Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине химия по специальности: «Технология продукции общественного питания» базовый уровень подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Программа учебной дисциплины «Химия» составлена на основе примерной программы по дисциплине «Химия» для специальностей среднего профессионального образования (Химия. Примерная программа для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. – М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008. –14 с, автор О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_khimii_dlya_tekhnologov.docx | 64.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж сферы услуг № 32
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины:
ОДБ.06 «Химия»
код, специальность:
260807 «Технология продукции общественного питания»
базовый уровень подготовки
Москва
2013
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) Разработана на основе Федерального
комиссией___________ компонента государственного стандарта
____________________ общего образования по дисциплине «Химия»,
Протокол № _______ примерной программы учебной дисциплины авторов
от «» ________ 20 г. Габриеляна О.С., Остроумова И.Г., утвержденной
ФГУ «ФИРО», Минобрнауки России, 2008
Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования
260807 «Технология продукции общественного питания»
базовыйи углубленный уровень подготовки
код, наименование профессии/специальности
Заместитель директора по учебной
(учебно-методической) работе
Председатель предметной (цикловой) _______________ / ______________
комиссии подпись ФИО
___________/ _________________
подпись ФИО
Составитель (автор) Кунафина Ю.И., преподаватель химии и биологии ГБОУ СПО КСУ № 32
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
Рецензенты: _______________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины……4
2.Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины…………7
3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной
дисциплины…………………………………………………………………………..12
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной
дисциплины ………………………………………………………………………….13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: «Химия»
1.1. Область применения программы: рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».
Программа учебной дисциплины «Химия» составлена на основе примерной программы по дисциплине «Химия» для специальностей среднего профессионального образования (Химия. Примерная программа для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. – М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008. –14 с, автор О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Химия» входит в цикл общеобразовательных дисциплин среднего общего образования. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен
знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
- основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: применение знаний по химии в профессиональной деятельности технолога необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности при организации и приготовлении пищи; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
1.5.Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины
максимальная учебная нагрузка 117 часов;
обязательная аудиторная нагрузка 78 часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа 39 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине отсутствуют.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 26 |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 39 |
в том числе: | |
Самостоятельная работа № 1 «Моделирование Периодической системы с указанием области применения простых веществ в профессии». Самостоятельная работа № 2 «Строение вещества Поваренной соли». Самостоятельная работа № 3 «Отчет о посещении музея Воды, с указанием того, какую роль играет вода в поварской деятельности». Самостоятельная работа № 4 «классификация органических и неорганических веществ». Самостоятельная работа № 5 « Презентация по теме: «Необратимые химические реакции на кухне». Самостоятельная работа № 6 «Решение задач, имеющих практическую значимость для работников индустрии питания». Самостоятельная работа № 7 Составить глоссарий по темам: «Металлы» и «Неметаллы». Самостоятельная работа № 8 «Моделирование органических веществ». Самостоятельная работа № 9 «Области применения Углеводородов в индустрии питания». Самостоятельная работа №10 «Отчет о проделанном опыте «Ныряющее яйцо»». Самостоятельная работа № 11 «Сравнительная характеристику Метилового и Этилового спирта». Самостоятельная работа № 12 «Решение задач, имеющих практическое значение для специалистов индустрии питания». Самостоятельная работа № 13 «Приготовление мыла в домашних условиях». Самостоятельная работа № 14 «Составление глоссария по теме углеводы». | 3 2 4 4 3 2 2 3 3 2 3 3 3 2 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы в I семестре и экзамена во II семестре. |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 2 3 4 | ||||
Введение | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Неорганическая химия | 40 | |||
Тема 1.1 Основные понятия и законы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | 1 | ||
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. | 1 | ||
Самостоятельная работа № 1 «Моделирование Периодической системы с указанием области применения простых веществ в профессии». | 3 | |||
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Виды химических связей. Типы кристаллических решеток. | 2 | ||
Практическая работа №1 «Моделирование кристаллических решеток неорганических веществ» | 2 | |||
Самостоятельная работа № 2 «Строение вещества Поваренной соли». | 2 | |||
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. | 1 | ||
2 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. | 2 | ||
Лабораторная работа №1 «Приготовление суспензии карбоната кальция в воде». Лабораторная работа №2 «Ознакомление со свойствами дисперсных систем». | 4 | |||
Самостоятельная работа № 3 «Отчет о посещении музея Воды, с указанием того, какую роль играет вода в поварской деятельности». | 4 | |||
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот. | 2 | ||
2 | Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований. | 2 | ||
3 | Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей. | 2 | ||
4 | Оксиды и их свойства. Химические свойства оксидов. | 2 | ||
Лабораторная работа № 3 «Химические свойства кислот на примере H2SO4» Лабораторная работа №4. «Качественные реакции на – карбонат,- сульфат, хлорид анионы». | 4 | |||
Самостоятельная работа № 4 «Отчет о собранных органических и неорганических веществах в парке Царицыно». | 4 | |||
Тема 1.6 Химические реакции. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. | 2 | ||
Практическая работа № 2 «Составление ОВР методом электронного баланса» Лабораторная работа № 5 «Обратимость химических реакций» | 4 | |||
Самостоятельная работа № 5 « Презентация по теме: «Необратимые химические реакции на кухне». | 3 | |||
Тема 1.7 Металлы и неметаллы. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Металлы. Неметаллы. Особенности строения атомов. Физические и химические свойства. | 2 | ||
Лабораторная работа № 6. «Общие химические свойства металлов на примере Zn». Лабораторная работа № 7. «Получение газов» | 4 | |||
Самостоятельная работа № 6 «Решение задач, имеющих практическую значимость для работников индустрии питания». Самостоятельная работа № 7 Составить глоссарий по темам: «Металлы» и «Неметаллы». | 4 | |||
Раздел 2. Органическая химия | 38 | |||
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Изомерия органических соединений | 1 | ||
Практическая работа № 3 «Изготовление моделей молекул углеводородов» Практическая работа № 4 «Гибридизация атомных орбиталей» | 4 | |||
Самостоятельная работа № 8 «Моделирование органических веществ». | 3 | |||
Содержание учебного материала | 8 | |||
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники | 11 | Классификация углеводородов. Гомологический ряд алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Получение, химические свойства и применение алканов. | 2 | |
1 2 | Гомологический ряд алкенов. Изомерия и номенклатура. Химические свойства алкенов. Получение и применение. | |||
2 | ||||
3 | Гомологический ряд алкинов. Изомерия и номенклатура алкинов. Получение, химические свойства и применение алкинов | 2 | ||
4 | Гомологический ряд аренов. Изомерия и номенклатура. Химические свойства аренов. Получение аренов. | 1 | ||
Лабораторная работа № 8 «Получение и свойства ацетилена» Практическая работа № 5 «Ознакомление с коллекцией натуральных и синтетических каучуков» Практическая работа №6 «Ознакомление с коллекцией каменный уголь и продукции коксохимического. | 6 | |||
Самостоятельная работа № 9 «Области применения Углеводородов в индустрии питания». | 3 | |||
Содержание учебного материала | 8 | |||
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | 11 | Гомологический ряд предельных альдегидов и кетонов, получение и химические свойства карбонильных соединений. | 2 | 3 |
Лабораторная работа № 9 «Свойства этилового спирта» Лабораторная работа № 10 «Свойства глицерина» Лабораторная работа № 11. «Свойства уксусной кислоты» Лабораторная работа № 12. «Свойства жиров» | 8 | |||
Самостоятельная работа №10 «Отчет о проделанном опыте «Ныряющее яйцо»». Самостоятельная работа № 11 «Сравнительная характеристику Метилового и Этилового спирта». Самостоятельная работа № 12 «Решение задач, имеющих практическое значение для специалистов индустрии питания». | 8 | |||
Содержание учебного материала | 4 | |||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения |
11 | Гомологический ряд предельных аминов. Получение и химические свойства аминов. Ароматические амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. | 2 | 2 |
Лабораторная работа № 13 «Свойства белков» | 2 | |||
Содержание учебного материала | 2 | |||
Тема 2.5 Углеводы | 1 | Классификация углеводов. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа № 13 «Решение задач, имеющих практическое значение для специалистов индустрии питания». Самостоятельная работа № 14 «Составление глоссария по теме, подготовка презентации по теме (на выбор преподавателя)». | 5 | |||
Обобщающий урок | 2 | |||
Итого | 78 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы общеобразовательной учебной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете химии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Наглядные средства и пособия:
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия 10-11»;
- электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1 | Телевизор и DVD-плеер | LG |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
- Габриелян О.С. Химия 10 класс – М.: Дрофа. - 2010.
- Габриелян О.С. Химия 11 класс – М.: Дрофа. - 2010.
Дополнительная литература
Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.
Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.
Интернет ресурсы:
http://him.1september.ru/- Образовательный журнал «Химия».
Internet – school. ru – сайт дистанционного образования телешкола.
сайт www.prosv.ru – Издательство Просвещение.
- Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание:
| Оценка практических работ. Оценка лабораторных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка контрольной работы. Оценка тестирования. |
Умение:
| Оценка практических работ. Оценка лабораторных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. |