урок-конспект по химии на тему: Водород.Кислоты.Соли.
Это урок- зачёт , который можно использовать для проверки и обощения знаний по химии в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vodorod._kisloty._soli.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотыгуллина Ляйсан Нуримановна, МБОУ "Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова" Аксубаевского муниципального района РТ, учитель химии и биологии. Конспект урока по теме «Водород. Кислоты. Соли», 8 класс, 2013 год.
Тема «Водород. Кислоты. Соли», 8 класс.
Вид урока: Урок- зачёт
Место проведения урока: Химический кабинет
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания.
Задачи:
- формировать навыки работы с раздаточным материалом;
- устранить пробелы в знаниях;
Образовательные:
-знать состав и названия кислот и солей;
- применение водорода, кислорода и их свойства;
- уметь сравнивать составы кислот и солей;
- уметь составлять химические формулы солей;
Воспитательные:
-воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;
-формирование жизненно необходимых качеств: ответственности, работоспособности, внимательности, коллективизма;
- внимание и чуткое отношение к товарищам, заинтересованность в их успехах;
- внедрение принципа защиты окружающей среды.
Развивающие:
- формирование и развитие у учащихся положительных методов учебно-
познавательной деятельности, интересов творческой инициативы, активности.
Методы: программированный контроль, сравнение, беседа.
Методические приёмы: графический диктант, устная беседа, химическая разминка, химический эксперимент, цифровые диктанты, химический ринг, «скоростная химическая дорожка».
Оборудование: компьютер, таблицы, химические вещества- NaOH, HCL. NaCL. Zn. индикаторная бумага.
Ход урока.
I этап- этап организации учащихся
а) приветствие;
б) проверка готовности к уроку.
Урок подготовлен в виде пьесы в четырёх действиях. Действующие лица и исполнители:
- обыватели дилетанты: учащиеся 7 класса.
- главные оппоненты: учащиеся 8 класса.
- хранители знаний: учащиеся 8 класса.
Действие I.
На скамейках в кабинете химии слева сидят обыватели - дилетанты и ведут незатейливый разговор.
Первый: Вы слышали? В селе кислород появился. Важный такой! Идет под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.
Второй: Как же, как же!? Загордился! Было бы от чего. Он, оказывается, газ и, видите ли, думает, что только от него зависит жизнь на Земле!
Третий: Ой! Не говорите. На днях гуляю, а навстречу - кто вы думаете? Водород! Не идёт, а прямо- таки летит.
Спрашиваю: «Ты куда?». А он: «Кислород ищу». Я: «Зачем он тебе?» И что вы думаете, он мне ответил? На гремучее дело хочет его подбить, представляете?! ( Тихо, почти шёпотом) Так и сказал: «Гремучую смесь сделаем.» Ой! Что будет, что будет! А потом говорит, может повезет и он оксид металла встретит. Зачем-то он ему тоже нужен.
Учитель: О чем идет разговор? Какие свойства остались без внимания? Необходимо защитить знания о свойствах водорода.
(К доске приглашаются два участника занятий для защиты опорных конспектов «Водород», «Кислород».
II этап- этап проверки домашнего задания.
а) фронтальная (письменная) проверка знании- графических диктант
(вопросы на компьютере)
Вариант I. О2.
Вариант II. Н2
Условные обозначения: « V »- «да», «- »- «нет».
- Хорошо растворяется в воде.
- Плохо растворяется в воде.
- Легкий газ.
- Тяжелый газ.
- Горючий газ.
- Газ, поддерживающий горение.
- Восстановитель.
- При смешивании с О2 взрывается при обычных условиях.
- Горит спокойно.
- Взаимодействует с оксидом алюминия.
- Собирают методом вытеснения воздуха.
- Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд.
- Собирают под водой.
- Собирают в прямостоящий сосуд.
б) работа с дидактическим материалом (учебником).
В тексте «Применение водорода» выделить главное. (Учитель обращает внимание на необходимость защиты окружающей среды.)
Физкультминутка. Чтобы защитить наше здоровье, необходимо движение, ведь движение- наша жизнь.
Учитель: «А как получают водород Н 2?»
Действие П.
Обыватели - дилетанты: «Придумали в школе изучать кислоты!! К ним и прикасаться страшно, того и гляди, съедят не только мертвую и живую ткань!»
Учитель:
- А что за вещества- кислоты?
- Какие вы знаете кислоты?
Вызывает учащегося для защиты первой части опорного конспекта «Кислоты». К доске одновременно выходят два ученика: один теоретически защищает вторую часть конспекта «Кислоты», второй- практически распознает кислоту, выполняя экспериментальное задание: « В трёх пронумерованных склянках налиты три бесцветные жидкости, Определите, в какой склянке находится кислота»
Учитель: Какие ещё два химических свойства кислот мы изучили?» (защита третей части конспекта).
Учитель: Назовите номера практически возможных реакций. Обоснуйте правильность ответа. ( демонстрируется на компьютере)
1.А1 + | НС1 = |
2. Си + | h2so4 = |
3. СиО + | H2S04 = |
4.Ag + | H3PO4 = |
5.А120з + | H2SO4 = |
6. Fe203 + | HC1 = |
7.P2O5 + HNO3 =
Ответы: 1,3,5,6.
К доске приглашается один учащийся для выполнения задания. Даны: Mg. НС1. MgO. Си. СиО
- Составить прогноз возможных реакций.
- Написать уравнения возможных реакций.
Mg + 2НС1 > Mg CI2 + Н 2
MgO+ 2НС1 > MgCl2 +H20
CuO + 2HC1 > Си Cl2 + H2 О
Учитель: Что за вещества образовались в результате взаимодействия Mg. MgO. CuO с соляной кислотой- НС1 ?
ДействиеШ.
Беседу с классом проводят обыватели- дилетанты.
Первый: Ты знаешь соль?
Второй: Знаю.
Первый: А какая она?
Вторая: Белая, крупинками, а главное- соленая.
Третий: А ещё в пищу добавляют.
Первый: Я не понимаю. Так она что- одна ?.
Второй: Конечно одна- разъединственная.
Первый: А почему они говорят о солях ? Значит их много?
Фронтальная беседа.
- Каков состав солей ?
- Из перечня веществ назовите только формулы солей ( компьютер): CaO, Ca(N03)9 Са(ОН)2 , FeCl2 НС1, Н20 , ZnS, H2S04,CuS04. Mg3(P04)2, HgCl2, K2C03.
- Представители ещё каких классов веществ есть в задании ?
- Назовите оксиды, кислоты.
5. Какое вещество по составу мы не можем отнести ни к одному
известному нам классу веществ? (Са (ОН) 2 , это вещество будем изучать в
дальнейшем).
- Как дают названия солям ?
- Как составить формулу соли ?
Химическая разминка:
учащиеся составляют формулы солей и дают им названия. Для этого
показывают сигнальные карточки: Na, К, Са, Ва, Zn, Mg, Fe, Си, Pb,
Hg, = S04,=S, =SO3,-NO3, ≡ P04, =C03, -CI.
Даются три «скоростные химические дорожки» (записаны на экране компьютера и на бумаге)
I. NaCl, К2 С03, Ва (N03)2, Mg Cl2, Li3Р04, CuCl2.
II.Na2CO3, KCl, Mg(N03)2, Na2Si 03, ZnS, Zn S04.
III.CuS04; Ca(N03)3; Fe CI 3; K2S03; Na2C03, K3P04.
Желающие выполнить задание получают карточки ( в соответствии с содержанием одной из химических дорожек) Они должны дать название соли, сопровождая этим каждый шаг (по секудомеру замеряется время выполнения задания каждым из трёх учащихся).
Домашнее задание: переписать эти соли в тетрадь и дать им названия.
Действие IV. Итог урока.
Подведение итогов занятия, награждение ( оценивание)