Конспект урока на тему : "Карбоновые кислоты" 10 класс

Мотыгуллина Ляйсан Нуримановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_karbonovye_kisloty.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии 10 класс.

Тема урока: Карбоновые кислоты.

Цель: изучить строение и свойства карбоновых кислот.

        Задачи: 

1.Образовательные – познакомить учащихся с классификацией, гомологическим рядом карбоновых кислот, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, номенклатуру, особенности физических свойств, типы и механизмы химических реакций, получение, нахождение и применение.

2.Развивающие – развивать познавательный интерес к химии, применяя новые информационные технологии, на основе теоретических знаний развивать умения учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

3.Воспитательные  продолжить формирование естественнонаучной картины мира, создавать условия для осознания значимости  изучаемого материала в повседневной жизни; способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

        Средства обучения:

  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • учебная литература:
  1. Органическая химия. 10 класс, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.. Просвещение, 2009;

Ход урока:

1. Организационный этап с актуализацией изучаемой на уроке темы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент, вводная беседа

Вступительное слово учителя: постановка цели и задач урока, актуализация значения изучаемой темы, сообщения плана  урока.

Учащиеся включаются во фронтальную беседу.

 

2. Этап повторения и совершенствования знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Повторение и дополнение ранее полученных знаний

Учитель предлагает вопросы для обсуждения по составу карбонильной группы, гидроксильной группы – карбоксильной группы; формулировки определения карбоновые кислоты, направляет на составление классификации карбоновых кислот, вводит новые понятия (высшие, низшие карбоновые кислоты). Предлагает задания по классификации карбоновых кислот (слайд №1).

Разбирает вместе с учащимися номенклатуру карбоновых кислот, возможные виды изомерии.

Учащиеся отвечают на предложенные вопросы, выводят формулы карбоновых кислот, формулируют определение карбоновых кислот, на основе раннее полученных знаний составляют классификацию  карбоновых кислот. Выполняют задание  (слайд №1), перемещая формулы в нужную колонку, делают необходимые записи в тетради.

3. Этап формирования новых знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Физические свойства карбоновых кислот

Дает задание изучить самостоятельно физические свойства, прочитав текст в учебнике, и ответить на вопрос: Почему среди кислот нет газов?

Работают с учебником, делают записи в тетради, отвечают на поставленный вопрос

( причина – водородные связи  между молекулами кислот).

Химические свойства, получение карбоновых кислот

Рассматривает химические свойства карбоновых кислот, проведя аналогию с неорганическими кислотами. Проводит демонстрацию опыта диссоциации кислот.

Участвуют в беседе, вспоминают свойства неорганических кислот, делают записи.

Нахождение и применение карбоновых кислот

Вступительное слово учителя.

презентация

4. Первичная проверка усвоения материала и закрепление знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закрепление знаний

 (слайд №2)

Задание 1. Выбрать из списка формулы карбоновых кислот.

 

Задание 2.(слайд №3). Дайте полную классификацию, соответствующую янтарной кислоте.

Задание 3. (слайд №4) Назовите вещества, используя систематическую номенклатуру:

Задание 4. (слайд №5) Найти соответствие.

Задание 5 .(слайд №6)  Расставьте недостающие водороды, составьте все возможные изомеры данного вещества и назовите их.

Задание 6. (слайд №7) Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения.

Задание 7. Ответ на вопрос закрыт шторкой, которую учитель открывает после обсуждения. (слайд №8,9)

Учащиеся, передвигая, выбирают формулы кислот.

Один учащийся работает у доски, выбирая слова, классифицирующие янтарную кислоту, остальные на месте в тетради.

Ребята выполняют задание в тетрадях, после того как учитель убирает затенение, обмениваются с соседом по парте тетрадями и проверяют выполненное задание.

Ребята по очереди выходят к доске и переставляют формулы кислот.

Один человек работает у доски составляя формулы ( названия записывает маркером), остальные в тетради.

Ребята работают самостоятельно, после открытия затенения осуществляют самопроверку. Задание комментируется.

5. Этап подведения итогов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рефлексия

Учитель предлагает составить синквейн.    

( слайд №10)

Ребята выполняют творческое задание. Синквейн наиболее отражающий суть темы записывается учащимся на доске маркером.

Подведение итогов урока, комментарии к домашнему заданию.

Учитель анализирует урок, оценивает учащихся, комментирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.