конспект урока по теме "Амины"
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
в 21 группе по ОДП.011 Химия
по теме «Амины»
Дата проведения: 22.11.2013г.
Разработала: преподаватель Маслова Н.В.
Цели урока:
- образовательные: рассмотреть строение и свойства класса аминов; проиллюстрировать положение теории строения органических соединений о взаимном влиянии атомов в молекулах на примере анилина; познакомить с областями применения анилина, основанными на его свойствах;
- развивающие: сформировать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать и находить информацию;
- воспитательные: сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность
Вид урока: урок изучения нового материала
Технологии обучения: ИКТ, элементы технологии развития критического мышления.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый
Обеспечение урока:
- техническое: ПК, проектор;
- наглядное: презентация к уроку, видеоролик
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение пройденного материла
Проверочная работа на карточках по теме «Углеводы»
«Найди соответствие»
1 вариант
Найди соответствие:
1 | Углеводы, которые не гидролизуются | А | Дисахариды |
2 | Второе название этого углевода – «виноградный сахар» | Б | Фруктоза |
3 | Углевод, содержащийся в большом количестве в мёде | В | Моносахариды |
4 | Углеводы, которые распадаются при гидролизе на 2 молекулы моносахаридов | Г | Глюкоза |
2 вариант
Найди соответствие:
1 | Углеводы, которые гидролизуются на множество молекул моносахаридов | А | Целлюлоза |
2 | Это вещество относится к дисахаридам | Б | Полисахариды |
3 | Углевод – один из продуктов фотосинтеза | В | Сахароза |
4 | Данный углевод является основной частью тканей растений | Г | Крахмал |
Правильные ответы: 1 вариант 1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А; 2 вариант 1-Б; 2-В; 3-Г; 4-А
Критерии оценивания (взаимопроверка): Без ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; более 2 – «2» (Слайд 1)
3. Подготовка к восприятию темы. Целеполагание.
Преподаватель: Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул органических веществ часто входят атомы такого химического элемента, о котором говорится в стихотворении: (слайд 2)
Вы растете и живете,
Словно, плавая в ….!
Знайте, в воздухе у нас
Это самый первый газ.
Все живое – все цветы,
Все деревья и кусты
Все животные не могут
Без аминокислоты!
А в составе тех кислот
Непременно есть …!
Учащиеся: высказывают свои предположения.
Преподаватель: Конечно, это азот. Именно азотсодержащие соединения составляют основу живой природы. Достаточно назвать такие из них, как аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты.
Наиболее простые азотсодержащие органические соединения – амины.
Итак, тема нашего урока «Амины» (слайд 3).
В ходе изучения нового материала мы должны рассмотреть строение и свойства класса аминов, уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле на примере анилина, познакомиться с областями применения анилина (слайд 4).
4. Изучение нового материала.
Преподаватель: В ходе урока вы узнаете, какие вещества являются аминами, и какие группы они образуют, как правильно называть амины, изучите свойства аминов и представителя - анилина.
На следующем слайде представлены формула аммиака и формула метиламина, проанализируйте эти формулы и попытайтесь дать определение понятия «Амины» (слайд 5).
Учащиеся: высказывают свои предположения.
Преподаватель: Таким образом, амины – это производные аммиака, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал (слайд 6).
«Классификация аминов».
Преподаватель: Итак, амины по числу углеводородных радикалов можно разделить на три группы: первичные, вторичные, третичные. По характеру радикала: предельные, непредельные и ароматические (слайд 7).
«Номенклатура аминов».
Названия аминов строится от названий соответствующих радикалов и окончания АМИН. Для одинаковых радикалов используют приставки «ди», «три». (слайд 8).
Исходя из этого правила, назовите эти вещества.
Учащиеся: называют вещества, формулы которых изображены на слайде.
Преподаватель: рассмотрим физические свойства аминов. (Обучающиеся работают с текстом учебника – с.201, выписывают «Физические свойства аминов».) Совместная проверка (слайд 9).
Преподаватель: химические свойства аминов наглядно посмотрим на примере ароматического амина – анилина. (Просмотр видеоролика: реакции – горение анилина, взаимодействие анилина с кислотой, с бромной водой)
А теперь запишем уравнения химических реакций, показанных в видеоролике. (слайд 10)
- Реакция горения: 4C6H5 – NH2 + 31O2→24CO2 +14H2O + N2
- Взаимодействие с кислотами: C6H5 – NH2 + HCl →[C6H5NH3]+Cl-
- Взаимодействие с бромной водой: C6H5 – NH2 + 3Br2→(CBr)3NH2↓ + 3HBr
Преподаватель: анилина в промышленных масштабах связано с именем выдающегося русского химика Николая Николаевича Зинина (слайд 11).
Николай Николаевич Зинин -выдающийся русский химик, основатель знаменитой Казанской школы химиков- органиков. Научная и педагогическая деятельность протекала вначале в Казанском университете, где им была открыта реакция получения анилина.С 1847 г. Зинин переехал в Петербург и занял кафедру в Медико-хирургической академии.1865г.- избран академиком.
В основе процесса получения анилина лежит восстановление нитробензола (слайд 12).
Применение аминов и анилина. Совместная работа преподавателя и группы с текстом учебника. Выписывают в тетради основные отрасли применения аминов и анилина.
Применение аминов и анилина: 1. Органический синтез 2. Для изготовления лекарств, синтетических волокон, пластмасс, стимуляторов роста растений 3.Анилин – для производства красителей (Слайд 13)
4. Закрепление пройденного материала
Для закрепления знаний предлагаю вам выполнить химический диктант. Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.
Химический диктант по теме: “Амины”
1 вариант
Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.
- Амины по числу углеводородных радикалов можно разделить на три группы: …., …, ….
- Вещество с формулой С2Н5 – NН – С2Н5 называется …
- Метиламин — …. с резким аммиачным запахом, хорошо растворим в воде
- Впервые анилин получил русский химик …
Химический диктант по теме: “Амины”
2 вариант
Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.
- Амины — производные …, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал.
- Вещество с формулой С2Н5 – NН2 называется …
- Анилин — ….. в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая.
- В основе получения анилина лежит реакция восстановления …
Ответы
1 вариант
- Первичные, вторичные, третичные.
- Диэтиламин.
- Бесцветный газ.
- Зинин.
Ответы
2 вариант
- Аммиака.
- Этиламин.
- Бесцветная нерастворимая.
- Нитробензола.
Преподаватель: Ответы к вопросам химического диктанта представлены на слайде (слайд 14). Проверьте каждый сам у себя и сделайте выводы – как вы усвоили сегодняшнюю тему.
- Рефлексия.
Преподаватель: Итак, в ходе урока мы должны были рассмотреть строение и свойства класса аминов, уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле на примере анилина, познакомиться с областями применения анилина. Мы достигли этих целей?
(Если остается время) предлагается обучающимся в паре составить стихотворение — синквейн, которое строится по правилу:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).
- Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
- Анилин.
- Бесцветный, ядовитый.
- Пахнет, не растворяется, горит.
- Без анилина нет красителей.
- Амин.
Учащиеся: сочиняют синквейн в паре, по желанию зачитывают свои стихотворения
6. Домашнее задание. Конспект
Спасибо за урок!
Приложение
Проверочная работа по теме «Углеводы»
1 вариант
Найди соответствие:
1 | Углеводы, которые не гидролизуются | А | Дисахариды |
2 | Второе название этого углевода – «виноградный сахар» | Б | Фруктоза |
3 | Углевод, содержащийся в большом количестве в мёде | В | Моносахариды |
4 | Углеводы, которые распадаются при гидролизе на 2 молекулы моносахаридов | Г | Глюкоза |
Проверочная работа по теме «Углеводы»
2 вариант
Найди соответствие:
1 | Углеводы, которые гидролизуются на множество молекул моносахаридов | А | Целлюлоза |
2 | Это вещество относится к дисахаридам | Б | Полисахариды |
3 | Углевод – один из продуктов фотосинтеза | В | Сахароза |
4 | Данный углевод является основной частью тканей растений | Г | Крахмал |
Химический диктант по теме: “Амины”
1 вариант
Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.
- Амины по числу углеводородных радикалов можно разделить на три группы: …., …, ….
- Вещество с формулой С2Н5 – NН – С2Н5 называется …
- Метиламин — …. с резким аммиачным запахом, хорошо растворим в воде
- Впервые анилин получил русский химик …
Химический диктант по теме: “Амины”
2 вариант
Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.
- Амины — производные …, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал.
- Вещество с формулой С2Н5 – NН2 называется …
- Анилин — ….. в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая.
- В основе получения анилина лежит реакция восстановления …