рабочая программа по химии
Рабочая программа по химии для специальноти СПО "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_khimii_master_po_to_i_remontu_mtp.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Автономное учреждение Чувашской Республики начального профессионального образования «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию
и ремонту машинно-тракторного парка
со сроком обучения 2 года 5 месяцев
2014
Программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия» для учреждений начального профессионального образования Федеральным институтом образования в 2008 г. и в соответствии с учебным планом по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка в образовательных учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования.
Организация-разработчик:
АУ НПО «Профессиональное училище №28 г.Мариинский Посад» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Разработчик:
Матвеевская Марина Николаевна, преподаватель химии.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка со сроком обучения 2 года 5 месяцев.
Программа учебной дисциплины «Химия» может быть использована в учреждениях НПО для получения профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка с получением среднего (полного) общего образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Химия» относится к естественнонаучному циклу учебного плана по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде.
- Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человеку и окружающей среде
В результате изучения химии на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
- основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в училище на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определения сущностных характеристик изучаемого объекта, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения , приводить доказательства, оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации, информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 3 |
практические занятия | 3 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Итоговая аттестация в форме зачет 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Методы познания веществ и химических явлений | Введение | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Теоретические основы химии | 22 | ||||
Тема 2. | Основные понятия химии, веществ, атомов, молекул, химических элементов | 1 | 1 | ||
Простые и сложные вещества. Качественный и количественный веществ. Демонстрация: Модели атомов химических элементов | 1 | 1 | |||
Относительные атомные и молекулярные массы. Количество вещества. | 1 | 2 | |||
Закон постоянства состава. Закон Авогадро | 1 | 1 | |||
Расчетные задачи на определение массовой доли | 1 | 1 | |||
Тема 3. | Периодический закон Менделеева. Периодическая таблица. Графическое отображение периодического закона Демонстрация Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | 1 | ||
Строение атома и периодический закон Менделеева. Строение электронных оболочек атомов. | 1 | 1 | |||
Понятие об орбиталях. S-; P-; d- орбитали. Электронные конфигурации | 1 | 2 | |||
Значение периодического закона | 1 | 1 | |||
Тема 4. | Химическая связь. Ионная химическая связь. Образование катионов в результате процесса окисления. Образование ионов в результате процесса восстановления | 1 | 1 | ||
Классификация ионов: по составу, знаку заряда. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки | 1 | 1 | |||
Ковалентная х-связь. Механизм образования. Электроотрицательность | 1 | 2 | |||
Полярная и неполярная связи. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками | 1 | 1 | |||
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов. Демонстрация: Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток | 1 | 1 | |||
Агрегатное состояние веществ и водородная связь. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое | 1 | 1 | |||
Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Объемные и массовые доли компонентов смеси. Массовая доля примеси. Демонстрация: Растворение окрашенных веществ в воде (сульфат меди (II), перманганата калия) | 1 | 1 | |||
Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах Демонстрация: Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей | 1 | 2 | |||
Тема 5. Вода. Растворы | Растворы. Вода как растворитель. Массовая доля растворенного вещества Практическая работа Приготовление раствора заданного вещества | 1 | 2 | ||
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация | 1 | 1 | |||
Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания, соли как электролиты | 1 | 1 | |||
Реакции ионного обмена | 1 | 2 | |||
Контрольная работа по теме «Вода. Растворы» | 1 |
Раздел 3. Классификация неорганических соединений и их свойства | 20 | ||||||
Тема 6. | Кислоты и их свойства. Химические свойства кислот Демонстрация: Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами | 1 | 1 | ||||
Способы получения кислот | 1 | 1 | |||||
Основания и их свойства. Химические свойства оснований | 1 | 1 | |||||
Нерастворимые в воде основания. Способы получения оснований | 1 | 1 | |||||
Соли и их свойства. Химические свойства солей | 1 | 1 | |||||
Соли средние, кислые, основные. Способы получения солей | 1 | 2 | |||||
Гидролиз солей | 1 | 2 | |||||
Оксиды и их свойства. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. Демонстрация: испытание растворов кислот, щелочей индикаторами. Понятие о pH раствора | 1 | 1 | |||||
Тема 7. Химические реакции | Классификация химических реакций. Реакция соединения, разложения, замещения, обмена. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. | 1 | 2 | ||||
Скорость химических реакций Демонстрация: Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры | 1 | 2 | |||||
Окислительно-восстановительные реакции | 1 | 2 | |||||
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие | 1 | 2 | |||||
Практическая работа: Решение экспериментальных задач | 1 | 2 | |||||
Тема 8. Металлы и неметаллы | Металлы. Особенности строения атомов. Физические свойства металлов | 1 | 1 | ||||
Химические свойства металлов. Электролитический ряд напряжения металлов. Демонстрация: Образцы металлов и их соединений | 1 | 2 | |||||
Общие способы получения металлов Лабораторные опыты: Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями) | 1 | 1 | |||||
Неметаллы. Особенности строения атомов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. Лабораторные опыты: Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями) | 1 | 2 | |||||
Способы защиты металлов от коррозии | 1 | 1 | |||||
Практическая работа: Решение экспериментальных задач | 1 | 2 | |||||
Контрольная работа по теме « Металлы и неметаллы» | 1 | ||||||
Раздел 3. Органическая химия | 31 | ||||||
Тема 1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Предмет органической химии | 1 | 1 | ||||
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле по валентности Демонстрация: Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | 1 | 1 | |||||
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | 1 | 2 | |||||
Классификация органических веществ | 1 | 1 | |||||
Классификация реакций в органической химии | 1 | 2 | |||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники | Алканы. Гомологический ряд, измерение, номенклатура | 1 | 1 | ||||
. | Химические свойства метана. Применение. | 1 | 1 | ||||
. | Алкены. Этилен. Гомологический ряд. Изомерия. | 1 | 1 | ||||
. | Химические свойства этилена. Применение этилена | 1 | 1 | ||||
3 | Диеновые углеводороды. Химические свойства. Каучук. Резина. | 1 | 2 | ||||
Алкины, ацетилен, химические свойства. Применение. | 1 | 1 | |||||
Арены. Бензол. | 1 | 2 | |||||
Природные источники углеводородов. Природный газ. | 1 | 1 | |||||
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. | 1 | 1 | |||||
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. | Спирты, получение, химические свойства, применение. | 1 | 2 | ||||
Глицерин. Применение. Демонстрация: Качественные реакции на многоатомные спирты | 1 | 2 | |||||
Фенол. Получение, применение, химические свойства. | 1 | 1 | |||||
Альдегиды, получение альдегидов. Применение. Демонстрация: Реакция «серебряного зеркала» | 1 | 2 | |||||
Карбоновые кислоты. Получение, применение, свойства | 1 | 1 | |||||
Сложные эфиры и жиры. Значение, применение. | 1 | 2 | |||||
Жиры как сложные эфиры. Классификация. Химические свойства. Применение. | 1 | 2 | |||||
Углеводы. Глюкоза. Химические свойства, применение Демонстрация: Качественная реакция на крахмал | 1 | 1 | |||||
Тема 4. Азотосодержащие органические соединения. Полимеры. | Амины. Классификация и номенклатура. | 1 | 1 | ||||
Анилин. Получение, свойства, применение. | 1 | 1 | |||||
Аминокислоты. Химические свойства | 1 | 2 | |||||
Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот | 1 | 2 | |||||
Белки. Структура белков. Химические свойства. Лабораторная работа: Наблюдение денатурации белка | 1 | 2 | |||||
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. | 1 | 1 | |||||
Пластмассы. Получение. Термореактивные и термопластичные пластмассы. | 1 | 1 | |||||
Волокна и их классификация. Получение волокон. | 1 | 1 | |||||
Контрольная работа по разделу «Органическая химия». | 1 | ||||||
Раздел 4. Химия и жизнь | 4 | ||||||
Тема 1. Химия и здоровье | Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов | 1 | 1 | ||||
Тема 1. Химия в повседневной жизни | Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность | 1 | 2 | ||||
Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты | 1 | 2 | |||||
Зачет | 1 | ||||||
Всего: | 78 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета кабинет «Химия».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебных наглядных пособий;
- рабочее место преподавателя;
- образцы;
- модели;
- макеты;
- плакаты.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- электронные учебники;
- дидактические материалы (карточки задания, учебные пособия);
- материалы для контроля знаний (тестовые задания на бумажных и электронных носителях, предметные диктанты, карточки - вопросники)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Химия Для профессий и специальностей технического профиля – М. : Издательский центр “Академия”, 2010
Дополнительные источники:
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2006
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2ч.. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. - М., 2006
Список образовательных ресурсов сети Интернет (сайты и порталы по предмету “Химия”)
http://www.chemisty.narod.ru/ Основы теоретической химии.
http://www.xumuk.ru/ Учебник и энциклопедия по химии в помощь студентам и школьникам.
http://www.alhimikov.net/elektronbuch/menu.html Периодическая система химических элементов, строение электронных оболочек атомов.
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ Электронная библиотека учебных материалов по химии
http://hemi.nsu.ru Единая коллекции образовательных ресурсов, 100+ экспериментов по химии. Учебные видеоматериалы химического факультета МГУ.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева; • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений; • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь: • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов; • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений; • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; | Тестирование, устный опрос Собеседование Диктант, контрольная работа Собеседование, контрольная работа Устный опрос Практическая работа, контрольная работа Контрольная работа Собеседование Лабораторная работа, практическая работа Составление презентаций, докладов, рефератов |
Основные показатели оценки результатов
Результаты (освоенные общие компетенции | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес. | Использование химических методов в профессиональной деятельности через решение химических задач, выполнение практических работ. | Практическая работа, собеседование |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем | Написание исследовательских и проектных работ, рефератов по химии. Работа с источниками информации на бумажных и электронных носителях | Защита выполненных работ |
3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговой контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | Исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных свойств соединений | Оформление отчетов о проделанной практической работе |
4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | Работа с письменными информационными Источниками (книгами, газетами, справочниками), | Теоретический отчет, портфолио, презентация |
5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Самостоятельное осуществление поиска, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных математических задач информации, преобразование, сохранение и передача информации | Самостоятельная работа, составление презентаций, работа в сети Интернет, написание исследовательской работы. |
6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами. | Работа в команде, организация работы в группе, подчинение руководителю команды, выслушивание точки зрения другого человека и признание его правоты, умение брать ответственность на себя, существование в многокультурном обществе, контролирование своих эмоций
| Наблюдение, анкетирование, собеседование, |
Разработчики:
АУ НПО «ПУ №28»
Минобразования Чувашии Преподаватель М.Н. Матвеевская
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)