Внеклассные мероприятия
Поле чудес
счастливый случай
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schastlivyy_sluchay_i_zvezdnyy_chas.doc | 68 КБ |
pole_chudes.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальные игры с химическим содержанием
«Счастливый случай»
В игре участвуют две команды по 4—5 человек. Заранее оформляем актовый зал. На сцене сооружается игровое поле, представляющее собой круг, разделенный на пять секторов:
а) общие знания из области неорганической химии;
б) химические элементы;
в) органические вещества;
г) ученые-химики;
д) счастливый случай.
Если во время игры стрелка волчка укажет на сектор «Счастливый случай», то команда получает дополнительное очко.
Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он загадывает-обеим командам загадку.
Она родилась в самой волшебной стране — Химической лаборатории. Ее папа — Оксид азота(ГУ) — был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее Вода. Она появилась маленькая, бесцветная. Но когда к ней прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите ее. (Азотная кислота.)
Той команде, которая первая даст правильный ответ, предстоит начать игру.
Гейм первый — знакомство
Капитан каждой команды выбирает категорию вопроса, запуская волчок на игровом поле. Таким образом команды поочередно отвечают на задаваемые им вопросы (по 3 каждой команде). На размышление дается 20 с, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает одно очко; если неверный, то заслушивают версии зрителей. За правильный ответ зрителю выдается жетон.
Сектор «Общие знания из области неорганической химии»
- Какой из металлов широко используют в электротехнике? (Медь.)
- Какое стекло можно докрасна накалить, опустить в воду и оно не потрескается? (Кварцевое.)
- Какое вещество известно в аптеках под названием «горькая соль»? (Сульфат магния.)
- Что такое «царская водка»? (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот.)
5. Назовите вещество, способное из твердого состояния сразу переходить в газообразное. (Иод.)
6. Какое вещество окрашивает рубиновые звезды Московского Кремля? (Селенид кадмия.)
Сектор «Химические элементы»
- Назовите самый распространенный элемент — металл земной коры. (Алюминий.)
- Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества? (Углерод.)
- Элемент в переводе с греческого «несущий свет». (Фосфор.)
- Химический элемент, названный в честь великого русского химика. (Менделевий.)
- Химический элемент, название которого произошло от названия нашей планеты. (Теллур.)
- «Семь металлов создал свет по числу семи планет...». Так считали алхимики. Назовите эти элементы-металлы. (Железо, золото, серебро, медь, свинец, олово, ртуть.)
Сектор «Органические вещества»
- Болотный газ. (Метан.)
- Название государства, сходное с названием органического вещества. (Бутан.)
- Непредельный углеводород, применяемый при резке и сварке металлов. (Ацетилен.)
- Взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сердечных сосудов. (Нитроглицерин.)
- Какой спирт хорошо смягчает кожу рук? (Глицерин.)
- Как раньше называли керосин? (Фотоген — «свет рождающий».)
Можно ли нефть считать индивидуальным веществом? (Нет, это смесь углеводородов.)
Сектор «Ученые-химики»
- Советский ученый, получивший синтетический каучук. (СВ. Лебедев.)
- Создатель теории строения органических соединений. (A.M. Бутлеров.)
- Первооткрыватель периодического закона химических элементов. (Д.И. Менделеев.)
- Создатель противогаза. (НД.Зелинский.)
- Кто изобрел первую в мире керосиновую лампу? (Польский ученый И. Лука-севич.)
- Назовите фамилию великого русского химика и композитора. (А.П.Бородин.)
- Этот ученый — естествоиспытатель, химик-любитель, отдавший любимому делу большую часть своей жизни, сумел с помощью своих чудо-весов с большой точностью взвесить земной шар. Кто же этот чародей? (Г. Кавендиш.)
Гейм второй — видеовопросы
Командам по очереди (право первого ответа — проигрывающей команде) предлагают просмотреть по три видеозаписи поставки опытов. Учащимся необходимо определить название каждого опыта.
Гейм третий — «Ты — мне, я — тебе»
Каждый член команды задает вопрос представителю команды соперника, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление — 20 с. В этом гейме зрители участия не принимают. Организаторы игры выбирают наиболее интересный вопрос; игроку, задавшему его, вручают приз, а всей команде присуждают дополнительное очко.
Гейм четвертый — «Темная лошадка»
Ведущий читает вопрос; если ни у одной из команд нет версии ответа, то он обращается к зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов, ведущий вручает приз.
1. Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла».
Из какого металла была изготовлена чаша? (Алюминий.)
- Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху яхту обшили красивым сплавом меди с никелем. Недешево обошлась она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного случая. И что же выяснилось? (Произошла коррозия.)
- Пламя костра освещает вход в пещеру. Вокруг огня сидят люди. Тела их покрыты звериными шкурами. Около мужчин лежат луки со стрелами с твердыми кремниевыми наконечниками, каменные топоры. Дети, собиравшие сучья, подбрасывают их в огонь. Женщины поджаривают только что пойманную дичь. Пока мужчины охотились, женщины собирали в лесу ягоды и коренья. Чтобы сохранить все эти запасы, они стали плести из прутьев корзины, замазывая щели мокрой глиной; для просушивания такие корзины вешали над огнем. Иногда прутья сгорали, а обожженная глина оставалась. Так несколько тысячелетий назад были получены первые глиняные горшки, явившиеся прапрадедушками нашей современной ... (Керамики.)
Гейм пятый — «Дальше, дальше, дальше...»
Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 мин задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд: дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Элемент с металлическими свойствами, который входит в состав поваренной соли. (Натрий.)
- Процесс отдачи электронов атомами или ионами. (Окисление.)
- Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему. (Бром.)
- Наиболее активный неметалл. (Фтор.)
- Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород.)
- Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты.)
- Самый легкий газ. (Водород.)
- Вещество, которое, дезинфицируя воду, не оставляет привкуса. (Озон.)
9. Метод полной очистки воды. (Дистилляция.)
10. Приборы, применяемые при очистке воды от нерастворимых в ней примесей. (Фильтры.)
И. Химически неделимая частица вещества. (Атом.)
- Растворимые в воде основания. (Щелочи.)
- Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ. (Аллотропия.)
- Название реакции, при которой выделяется теплота. (Экзотермическая.)
- «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Кто автор этих строк? (Д.И. Менделеев.)
- Какое топливо заправляют в самолеты? (Керосин.)
- Ионы какого металла отравляют болезнетворные бактерии? (Серебра.)
18. Что такое сусальное золото? (Дисульфид олова.)
- Самое распространенное на Земле вещество. (Вода.)
- Реакция обменного взаимодействия между веществом и водой. (Гидролиз.)
21. Вещества, изменяющие скорость химических реакций. (Катализаторы, ингибиторы.)
- Город, названный в честь ученого-химика. (Менделеевск.)
- Реакции, при которых поглощается теплота. (Эндотермические.)
- Разрушение металлов под воздействием окружающей среды. (Коррозия.)
- Стеклянный сосуд для точного измерения объема жидкости. (Мерная пипетка.)
«Звездный час»
Игру начинают шесть игроков. Каждый из них получает по восемь табличек с порядковыми номерами. В первом туре при ответах на вопросы о металлах и неметаллах участникам игры необходимо после минуты размышления поднять табличку с номером соответствующего вещества. (Карточки с веществами, обозначенными химическими символами, вывешивают на доске: 1. Sn. 2. А1. 3. Fe. 4. Pb. 5. Au. 6. Ag. 7. Na. 8. Си.) За правильный ответ присваивается звезда.
Тур I Вопросы о металлах
- Свойство этого металла — превращаться в порошок — погубило антарктическую экспедицию Р. Скотта. (Олово )
- Данный металл встречается не только на Земле, но и в космосе. Его обнаружили в упавших метеоритах. (Железо.)
- Этот металл называют крылатым. (Алюминий.)
- Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Серебро.)
1 Задания I, II и IV туров предложены Ю.М. Малочкиной (Арзамасский пединститут), а III и V туров — СИ. Рогожниковым (Южно-Сахалинский пединститут).
Вопросы о неметаллах
- Газ, применяемый в производстве световых рекламных трубок. (Неон.)
- Вещество, применяемое для исследования головного мозга. (Ксенон.)
- Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за другое приходится платить деньги, лишь бы только от него избавиться. (Углерод; алмаз и сажа.)
- Его очень мало в организмах животных, но много в растениях. Он составляет около 30 % веса земной коры и после кислорода наиболее распространенный элемент на Земле. (Кремний.)
Ведущий подсчитывает число звезд у каждого участника первого тура. Игрок, набравший наименьшее число очков, выбывает из игры. Он награждается призом за участие. Точно так же происходит до тех пор, пока не останется два финалиста.
Тур II
На доске поочередно вывешивают по четыре карточки с названиями элементов. Игрокам необходимо определить признак, объединяющий большинство элементов, и поднять табличку с номером того элемента, который не соответствует этому признаку.
Осмий, алюминий, натрий, литий. (Осмий — самый тяжелый металл.)
Ртуть, железо, магний, кальций. (Ртуть — жидкий металл.)
Натрий, калий, кальций, рубидий. (Кальций — щелочно-земельный металл.)
Углерод, азот, кислород, хлор. (Хлор — элемент III периода.)
Тур III
Игроку за минуту необходимо написать как можно больше образных выражений, используемых в литературе, в которых фигурируют названия химических элементов.
Например: железные мускулы, железная воля, железная логика, железная дисциплина, железный занавес, железные доводы, выжечь каленым железом; золотое сердце, золотые руки, золотая лихорадка, золотая осень, золотое дно, золотая жила, золотой фонд, золото волос, золото заката, золотая свадьба, черное золото, белое золото, Сулить золотые горы; медные трубы, медный лоб, медная глотка, гроша медного не стоит; свинцовая тяжесть, свинцовый взгляд, свинцовые тучи, свинцовые волны, свинцовые кулаки; серебряная свадьба, серебряный голос, серебряный звон; оловянные глаза; титанические усилия; неоновый свет; хромовая обувь.
Чтобы подготовиться к экспериментальному конкурсу, нужна небольшая пауза. Ее можно заполнить игрой со зрителями. Зрителю, перечислившему больше всех пословиц и поговорок с упоминанием названий химических элементов, вручается приз.
Куй железо, пока горячо.
Слово — серебро, молчание — золото.
Не все то золото, что блестит.
Мал золотник, да дорог.
Не кует железо молот, кует кузнец.
От медного лба золотых мыслей не дождешься.
Добро серебро, а золото лучше.
Тур IV
На доске вывешивают таблички с формулами восьми веществ: хлорида магния, уксусной кислоты, воды, дихромата аммония, меди, гидроксида кальция, хлороводо-рода, серной кислоты. Участникам игры нужно выбрать то вещество, с которым осуществляется превращение.
Демонстратор поочередно проводит следующие опыты: «Вулкан на столе» (дихромат аммония), «Золотой нож» (медь), «Пламя над пробиркой» (уксусная кислота), «Фонтан на столе» (хлороводород).
Тур V
Ведущий приглашает финалистов за жур нальный столик, на который он выставляет табличку со словом «Золото». За отведенное время игрокам необходимо вспомнить как можно больше стихотворных строк с этим словом. Лидирующий пока игрок может в критический момент вместо стихотворных строк поставить звезду. Приведем только некоторые строки из стихов М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой ...
(«Парус».)
Ночевала тучка золотая
На груди утеса — великана ...
(«Утес».)
Отделкой золотой блистает мой кинжал ...
(«Поэт».)
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том ... ... Там царь Кащей Над златом чахнет ...
(«Руслан и Людмила».)
А орешки не простые, Всё скорлупки золотые ... ... Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом ... ... Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя ...
(«Сказка о царе Салтане».)
Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!..
{«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою ...
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
В багрец и золото одетые леса ...
(«Осень».)
«Всё мое», — сказало злато; «Всё мое», — сказал булат. «Всё куплю», — сказало злато; «Всё возьму», — сказал булат.
{«Золото и булат».)
И наконец, для победителя наступает «Звездный час», ему предоставляется право обратиться с речью ко всей школе.
же обратить внимание учащихся на то, что на упаковке некоторых продуктов питания указана их калорийность (1 ккал =4,18 кДж).
Школьникам можно предложить несколько вопросов по данной таблице.
1. Пользуясь приведенными в тексте данными, оцените соотношение затраченной за последние сутки и полученной вами с пищей энергии. Сделайте соответствующие выводы.
2. Оцените экспериментально объем вашего вдоха в спокойном состоянии (как это сделать?) и частоту дыхания, а затем рассчитайте, используя ответ на вопрос 1, какова примерно концентрация кислорода в выдыхаемом вами воздухе. Для простоты считайте, что всю энергию вы получили, питаясь углеводами состава CnH2nOn (их теплоту сгорания примите равной 20 кДж/г).
Предварительный просмотр:
«Поле Чудес».
Попали как-то вещества на «Поле Чудес», а ведущим на той передаче был Цинк. Цинк просит Соляную кислоту крутить барабан. А она и говорит:
-Разрешите передать привет всем моим родственникам – кислотам. Все мы разные, но схожи в одном -имеем катион Водорода. Передаю привет родным своим сёстрам- азотной , азотистой , фтороводородной, бромоводородной кислотам (составьте формулы кислот. какой признак их объединяет?) . Передаю привет двоюродным своим сёстрам- угольной, серной, сероводородной, кремниевой кислотам. (составьте формулы кислот. какой признак их объединяет?)Троюродному брату – Н3РО4.(дайте название кислоты.).
Крутит она барабан и выпал ей сектор «Приз». Соляная кислота говорит:
-Я выбираю приз!
Выносят чёрный ящик.
Цинк: Я даю вам все щелочные металлы, и не будем открывать ящик?!
Кислота: Нет,нет! Приз! Мы, кислоты, с щелочными металлами не дружим-нам в них нет надобности.
Цинк: Я дам вам соль!
Кислота: Нет! Приз! Мы не со всеми солями взаимодействуем, только при условиях. (каких?)
Цинк: Тогда я предлагаю вам оксид.
Кислота: Ах, какой хитренький, а вдруг там не основные, наши либимые оксиды, а кислотные. Так мы со своими родичами не взаимодействуем.
Цинк: Ну что ж, приз так приз! - и достаёт из чёрного ящика фотоаппарат.
А Кислота, поблагодарив Цинка, предложила вместе с ним на память сфотографироваться. Цинк любезно согласился. Подошла Соляная кислота к Цинку, только до него дотронулась, так он и растаял сразу-одни пузырьки пошли. А на фото красовались Соль и Водород. (составьте уравнение химической реакции, уравняйте методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель)