рабочая программа по химии

Матвеевская Марина Николаевна

Рабочая программа по химии для специальноти СПО "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_khimii_master_po_to_i_remontu_mtp.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Автономное учреждение Чувашской Республики начального профессионального образования «Профессиональное училище №28 г. Мариинский  Посад»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию

и ремонту машинно-тракторного парка

 со сроком обучения 2 года 5 месяцев

2014

Программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия» для учреждений начального профессионального образования Федеральным институтом образования в 2008 г. и в соответствии с учебным планом по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка в образовательных учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе  основного общего образования.

Организация-разработчик:

АУ НПО «Профессиональное училище №28 г.Мариинский Посад» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Разработчик:

Матвеевская Марина Николаевна, преподаватель химии.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка со сроком обучения 2 года 5 месяцев.

Программа учебной дисциплины «Химия» может быть использована в учреждениях  НПО для получения профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка с получением среднего (полного) общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования. 

1.2. Место учебной дисциплины   структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины «Химия» относится к естественнонаучному циклу учебного  плана по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде.
  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человеку и окружающей среде

 В результате изучения химии на базовом уровне обучающийся должен

 знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся   общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности,  ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в училище на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определения сущностных характеристик изучаемого объекта, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения , приводить доказательства, оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий  для обработки, передачи, систематизации, информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

3

     практические занятия

3

     контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме                        зачет                                                       1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Методы познания веществ и химических явлений

Введение

1

1

Раздел 2. Теоретические основы химии

22

Тема 2.

Основные понятия химии, веществ, атомов, молекул, химических элементов

1

1

Простые и сложные вещества. Качественный и количественный веществ.

Демонстрация: Модели атомов химических элементов

1

1

Относительные атомные и молекулярные массы. Количество вещества.

1

2

Закон постоянства состава. Закон Авогадро

1

1

Расчетные задачи на определение массовой доли

1

1

Тема 3.

Периодический закон Менделеева. Периодическая таблица. Графическое отображение        

периодического закона

Демонстрация Периодической системы химических элементов Д.И.       Менделеева

1

1

Строение атома и периодический закон Менделеева. Строение электронных оболочек атомов.

1

1

Понятие об орбиталях. S-; P-; d- орбитали. Электронные конфигурации

1

2

Значение периодического закона

1

1

Тема 4.

Химическая связь. Ионная химическая  связь. Образование катионов в результате процесса

окисления. Образование ионов в результате процесса восстановления

1

1

Классификация ионов: по составу, знаку заряда. Свойства веществ с ионным типом

кристаллической решетки

1

1

Ковалентная х-связь. Механизм образования. Электроотрицательность

1

2

Полярная и неполярная связи. Свойства веществ с молекулярными и атомными

кристаллическими решетками

1

1

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства

металлов.

Демонстрация: Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток

1

1

Агрегатное состояние веществ и водородная связь. Переход вещества из одного агрегатного

состояния в другое

1

1

Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Объемные и массовые доли

компонентов смеси. Массовая доля примеси.

Демонстрация: Растворение окрашенных веществ в воде (сульфат меди (II), перманганата калия)

1

1

Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах

Демонстрация: Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей

1

2

Тема 5. Вода. Растворы

Растворы. Вода как растворитель. Массовая доля растворенного вещества

Практическая работа Приготовление раствора заданного вещества

1

2

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

1

1

Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания, соли как

электролиты

1

1

Реакции  ионного обмена

1

2

Контрольная работа по теме «Вода. Растворы»

1


Раздел 3. Классификация неорганических соединений и их свойства

20

Тема 6.

Кислоты и их свойства. Химические свойства кислот

Демонстрация: Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами

1

1

Способы получения кислот

1

1

Основания и их свойства. Химические свойства оснований

1

1

Нерастворимые в воде основания. Способы получения оснований

1

1

Соли и их свойства. Химические свойства солей

1

1

Соли средние, кислые, основные. Способы получения солей

1

2

Гидролиз солей

1

2

Оксиды и их свойства. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Демонстрация: испытание растворов кислот, щелочей индикаторами. Понятие о pH раствора

1

1

Тема 7. Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакция соединения, разложения, замещения, обмена.

Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

1

2

Скорость химических реакций

Демонстрация: Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры

1

2

Окислительно-восстановительные реакции

1

2

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

1

2

Практическая работа: Решение экспериментальных задач

1

2

Тема 8. Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов. Физические свойства металлов

1

1

Химические свойства металлов. Электролитический ряд напряжения металлов.

Демонстрация: Образцы металлов и их соединений

1

2

Общие способы получения металлов

Лабораторные опыты:  Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями)

1

1

Неметаллы. Особенности строения атомов. Окислительно-восстановительные свойства

неметаллов.

Лабораторные опыты: Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями)

1

2

Способы защиты металлов от коррозии

1

1

Практическая работа: Решение экспериментальных задач

1

2

Контрольная работа по теме « Металлы и неметаллы»

1

Раздел 3. Органическая химия

31

Тема 1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Предмет органической химии

1

1

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле по валентности

Демонстрация: Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

1

1

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

1

2

Классификация органических веществ

1

1

Классификация реакций в органической химии

1

2

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Гомологический ряд, измерение, номенклатура

1

1

.

Химические свойства метана. Применение.  

1

1

.

Алкены. Этилен. Гомологический ряд. Изомерия.

1

1

.

Химические свойства этилена. Применение этилена

1

1

3

Диеновые углеводороды. Химические свойства. Каучук. Резина.

1

2

Алкины, ацетилен, химические свойства. Применение.

1

1

Арены. Бензол.

1

2

Природные источники углеводородов. Природный газ.

1

1

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти.

1

1

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения.

Спирты, получение, химические свойства, применение.

1

2

Глицерин. Применение.

Демонстрация: Качественные реакции на многоатомные спирты

1

2

Фенол. Получение, применение, химические свойства.

1

1

Альдегиды, получение альдегидов. Применение.

Демонстрация: Реакция «серебряного зеркала»

1

2

Карбоновые кислоты. Получение, применение, свойства

1

1

Сложные эфиры и жиры. Значение, применение.

1

2

Жиры как сложные эфиры. Классификация. Химические свойства. Применение.

1

2

Углеводы. Глюкоза. Химические свойства, применение

Демонстрация: Качественная реакция на крахмал

1

1

Тема 4. Азотосодержащие органические соединения. Полимеры.

Амины. Классификация и номенклатура.

1

1

Анилин. Получение, свойства, применение.

1

1

Аминокислоты. Химические свойства

1

2

Пептидная связь и полипептиды. Применение  аминокислот

1

2

Белки. Структура белков. Химические свойства.

Лабораторная работа: Наблюдение денатурации белка

1

2

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

1

1

Пластмассы. Получение. Термореактивные и термопластичные пластмассы.

1

1

Волокна и их классификация. Получение волокон.

1

1

Контрольная работа по разделу «Органическая химия».

1

Раздел 4.

Химия и жизнь

4

Тема 1. Химия и здоровье

Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов

1

1

Тема 1. Химия в повседневной жизни

Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность

1

2

Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты

1

2

Зачет

1

Всего:

78


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета кабинет «Химия».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебных наглядных пособий;

- рабочее место преподавателя;

- образцы;

- модели;

- макеты;

- плакаты.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор;

- электронные учебники;

- дидактические материалы (карточки задания, учебные  пособия);

- материалы для контроля знаний (тестовые задания на бумажных и электронных носителях, предметные диктанты, карточки - вопросники)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

           О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Химия Для профессий и специальностей технического профиля – М. : Издательский центр “Академия”, 2010

Дополнительные источники:  

            Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

             Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.

     Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2006

     Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2ч.. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. - М., 2006

Список образовательных ресурсов сети Интернет (сайты и порталы по предмету “Химия”)

http://www.chemisty.narod.ru/    Основы теоретической химии.

http://www.xumuk.ru/  Учебник и энциклопедия по химии в помощь         студентам и школьникам.

http://www.alhimikov.net/elektronbuch/menu.html   Периодическая система химических элементов, строение электронных оболочек атомов.

http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/   Электронная библиотека учебных материалов по химии

http://hemi.nsu.ru   Единая коллекции образовательных ресурсов, 100+ экспериментов по химии. Учебные видеоматериалы химического факультета МГУ.  

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

•        важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

•        основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

•        основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

•        важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

•        называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

•        определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

•        характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

 

•        объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

•        выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

•        проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Тестирование, устный опрос

Собеседование

Диктант, контрольная работа

Собеседование, контрольная работа

Устный опрос

Практическая работа, контрольная работа

Контрольная работа

Собеседование

Лабораторная работа, практическая работа

Составление презентаций, докладов, рефератов

Основные показатели оценки результатов

Результаты (освоенные общие компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес.

Использование химических методов в профессиональной деятельности через решение химических задач, выполнение практических работ.

Практическая работа, собеседование

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем

Написание исследовательских и проектных работ, рефератов по химии. Работа с источниками информации на бумажных и электронных носителях

Защита выполненных работ

3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговой контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных свойств соединений

Оформление отчетов о проделанной практической работе

4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Работа с письменными информационными

Источниками (книгами, газетами, справочниками),

Теоретический отчет, портфолио, презентация

5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Самостоятельное осуществление поиска, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных математических задач информации, преобразование, сохранение и передача информации

Самостоятельная работа, составление презентаций, работа в сети Интернет, написание исследовательской работы.

6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами.            

Работа в команде, организация работы в группе, подчинение руководителю команды, выслушивание точки зрения другого человека и признание его правоты, умение брать ответственность на себя, существование в многокультурном обществе, контролирование своих эмоций

         

Наблюдение, анкетирование, собеседование,

Разработчики:         

АУ НПО «ПУ №28»                        

Минобразования Чувашии             Преподаватель                               М.Н. Матвеевская        

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)