Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана

Грачева Светлана Викторовна

Настоящая  программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  учащихся  в  9  классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на  68 ч/год (2 ч/нед.).

         Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа Н.Н.Гара для среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая  программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  учащихся  в  9  классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на  68 ч/год (2 ч/нед.).

        Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа Н.Н.Гара для среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

        Естественно-научное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место  в  познании  законов  природы,  в  материальной  жизни  общества,  в  решении  глобальных проблем  человечества,  в формировании  научной  картины  мира,  а  также  в  воспитании экологической культуры людей.

Химия, как  учебный  предмет  вносит  существенный  вклад  в  научное  миропонимание,  в воспитание  и  развитие  учащихся;  призвана  вооружить  учащихся  основами  химических  знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний,  как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

Изучение химии в основной школе направлено:

  • на  освоение  важнейших  знаний  об  основных  понятиях  и  законах  химии,  химической символики;
  • на  овладение  умениями  наблюдать  химические  явления,  проводить  химический эксперимент,  производить  расчеты  на  основе  химических  формул  веществ  и  уравнений химических реакций;
  • на  развитие  познавательных  интересов  и  интеллектуальных  способностей  в  процессе проведения химического  эксперимента, самостоятельного приобретения  знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • на  воспитание  отношения  к  химии  как  к  одному  из  фундаментальных  компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;  
  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту,  сельском  хозяйстве  и  на  производстве,  решения  практических  задач  в повседневной  жизни,  предупреждения  явлений,  наносящих  вред  здоровью  человека  и окружающей среде.

Задачи изучения химии.

  • Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  • Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Основные идеи.

  • Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
  • Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
  • Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
  • Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические  теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование  веществ  с  заданными  свойствами,  исследование  закономерностей  химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая  часть  программы  включает  сведения  о  неорганических  и  органических веществах.  Учебный  материал  отобран  таким  образом,  чтобы  можно  было  объяснить  на современном  и  доступном  для  учащихся  уровне  теоретические  положения,  изучаемые  свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет  атомно-молекулярное учение, периодический  закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ.  Указанные  теоретические  основы  курса  позволяют  учащимся  объяснять  свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.    

В  изучении  курса  значительная  роль  отводится  химическому  эксперименту:  проведению практических  и  лабораторных  работ,  несложных  экспериментов  и  описанию  их  результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Распределение  времени  по  темам  программы  дано  ориентировочно.  Учитель  может изменять его в пределах годовой суммы часов.

Программа предлагается для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.

Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.

Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.

Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.

Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

  • химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций,  электролит  и неэлектролит,  электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева;  закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций  ионного обмена;
  • составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы Д. И.Менделеева;  уравнения  химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,  аммиак;  растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
  • вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

- безопасного обращения с веществами и материалами;  

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на  организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.  

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме  «Строение атома и Периодический закон  Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Распределение часов по темам:

Тема раздела

Количество часов

9 класс

Электролитическая диссоциация

14

Кислород и сера

10

Азот и фосфор

13

Углерод и кремний

6

Общие свойства металлов

14

Органическая химия

Первоначальные представления об органических веществах

2

Углеводороды

4

Кислородосодержащие органические вещества

5

Всего 68ч

Программой предусмотрено:

6 практических работ:

1)Решение экспериментальных задач по теме: « Электролитическая диссоциация».

2)Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера».

3)Получение аммиака и изучение его свойств.

4)Решение экспериментальных задач по теме: «Азот и фосфор».

5)Получение углекислого газа и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

6)Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы 1-3 групп (А) периодической системы».

7)Металлы и их соединения.

4 контрольной работы

1)Электролитическая диссоциация.

2)Кислород и сера.

3)Азот и фосфор.

4)Металлы.

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2009
  2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений-Химия,М. «Просвещение»,2008.
  3. Гара Н.Н.  Химия. Уроки в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
  4. Хомченко И.Г.  Сборник задач и упражнений по химии.
  5. А.М.Радецкий, В.П.Горшкова Дидактический материал по химии 8-9класс,М. «Просвещение», 2008.

Содержание учебной дисциплины

9 класс

68ч/год (2 ч/нед.)

Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

  1. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
  2. Таблица «Электролиты»
  3. Таблица «Количественные отношения в химии».
  4. Таблицы «ОВР», «Многообразие ОВР».
  5. Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.
  6. Таблица «Гидролиз водных растворов солей»

Лабораторные опыты.

  1. Испытание веществ на электрическую проводимость.
  2. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Электролитическая диссоциация».

Расчетные задачи

  1. Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 2. Кислород и сера (10ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций  от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

  1. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов.
  2. Получение пластической серы.  
  3. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
  4. Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции»

Лабораторные опыты.

  1. Получение и свойства озона.
  2. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.
  3. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Расчетные задачи.

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3.Азот и фосфор (13 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

 Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

  1. Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
  2. Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
  3. Ознакомление  с образцами природных нитратов, фосфатов.  
  4. Видеофильм «Фосфор».
  5. Горение фосфора, взаимодействие оксида фосфора с водой.

Лабораторные  опыты.  

  1. Взаимодействие  солей  аммония  со  щелочами.  
  2. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
  3. Качественная реакция на фосфат – ион.

Практические работы

  1. Получение аммиака и изучение его свойств.
  2. Решение экспериментальных задач по теме.

Расчетные задачи

  1. Решение задач на выход продукта реакции в % от теоритически возможного.

Тема 4. Углерод и кремний (6 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Лабораторные опыты.

  1. Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.
  2. Ознакомление с различными видами топлива.
  3. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- ионы .
  4. Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с видами стекла.

Практическая  работа.  

  1. Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств.
  2. Распознавание карбонатов.

Расчетные задачи.

  1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

Демонстрации.

  1. Взаимодействие щелочных и щёлочноземельных металлов с водой.
  2. Сжигание железа  в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты.

  1. Рассмотрение образцов металлов.
  2. Взаимодействие металлов с растворами солей.
  3. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.
  4. Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.

Практические работы  

Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы 1-3(А)групп ПС».

Решение  экспериментальных  задач  по  теме   «Металлы и их соединения».

Тема 6: Первоначальные представления об органических веществах(2ч).

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.  

Тема 7: Углеводороды (4ч).

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Состав, строение, физические  и  химические  свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные  углеводороды. Состав, строение,  физические и  химические свойства. Применение.  

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Лабораторные опыты.

Этилен и ацетилен; их получение и свойства.

Тема8: Кислородосодержащие органические вещества(5ч).

Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

Общие понятия об аминокислотах и белках.

Демонстрации. 

  1. Модели  молекул  органических  соединений, схемы, таблицы.
  2. Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения.
  3. Образцы нефти и продуктов их переработки.
  4. Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты  обучения  химии  должны  соответствовать  общим  задачам  предмета  и требованиям к его усвоению.

Результаты  обучения  оцениваются  по  пятибалльной  системе.  При  оценке  учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  •  осознанность  (соответствие  требуемым  в  программе  умениям  применять  полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и  осознанностью  ответа (например,  ученик  неправильно  указал  основные  признаки  понятий,  явлений,  характерные свойства  веществ,  неправильно  сформулировал  закон,  правило  и  т.п.  или  ученик  не  смог применить  теоретические  знания  для  объяснения  и  предсказания  явлений,  установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные  ошибки  определяются  неполнотой  ответа  (например,  упущение  из  вида какого-либо  нехарактерного  факта  при  описании вещества,  процесса).  К  ним  можно  отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты  обучения  проверяются  в  процессе  устных  и  письменных  ответов  учащихся,  а также при выполнении ими химического эксперимента.  

Оценка теоретических знаний  

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал  изложен  в  определенной  логической  последовательности,  при  этом  допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ  полный,  но  при  этом  допущена  существенная  ошибка  или  ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или  допущены  существенные  ошибки,  которые  учащийся  не  может  исправить  при  наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.  

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент  проведен  по  плану  с  учетом  техники  безопасности  и  правил  работы  с веществами и оборудованием; проявлены  организационно-трудовые  умения  (поддерживаются  чистота  рабочего  места  и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа  выполнена  правильно,  сделаны  правильные  наблюдения  и  выводы,  но  при  этом эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены  несущественные  ошибки  в  работе  с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в  оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники безопасности  при  работе  с  веществами  и  оборудованием,  которая  исправляется  по  требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники  безопасности  при  работе  с  веществами  и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно  осуществлен  подбор  химических  реактивов  и  оборудования,  но  допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  плане  решения,  в  подборе  химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в  логическом  рассуждении  и  решении  нет  существенных  ошибок,  но  задача  решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.  


Тематическое планирование по химии 9 класс по учебнику Г.Е.Рудзитеса и Ф.Г.Фельдмана

2ч в неделю-68ч.

По

плану

Факти-

чески

Причина и дата пропуска

Дата проведения ликвиди-

рованного урока

Наименование разделов; тем отдельных занятий

Кол-во      часов

Вид

занятия

Домашнее          задание

1.Электролитическая диссоциация

14ч

1

Электролиты и не электролиты. Сущность электролитической диссоциации. Лаб. Опыт №1: «Испытание веществ на электропроводность.»

Л.О.№1

п.1№1-4стр.13

2

Диссоциация кислот; оснований и солей

п.2№4-8стр.13

3

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

п.3№9-10зад.1-2стр.13

4

Реакции ионного обмена. Лаб.опыт№2: «Реакции обмена между растворами электролитов.»

Л.О№2

п.4№1-2зад.1стр.22

5

Свойства кислот в свете ЭД

конспект

6

Сам.работа. Свойства оснований в свете ЭД

С.Р.

Конспект,№3,зад.2стр.22

7

Свойства солей в свете ЭД

Конспект

,зад.3стр.22

8-

9

ОВР. Самостоятельная работа

С.Р.

п.5,№6-8стр.22

10

Решение задач на избыток и недостаток

Зад. По Радецкому

11

Гидролиз солей

п.6№9-10стр.22

12

Решение экспериментальных задач по теме: «Электролитическая диссоциация»

П.Р.

13

Обобщающий урок по теме

14

Контрольная работа по теме

К.Р.

2.Кислород и сера

10ч

15

Общая характеристика элементов  подгруппы кислорода. Аллотропные видоизменения кислорода. Лаб.опыт№3: «Получение и свойства озона.»

Л.Р.№3

п.7,8№1-3 зад.1стр.31

16

Сера. Её аллотропия. Физические и химические свойства.Применение.Лаб.опыт№4: «Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.»

Л.Р.№4

п.9,10 №4-6 зад.2стр.31

17

Сероводород. Сульфиды.

 

п.11,№1-2,зад.1-2стр.34

18

Оксиды серы. Сернистая кислота. Серная кислота и её соли.Лаб.опыт№5: «Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.»  №6: «Распознавание сульфат-ионов в растворе.»

Л.Р.№5,6

п.12,13.№3-5стр.34,зад.1стр.38

19

Самостоятельная работа. Специфические свойства серной кислоты.

С.Р.

п.13,31-3,зад.2стр.38

20

Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера»

П.р.№2

21

Понятие о скорости химической реакции.

п.14.№1-3стр.42

22

Тест. Химическое равновесие и условия его смещения.

Тест

п.14.№4-5стр.42

23

Обобщение материала по теме.

п.8-14

24

Контрольная работа по теме.

К.Р.

3.Азот и фосфор.

13ч

25

Общая характеристика элементов. Азот и его свойства.

п.15-16,№1-5стр.52

26

Аммиак. Свойства. Получение. Применение. Демонстрации: «Получение аммиака и его растворение в воде.»

п.17,№6-11.зад.1стр.52

27

Соли аммония. Лаб.опыт: «Взаимодействие солей аммония со щелочами.»

Л.Р.№7

п.18.№12-14,зад.2стр.52

28

Получение аммиака и изучение его свойств.

П.Р.№3

29

Оксиды азота. Самостоятельная работа.

С.р.

По тетради

30

Решение задач на выход продукта  реакции.

Зад. по Радецкому

31

Азотная кислота.  Нитраты.

п.19,20.№2-5,зад.2-3стр.59-60

32

Окислительные свойства азотной кислоты. Её получение.

п.19,№1.7-9,зад.1стр.59-60

33

Фосфор и его соединения. Самостоятельная работа.

С.Р.

п.21-22.№1-6,зад.1стр.70

34

Минеральные удобрения. Тест.

Тест

п.23,№7-10,зад.2-3стр.70

35

Решение экспериментальных задач по теме.

П.Р.№4

36

Обобщение материала по теме.

п.15-23

37

Контрольная работа по теме.

К.Р.

4.Углерод и кремний.

38

Общая характеристика элементов подгруппы. Аллотропия углерода, свойства, адсорбция. Демонстрации: «Кристаллические решётки алмаза и графита.» Лаб.опыт№9: «Ознакомление с различными видами топлива.»

Л.Р.№9

п.24-25,№1-9,стр.90

39

Оксиды углерода. Угольная кислота.

п.26-28,№10-19стр.90

40

Соли угольной кислоты. Круговорот углерода в природе.Лаб.опыт№10: «Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.»

Л.Р.№10

п.28-29,№21,зад.2-3стр.90

41

Получение углекислого газа и изучение его свойств.         Распознавание карбонатов.

П.Р.№5

Зад.4-5стр.91

42

Кремний и его соединения. Строительные материалы. Лаб .опыт№11: «ознакомление с образцами природных силикатов.» №12: «Ознакомление с видами стекла(коллекции).»

Л.Р.№11,12.

п.30-33,№1-8,зад.2стр.100-101

43

Самостоятельная работа. Решение задач на массовую долю примесей.

С.Р.

Зад.1стр.91,1стр.101

5.Общие свойства металлов.

14ч

44

Положение металлов в ПС. Металлическая связь. Физические свойства.Лаб.опыт№13: «Рассмотрение образцов металлов.»

Л.Р.№13

п.34,36№1-4.зад.1стр.112

45

Химические свойства металлов. Ряд напряжения. Лаб.опыт№14: «Взаимодействие металлов с растворами солей.»

Л.Р.№14

п.37№12,зад.2-3стр.112

47

Самостоятельная работа. Щелочные металлы. Демонстрация: «Взаимодействие щелочных МЕ с водой.»

п.39№1-10,зад.1-4стр.118-119

48

Щёлочноземельные металлы. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения. Демонстрация: «Взаимодействие щёлочноземельных МЕ с водой.» Лаб.опыт№15-16: «Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция. Природные образцы кальция.»

Л.Р.№15,16

п.40-41.№9-14,зад.1-4стр.125

49

Самостоятельная работа. Алюминий и его свойства. Применение.

п.42,№1-8,зад.1-2стр.130-131

50

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Лаб.опыт№17: «Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.»

Л.Р.№17

п.42,№9-10,зад.3стр.130-131

51

Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы 1-3 групп (А) ПС.»

П.Р.№6

52

Железо. Нахождение в природе. Свойства. Демонстрация: «Сжигание железа в кислороде и хлоре.»

п.43,№1-7,зад.1-2стр.135-136

53

Соединения железа.Лаб.опыт№18-19: «Получение гидроксида железа(2-3) и взаимодействие его с кислотами.»

Л.Р.№18-19

п.44,№11стр.136

54

Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения.»

П.Р.№7

Зад.3-4стр.136

55

Обобщение материала по теме.

п.34-44

56

Контрольная работа по теме.

К.Р.

57

Производство чугуна и стали.

п.45-47,№1-3,зад.1-3стр.147

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

6.Первоначальные представления об органических веществах

58

Строение    органических веществ. Теория Бутлерова.

п.48-49

59

Изомерия. Классификация органических веществ.

п.49-50 №2-4стр.163

7.Углеводороды.

60

Алканы.

п.51,№6,8,зад.1стр.163

61-62

Непредельные углеводороды. Лаб.опыты:

«Этилен и ацетилен;их получение и свойства.»

Л.Р.№18-19

п.52-53 №9-13стр.163

63

Природные источники углеводородов. Защита атмосферного воздуха.

п.54№14-16-,зад.1-3

8.Кислородосодержащие органические вещества

64

Самостоятельная работа. Спирты.

п.55,№1-3стр.173

65

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

п.56,№4-7стр.173

66

Углеводы. Белки.

п.57,58     №8-10стр.173

67

Полимеры.

Тест

п.59

68

Химия и здоровье.


Пояснительная записка:

В тему№1 добавлено 4ч на изучение свойств классов веществ в свете ЭД ,а также введён тип задач на избыток и недостаток.

В тему №2 добавлен 1ч на изучение химического равновесия и условий его смещения.

В тему№3 добавлено 3ч: 1ч-на решение задач на выход продукта реакции; 1ч-на обобщение материала; 1ч-на контрольную работу.

В теме №4 убран 1ч за счёт перенесения контрольной работы в тему№3,т.к.охвачен огромный объём материала.

Перепланировка часов произошла за счёт их уменьшения в разделе органической химии, т.к.её изучение в полном объёме продолжается в 10 классе или учащимся в техникумах и колледжах, а здесь происходит только знакомство с миром орг.химии.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая  программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  учащихся  в  9  классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на  68 ч/год (2 ч/нед.).

        Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа Н.Н.Гара для среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

        Естественно-научное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место  в  познании  законов  природы,  в  материальной  жизни  общества,  в  решении  глобальных проблем  человечества,  в формировании  научной  картины  мира,  а  также  в  воспитании экологической культуры людей.

Химия, как  учебный  предмет  вносит  существенный  вклад  в  научное  миропонимание,  в воспитание  и  развитие  учащихся;  призвана  вооружить  учащихся  основами  химических  знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний,  как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

Изучение химии в основной школе направлено:

  • на  освоение  важнейших  знаний  об  основных  понятиях  и  законах  химии,  химической символики;
  • на  овладение  умениями  наблюдать  химические  явления,  проводить  химический эксперимент,  производить  расчеты  на  основе  химических  формул  веществ  и  уравнений химических реакций;
  • на  развитие  познавательных  интересов  и  интеллектуальных  способностей  в  процессе проведения химического  эксперимента, самостоятельного приобретения  знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • на  воспитание  отношения  к  химии  как  к  одному  из  фундаментальных  компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;  
  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту,  сельском  хозяйстве  и  на  производстве,  решения  практических  задач  в повседневной  жизни,  предупреждения  явлений,  наносящих  вред  здоровью  человека  и окружающей среде.

Задачи изучения химии.

  • Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  • Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Основные идеи.

  • Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
  • Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
  • Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
  • Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические  теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование  веществ  с  заданными  свойствами,  исследование  закономерностей  химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая  часть  программы  включает  сведения  о  неорганических  и  органических веществах.  Учебный  материал  отобран  таким  образом,  чтобы  можно  было  объяснить  на современном  и  доступном  для  учащихся  уровне  теоретические  положения,  изучаемые  свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет  атомно-молекулярное учение, периодический  закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ.  Указанные  теоретические  основы  курса  позволяют  учащимся  объяснять  свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.    

В  изучении  курса  значительная  роль  отводится  химическому  эксперименту:  проведению практических  и  лабораторных  работ,  несложных  экспериментов  и  описанию  их  результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Распределение  времени  по  темам  программы  дано  ориентировочно.  Учитель  может изменять его в пределах годовой суммы часов.

Программа предлагается для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.

Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.

Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.

Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.

Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

  • химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций,  электролит  и неэлектролит,  электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева;  закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций  ионного обмена;
  • составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы Д. И.Менделеева;  уравнения  химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,  аммиак;  растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
  • вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

- безопасного обращения с веществами и материалами;  

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на  организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.  

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме  «Строение атома и Периодический закон  Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Распределение часов по темам:

Тема раздела

Количество часов

9 класс

Электролитическая диссоциация

14

Кислород и сера

10

Азот и фосфор

13

Углерод и кремний

6

Общие свойства металлов

14

Органическая химия

Первоначальные представления об органических веществах

2

Углеводороды

4

Кислородосодержащие органические вещества

5

Всего 68ч

Программой предусмотрено:

6 практических работ:

1)Решение экспериментальных задач по теме: « Электролитическая диссоциация».

2)Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера».

3)Получение аммиака и изучение его свойств.

4)Решение экспериментальных задач по теме: «Азот и фосфор».

5)Получение углекислого газа и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

6)Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы 1-3 групп (А) периодической системы».

7)Металлы и их соединения.

4 контрольной работы

1)Электролитическая диссоциация.

2)Кислород и сера.

3)Азот и фосфор.

4)Металлы.

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2009
  2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений-Химия,М. «Просвещение»,2008.
  3. Гара Н.Н.  Химия. Уроки в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
  4. Хомченко И.Г.  Сборник задач и упражнений по химии.
  5. А.М.Радецкий, В.П.Горшкова Дидактический материал по химии 8-9класс,М. «Просвещение», 2008.

Содержание учебной дисциплины

9 класс

68ч/год (2 ч/нед.)

Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

  1. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
  2. Таблица «Электролиты»
  3. Таблица «Количественные отношения в химии».
  4. Таблицы «ОВР», «Многообразие ОВР».
  5. Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.
  6. Таблица «Гидролиз водных растворов солей»

Лабораторные опыты.

  1. Испытание веществ на электрическую проводимость.
  2. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Электролитическая диссоциация».

Расчетные задачи

  1. Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 2. Кислород и сера (10ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций  от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

  1. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов.
  2. Получение пластической серы.  
  3. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
  4. Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции»

Лабораторные опыты.

  1. Получение и свойства озона.
  2. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.
  3. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Расчетные задачи.

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3.Азот и фосфор (13 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

 Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

  1. Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
  2. Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
  3. Ознакомление  с образцами природных нитратов, фосфатов.  
  4. Видеофильм «Фосфор».
  5. Горение фосфора, взаимодействие оксида фосфора с водой.

Лабораторные  опыты.  

  1. Взаимодействие  солей  аммония  со  щелочами.  
  2. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
  3. Качественная реакция на фосфат – ион.

Практические работы

  1. Получение аммиака и изучение его свойств.
  2. Решение экспериментальных задач по теме.

Расчетные задачи

  1. Решение задач на выход продукта реакции в % от теоритически возможного.

Тема 4. Углерод и кремний (6 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Лабораторные опыты.

  1. Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.
  2. Ознакомление с различными видами топлива.
  3. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- ионы .
  4. Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с видами стекла.

Практическая  работа.  

  1. Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств.
  2. Распознавание карбонатов.

Расчетные задачи.

  1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

Демонстрации.

  1. Взаимодействие щелочных и щёлочноземельных металлов с водой.
  2. Сжигание железа  в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты.

  1. Рассмотрение образцов металлов.
  2. Взаимодействие металлов с растворами солей.
  3. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.
  4. Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.

Практические работы  

Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы 1-3(А)групп ПС».

Решение  экспериментальных  задач  по  теме   «Металлы и их соединения».

Тема 6: Первоначальные представления об органических веществах(2ч).

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.  

Тема 7: Углеводороды (4ч).

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Состав, строение, физические  и  химические  свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные  углеводороды. Состав, строение,  физические и  химические свойства. Применение.  

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Лабораторные опыты.

Этилен и ацетилен; их получение и свойства.

Тема8: Кислородосодержащие органические вещества(5ч).

Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

Общие понятия об аминокислотах и белках.

Демонстрации. 

  1. Модели  молекул  органических  соединений, схемы, таблицы.
  2. Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения.
  3. Образцы нефти и продуктов их переработки.
  4. Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты  обучения  химии  должны  соответствовать  общим  задачам  предмета  и требованиям к его усвоению.

Результаты  обучения  оцениваются  по  пятибалльной  системе.  При  оценке  учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  •  осознанность  (соответствие  требуемым  в  программе  умениям  применять  полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и  осознанностью  ответа (например,  ученик  неправильно  указал  основные  признаки  понятий,  явлений,  характерные свойства  веществ,  неправильно  сформулировал  закон,  правило  и  т.п.  или  ученик  не  смог применить  теоретические  знания  для  объяснения  и  предсказания  явлений,  установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные  ошибки  определяются  неполнотой  ответа  (например,  упущение  из  вида какого-либо  нехарактерного  факта  при  описании вещества,  процесса).  К  ним  можно  отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты  обучения  проверяются  в  процессе  устных  и  письменных  ответов  учащихся,  а также при выполнении ими химического эксперимента.  

Оценка теоретических знаний  

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал  изложен  в  определенной  логической  последовательности,  при  этом  допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ  полный,  но  при  этом  допущена  существенная  ошибка  или  ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или  допущены  существенные  ошибки,  которые  учащийся  не  может  исправить  при  наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.  

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент  проведен  по  плану  с  учетом  техники  безопасности  и  правил  работы  с веществами и оборудованием; проявлены  организационно-трудовые  умения  (поддерживаются  чистота  рабочего  места  и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа  выполнена  правильно,  сделаны  правильные  наблюдения  и  выводы,  но  при  этом эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены  несущественные  ошибки  в  работе  с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в  оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники безопасности  при  работе  с  веществами  и  оборудованием,  которая  исправляется  по  требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники  безопасности  при  работе  с  веществами  и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно  осуществлен  подбор  химических  реактивов  и  оборудования,  но  допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  плане  решения,  в  подборе  химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в  логическом  рассуждении  и  решении  нет  существенных  ошибок,  но  задача  решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.  


Тематическое планирование по химии 9 класс по учебнику Г.Е.Рудзитеса и Ф.Г.Фельдмана

2ч в неделю-68ч.

По

плану

Факти-

чески

Причина и дата пропуска

Дата проведения ликвиди-

рованного урока

Наименование разделов; тем отдельных занятий

Кол-во      часов

Вид

занятия

Домашнее          задание

1.Электролитическая диссоциация

14ч

1

Электролиты и не электролиты. Сущность электролитической диссоциации. Лаб. Опыт №1: «Испытание веществ на электропроводность.»

Л.О.№1

п.1№1-4стр.13

2

Диссоциация кислот; оснований и солей

п.2№4-8стр.13

3

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

п.3№9-10зад.1-2стр.13

4

Реакции ионного обмена. Лаб.опыт№2: «Реакции обмена между растворами электролитов.»

Л.О№2

п.4№1-2зад.1стр.22

5

Свойства кислот в свете ЭД

конспект

6

Сам.работа. Свойства оснований в свете ЭД

С.Р.

Конспект,№3,зад.2стр.22

7

Свойства солей в свете ЭД

Конспект

,зад.3стр.22

8-

9

ОВР. Самостоятельная работа

С.Р.

п.5,№6-8стр.22

10

Решение задач на избыток и недостаток

Зад. По Радецкому

11

Гидролиз солей

п.6№9-10стр.22

12

Решение экспериментальных задач по теме: «Электролитическая диссоциация»

П.Р.

13

Обобщающий урок по теме

14

Контрольная работа по теме

К.Р.

2.Кислород и сера

10ч

15

Общая характеристика элементов  подгруппы кислорода. Аллотропные видоизменения кислорода. Лаб.опыт№3: «Получение и свойства озона.»

Л.Р.№3

п.7,8№1-3 зад.1стр.31

16

Сера. Её аллотропия. Физические и химические свойства.Применение.Лаб.опыт№4: «Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.»

Л.Р.№4

п.9,10 №4-6 зад.2стр.31

17

Сероводород. Сульфиды.

 

п.11,№1-2,зад.1-2стр.34

18

Оксиды серы. Сернистая кислота. Серная кислота и её соли.Лаб.опыт№5: «Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.»  №6: «Распознавание сульфат-ионов в растворе.»

Л.Р.№5,6

п.12,13.№3-5стр.34,зад.1стр.38

19

Самостоятельная работа. Специфические свойства серной кислоты.

С.Р.

п.13,31-3,зад.2стр.38

20

Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера»

П.р.№2

21

Понятие о скорости химической реакции.

п.14.№1-3стр.42

22

Тест. Химическое равновесие и условия его смещения.

Тест

п.14.№4-5стр.42

23

Обобщение материала по теме.

п.8-14

24

Контрольная работа по теме.

К.Р.

3.Азот и фосфор.

13ч

25

Общая характеристика элементов. Азот и его свойства.

п.15-16,№1-5стр.52

26

Аммиак. Свойства. Получение. Применение. Демонстрации: «Получение аммиака и его растворение в воде.»

п.17,№6-11.зад.1стр.52

27

Соли аммония. Лаб.опыт: «Взаимодействие солей аммония со щелочами.»

Л.Р.№7

п.18.№12-14,зад.2стр.52

28

Получение аммиака и изучение его свойств.

П.Р.№3

29

Оксиды азота. Самостоятельная работа.

С.р.

По тетради

30

Решение задач на выход продукта  реакции.

Зад. по Радецкому

31

Азотная кислота.  Нитраты.

п.19,20.№2-5,зад.2-3стр.59-60

32

Окислительные свойства азотной кислоты. Её получение.

п.19,№1.7-9,зад.1стр.59-60

33

Фосфор и его соединения. Самостоятельная работа.

С.Р.

п.21-22.№1-6,зад.1стр.70

34

Минеральные удобрения. Тест.

Тест

п.23,№7-10,зад.2-3стр.70

35

Решение экспериментальных задач по теме.

П.Р.№4

36

Обобщение материала по теме.

п.15-23

37

Контрольная работа по теме.

К.Р.

4.Углерод и кремний.

38

Общая характеристика элементов подгруппы. Аллотропия углерода, свойства, адсорбция. Демонстрации: «Кристаллические решётки алмаза и графита.» Лаб.опыт№9: «Ознакомление с различными видами топлива.»

Л.Р.№9

п.24-25,№1-9,стр.90

39

Оксиды углерода. Угольная кислота.

п.26-28,№10-19стр.90

40

Соли угольной кислоты. Круговорот углерода в природе.Лаб.опыт№10: «Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.»

Л.Р.№10

п.28-29,№21,зад.2-3стр.90

41

Получение углекислого газа и изучение его свойств.         Распознавание карбонатов.

П.Р.№5

Зад.4-5стр.91

42

Кремний и его соединения. Строительные материалы. Лаб .опыт№11: «ознакомление с образцами природных силикатов.» №12: «Ознакомление с видами стекла(коллекции).»

Л.Р.№11,12.

п.30-33,№1-8,зад.2стр.100-101

43

Самостоятельная работа. Решение задач на массовую долю примесей.

С.Р.

Зад.1стр.91,1стр.101

5.Общие свойства металлов.

14ч

44

Положение металлов в ПС. Металлическая связь. Физические свойства.Лаб.опыт№13: «Рассмотрение образцов металлов.»

Л.Р.№13

п.34,36№1-4.зад.1стр.112

45

Химические свойства металлов. Ряд напряжения. Лаб.опыт№14: «Взаимодействие металлов с растворами солей.»

Л.Р.№14

п.37№12,зад.2-3стр.112

47

Самостоятельная работа. Щелочные металлы. Демонстрация: «Взаимодействие щелочных МЕ с водой.»

п.39№1-10,зад.1-4стр.118-119

48

Щёлочноземельные металлы. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения. Демонстрация: «Взаимодействие щёлочноземельных МЕ с водой.» Лаб.опыт№15-16: «Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция. Природные образцы кальция.»

Л.Р.№15,16

п.40-41.№9-14,зад.1-4стр.125

49

Самостоятельная работа. Алюминий и его свойства. Применение.

п.42,№1-8,зад.1-2стр.130-131

50

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Лаб.опыт№17: «Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.»

Л.Р.№17

п.42,№9-10,зад.3стр.130-131

51

Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы 1-3 групп (А) ПС.»

П.Р.№6

52

Железо. Нахождение в природе. Свойства. Демонстрация: «Сжигание железа в кислороде и хлоре.»

п.43,№1-7,зад.1-2стр.135-136

53

Соединения железа.Лаб.опыт№18-19: «Получение гидроксида железа(2-3) и взаимодействие его с кислотами.»

Л.Р.№18-19

п.44,№11стр.136

54

Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения.»

П.Р.№7

Зад.3-4стр.136

55

Обобщение материала по теме.

п.34-44

56

Контрольная работа по теме.

К.Р.

57

Производство чугуна и стали.

п.45-47,№1-3,зад.1-3стр.147

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

6.Первоначальные представления об органических веществах

58

Строение    органических веществ. Теория Бутлерова.

п.48-49

59

Изомерия. Классификация органических веществ.

п.49-50 №2-4стр.163

7.Углеводороды.

60

Алканы.

п.51,№6,8,зад.1стр.163

61-62

Непредельные углеводороды. Лаб.опыты:

«Этилен и ацетилен;их получение и свойства.»

Л.Р.№18-19

п.52-53 №9-13стр.163

63

Природные источники углеводородов. Защита атмосферного воздуха.

п.54№14-16-,зад.1-3

8.Кислородосодержащие органические вещества

64

Самостоятельная работа. Спирты.

п.55,№1-3стр.173

65

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

п.56,№4-7стр.173

66

Углеводы. Белки.

п.57,58     №8-10стр.173

67

Полимеры.

Тест

п.59

68

Химия и здоровье.


Пояснительная записка:

В тему№1 добавлено 4ч на изучение свойств классов веществ в свете ЭД ,а также введён тип задач на избыток и недостаток.

В тему №2 добавлен 1ч на изучение химического равновесия и условий его смещения.

В тему№3 добавлено 3ч: 1ч-на решение задач на выход продукта реакции; 1ч-на обобщение материала; 1ч-на контрольную работу.

В теме №4 убран 1ч за счёт перенесения контрольной работы в тему№3,т.к.охвачен огромный объём материала.

Перепланировка часов произошла за счёт их уменьшения в разделе органической химии, т.к.её изучение в полном объёме продолжается в 10 классе или учащимся в техникумах и колледжах, а здесь происходит только знакомство с миром орг.химии.