Обобщающе-контролирующий урок по разделу «Углеводороды» Учитель химии Мирошкина Т.А.
Кратко и доступно изложен основной материал по разделу: "Углеводы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uglevody.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающе-контролирующий урок по разделу «Углеводороды»
Учитель химии Мирошкина Т.А.
лицея №3 г.Кропоткина
Предлагаемая методика организации и проведения обобщающего урока по разделу «Углеводороды» позволяет решить несколько педагогических задач: во время беседы уточняется уровень знаний учащихся и понимание каждым из них вопросов данного раздела; изученный материал систематизируется и, если в этом есть необходимость, устраняются пробелы в знаниях; осуществляется контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов раздела; реализуется дифференцированный подход к учащимся, чем создается психологически благоприятная ситуация для каждого.
Для подготовки к уроку учащиеся получают задание покорить по учебнику соответствующий раздел, обращая внимание на следующие вопросы:
- Строение атома углерода в возбужденном состоянии.
- Типы гибридизации атомных орбита-лей углерода в углеводородах разных классов.
- Основные параметры связей в алканах, алкенах, алкадиенах, алкинах, аренах.
- Виды изомерии в углеводородах.
- Влияние строения углеводородов на их свойства.
- Качественные реакции на алканы, ал-кены, алкины, арены.
- Зависимость между свойствами вещества и его применением.
- Генетическая взаимосвязь между классами углеводородов.
Оборудование к у р о к у: графопро-ектор с пленкой к нему, контрольные карты, чистые листы бумаги для ответов.
Обобщение материала провожу на сдвоенном уроке. К уроку готовлю индивидуальные контрольные карты уровней А, В и С, ориентируясь на тот уровень знаний, который учащиеся показали при изучении этого раздела.
Для выполнения задания уровня А учащийся должен показать не только хорошее знание основных вопросов раздела, но и умения выявлять закономерности и строить логические умозаключения. Уровень В предполагает наличие у ученика в значительной степени сформированных знаний по разделу и овладение им мыслительными операциями сравнения и конкретизации понятий. Выполнение заданий уровня С предполагает репродуктивное воспроизведение материала учебника и умение проводить классификацию, исключать лишнее и устанавливать признаки сходства и различия.
Вопросы урока подразделяю на четыре блока и записываю на пленку графопроек-тора. По ходу урока они поблочно высвечиваются на экране. На доске и в тетрадях в течение урока учащиеся заполняют обобщающую таблицу 1 «Строение и свойства углеводородов». Таблица включает следующие пункты: по горизонтали — названия классов углеводородов (алканы, алкены, ал-кадиены, алкины, арены), по вертикали — параметры сравнения (общая формула гомологического ряда, тип гибридизации, длина связи (нм), валентный угол, геометрия молекулы, виды изомерии, химические свойства: а) горение; б) разложение; в) отношение к окислителям; г) отношение к водороду; д) отношение к галогенам; е) полимеризация; ж) типы реакций, характерных для класса углеводородов).
Обобщение знаний по каждому блоку вопросов начинаю с фронтальной беседы. Далее один или два ученика заполняют на доске в обобщающей таблице соответствующие графы, а остальные учащиеся делают это в своих тетрадях. Затем предлагаю им выполнить на выданных листах бумаги соответствующее задание из контрольной карты.
В конце урока контрольные карты и листы с ответами учащиеся сдают учителю на проверку. Отметку выставляю каждому ученику и учитываю его работу на уроке и ответы по контрольной карте.
Вопросы к уроку для фронтальной беседы
I. Обобщение сведений о строении углеводородов
1. Как объяснить четырехвалентность углерода в органических соединениях с точки зрения представлений о строении
атома?
- Что понимают под гибридизацией атомных орбиталей?
- Какие особенности гибридизации атомных орбиталей проявляются в строении молекул метана, этилена, ацетилена? В чем сходство и различие между ер2- и ер-гибридизацией?
- Основные характеристики связей в молекулах этана, этилена, бутадиена, ацетилена, бензола: тип гибридизации, валентный угол, длина связи, геометрия молекулы.
- В чем различие между о- и я-связью в этилене?
- Почему невозможно свободное вращение атомов углерода при кратной связи?
- Этилен вступил в реакцию с бромово-дородом. Изменится ли при этом тип гибридизации атомов углерода? Если да, то как?
- В чем суть я-я-сопряжения в дие-нах-1,3?
- Как образуется 6-электронное я-обла-ко в бензоле?
II. Обобщение сведений о видах изомерии углеводородов
Изомерия углеводородов
Задание к таблице: отметьте знаками « + » или « —» наличие или отсутствие данного вида изомерии у данного класса углеводородов.
- На примере бутана и изобутана охарактеризуйте признаки понятия «изомер».
- В чем суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы всех возможных изомеров состава С6Н12 и назовите их.
- В чем причина возможности существования геометрической изомерии? Какие условия необходимы и достаточны для существования веществ — геометрических изомеров?
III. Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов
1. Существует ли зависимость между свойствами вещества и его химическим строением? Что от чего зависит, что — Причина, а что — следствие?
2. Какие свойства должен проявлять этан
в связи со строением его молекулы? Ответ
мотивируйте.
- В чем сходство химических свойств алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?
- Чем объясняются различия в свойствах алкенов и алкинов?
- Какие особенности в химических свойствах алкадиенов определяются наличием сопряженных связей?
- Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в ал-канах, а реакции присоединения — труднее, чем в алкенах.
- Назовите качественные реакции для представителей каждого класса углеводородов.
- Существует ли зависимость между свойствами вещества и областями его применения? Приведите примеры.
- Какие общие свойства проявляют углеводороды?
IV. Генетические связи между классами углеводородов
- Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящим только из атомов углерода и водорода.
- Какие взаимосвязи существуют между классами углеводородов?
- Проиллюстрируйте примерами возможные переходы: алкан -» алкен; алкан -» алкин; алкан —> арен; алкан —> циклоалкан; непредельный углеводород -* арен; алкин -» арен.
- Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганических веществ можно получить органические.
Примеры заданий дифференцированных контрольных карт
Контрольная карта уровня С
I. Укажите выражения, характеризующие строение молекулы бензола.
- Тип гибридизации атомных орбиталей атома углерода: a) sp3; б) sp2; в) sp.
- Валентный угол в молекуле: а) 109 °28';
б) 120°; в) 180°.
- Длина углерод-углеродной связи: а) 0,12нм; б) 0,131 нм; в) 0,14 нм; г) 0,148нм; д) 0,154 нм.
- Виды связи в молекуле: а) о; б) я;
в) Зо и 1я; г) За и 2я; д) а-связи и
6-электронная я-система.
5. Геометрия молекулы: а) зигзагообраз
ная; б) плоская; в) тетраэдрическая.
II. Укажите признаки, характерные для
гомологов:
- одинаковый качественный состав;
- одинаковый количественный состав;
- различный качественный состав;
- различный количественный состав;
- сходные свойства;
- различные свойства;
- сходное строение;
- различное строение.
- В промышленности ацетилен подвергают следующим процессам: гидратации, хлорированию, гидрохлорированию, диме-ризации. Составьте уравнения соответствующих реакций.
IV. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: *
% СаС2 -> С2Н2 -* С2Н4 -> С2Н5ОН -» С4Н10О. 4-с6н6
Контрольная карта уровня В
1. Охарактеризуйте электронное и пространственное строение алкинов. Укажите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле соединения
сн3—с=с—сн2—сн=сн—сн3.
- Укажите существенные признаки изомеров. Приведите примеры.
- Охарактеризуйте свойства алкена состава С4Н8.
4. Изобразите схему генетических связей этого углеводорода и составьте уравнения соответствующих реакций.
Контрольная карта уровня А
- В чем существенные различия в электронной структуре и пространственной конфигурации между молекулами ацетилена и этана, каковы причины этих различий?
- Назовите причины образования структурных и пространственных изомеров.
- Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примерах реакций углеводородов.
4. Исходя из неорганических веществ получите нитробензол.