Конспект урока на тему : "Карбоновые кислоты" 10 класс
Предварительный просмотр:
Урок по химии 10 класс.
Тема урока: Карбоновые кислоты.
Цель: изучить строение и свойства карбоновых кислот.
Задачи:
1.Образовательные – познакомить учащихся с классификацией, гомологическим рядом карбоновых кислот, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, номенклатуру, особенности физических свойств, типы и механизмы химических реакций, получение, нахождение и применение.
2.Развивающие – развивать познавательный интерес к химии, применяя новые информационные технологии, на основе теоретических знаний развивать умения учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.
3.Воспитательные – продолжить формирование естественнонаучной картины мира, создавать условия для осознания значимости изучаемого материала в повседневной жизни; способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Средства обучения:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- учебная литература:
- Органическая химия. 10 класс, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.. Просвещение, 2009;
Ход урока:
1. Организационный этап с актуализацией изучаемой на уроке темы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент, вводная беседа | Вступительное слово учителя: постановка цели и задач урока, актуализация значения изучаемой темы, сообщения плана урока. | Учащиеся включаются во фронтальную беседу. |
2. Этап повторения и совершенствования знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Повторение и дополнение ранее полученных знаний | Учитель предлагает вопросы для обсуждения по составу карбонильной группы, гидроксильной группы – карбоксильной группы; формулировки определения карбоновые кислоты, направляет на составление классификации карбоновых кислот, вводит новые понятия (высшие, низшие карбоновые кислоты). Предлагает задания по классификации карбоновых кислот (слайд №1). Разбирает вместе с учащимися номенклатуру карбоновых кислот, возможные виды изомерии. | Учащиеся отвечают на предложенные вопросы, выводят формулы карбоновых кислот, формулируют определение карбоновых кислот, на основе раннее полученных знаний составляют классификацию карбоновых кислот. Выполняют задание (слайд №1), перемещая формулы в нужную колонку, делают необходимые записи в тетради. |
3. Этап формирования новых знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Физические свойства карбоновых кислот | Дает задание изучить самостоятельно физические свойства, прочитав текст в учебнике, и ответить на вопрос: Почему среди кислот нет газов? | Работают с учебником, делают записи в тетради, отвечают на поставленный вопрос ( причина – водородные связи между молекулами кислот). |
Химические свойства, получение карбоновых кислот | Рассматривает химические свойства карбоновых кислот, проведя аналогию с неорганическими кислотами. Проводит демонстрацию опыта диссоциации кислот. | Участвуют в беседе, вспоминают свойства неорганических кислот, делают записи. |
Нахождение и применение карбоновых кислот | Вступительное слово учителя. | презентация |
4. Первичная проверка усвоения материала и закрепление знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Закрепление знаний | (слайд №2) Задание 1. Выбрать из списка формулы карбоновых кислот.
Задание 2.(слайд №3). Дайте полную классификацию, соответствующую янтарной кислоте. Задание 3. (слайд №4) Назовите вещества, используя систематическую номенклатуру: Задание 4. (слайд №5) Найти соответствие. Задание 5 .(слайд №6) Расставьте недостающие водороды, составьте все возможные изомеры данного вещества и назовите их. Задание 6. (слайд №7) Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Задание 7. Ответ на вопрос закрыт шторкой, которую учитель открывает после обсуждения. (слайд №8,9) | Учащиеся, передвигая, выбирают формулы кислот. Один учащийся работает у доски, выбирая слова, классифицирующие янтарную кислоту, остальные на месте в тетради. Ребята выполняют задание в тетрадях, после того как учитель убирает затенение, обмениваются с соседом по парте тетрадями и проверяют выполненное задание. Ребята по очереди выходят к доске и переставляют формулы кислот. Один человек работает у доски составляя формулы ( названия записывает маркером), остальные в тетради. Ребята работают самостоятельно, после открытия затенения осуществляют самопроверку. Задание комментируется. |
5. Этап подведения итогов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Рефлексия | Учитель предлагает составить синквейн. ( слайд №10) | Ребята выполняют творческое задание. Синквейн наиболее отражающий суть темы записывается учащимся на доске маркером. |
Подведение итогов урока, комментарии к домашнему заданию. | Учитель анализирует урок, оценивает учащихся, комментирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |