урок-конспект по химии на тему: Водород.Кислоты.Соли.

Мотыгуллина Ляйсан Нуримановна

Это урок- зачёт , который можно использовать для проверки и обощения знаний по химии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_vodorod._kisloty._soli.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мотыгуллина Ляйсан Нуримановна, МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ, учитель химии и биологии. Конспект урока по теме «Водород. Кислоты. Соли», 8 класс, 2013 год.

Тема «Водород. Кислоты. Соли», 8 класс.

Вид урока: Урок- зачёт

Место проведения урока: Химический кабинет

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания.

Задачи:

  • формировать навыки работы с раздаточным материалом;
  • устранить пробелы в знаниях;

Образовательные:

-знать состав и названия кислот и солей;

  • применение водорода, кислорода и их свойства;
  • уметь сравнивать составы кислот и солей;
  • уметь составлять химические формулы солей;

Воспитательные:

-воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;

-формирование жизненно  необходимых качеств: ответственности, работоспособности, внимательности, коллективизма;

  • внимание и чуткое отношение к товарищам, заинтересованность в их успехах;
  • внедрение принципа защиты окружающей среды.

Развивающие:

-        формирование  и развитие у учащихся  положительных методов учебно-
познавательной деятельности, интересов творческой инициативы, активности.

Методы: программированный контроль, сравнение, беседа.

Методические приёмы: графический диктант, устная беседа,   химическая   разминка,   химический эксперимент, цифровые диктанты, химический ринг, «скоростная химическая дорожка».

Оборудование: компьютер, таблицы, химические вещества- NaOH, HCL. NaCL. Zn. индикаторная бумага.

Ход урока.

I этап- этап организации учащихся

а)        приветствие;

б)        проверка готовности к уроку.

Урок подготовлен в виде пьесы в четырёх действиях. Действующие лица и исполнители:

  • обыватели дилетанты: учащиеся 7 класса.
  • главные оппоненты: учащиеся 8 класса.
  • хранители знаний: учащиеся 8 класса.

Действие I.

На скамейках в кабинете химии слева сидят обыватели - дилетанты и ведут незатейливый разговор.

Первый: Вы слышали? В селе кислород появился. Важный такой! Идет под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.

Второй: Как же, как же!? Загордился! Было бы от чего. Он, оказывается, газ и, видите ли, думает, что только от него зависит жизнь на Земле!

Третий: Ой! Не говорите. На днях гуляю, а навстречу - кто вы думаете? Водород! Не идёт, а прямо- таки летит.

Спрашиваю: «Ты куда?». А он: «Кислород ищу». Я: «Зачем он тебе?» И что вы думаете, он мне ответил? На гремучее дело хочет его подбить, представляете?! ( Тихо, почти шёпотом) Так и сказал: «Гремучую смесь сделаем.»  Ой! Что будет, что будет! А потом говорит, может повезет и он оксид металла встретит. Зачем-то он ему тоже нужен.

Учитель: О чем идет разговор? Какие свойства остались без внимания? Необходимо защитить знания о свойствах водорода.

(К доске приглашаются два участника занятий для защиты опорных конспектов «Водород», «Кислород».

II этап- этап проверки домашнего задания.

а)        фронтальная (письменная) проверка знании- графических диктант
(вопросы на компьютере)

Вариант I. О2.

Вариант II. Н2

Условные обозначения: « V »- «да», «- »- «нет».

  1. Хорошо растворяется в воде.
  2. Плохо растворяется в воде.
  3. Легкий газ.
  4. Тяжелый газ.
  5. Горючий газ.
  1. Газ, поддерживающий горение.
  2. Восстановитель.
  3. При смешивании с О2 взрывается при обычных условиях.
  4. Горит спокойно.
  1. Взаимодействует с оксидом алюминия.
  2. Собирают методом вытеснения воздуха.
  3. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд.
  4. Собирают под водой.
  5. Собирают в прямостоящий сосуд.

б)        работа с дидактическим материалом (учебником).

В тексте «Применение водорода» выделить главное. (Учитель обращает внимание на необходимость защиты окружающей среды.)

Физкультминутка. Чтобы защитить наше здоровье, необходимо движение, ведь движение- наша жизнь.

Учитель: «А как получают водород Н 2

Действие П.

Обыватели - дилетанты: «Придумали в школе изучать кислоты!! К ним и прикасаться страшно, того и гляди, съедят не только мертвую и живую ткань!»

Учитель:

  1. А что за вещества- кислоты?
  2. Какие вы знаете кислоты?

Вызывает учащегося для защиты первой части опорного конспекта «Кислоты». К доске одновременно выходят два ученика: один теоретически защищает вторую часть конспекта «Кислоты», второй- практически распознает кислоту, выполняя экспериментальное задание: « В трёх пронумерованных склянках налиты три бесцветные жидкости, Определите, в какой склянке находится кислота»

Учитель: Какие ещё два химических свойства кислот мы изучили?» (защита третей части конспекта).

Учитель: Назовите номера практически возможных реакций. Обоснуйте правильность ответа. ( демонстрируется на компьютере)

1.А1    +

НС1     =

2. Си     +

h2so4       =

3. СиО    +

H2S04     =

4.Ag      +

H3PO4   =

5.А120з +

H2SO4    =

6. Fe203 +

HC1       =

7.P2O5   +    HNO3      =

Ответы:     1,3,5,6.

К доске приглашается один учащийся для выполнения задания. Даны: Mg. НС1. MgO. Си. СиО

  1. Составить прогноз возможных реакций.
  2. Написать уравнения возможных реакций.

Mg   + 2НС1                > Mg CI2 + Н 2

MgO+ 2НС1                > MgCl2 +H20

CuO   + 2HC1                > Си Cl2 + H2 О

Учитель: Что за вещества образовались в результате взаимодействия Mg. MgO. CuO с соляной кислотой- НС1 ?

ДействиеШ.

Беседу с классом проводят обыватели- дилетанты.

Первый: Ты знаешь соль?

Второй: Знаю.

Первый: А какая она?

Вторая: Белая, крупинками, а главное- соленая.

Третий: А ещё в пищу добавляют.

Первый: Я не понимаю. Так она что- одна ?.

Второй: Конечно одна- разъединственная.

Первый: А почему они говорят о солях ? Значит их много?

Фронтальная беседа.

  1. Каков состав солей ?
  2. Из перечня веществ назовите только формулы солей ( компьютер): CaO, Ca(N03)9   Са(ОН)2 ,   FeCl2      НС1, Н20 , ZnS, H2S04,CuS04. Mg3(P04)2,  HgCl2,   K2C03.
  3. Представители ещё каких классов веществ есть в задании ?
  4. Назовите оксиды, кислоты.

5.        Какое вещество по составу мы не можем отнести ни к одному
известному нам классу веществ? (Са (ОН)
2 , это вещество будем изучать в
дальнейшем).

  1. Как дают названия солям ?
  2. Как составить формулу соли ?

Химическая разминка:

учащиеся составляют формулы солей и дают им названия. Для этого
показывают сигнальные карточки:        Na,  К,  Са,  Ва,  Zn, Mg,  Fe,  Си,    Pb,

Hg, = S04,=S, =SO3,-NO3, ≡ P04, =C03, -CI.

Даются три «скоростные химические дорожки» (записаны на экране компьютера и на бумаге)

I. NaCl,   К2 С03, Ва (N03)2,   Mg Cl2,   Li3Р04,   CuCl2.

II.Na2CO3, KCl, Mg(N03)2,   Na2Si 03, ZnS, Zn S04.

III.CuS04; Ca(N03)3;    Fe CI 3;    K2S03;    Na2C03,   K3P04.

Желающие выполнить задание получают карточки ( в соответствии с содержанием одной из химических дорожек) Они должны дать название соли, сопровождая этим каждый шаг (по секудомеру замеряется время выполнения задания каждым из трёх учащихся).

Домашнее задание: переписать эти соли в тетрадь и дать им названия.

Действие IV. Итог урока.

Подведение итогов занятия, награждение ( оценивание)