Обобщающе-контролирующий урок по разделу «Углеводороды» Учитель химии Мирошкина Т.А.

Мирошкина Татьяна Анатольевна

Кратко и доступно изложен основной материал по разделу: "Углеводы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uglevody.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающе-контролирующий урок по разделу «Углеводороды»

Учитель химии Мирошкина Т.А.

                                                        

лицея №3 г.Кропоткина

                                                                

                                                        

Предлагаемая методика организации и проведения обобщающего урока по разделу «Углеводороды» позволяет решить несколько педагогических задач: во время беседы уточняется уровень знаний учащихся и понимание каждым из них вопросов данного раздела; изученный материал систематизируется и, если в этом есть необходимость, устраняются пробелы в знаниях; осуществляется контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов раздела; реализуется дифференцированный подход к учащимся, чем создается психологически благоприятная ситуация для каждого.

        Для подготовки к уроку учащиеся получают задание покорить по учебнику соответствующий раздел, обращая внимание на следующие   вопросы:

  1. Строение атома углерода в возбужденном состоянии.
  2. Типы гибридизации атомных орбита-лей углерода в углеводородах разных классов.
  3. Основные параметры связей в алканах, алкенах, алкадиенах, алкинах, аренах.
  4. Виды изомерии в углеводородах.

  1. Влияние строения углеводородов на их свойства.
  2. Качественные реакции на алканы, ал-кены, алкины, арены.
  3. Зависимость между свойствами вещества и его применением.
  4. Генетическая взаимосвязь между классами углеводородов.

        Оборудование к у р о к у: графопро-ектор с пленкой к нему, контрольные карты, чистые листы бумаги для ответов.

        Обобщение материала провожу на сдвоенном уроке. К уроку готовлю индивидуальные контрольные карты уровней А, В и С, ориентируясь на тот уровень знаний, который учащиеся показали при изучении этого раздела.

        Для выполнения задания уровня А учащийся должен показать не только хорошее знание основных вопросов раздела, но и умения выявлять закономерности и строить логические умозаключения. Уровень В предполагает наличие у ученика в значительной степени сформированных знаний по разделу и овладение им мыслительными операциями сравнения и конкретизации понятий. Выполнение заданий уровня С предполагает репродуктивное воспроизведение материала учебника и умение проводить классификацию, исключать лишнее и устанавливать признаки сходства и различия.

        Вопросы урока подразделяю на четыре блока и записываю на пленку графопроек-тора. По ходу урока они поблочно высвечиваются на экране. На доске и в тетрадях в течение урока учащиеся заполняют обобщающую таблицу 1 «Строение и свойства углеводородов». Таблица включает следующие пункты: по горизонтали — названия классов углеводородов (алканы, алкены, ал-кадиены, алкины, арены), по вертикали — параметры сравнения (общая формула гомологического ряда, тип гибридизации, длина связи (нм), валентный угол, геометрия молекулы, виды изомерии, химические свойства: а) горение; б) разложение; в) отношение к окислителям; г) отношение к водороду; д) отношение к галогенам; е) полимеризация; ж) типы реакций, характерных для класса углеводородов).

        Обобщение знаний по каждому блоку вопросов начинаю с фронтальной беседы. Далее один или два ученика заполняют на доске в обобщающей таблице соответствующие графы, а остальные учащиеся делают это в своих тетрадях. Затем предлагаю им выполнить на выданных листах бумаги соответствующее задание из контрольной карты.

        В конце урока контрольные карты и листы с ответами учащиеся сдают учителю на проверку. Отметку выставляю каждому ученику и учитываю его работу на уроке и ответы по контрольной карте.

        Вопросы к уроку для фронтальной беседы

I. Обобщение сведений о строении углеводородов

1.        Как объяснить четырехвалентность углерода в органических соединениях с точки зрения представлений о строении
атома?

  1. Что понимают под гибридизацией атомных орбиталей?
  2. Какие особенности гибридизации атомных орбиталей проявляются в строении молекул метана, этилена, ацетилена? В чем сходство и различие между ер2- и ер-гибридизацией?
  1. Основные характеристики связей в молекулах этана, этилена, бутадиена, ацетилена, бензола: тип гибридизации, валентный угол, длина связи, геометрия молекулы.
  2. В чем различие между о- и я-связью в этилене?
  3. Почему невозможно свободное вращение атомов углерода при кратной связи?
  4. Этилен вступил в реакцию с бромово-дородом. Изменится ли при этом тип гибридизации атомов углерода? Если да, то как?

  1. В чем суть я-я-сопряжения в дие-нах-1,3?
  2. Как образуется 6-электронное я-обла-ко в бензоле?

II. Обобщение сведений о видах изомерии углеводородов

Изомерия углеводородов

Задание к таблице: отметьте знаками « + » или « —» наличие или отсутствие данного вида изомерии у данного класса углеводородов.

  1. На примере бутана и изобутана охарактеризуйте признаки понятия «изомер».
  2. В чем суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы всех возможных изомеров состава С6Н12 и назовите их.
  3. В чем причина возможности существования геометрической изомерии? Какие условия необходимы и достаточны для существования веществ — геометрических изомеров?

III. Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов

1. Существует ли зависимость между свойствами вещества и его химическим строением? Что от чего зависит, что — Причина, а что — следствие?

2.        Какие свойства должен проявлять этан
в связи со строением его молекулы? Ответ
мотивируйте.

  1. В чем сходство химических свойств алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?
  2. Чем объясняются различия в свойствах алкенов и алкинов?
  3. Какие особенности в химических свойствах алкадиенов определяются наличием сопряженных  связей?
  4. Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в ал-канах, а реакции присоединения — труднее, чем в алкенах.

  1. Назовите качественные реакции для представителей каждого класса углеводородов.
  2. Существует ли зависимость между свойствами вещества и областями его применения?  Приведите примеры.
  3. Какие общие свойства проявляют углеводороды?

IV. Генетические связи между классами углеводородов

  1. Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящим только из атомов углерода и водорода.
  2. Какие взаимосвязи существуют между классами углеводородов?
  3. Проиллюстрируйте примерами возможные переходы: алкан -» алкен; алкан -» алкин; алкан —> арен; алкан —> циклоалкан; непредельный углеводород -* арен; алкин -» арен.
  4. Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганических веществ можно получить органические.

Примеры заданий дифференцированных контрольных  карт

Контрольная карта уровня С

I. Укажите выражения, характеризующие строение молекулы бензола.

  1. Тип гибридизации атомных орбиталей атома углерода: a) sp3; б) sp2; в) sp.
  2. Валентный угол в молекуле: а) 109 °28';

б)        120°; в)  180°.

  1. Длина углерод-углеродной связи: а) 0,12нм; б) 0,131 нм; в) 0,14 нм; г) 0,148нм; д) 0,154 нм.
  2. Виды  связи  в  молекуле:  а)   о;   б)   я;

в)        Зо  и   1я;   г)   За  и   2я;  д)   а-связи   и
6-электронная я-система.

5.        Геометрия молекулы: а) зигзагообраз
ная; б) плоская; в) тетраэдрическая.

II.        Укажите признаки, характерные для
гомологов:

  1. одинаковый качественный состав;
  2. одинаковый количественный состав;
  3. различный качественный состав;
  4. различный количественный состав;
  5. сходные свойства;
  6. различные свойства;
  7. сходное строение;
  8. различное строение.
  1. В промышленности ацетилен подвергают следующим процессам: гидратации, хлорированию, гидрохлорированию, диме-ризации. Составьте уравнения соответствующих реакций.

IV.        Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:        *

% СаС2 -> С2Н2 -* С2Н4 -> С2Н5ОН -» С4Н10О. 4-с6н6

Контрольная карта уровня В

1.        Охарактеризуйте электронное и пространственное строение алкинов. Укажите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле соединения

сн3—с=с—сн2—сн=сн—сн3.

  1. Укажите существенные признаки изомеров. Приведите примеры.
  2. Охарактеризуйте свойства алкена состава С4Н8.

4.        Изобразите схему генетических связей этого углеводорода и составьте уравнения соответствующих реакций.

Контрольная карта уровня А

  1. В чем существенные различия в электронной структуре и пространственной конфигурации между молекулами ацетилена и этана, каковы причины этих различий?
  2. Назовите причины образования структурных и пространственных изомеров.
  3. Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примерах реакций углеводородов.

4.        Исходя из неорганических веществ получите  нитробензол.