Электронное портфолио педагога – это не что иное, как сайт учителя, который отражает ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ и профессиональные достижения владельца. В портфолио собраны те материалы, которыми буду делиться с другими педагогами.

Горячкина Татьяна Иннокентьевна

1. Рабочие программы по предмету

2. Разработки уроков

3. Презентации к урокам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 п. Чернышевск

Технологическая карта открытого урока по химии по теме:

«Строение молекулы, свойства, получение и применение глюкозы»

Урок открытия новых знаний и построения системы знаний

Класс 10

учитель химии первой квалификационной категории

Горячкина Т.И.

 

Цели урока:

содержательная: указать, что химические свойства глюкозы будут связаны с наличием в   молекуле функциональной гидроксильной группы альдегидной группы;

деятельностная: формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения свойств веществ, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать, формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности по ее решению.

Задачи: обеспечить использование системы приемов организации образовательной деятельности обучающихся с разным источниками информации

Содержание учебного материала: прогнозирование реакционной способности глюкозы, химические свойства глюкозы: по альдегидной группе и гидроксильным группам. Реакция этерификации. Реакции брожения.

Дидактическое сопровождение урока:

ЦОР – глюкоза - строение, химические свойства.  Проектор. Набор реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных опытов.  

Добрый день ребята. Садитесь. Я хочу, чтобы вы все сегодня активно работали на уроке и получили как можно больше знаний для дальнейшего изучения курса химии.

Эпиграфом нашего урока будут слова Михаила Васильевича Ломоносова:

“Химик не такой должен быть,

который дальше дыму и пеплу ничего не видит,

а такой, который на основании опытных данных

может делать теоретические выводы”

Как вы понимаете это высказывание? (теорию надо подтверждать опытным путем)

Ход урока

Действия учеников

УУД, Планируемые результаты

Мотивационный

На доске написаны формулы веществ, определите класс вещества и дайте название. Что общего у всех веществ?

Какую группу органических веществ мы изучаем? Приведите примеры веществ органических, которые в своем составе содержат кислород.  Какие вещества на прошлом уроке мы изучали? Что вы знаете о углеводах? Мы продолжим говорить об углеводах и сегодня мы будем изучать вещество, которое 1802 г. французский химик Жозеф Луи Пруст выделил из виноградного сока.  

Определите молекулярную формулу этого вещества если известно, что она имеет следующий качественный состав (в %): углерода – 40, водорода – 6,7, кислорода – 53,3. Молярная масса равна 180 г/моль.

Какое вещество выделил Пруст?

Что вы знаете о глюкозе?

А что хотите узнать и для чего?

Итак цель нашего урока изучить свойства глюкозы, получение и применение.

Вы сказали, что она обладает сладким вкусом (раздаю таблетки глюкозы).

Итак, эмпирическая формула глюкозы С6Н12О6, а как же будет выглядеть глюкоза в структурном виде? Попробуйте изобразить.

 

Оказывается у глюкозы есть и циклическая форма (слайд 1)

Существуют три формы глюкозы (α-, β- и альдегидная), которые отличаются своим строением. Твёрдая глюкоза состоит из α-формы, а в её растворе присутствуют все три формы, находящиеся в подвижном равновесии. В этом равновесии преобладает β-форма, она энергетически более устойчива, Явление одновременного существования нескольких форм одного вещества, находящихся в равновесии, называется таутомерией. Таутомерные формы не являются изомерами, так как не могут быть выделены в индивидуальном виде, а всегда присутствуют вместе. А как вы думаете есть ли у глюкозы изомеры и какие?

Обратите внимание на альдегидную форму глюкозы. Какие функциональные группы присутствуют в веществе?

У каких кислородсодержащих веществ есть гидроксильная группа? А у каких веществ имеется альдегидная группа?

 Какой вывод можно сделать?

Как вы думаете, чем будут обусловлены химические свойства глюкозы?

Давайте наше теоретическое предположение подтвердим практикой

Глюкоза как и альдегиды дает «реакцию серебряного зеркала». Как вы думаете где находит применение данная реакция? Записываем уравнения реакций на доске

На основе химических свойств мы определили одну из областей применения глюкозы.

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(2) при нагревании и реакция серебряного зеркала в результате которых получилась глюконовая кислота к каким реакциям их можно отнести?

А как вы думаете, можно ли глюкозу восстановить?

Оказывается, что глюкоза как и альдегиды восстанавливается до соответствующих спиртов.

Итак реакции идущие по альдегидной группе мы рассмотрели это реакции окисления, но есть же еще и гидроксильные группы. Значит будут идти реакции как на спирты.

На будущее для изучения темы спиртов рассмотрим реакцию этерификации. Записываю уравнение.

Глюкоза как и все органические вещества горит и разлагается при нагревании.

Делаем вывод: глюкоза проявляет свойства и альдегидов и многоатомных спиртов. Так почему же ее относят к классу углеводов?

Особые свойства глюкозы – брожение.

Что образуется в результате спиртового брожения? Где применяется данная реакция?

На основе свойств мы определили 2 область применения глюкозы. (Уравнения на слайде спиртовое, молочно – кислое, масляно – кислое брожение).

На основании изученных свойств и строения молекулы назовите области применения глюкозы

Подведение итога урока:

Подведение итогов урока:

Глюкоза – химически активные вещества. Ее активность обусловлена наличием гидроксильной группы ОН и альдегидной, а так же особыми свойствами.

13. Рефлексия.

Что нового узнали о глюкозе?

Будут ли полезны вам полученные знания о глюкозе в будущем? Что помогло Вам включиться в работу?

Что Вам на уроке показалось трудным?

14.Выставление оценок за урок

15.Домашнее задание: выучить запись в тетради.

20% раствор глюкозы используется в медицине для внутривенного вливания с целью улучшения питания организма. Такой же раствор глюкозы используется в офтальмологической практике для снятия отёков роговицы глаз. Объясните различное действие одного и того же раствора на разные ткани организма. Можно ли заменить раствор глюкозы, на 20% раствор сахарозы в обоих случаях?

Ответ:

Различное действие одного и того же раствора глюкозы связано с различной концентрацией веществ внутриклеточной жидкости в разных тканях организма и определяется осмотическим давлением. Если два раствора разной концентрации разделены полупроницаемой перегородкой (клеточной мембраной), то вследствие разницы в осмотическом давлении по обе стороны мембраны происходит всасывание из раствора с более низкой концентрацией в раствор повышенной концентрации, что приводит к уменьшению разницы в концентрациях. При этом осуществляется перенос низкомолекулярных питательных веществ.

Осмотическое давление плазмы крови примерно соответствует изотоническому раствору (0,85-0,9% раствор NaCl или 4,5-5% раствор глюкозы). При внутривенном вливании 20% раствор глюкозы сильно разбавляется жидкостью крови и появляется возможность переноса глюкозы в клеточную ткань. На слизистой оболочке роговицы глаза в контакте с 20% раствором глюкозы происходит перенос жидкости из отёчной роговицы на внешнюю поверхность. Этот процесс напоминает засыхание растений на засоленных почвах.

Раствор глюкозы можно заменить раствором сахарозы при снятии отёков. Для улучшения питания тканей этот раствор непригоден, так как в крови человека отсутствуют ферменты, расщепляющие сахарозу до моносахаридов, обеспечивающих внутриклеточное питание.

 

Дают название веществам, определяют класс вещества

Делают предположение

Отвечают на вопросы. Воспроизводят материал прошлого урока.

Решают задачу, выводят формулу вещества, дают название веществу.

Глюкозу

Дают ответы

Подтверждают физические свойства глюкозы

Выполняют задание в тетради один ученик у доски

Выполняют запись в тетради

Делают предположение, что у глюкозы есть межклассовый изомер фруктоза, так как альдегиды и кетоны межклассовые изомеры

Альдегидная группа и гидроксо- группа

Делают вывод, что глюкоза является альдегидоспиртом

Делают теоретическое обоснование возможных свойств глюкозы, связанных с наличием гидроксогруппы и альдегидной группы

Выполняют практическое задание на определение гидроксильной группы и альдегидной группы

В изготовлении зеркал и елочных украшений

Делают запись в тетради

Окисления

Делают предположение

Записывают уравнения восстановления глюкозы до спирта(сорбита)

Выполняют лабораторный опыт: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди 2.

Записывают уравнения на доске

Высказывают предположение, что у глюкозы есть специфические свойства

Высказывают предположение о применении глюкозы в виноделии, квашении капусты.

Называют область применения глюкозы

Анализируют и обобщают пройденный материал.

Высказывают свою точку зрения.

Обсуждают и анализируют свою работу на уроке.

Обобщение уже сформированных знаний, новые знания.

Умение решать задачи на вывод формул органических веществ.

Поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей.

Вывод: глюкоза проявляет свойства многоатомных спиртов и свойства альдегидов

Вывод: реакции окисления идут по альдегидной группе

Вывод: глюкоза с гидридами органических кислот образует сложные эфиры.

Вывод: в результате реакции этерификации образуются сложные эфиры.

Вывод: глюкоза обладает особыми свойствами, которыми не обладают ни многоатомные спирты ни альдегиды.

Заслушивают сообщение о биологической роли глюкозы

Самостоятельная оценка итогов урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Используемая литература:

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.

2.Интернет - Телешкола - химия. Углеводы.

3.Коллекция Секреты химического мастерства СГТУ. Энгельский технологический институт.

4. Настольная книга учителя. Химия 10 класс \ О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа; 2009. - 480 с.

5. Химия 10 класс – профильный уровень, базовый уровень\ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Дрофа; 2010.

6.. ЦОР. Интернет- ресурсы.