кислоты отдает гидроксогруппу, а молекула спирта – атом водорода.
Учитель: Назовите общую формулу предельных одноатомных спиртов и карбоновых кислот.
(ученики называют формулы)
Кислоты:
; CnH2n+1COOH ; CnH2nO2
Спирта:
R–OH ; CmH2m+1–OH ; CmH2m+2O
Учитель: Вызывает ученика для написания общей реакции этерификации.
Какова роль серной кислоты в этом процессе?
(записывают в тетрадь)
Слайд №8
Общая формула класса
; CnH2n+1
–CmH2m+1
(записывают в тетрадь)
Слайд №9
Номенклатура эфиров
- Название R спирта + слово эфир + тривиальное (историческое)
название кислоты – метиловый эфир уксусной кислоты.
- Название R спирта + название аниона кислоты + окончание “ат” – метилацетат
- Название R спирта + систематическое название кислоты + окончание “оат” – метилэтаноат
Учитель: (задание классу, ученик у доски). Напишите этерификацию между муравьиной кислотой и бутанолом-1, назовите этот эфир разными способами
H-COOH +CH3-(CH2)3-OH H-COO-(CH2)3-CH3 +H2O
(бутиловый эфир муравьиной кислоты, бутилформиат, бутилметаноат )
Учитель: Сложные эфиры образуют и минеральные кислоты:
C2H5OH+HO–NO2 C2H5-O-NO2+H2O
(Этилнитрат, этиловый эфир азотной кислоты)
Учитель: Давайте рассмотрим физические свойства сложных эфиров. На столах стоят в пробирках под пробками сложные эфиры, находящиеся над слоем воды. Что вы можете сказать о них? (жидкости, легче воды, летучие).Откройте пробку и, вспомнив правило по ТБ, определите запах эфиров.
Слайды № 10-14
№ 10 CH3COOC2H5 – этилацетат, характерный запах растворителя
№ 11 СН3COO-CH2-CH2-CH(CH3)-CH3 -изоамилацетат, запах груш
№ 12 CH3-(CH2)2-COO-C2H5- этилбутаноат, запах абрикосов
№ 13 H-COO-CH2-CH2-CH(CH3)-CH3 – изоамилформиат запах слив
№ 14 Воски – твёрдые сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноатомных спиртов.
Пчелиный воск C15H31-COO-C30H61 (эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта)
Учитель: Давайте рассмотрим химические свойства эфиров.
- Гидролиз (у доски)
А) CH3–CH2–COO–CH2–CH3 + H2O CH3–CH2–COOH + CH3–CH2–OH
Б) Омыление
CH3–COO–CH3 + NaOH => CH3–COONa + CH3–OH
Какой реакции противоположен процесс гидролиза? Что в ходе реакции будет получиться?
2) Горение (самостоятельно)
CH3COOC2H5 + 5O2 => 4CO2 + 4H2O
C4H8O2
Учитель: Как вы считаете, какое применение будут иметь сложные эфиры?
Зачитывает стихотворение:
Управляют целым миром.
В барбариске и ириске,
В мармеладке, в шоколадке,
В лепестках сирени майской-
Всюду их незримый след.
Ароматами жасмина,
«Пепси-колы», апельсина,
Несравненной розы алой
Они пленяют белый свет.
Чашка кофе по утрам
И от насморка бальзам,
Сливки с капельками жира –
Это сложные эфиры.
Если спирт и кислота
Участвуют в реакции –
Получаются эфиры
Путем этерификации.
Слайды № 15-19
Применение эфиров
полиметилметакрилат
лимонад
жидкость для снятия лака
духи
ароматизаторы для конфет
IV. Закрепление полученных знаний:
Слайд № 20
Тест:
1. Общая формула сложных эфиров:
а) R-COH
б) R-COOH
в) R-CO-O-R’
г) R-O-R’
2. Сложные эфиры получаются в результате:
а) поликонденсации
б) полимеризации
в) этерификации
г) гидролиза
3. Изомером эфира СH3COOCH2CH3 является:
а) CH3-CH2-O-CH2-CH3
б) CH3-(CH2)2-COOH
в) CH3-COO-CH3
г) C4H8(OH)2
4. К сложным эфирам не относится:
а) метилацетат
б) этилэтаноат
в) метилэтиловый эфир
г) этилформиат
5. Пропионовая кислота и метилацетат являются:
а) изомерами углеродного скелета
б) гомологами
в) межклассовыми изомерами
г) одним и тем же веществом
Слайд №21
Ответы:
1.В
2.В
3.Б
4.В
5.В
Слайд №22
Домашнее задание:
§ 30, упр. 6,7,8; задача 1 стр.128-129
V. Рефлексия:
Учитель: А сейчас я хотела, что бы сами оценили уровень своих знаний после этого урока. Поставьте «+» рядом с теми высказываниями, которые вы считаете верными для себя.
Слайд №23
1) После урока стал (а) знать больше.
2) Углубил (а) знания по теме, могу применить их на практике.
3) На уроке было над чем подумать.
4) На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил (а) ответы.
5) На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Учитель: По окончании работы прошу поднять руки тех, кто поставил 5 «+»; 4 «+»; 3 «+»