Окислительно-восстановительные реакции в 9 классе
В 9 классе в начале курса данную тему следует повторить, так как дети, как правило в 8 классе плохо понимают материал. При изучение химии элементов им будет необходим навык в составлении овр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovr.docx | 117.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Окислительно-восстановительные реакции
1.Орг. момент
2.Проверка домашнего задания
-У доски ученик выполняет цепочку превращений
-Устно опрос по свойствам классов неорганических соединений.
3. Повторение темы «Окислительно-восстановительные реакции»
Ход урока:
Рассмотрим реакцию магния с кислородом. Запишем уравнение этой реакции и расставим значения степеней окисления атомов элементов:
Как видно, атомы магния и кислорода в составе исходных веществ и продуктов реакции имеют различные значения степеней окисления. Запишем схемы процессов окисления и восстановления, происходящих с атомами магния и кислорода.
До реакции атомы магния имели степень окисления, равную нулю, после реакции - +2. Таким образом, атом магния потерял 2 электрона:
Магний отдает электроны и сам при этом окисляется, значит, он является восстановителем.
До реакции степень окисления кислорода была равна нулю, а после реакции стала -2. Таким образом, атом кислорода присоединил к себе 2 электрона:
Кислород принимает электроны и сам при этом восстанавливается, значит, он является окислителем.
Запишем общую схему окисления и восстановления:
Число отданных электронов равно числу принятых. Электронный баланс соблюдается.
В окислительно-восстановительных реакциях происходят процессы окисления и восстановления, а значит, меняются степени окисления химических элементов. Это отличительный признак окислительно-восстановительных реакций.
Окислительно-восстановительными называют реакции, в которых химические элементы изменяют свою степень окисления.
Окислитель в ходе реакции принимает электроны, понижая свою степень окисления, он восстанавливается.
Восстановитель в ходе реакции отдает электроны, повышая свою степень окисления, он окисляется.
Процесс приема веществами электронов называется восстановлением. Окислитель в ходе процесса восстанавливается.
Восстановитель – это вещество, молекулы или ионы которого отдают электроны. У восстановителя степень окисления повышается.
Процесс отдачи электронов называется окислением. Восстановитель в ходе процесса окисляется.
Пример №1. Получение хлора в лаборатории
В лаборатории хлор получают из перманганата калия и концентрированной соляной кислоты. В колбу Вюрца помещают кристаллы перманганата калия. Закрывают колбу пробкой с капельной воронкой. В воронку наливается соляная кислота. Соляная кислота приливается из капельной воронки. Сразу же начинается энергичное выделение хлора. Через газоотводную трубку хлор постепенно заполняет цилиндр, вытесняя из него воздух. Рис. 1.
Рис. 1
На примере этой реакции рассмотрим, как составлять электронный баланс.
1. Запишем схему этой реакции:
KMnO4 + HCI = KCI + MnCI2 + CI2 + H2O
2. Расставим степени окисления всех элементов в веществах, участвующих в реакции:
K+Mn+7O-24 + H+CI- = K+CI- + Mn+2CI-2 + CI02 + H+2O-2
Степени окисления поменяли марганец и хлор.
3. Составляем схему, отражающую процесс перехода электронов:
Mn+7+5е- = Mn+2 окислитель, процесс восстановление
2 CI- -2е- = CI02 восстановитель, процесс окисление
4. Уравняем число отданных и принятых электронов. Для этого находим наименьшее общее кратное для чисел 5 и 2. Это 10. В результате деления наименьшего общего кратного на число отданных и принятых электронов, находим коэффициенты перед окислителем и восстановителем.
Mn+7+5е- = Mn+2 2
2 CI- -2е- = CI02 5
5. Переносим коэффициенты в исходную схему и преобразуем уравнение реакции.
2KMnO4 + ? HCI = ?KCI + 2MnCI2 + 5CI2 +? H2O
Однако перед формулой соляной кислоты не поставлен коэффициент, так как не все хлоридные ионы участвовали в окислительно-восстановительном процессе. Метод электронного баланса позволяет уравнивать только ионы, участвующие в окислительно-восстановительном процессе. Поэтому нужно уравнять количество ионов, не участвующих в окислительно-восстановительной реакции. А именно катионов калия, водорода и хлоридных анионов. В результате получается следующее уравнение:
2KMnO4 + 16 HCI = 2KCI + 2MnCI2 + 5CI2 + 8H2O
Пример №2. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Рис. 2.
В стакан с 10 мл кислоты поместили «медную» монету. Быстро началось выделение бурого газа (особенно эффектно выглядели бурые пузырьки в еще бесцветной жидкости). Все пространство над жидкостью стало бурым, из стакана валили бурые пары. Раствор окрасился в зеленый цвет. Реакция постоянно ускорялась. Примерно через полминуты раствор стал синим, а через две минуты реакция начала замедляться. Монета полностью не растворилась, но сильно потеряла в толщине (ее можно было изогнуть пальцами). Зеленая окраска раствора в начальной стадии реакции обусловлена продуктами восстановления азотной кислоты.
Рис. 2
1. Запишем схему этой реакции:
Cu + HNO3 = Cu (NO3)2 + NO2↑ + H2O
2. Расставим степени окисления всех элементов в веществах, участвующих в реакции:
Cu0 + H+N+5O-23 = Cu+2(N+5O-23)2 + N+4O-22↑ + H+2O-2
Степени окисления поменяли медь и азот.
3. Составляем схему, отражающую процесс перехода электронов:
N+5+е- = N+4 окислитель, процесс восстановление
Cu0 -2е- = Cu+2 восстановитель, процесс окисление
4. Уравняем число отданных и принятых электронов. Для этого находим наименьшее общее кратное для чисел 1 и 2. Это 2. В результате деления наименьшего общего кратного на число отданных и принятых электронов, находим коэффициенты перед окислителем и восстановителем.
N+5+е- = N+4 2
Cu0 -2е- = Cu+2 1
5. Переносим коэффициенты в исходную схему и преобразуем уравнение реакции.
Cu + ?HNO3 = Cu (NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
Азотная кислота участвует не только в окислительно-восстановительной реакции, поэтому коэффициент сначала не пишется. В результате, окончательно получается следующее уравнение:
Cu + 4HNO3 = Cu (NO3)2 + 2NO2↑+ 2H2O
Важнейшие окислители и восстановители.
Основные окислители и восстановители приведены в таблице 1.
Восстановители | Окислители |
1. Простые вещества – металлы | 1. Простые вещества – неметаллы: галогены, кислород, озон |
2. Простые вещества – неметаллы (С, Н2, Si) | 2. Оксиды металлов в высоких степенях окисления CrO3, Mn2O7, MnO2, PbO2 |
3. Пероксид водорода Н2О2 | 3. Пероксид водорода Н2О2 |
4. Оксиды неметаллов (NO, SO2, CO и др.) | 4. Кислородсодержащие кислоты и их соли: азотная, серная, марганцевая и др. |
5. Кислородсодержащие кислоты: сернистая, азотистая, фосфористая и их соли | 5. Соли кислот хрома: хроматы, дихроматы, кислородные кислоты хлора: хлорноватистая HClO, хлорноватая HClO3, хлорная HClO4 и их соли. |
6. Бескислородные кислоты: сероводородная, хлороводородная и др. и их соли | 6. Соли некоторых металлов в высоких степенях окисления: AgNO3, CuSO4 и др. |
7. Соли, в которых металлы находятся не в высших степенях окисления: SnCl2, FeSO4, Cr2(SO4)3,MnSO4 и др. | |
8. Аммиак NH3 |
4.Закрепление
Задание 1. Составить уравнения ОВР с помощью метода электронного баланса
Цинк + дихромат калия + серная кислота = сульфат цинка + сульфат хрома(III) + сульфат калия + вода
Нитрат аммония = оксид азота(I) + вода.
Фосфор + азотная кислота = фосфорная кислота + оксид азота(IV) + вода.
Азотистая кислота = азотная кислота + оксид азота(II) + вода.
5.Домашнее задание
Платина + азотная кислота + соляная кислота = хлорид платины(IV) + оксид азота(II) + вода.
Дихромат аммония = азот + оксид хрома(III) + вода.
Гидроксид калия + хлор = хлорид калия + хлорат калия + вода.