Использование системы химических задач при изучении темы "Сера. Соединения Серы" в 9 классе

Мингалеева Гульсиня Закариевна

Данная работа поможет изучать тему "Сера. Соединения серы" в 9 классе по ппрограмме О. С. Габриеляна с использованием системы задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_zadach_po_teme_sera._soedineniya_sery_s_urokami.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование системы химических задач при изучении темы

«Сера. Соединения серы» в 9 классе

Химические задачи должны содействовать раскрытию и усвоению основных химических понятий, законов, теорий, химического языка, углублению и конкретизации знаний, формированию материалистического мировоззрения, развитию интереса к химии, формированию практических умений, потребности в труде, экологическому воспитанию.

Используя специально подобранные химические задачи и упражнения, можно управлять умственной деятельностью учащихся, актуализировать полученные знания. Работа над задачами способствует вызыванию у учащихся интеллектуальной активности, мобилизации внутренней памяти, выработке навыков пользования внешней памятью, осуществлению цепи логически связанных сопоставлений информации, имеющейся в задаче, формированию умения связывать теорию с практикой.

В процессе решения задач происходит уточнение и закрепление понятий о веществах и процессах, вырабатывается навык использования имеющихся знаний. Побуждая учащихся повторять пройденное, углублять и осмысливать его, химические задачи способствуют формированию системы конкретных представлений, что необходимо для получения новых знаний. Задачи, включающие определение химические ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы школьников с учебным материалом. Отсюда понятно общепринятое в методике мнение, что мерой освоения материала следует считать не столько пересказ учебника, сколько умение использовать полученные знания при решении различных задач.

Использование химических задач позволяет развивать познавательную активность учащихся, формировать личностные умения. Использование задач является показателем деятельностного подхода к изучению предмета.

По каждой теме можно выделить элементы знаний, которые должны усвоить учащиеся. В соответствии с этими элементами можно составить систему химических задач для изучения, проверки степени формирования знаний, умений. В предлагаемой системе должны быть задачи разного типа:

  1. Качественные
  2. Количественные
  3. Качественно-экспериментальные
  4. Количественно-экспериментальные.

Элементы знаний темы «Сера. Соединения серы»

  1. Положение  серы в ПСХЭ
  2. Схема строения атома серы
  3. Степени окисления серы
  4. Аллотропия серы
  5. Физические свойства серы
  6. Флотация.
  7. Взаимодействие с металлами.
  8. Демеркуризация
  9. Реакции с неметаллами
  10. Природные соединения серы
  11. Применение серы
  12. Сероводород, физические свойства
  13. Сероводород в природе
  14. Сульфиды
  15. Химические свойства сероводорода
  16. Способы получения оксида серы (IV)
  17. Физические свойства оксида серы (IV)
  18. Химические свойства  диоксида серы
  19. Сернистая кислота
  20. Соли сернистой кислоты
  21.  Получение оксида серы (VI)
  22. Серная кислота, ее гигроскопические свойства.
  23. Обугливание  сахара
  24. Олеум
  25. Правила разбавления серной кислоты
  26. Химические свойства разбавленной серной кислоты
  27. Качественная реакция на  серную кислоту и сульфаты
  28. Химические свойства  концентрированной кислоты
  1. Реакция с  неактивными металлами
  2. Реакция с активными металлами
  3. Пассивация железа и алюминия
  4. Взаимодействие с неметаллами
  5. Взаимодействие с солями
  1. Применение серной кислоты
  2. Соли серной кислоты
  3. Производство серной кислоты
  4. Экологические проблемы производства серной кислоты

Предлагаю вниманию следующую систему задач для использования при изучении этой темы.

Качественные задачи

  1. Охарактеризуйте положение серы в ПСХЭ Д.И. Менделеева
  2. В чем сходство и в чем различие электронного строения кислорода и серы?
  3. Какие степени окисления может иметь сера в своих соединениях? Напишите формулы соответствующих соединений. Предположите окислительно-восстановительные свойства этих соединений.
  4. Как построена молекула S8? В каких аллотропических модификациях может находиться сера в свободном состоянии? При каких условиях возможны их взаимные превращения?
  5. Как различить модификации серы.
  6. Почему порошок серы всплывает на поверхность воды, а куски самородной серы тонут?
  7. Напишите уравнения реакций взаимодействия серы со следующими металлами: натрий, железо, алюминий, медь, ртуть. Укажите окислитель и восстановитель в данных реакциях.
  8. В комнате разбили термометр, как собрать разлитую ртуть и обезвредить ядовитое вещество. Укажите название предлагаемого способа.
  9. Приведите примеры уравнений реакций с простыми и сложными  веществами, в которых сера выступает в качестве восстановителя.
  10. Как различить цинковую обманку и свинцовый блеск, сульфид ртути и сульфид сурьмы. Какие еще природные соединения серы Вы знаете?
  11. Зачем врачи дерматологи прописывают некоторым людям «Серные мази»?
  12. Можно ли по агрегатному состоянию сероводорода и воды при обычных условиях судить о сравнительной прочности водородных связей между молекулами H2S и Н20?
  13. Выдающийся естествоиспытатель древности Плиний Старший погиб в 70 г. н.э. при извержении вулкана. его племянник в письме  историку Тациту писал: «…Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные серные пары. Все разбежались. Плиний… упал и задохся». Какими свойствами обладают соединения, входящие  в состав вулканических газов?
  14. Почему масляные краски, в состав которых входят свинцовые белила со временем темнеют (чернеют). Какие вещества при этом образуются.
  15. При пропускании сероводорода через бромную воду раствор становится бесцветным и образуется бледно-желтый осадок. Составьте уравнения реакций. Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляет сероводород в данной  реакции?
  16. Можно ли приготовить раствор, в котором будут одновременно находиться сероводородная кислота и раствор перманганат калия? Почему? Напишите уравнения протекающих  реакций.
  17. Укажите не менее 4 способов получения SO2. Напишите уравнения реакций. Нарисуйте прибор для получения сернистого газа. Можно ли собирать его методом вытеснения воды? Почему? Напишите уравнения реакций, взаимодействия диоксида серы с водой.
  18. Диоксид серы применяется для дезинфекции помещений, подвалов – «окуривание серой». Какое физиологическое действие оказывает этот газ на живые организмы?
  19. Из данного перечня веществ: кислород, сера, вода, гидроксид натрия, оксид углерода (IV), оксид калия – выберите те, с которыми взаимодействует оксид серы (IV). Напишите уравнения соответствующих реакций
  20.  Почему нельзя путем выпаривания или перегонки раствора сернистой кислоты получить безводную сернистую кислоту?
  21.  Каким образом происходит окисление оксида серы (IV) в оксид серы (VI)? Укажите условия. Напишите уравнение реакции. Применяется ли эта свойство на практике.
  22. При взаимодействии хрупкого светло-желтого вещества А с купоросным маслом (вещество В) образуется тяжелый газ В, имеющий резкий запах. Газ В реагирует с газом Г, имеющим запах тухлых яиц, с образованием вещества А. запишите формулы веществ А, Б, В, Г, а также уравнения реакций, о которых идет речь.
  23. Как различить, не проводя химических опытов, в какой склянке находится концентрированная серная кислота, а в какой  концентрированная соляная?
  24. Почему при работе с серной концентрированной кислотой необходимо соблюдать особые меры предосторожности?
  25. Вася рассказывал своему другу Пете о видеофрагменте «Обугливание сахара», который нашел в Интернете. Но Вася не знал,  какое вещество использовали в этом эксперименте. Помнил, что оно жидкое, вязкое и вроде бы относилось к кислотам. Петр объяснил Васе суть наблюдаемого эффекта. Попробуйте и вы объяснить, почему этот опыт так запомнился Васе.
  26. На производстве серную кислоту получают как олеум. Почему? Как из олеума  получить концентрированную и разбавленную кислоты.
  27. Запишите уравнения возможных реакций взаимодействия разбавленной серной кислоты с магнием, серебром, гидроксидом железа (III), оксидом алюминия, оксидом углерода (IV), хлоридом калия, нитратом бария и сульфитом калия в молекулярном, полном и кратком ионном виде.
  28. Приведите примеры получения сульфатов: а) действием разбавленной  серной кислоты не металлы; б) действие концентрированной серной кислоты на соли летучих кислот; в) окислением сульфитов
  29. Концентрированная серная кислота при нагревании реагирует с ртутью и серебром, подобно тому, как она реагирует с медью. Составьте уравнения этих реакций и укажите окислитель и восстановитель.
  30. Почему концентрированную серную кислоту можно хранить в стальных резервуарах, между тем, как для хранения разбавленной (ниже 75%) серной кислоты эти резервуары приходится изнутри покрывать кислотоупорным материалом
  31. Запишите уравнения реакций между серной концентрированной кислотой и следующими веществами:  магний, алюминий, сера. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
  32. Дайте характеристику реакциям синтеза серной кислоты, используя все изученные вами классификации реакций.
  33. В чем причины появления смога?

Количественные задачи

  1. Вычислите массу железа и массу серы, которые потребуются для получения сульфида железа(II) массой 22 г
  2. Вычислите массу серы, которую надо сжечь, чтобы получить сернистый газ объемом 56 л (н.у.). Какой объем кислорода для этого потребуется?
  3. Сероводород пропустили через 18%-ый раствор сульфата меди (II) массой 200 г. Вычислите массу осадка, выпавшего в результате этой реакции, если выход продукта составляет 75% от теоретически возможного.
  4. Какова масса раствора, содержащего 0,2 массовые доли серной кислоты, которая расходуется на реакцию с 4,5 г алюминия?
  5. Какова массовая доля гидроксида натрия в растворе массой 200 г, если известно, что при пропускании сернистого газа через раствор образуется сульфит натрия массой 25,2 г?
  6. Вычислите объём газа (н.у.), который образуется при взаимодействии 15% - ного раствора серной кислоты массой 900 г с цинком?
  7. Сколько тонн безводной серной кислоты должно получиться по расчету из 800 т серного колчедана, содержащего серу, массовая доля которой 45 %?
  8. Из 320 тон серного колчедана, содержащего 35% серы, было получено 320 т серной кислоты (в пересчете на 100%). Вычислить выход кислоты.
  9. Через раствор массой 280 г, содержащий 0,02 массовые доли гидроксида калия, пропустили 2,24 л оксида серы(IV). Какая соль (кислая или средняя) образовалась? Какова ее масса?

Качественно-экспериментальные задачи

  1. Осуществите экспериментально взаимодействие порошков серы и цинка. Необходимо предварительное нагревание смеси лучиной. Напишите уравнение реакции.
  2. Пропустите  полученный реакцией обмена между соляной кислотой и сульфитом натрия  сернистый газ через известковую воду. Какие вещества образуются при этом?  Как они называются? Напишите уравнения реакций.
  3. Как, имея смесь серы и сульфата меди, выделить серу? Осуществите реакции практически. Как доказать опытным путём наличие серы?
  4. В пробирку с раствором чернил вылить раствор сернистой кислоты. Что произойдет? Изменится ли цвет при кипячении раствора?
  5. Пропускайте сернистый газ через раствор известковой воды. Что наблюдаете? Напишите уравнения соответствующих реакций.
  6. Имеются две склянки без надписей: в одной из них находится разбавленная соляная, в другой разбавленная серная кислота. Предложите несколько способов распознавания данных веществ. Можно ли с помощью негашеной извести узнать, в какой из склянок находится серная кислота?
  7. Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты
  8. Осуществите экспериментально следующие превращения:

Zn -> ZnSO4->Zn(OH)2 ->Na2[Zn(OH)4]

  1. Сделайте надпись на листе бумаги разбавленным раствором серной кислоты. Слегка просушите листочек над пламенем горелки с обеих сторон. Что наблюдается? Объясните явление.
  2.  В трех пробирках без надписей находятся сульфат, сульфит, сульфид натрия. Определите при помощи одного и того же реактива данные вещества. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Количественно-экспериментальные задачи

  1. Осуществите реакцию горения серы в воздухе. Хватит ли 5 л чистого кислородом для сжигания серы массой 0,2 г.
  2. Приготовьте  100 г. 5% раствор серной кислоты, используя 15% раствор и дистиллированную воду.
  3. Для реакции возьмите 50 г 10% раствора серной кислоты и 50 г 2% раствора хлорида бария. Полученный осадок отфильтруйте, высушите, взвесьте. Определите выход продукта.

Данные задачи можно применять на различных этапах уроков. С помощью системы задач можно организовать разные виды деятельности на уроке, например, индивидуальную, парную, групповую или фронтальную.

Решение данных задач обеспечивает более глубокое и осмысленное усвоение учебного материала по химии и вырабатывает умение самостоятельного применения приобретённых знаний.

Литература

  1. Габриелян О.С.. Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9 класс. М.: Дрофа, 2003. – 400 с.
  2. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011. – 270 с.
  3. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Просвещение,1988.- 192 с.
  4. Толкунов В.И Основы методики использования задач в обучении химии в средних общеобразовательных учебных заведениях. – Самара.: ПГСГА, 2012. – 219 с.
  5. Толкунов В.И Познавательные, развивающие и воспитательные функции химических задач и упражнений в средней школе. - Самара: ГПИ, 1993. - 64 с.
  6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы, - М.: Высш. шк., 1998. - 238 с

Урок  «Сера»

Цель: формирование системы знаний о сере как о простом веществе, ее строении, физико-химических свойствах, распространении в природе и применении человеком используя систему химических задач по теме.

Задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению учебного материала о сере с помощью  решения качественных задач;
  • создать условия для развития у учащихся умений анализировать результаты лабораторных исследований, работать с реактивами и оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности
  • содействовать развитию химически грамотной речи учащихся, универсальных учебных действий при работе с информацией.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения. Беседа, составление опорного конспекта, лабораторная работа, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов (использование презентации Power Point), работа учащихся в парах.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ, проектор, компьютер, экран, штатив, асбестовая сетка, спиртовка, спички, лучинка, ложка для сжигания веществ, сера кристаллическая, алюминий (порошок), колба, наполненная кислородом, вода, лакмус. Коллекция: «Образцы природных соединений серы».

На столах у учащихся: штатив для пробирок, пробирка с кристаллической серой, стакан с водой, инструктивные карточки к лабораторной работе.


Ход урока

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обеспечение

Этап мотивации. Формулирование темы, целей и задач урока.

Создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи.

Учитель вместе с детьми ставят цели урока и их анализируют. Для мотивации познавательной деятельности и формулировки темы и задач урока учитель приводит некоторые исторические факты, цитаты и изречения (слайд 1 презентации – приложение 1)

 Ставят цели урока и их анализируют.

Презентация 1 слайд

Этап актуализации

Активизация личностного опыта каждого и использование его в обучении. Подготовка к восприятию нового материала. Формирование представления об изучаемых объектах и заинтересованности в усвоении изучаемого материала.

Организует  работу по 1, 2, 3 качественным вопросам

Учащиеся характеризуют состав и строение атома серы, возможные степени окисления, окислительно-восстановительные возможности на основе положения в периодической системе по плану (слайд 4). Затем фронтально по очереди отвечают на каждый из пунктов плана. Результат фиксируется в опорном конспекте (слайд 5)

 Слайд 2

Этап формирования новых знаний.

Формирование новых знаний о распространении серы в природе, физических свойствах, аллотропии, химических свойствах и применении серы.

а) История открытия серы.

б) Нахождение и роль серы в природе.

в) Получение серы.

г) Физические свойства серы

д) аллотропные модификации серы

е) химические свойства серы

ж). Применение.

Рассказ учителя

Организует работу с источником информации.

Демонстрирует видеофрагмент

Лабораторная работа  Цель: исследовать физические свойства серы (агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде). Вводится новое понятие «флотация» - несмачиваемость.

Демонстрация ЦОР

«Аллотропные модификации серы и их взаимное превращение»

Организует беседу.

Демонстрация опыта «Взаимодействие серы с алюминием»

Организует работу по задаче №8.

Учитель ставит вопросы: Кроме металлов, с каким из веществ сера будет проявлять окислительные свойства? Образует ли сера летучее водородное соединение?

Учитель обращает внимание на продукт реакции - сероводород, газ опасный для жизни (слайд 20).

Следующий вопрос: при  взаимодействии, с какими веществами сера проявляет восстановительные свойства. Демонстрация горения серы на воздухе и в кислороде.

Сера в данных реакциях является восстановителем.

Результаты фиксируются в опорном конспекте (слайды 22-23). 

Организует заслушивание отчета учащихся о применении серы

Слушают рассказ учителя

Парная работа: анализируют информацию и  фиксируют в опорном конспекте нахождение серы в природе

Подводят вывод.

Каким способом добывают серу и для чего.

Проводят лабораторную работу

Работа в парах по инструктивной карте (приложение 4). Результаты обсуждаются фронтально и фиксируются в опорном конспекте

Отвечают на качественный вопрос № 4 и 5.

 Фиксируют в опорном конспекте модификации и условия превращений.

Записывают уравнение реакции, делают вывод о свойствах серы – окислителя.  Решают качественную задачу №7, 8

Работа с ПСХЭ

Для формулирования ответа учащиеся используют ПСХЭ

Записывают уравнение взаимодействия серы с водородом, убеждаемся: реакция -  окислительно-восстановительная.

Выступление учащихся с презентацией «Применение серы»

Результаты фиксируются в опорном конспекте (слайд 26). 

 Слайд 3-4

Информация о нахождении серы в природе (приложение 2)

Видеофрагмент «Получение серы» (приложение Слайд 7

ЦОР «Аллотропные модификации серы и взаимное превращение»

Демонстрационный опыт

ПСХЭ

Презентация слайд 20- 21

 Этап Закрепление знаний

Учащиеся выполняют проверочную работу с взаимопроверкой

Организует работу по  закреплению знаний  

Решение 1 и 2 количественной задачи

Учащиеся выслушивают, анализируют и оценивают ответы друг друга.

Этап рефлексии

Организация процесса обобщения, анализа и оценивания ответов учащихся.

 Организует подведение итогов урока. Оценивает работу.

Подводят итоги урока

Продуктом деятельности на данном уроке является опорный конспект

Этап постановки домашнего задания

Разъяснение, постановка домашнего задания.

Учитель даёт необходимые рекомендации.

Учащиеся записывают домашнее задание.


Урок «Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Сернистая кислота»

Цель: формирование системы знаний о соединениях серы, физико-химических свойствах, распространении в природе и применении человеком используя систему химических задач по теме.

Задачи урока:

  • Закрепить знания учащихся по пройденной теме: аллотропия серы и кислорода, строение атомов серы и кислорода, химические свойства и применение серы с использованием тестирования и решения качественных и количественных задач;
  • организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению учебного материала о соединениях сере с помощью  решения качественных и качественно-экспериментальных задач;
  • создать условия для развития у учащихся умений анализировать результаты лабораторных исследований, работать с реактивами и оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
  • воспитание умения работать в парах при самоанализе контрольных срезов, тестов.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения. Беседа, тестирование, составление опорного конспекта, лабораторная работа, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов (использование презентации Power Point), работа учащихся в парах.

Оборудование и реактивы: 

  • Презентации учащихся: «Сероводород», «Оксид серы (IV)»
  •  Тест к уроку по закреплению знаний предыдущего урока в программе My Test
  •  Тест по закреплению материала урока и  ответы к тесту.
  • Электронное пособие для изучения химии 9класс:

ПСХЭ, проектор, компьютер, экран, штатив, набор реактивов для демонстрации опытов и выполнения качественно-экспериментальных задач.

На столах у учащихся: штатив для пробирок, пробирка с раствором чернил, сернистой кислотой,  спиртовки.


Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обеспечение

Организационный этап

Организация учащихся для проверки знаний

Этап проверки знаний учащихся

Проверить степень усвоения учащимися знаний по темеС.

Организует тестовую и индивидуальную работу по задачам:

Качественным   №7, 9, 10

Количественным  № 1, 2

Часть детей проходит тестовую работу на компьютерах.

3 человека отвечают по карточкам с качественными задачами №7, 9, 10

2 человека решают количественные задачи № 1, 2 на доске

Тест  My Test

Этап мотивации. Формулирование темы, целей и задач урока.

Создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи.

Учитель вместе с детьми ставят цели урока и их анализируют.

 Ставят цели урока и их анализируют.

Презентация

Этап формирования новых знаний.

Формирование новых знаний о распространении сероводорода, оксидов серы  в природе, физических и  химических свойствах, применении

Организует  работу по 12 качественной задаче,

Рассказ учителя о свойствах сероводорода.

Решение задачи № 13

Качественная задача № 15, 16,

Учащиеся характеризуют состав и строение сероводорода, окислительно - восстановительные возможности вещества. Результат фиксируется в опорном конспекте

Делаю вывод о свойствах и  влиянии сероводорода на организм человека.

Оксиды серы (IV)

Проводит демонстрацию опыты получения сернистого газа из сульфитов.

Решение задачи № 17

Решение задачи № 19

Демонстрирует опыт Пропускание сернистого газа через раствор известковой воды - качественно-экспериментальная задача № 2

Лабораторный опыт Качественно-экспериментальная задача № 3 Задача № 21.

Демонстрация опыта.

«Качественные реакции на сульфид, сульфит ионы».

Наблюдают за демонстрацией опыта и делают вывод о физических свойствах сернистого газа.

Записывают способы получения диоксида серы.

Записывают решение 19 задачи.

Один ученик проводит экспериментальную задачу №2.

Проводят опыт.

Делают вывод о физических и химических свойствах сернистого газа.

Демонстрация опыта.

Оксид серы (VI)

По учебнику найти ответ на задачу № 22.

Рассказ учителя о физических свойствах серного ангидрида.

 Какими свойствами должен обладать этот оксид серы?

 Записывают уравнение реакции получения серного ангидрида. Отмечают условия.

Анализируют состав оксида серы и предлагают возможные химические свойства данного оксида (Кислотый оксид, окислитель).

 Этап закрепления знаний

Закрепление: учащиеся выполняют решение  тестовых вопросов с взаимопроверкой результатов

Организует работу по  закреплению знаний  

Учащиеся выслушивают, анализируют и оценивают ответы друг друга.

 Этап рефлексии

Создание условий формирования умения применять теоретические знания на практике. Организация процесса обобщения, анализа и оценивания ответов учащихся.

 Организует подведение итогов урока. Оценивает работу.

Подводят итоги урока

Продуктом деятельности на данном уроке является опорный конспект «Бинарные соединения серы»

Этап постановки домашнего задания

Разъяснение, постановка домашнего задания.

Учитель даёт необходимые рекомендации.

Количественная задача № 3, 5, 9

Учащиеся записывают домашнее задание.