НОМЕНКЛАТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Методическая разработка лекционного занятия по дисциплине "Химия" для преподавателя СПО. Методическая разработка подготовлена для студентов первого курса и может быть использована преподавателями СПО медицинских колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка лекционного занятия по дисциплине "Химия" | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
- Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО
- «Кущевский медицинский колледж»
- министерства здравоохранения Краснодарского края
- НОМЕНКЛАТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
- Методическая разработка
- теоретического (лекционного) занятия
- По дисциплине: «Химия»
- Специальность: 060501 «Сестринское дело»
- курс I
- семестр II
- ст. Кущёвская
- 2014
1. Цели занятия:
Дидактические:
После работы на лекционном занятии студенты должны иметь представление о номенклатурах в органической химии
Знать:
классификацию и номенклатуру органических соединений
Уметь:
- называть: органические вещества по их строению и составлять формулы по названию;
- определять: пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам углеводородов; характер взаимного влияния атомов в молекулах;
- характеризовать: общие химические свойства непредельных углеводородов;
- объяснять: зависимость реакционной способности непредельных углеводородов от строения их молекул
Задачи:
1.1.Образовательные:
- создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний типах номенклатур
- способствовать развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также продолжать развивать навыки работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами.
- Развивающие:
- развивать научный интерес, логическое мышление, умение применять накопленные знания
- Воспитательные:
- воспитывать потребность приобретать новые знания, применять их на практике
- обеспечить условия для развития коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности
- Методическая цель:
- обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя;
- оказать помощь преподавателю в повышении эффективности УВП;
- методически обосновать методы, формы и приемы проведения лекции.
2. Формы и методы организации учебного процесса по Бабанскому
2.1.Тип занятия: изучение нового материала
2.1.1. Вид занятия: лекция
2.2.Методы организации и осуществления УПД студентов
2.2.1. Перцептивные
2.2.1.1. словесные
2.2.1.2. объяснительно-иллюстративный
2.2.1.3. наглядные
2.2.2. Логические
2.2.2.1. аналитико-синтетические
2.2.2.2. дедуктивные
2.2.3. Гностические
2.2.3.1. репродуктивный
2.3. Методы стимулирования и мотивации УПД
2.3.1.Методы формирования интереса к учению
2.3.1.1. Ситуация занимательности
2.3.1.2. Опора на полученный ранее научный опыт
2.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении
2.3.2.1. метод убеждения студентов в общественной и значимости учения
2.3.2.2. метод создания условий благоприятного обучения
2.4. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
2.4.1. устный
3. Продолжительность занятия: 90 минут
4. Место проведения: аудитория колледжа
Карта наглядных пособий, ТСО
№ п/п | Вид | Наименование |
1. | ТСО | - компьютер, мультимедийный проектор |
2. | Мультимедийные слайды | - титульный слайд - план лекционного занятия - вопросы для актуализации знаний - типы номенклатур - тривиальная - рациональная - систематическая - примеры - другие виды номенклатур - вопросы для закрепления знаний |
3 | Средства наглядности | Доска, мел, экран |
Карта междисциплинарных связей
Дисциплина | Тема по дисциплине |
Обеспечивающие | |
Биология | Химическая организация клетки |
Физика | Необратимые процессы, второй закон термодинамики |
Математика | Десятичные и натуральные логарифмы |
Обеспечиваемые | |
Фармакология | Общая фармакология |
Антибиотики | |
Антисептические и дезинфицирующие средства | |
Безопасная среда для пациентов и персонала | Дезинфекция |
Карта внутри дисциплинарных связей
Темы обеспечивающие | Связь | Темы обеспечиваемые |
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | - валентность атомов углерода; - номенклатура органических веществ; - типы номенклатур | Скорость химической реакции и факторы, на нее влияющие. Окислительно-восстановительные реакции. Типы и закономерности протекания химических реакций. |
Предмет органической химии |
| Особенности строения органических соединений |
Изомеры и гомологи | - гидрирование и дегидрирование; - гидратация и дегидратация, - галогенирование и дегалогенирование | Гидроксильные соединения |
-гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование, -полимеризация и поликонденсация | Карбоновые кислоты |
Литература для преподавателя
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Химия - М.: «Образование» 2005г.
- Денисова В. Г. Поурочные планы. – Волгоград.: «Учитель» 2008 г.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Химия - М.: «Дрофа» 2006
Литература для студентов
Основная:
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Химия - М.: «Русское слово» 2010г. стр. 19- 22
- Габриелян О.С., Остроумов Ч.Г., Химия - М.: «Академия» 2008 стр. 191- 193
Дополнительная:
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Химия - М.: «Дрофа», 2006 г., стр. 150- 158.
2. Егоров А. С. Химия - Ростов на Дону. «Феникс», 2007 г., стр. 270 – 300.
- Мотивация
- В природе существуют несколько миллионов органических соединений. Каждый год создаются все новые и новые органические соединения.
- Чтобы разобраться в огромном количестве органических соединений, необходимо их классифицировать.
- Органические вещества можно делить на высоко- и низкомолекулярные соединения, на вещества, существующие в природе и синтезированные человеком, вещества, применяемые в качестве лекарств, красителей, растворителей, и т.п. Классификация по строению веществ наиболее удобна с точки зрения изучения их свойств. Вещества, близкие по строению, проявляют схожие свойства. Последовательность химически связанных атомов углерода в молекуле составляет ее углеродный скелет. Это основа органического соединения.
Поэтому первым признаком классификации органического соединения служит классификация по строению углеродного скелета. Скелет может быть неразветвленным, разветвленным, циклическим. Номенклатура – это система названий, употребляющаяся в какой-либо науке. Это слово заимствовано из латинского языка (nomenclatura – перечень имен).
В настоящее время для наименования органических соединений применяются три типа номенклатуры: тривиальная, рациональная и систематическая номенклатура — номенклатура IUPAC (ИЮПАК) — International Union of Pure and Applied Chemistry (Международного союза теоретической и прикладной химии).
Хронокарта лекционного занятия
№ п\п | Этапы занятия | Время в минутах |
Организационная часть. | 1 | |
Мотивация темы. Цели занятия. | 2 | |
Актуализация опорных знаний. | 2 | |
Изложение нового материала | 76 | |
Систематизация и закрепление изложенного материала | 5 | |
Подведение итогов | 1 | |
Задание на дом | 2 | |
Заключительный момент | 1 | |
Итого: | 90 |
План лекции
1. Основы номенклатуры органических веществ.
2. Тривиальные названия.
3. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC.
4. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ.
Вопросы для актуализации знаний
№ п/п | Вопросы | Эталон |
1. | Атом или группа атомов, определяющие характерные свойства данного класса органических соединений - это | функциональная группа |
2. | Раздел химической науки, в котором изучают соединения углерода – их строение, свойства, способы получения и практического использования | органическая химия |
3. | Вещества сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу молекул на одну или несколько групп СН2 | называются гомологами |
4. | Группа атомов, соединённая с функциональной группой молекулы | радикалы |
Вопросы для закрепления материала
№ п/п | Вопросы | Эталон |
1. | Система названий, употребляющаяся в какой-либо науке - | номенклатура |
2. | В настоящее время для наименования органических соединений применяются номенклатуры- | тривиальная, рациональная систематическая номенклатура |
3. | По этой номенклатуре за основу наименования органического соединения обычно принимают название наиболее простого (чаще всего первого) члена данного гомологического ряда | рациональная номенклатура |
4. | Номенклатура основывается на современной теории строения и классификации органических соединений | систематическая номенклатура |
5. | Если в углеводородной цепи находятся, несколько одинаковых заместителей, то перед их названием ставится | приставка “ди”, “три”, “тетра”, “пента”, “гекса” |
6. | Если в углеводородной цепи находится, несколько различных заместителей то перечисление заместителей производится - | в алфавитном порядке |