РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Данная рабочая программа предназначена для использования ее в качестве рабочей для обучения студентов 1 курса. Здесь представлены материалы разделов "Химия с элементами экологии" и "Биология с элементами экологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_estestvozn_1_kurs.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Специальность 050141 Физическая культура
2011
Переутверждена Составлена в соответствии
предметной (цикловой) с Государственными требованиями
комиссией естественно- к минимуму содержания и уровню
математических дисциплин подготовки выпускника
по специальностям 050146
Преподавание в начальных классах
Протокол № 1 Регистрационный номер № 535
от 30.08.2011 г. от 5.11. 2009 г.
Федеральный Государственный
образовательный стандарт среднего
профессионального образования
утвержден Минобразованием России
5.11. 2009 г.,
050141 Физическая культура
Регистрационный номер № 528
от 5.11. 2009 г.
Федеральный Государственный
образовательный стандарт среднего
профессионального образования
утвержден Минобразованием России
5.11. 2009 г.
Председатель ПЦК Зам. директора по учебной работе
Холуева Г. В. _______ Романцова О.В.__________
Составитель:
Жироухова Г. В. - преподаватель естественных дисциплин первой
категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический
колледж имени А.С. Пушкина»
Рецензенты: Бусарова Е. В. - учитель химии высшей квалификационной
категории Суражской МОУ СОШ № 2 г. Суража
Холуева Г. В. – преподаватель математики высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж
им. А.С. Пушкина»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050146 Преподавание в начальных классах и 050141 Физическая культура и составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным Минобразованием России 5.12.2009 г. Регистрационный № 535 (528).
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Естествознание изучается как базовый учебный предмет гуманитарного профиля в учреждениях СПО – в объеме 117 часов.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины Естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (авторы: Пентин А.Ю, Боровских Т.А, Рохлов В.С), одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 29.05.2007 г.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.
Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.
В программе представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания.
В программе представлен тематический план данной учебной дисциплины с указанием часов, рекомендуемых на изучение каждой темы.
Данная рабочая программа предназначена для использования ее в качестве рабочей для обучения студентов 1 курса.
Формой итогового контроля является дифференцированные зачеты по разделу «Химия с элементами экологии» в I семестре и по разделу «Биология с элементами экологии» во II семестре.
Требования к уровню подготовки студентов:
Студент должен знать/понимать
• смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
• вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
Студент должен уметь:
- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Макс. нагрузка | Ауд. время | Сам. работа | |
Введение | |||
ФИЗИКА | |||
1. Механика | |||
2. Тепловые явления | |||
3. Электромагнитные явления | |||
Итого: | 58 | 39 | 19 |
ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ | |||
4. Вода, растворы | 15 | 10 | 5 |
5. Химические процессы в атмосфере | 14 | 9 | 5 |
6. Химия и организм человека | 28 | 19 | 9 |
Итого: | 57 | 38 | 19 |
БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ | |||
7. Наиболее общие представления о жизни | 15 | 10 | 5 |
8. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности | 37 | 25 | 12 |
9. Человек и окружающая среда | 8 | 5 | 3 |
Итого: | 60 | 40 | 20 |
Всего: | 175 | 117 | 58 |
ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
4. Вода, растворы
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Дисперсные системы. Растворы как физико-химические системы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Вода – растворитель. Растворение твердых веществ и газов. Способы выражения количественного состава раствора. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Молярная концентрация растворов.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткость воды и способы ее устранения. Опреснение воды.
Демонстрации
Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.
Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.
Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
В результате изучения раздела студент должен знать:
- понятия: теплоемкость, поверхностное натяжение, дисперсная система, раствор, массовая доля вещества в растворе, молярная концентрация раствора, жесткость воды, водные ресурсы Земли, опреснение воды;
- физические и химические свойства воды;
- аномальные свойства воды по сравнению с другими веществами;
- зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры и давления;
- основные химические загрязнители воды;
- способы очистки воды от загрязнителей;
- виды жесткости воды и способы их устранения.
уметь:
- доказывать, что раствор – физико-химическая система;
- составлять уравнения реакций, подтверждающие химические свойства воды;
- определять составные части раствора;
- решать задачи на массовую долю и молярную концентрацию раствора.
5. Химические процессы в атмосфере
Кислотные дожди. Механизм образования кислотных дождей. Кислоты и щелочи с точки зрения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса. Диссоциация кислот, оснований в водных растворах. Представление о протолитической теории кислот и оснований. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия. Показатель кислотности растворов рН.
Химический состав воздуха. Кислород и озон. Физические и химические свойства кислорода. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники.
Демонстрации
Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.
Изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.
Лабораторные работы
Определение химического состава атмосферы.
Измерение уровня СО2.
Механизм образования кислотных дождей.
В результате изучения раздела студент должен знать:
- определения кислот и оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса;
- основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса;
- механизм образования кислотных дождей;
- химический состав воздуха;
- физические свойства кислорода и озона;
- химические свойства кислорода;
- что такое озоновые дыры;
- основные химические загрязнители воздуха, их источники, пути решения проблемы.
уметь:
- составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства кислорода;
- решать задачи по уравнению химической реакции;
- объяснять механизм образования кислотных дождей;
- определять реакцию среды раствора по показателю кислотности pH.
6. Химия и организм человека
Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Аминокислоты Строение белковых молекул. Свойства белков. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Углеводы – главный источник энергии организма. Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры. Роль жиров в организме, холестерин.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Лабораторные работы
Анализ состава молока.
Определение содержания витамина С в напитках.
Определение содержания железа в продуктах питания.
В результате изучения раздела студент должен знать:
- элементный состав организма человека;
- органические и неорганические вещества клетки;
- строение, свойства аминокислот, спиртов, карбоновых кислот;
- строение, свойства белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот;
- биологические функции белков;
- роль жиров в организме;
- значение углеводов как главного источника энергии организма;
- основные пищевые добавки и их значение.
уметь:
- выявлять различия в строении нуклеиновых кислот;
В результате изучения раздела студент должен знать:
строения, свойства;
- определять разрешенные и вредные пищевые добавки.
БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
7. Наиболее общие представления о жизни
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код и его свойства. Биосинтез белков.
Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
Демонстрации
Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.
Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторная работа
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
В результате изучения раздела студент должен знать:
- понятия: жизнь, организм, генетический код, эволюция, наследственность, изменчивость, естественный отбор;
- основные признаки живого;
- разнообразие живых организмов;
- строение и биологические функции ДНК;
- свойства генетического кода;
- уровни организации живой природы;
- как происходит эволюция живого.
уметь:
- различать клетки прокариотов и эукариотов;
- объяснять, как происходит биосинтез белков в организме;
- доказывать важность для процесса эволюции основных движущих сил.
8. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности
Ткани, органы и системы органов человека.
Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.
Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.
Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.
Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
Демонстрации
Действие желудочного сока на белки.
Измерение жизненной емкости легких спирометром.
Лабораторные работы
Действие слюны на крахмал.
Утомление при статической и динамической работе.
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
В результате изучения раздела студент должен знать:
- понятия: оплодотворение, иммунитет, сколиоз, плоскостопие,
- значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма человека;
- как происходят дыхание, пищеварение, движение человека;
- инфекционные и неинфекционные заболевания пищеварительной системы человека;
- заболевания органов дыхания, меры их профилактики;
- основные компоненты внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость;
- причины нарушения осанки и возникновения плоскостопия;
- как происходит индивидуальное развитие организма.
уметь:
- распознать болезнь органов пищеварения и дыхания по симптомам;
- измерять жизненную емкость легких спирометром
9. Человек и окружающая среда
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.
Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.
Экскурсия
Антропогенное воздействие на окружающую среду.
В результате изучения раздела студент должен знать:
- понятия: биогеоценоз, экосистема, биосфера, рациональное природопользование;
- основные виды антропогенного загрязнения окружающей среды.
уметь:
- сравнивать понятия: биогеоценоз и экосистема;
- приводить примеры рационального природопользования.
Темы рефератов и докладов
Химическое загрязнение воды.
Жесткость воды, ее виды.
Способы устранения жесткости воды.
Озоновые дыры и пути их предотвращения.
Химическое загрязнение воздуха.
Пищевые добавки и их влияние на организм человека.
Негативные последствия кислотных дождей на живые организмы.
Углеводы – главный источник энергии организма.
Биологическая роль липидов.
История открытия ДНК.
Ферменты – биологические катализаторы.
Клеточная теория.
Загрязнение окружающей среды пестицидами и минеральными удобрениями.
Основные ЗППП, их симптомы, факторы риска.
Влияние табака на развитие плода и здоровье человека.
Влияние наркотиков на развитие плода и здоровье человека.
Влияние алкоголя на развитие плода и здоровье человека.
Болезни органов дыхания и их профилактика.
Пищевые токсикоинфекции.
Неинфекционные заболевания органов пищеварения.
Мутационная форма изменчивости.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Габриелян О.С. Химия - 9, 10, 11 кл. – М., 2010.
2. Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуматитарного профилей: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2010
4. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2010
Дополнительная
- Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
- Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
- Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
- Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
10. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2002.
11. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
Рецензия
на рабочую программу по дисциплине «Естествознание» по специальностям 050146 «Преподавание в начальных классах» и 050141 Физическая культура
Данная программа «Естествознание» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 050146 «Преподавание в начальных классах» регистрационный № 535 от 5.11.2009 г., и 050141 «Физическая культура» регистрационный №528 от 5.11.2009 г. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования утвержден Минобразованием России 5.11.2009 ориентирует на углубленное изучение русского языка как основной профильной дисциплины общеобразовательного цикла в среднем специальном учебном заведении.
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена.
Раздел «Химия с элементами экологии» посвящен изучению химических процессов, происходящих в атмосфере, особенностей водных растворов, химического строения организма.
Раздел «Биология с элементами экологии» направлен на изучение клетки как структурной и функциональной единицы живого, особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, влияния вредных привычек на развитие организма, антропогенного загрязнения окружающей среды.
Изучение этих разделов актуально в связи с неблагоприятной экологической обстановкой в мире.
Программа предполагает использование разнообразных видов самостоятельной работы в виде подготовки сообщений, выполнению практических работ, что способствует общему развитию студентов.
Курс рассчитан на 117 часов и предназначен для студентов 1 курса.
Программа учитывает профиль учебного заведения, характер обучения, подготовки студентов, имеет пояснительную записку, описание содержания дисциплины, перечень основной и дополнительной литературы.
Программа соответствует в полной мере современным требованиям к данной дисциплине и может быть рекомендована в качестве рабочей программы.
Рецензент: Холуева Г. В. – преподаватель математики высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина» ___________
Рецензия
на рабочую программу по дисциплине «Естествознание» по специальностям 050146 «Преподавание в начальных классах» и 050141 Физическая культура
Данная программа «Естествознание» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 050146 «Преподавание в начальных классах» регистрационный № 535 от 5.11.2009 г., и 050141 «Физическая культура» регистрационный №528 от 5.11.2009 г. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования утвержден Минобразованием России 5.11.2009 ориентирует на углубленное изучение русского языка как основной профильной дисциплины общеобразовательного цикла в среднем специальном учебном заведении.
Программа состоит из:
- пояснительной записки, где указаны цели и задачи дисциплины;
- требований к уровню подготовки студентов;
- описания содержания дисциплины;
- перечня демонстрационных опытов, практических работ;
- списка тем докладов и рефератов;
- календарно-тематического плана;
- литературы.
Весь курс рассчитан на 117 часов.
Предлагаемая программа дает необходимый объем теоретических знаний и практических умений для овладения дисциплиной, а также дает возможность выпускникам колледжа формировать и совершенствовать свое мастерство в самостоятельной профессиональной деятельности.
Программа отвечает в полной мере требованиям, связанным с развитием современной науки и может быть рекомендована в качестве рабочей программы по дисциплине «Естествознание».
По каждой теме выделены знания и умения студентов, предложены темы докладов и рефератов.
Рецензент: Бусарова Е. Н. – учитель химии высшей квалификационной категории Суражской МОУ СОШ № 2 г. Суража ____________