Теория горения и взрыва
Рабочая программа составлена для групп СПО по специальности "Пожарная безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch.prog_.po_teorii_goreniya_i_vzryva.docx | 60.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ ГОРЕНИЯ И ВЗРЫВА
2012г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО) по специальности 280703 Пожарная безопасность
Организация-разработчик: ГАУ СПО Калининградской области
«Колледж сервиса и туризма»
Разработчики: Трифоненко Е.В.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________2012 г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 5 |
| 8 |
| 8 |
- паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория горения и взрыва
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО 280703 Пожарная безопасность.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке техника и старшего техника.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общим профессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: осуществлять
расчеты параметров воспламенения и горения веществ, условий взрыва
горючих газов, паров горючих
жидкостей, тепловой энергии при горении, избыточного давления при взрыве;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
физико-химические основы горения;
основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения;
типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности
взрыва, принципы формирования формы ударной волны;
горение как основной процесс на пожаре, виды и режимы горения;
механизм химического взаимодействия при горении;
физико-химические и физические процессы и явления, сопровождающие горение;
показатели пожарной опасности веществ и материалов и методы их определения;
материальный и тепловой балансы процессов горения;
возникновение горения по механизмам самовоспламенения и самовозгорания,
вынужденного воспламенения;
распространение горения по газам, жидкостям и твердым материалам;
предельные явления при горении и тепловую теорию прекращения горения;
огнетушащие средства, свойства и область их применения при тушении пожаров;
механизм огнетушащего действия инертных газов, химически активных
ингибиторов, пен, воды, порошков, комбинированных составов;
теоретическое обоснование параметров прекращения горения газов, жидкостей
и твердых материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 27 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | 15 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | 15 |
домашняя работа расчетно-графическая работа реферат | |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ТЕОРИЯ ГОРЕНИЯ И ВЗРЫВА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Общие сведения о горении | ||||
Тема 1.1. Основные понятия теории горения | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | . Введение. Основные понятия теории горения | 1,2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; решение вариативных задач. | 2 | |||
Тема 1.2. Физико – химические основы горения. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Физико – химические основы горения. | !,2 | ||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. решение вариативных задач. Самостоятельная работа обучающихся. -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | 2 | |||
Тема 1.3. Основные явления горения. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Основные явления горения. Гомогенное, гетерогенное, диффузионное горение | 1,2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся. -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | 2 | |||
Тема 1.4. Химические процессы горения. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Химические реакции горения. Горение в атмосферном воздухе. Классификация и характеристика пожароопасных веществ. Показатели пожаро - и взрывоопасности веществ и материалов. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | 2 | |||
Тема 1.5. Особенности горения различных веществ и материалов. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Особенности горения различных веществ и материалов. Горение газов. Горение жидкостей. Горение твердых веществ. Горение органических материалов. Горение неорганических твердых веществ. Горение пылевоздушных смесей. Классификация пыли горючих веществ по степени пожаро- и взрывоопасности . Свойства, определяющие пожаровзрывоопасность пылей .Взрывы пылевоздушных смесей. Термодинамика процессов горения. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; - выполнение расчетных заданий | 2 | |||
Тема 1.6. Химические процессы при горении. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Химические процессы при горении. Цепные реакции. Зарождение цепей. Продолжение цепей. Обрыв цепей. Химические процессы при горении водорода. Химические реакции при горении оксида углерода. Горение углеводородов. Горение углерода | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | 2 | |||
Тема1.7 Возникновение процессов горения. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Возникновение процессов горения. Самовоспламенение. Стационарная теория. Самовозгорание. Тепловое самовозгорание. Химическое самовозгорание. Микробиологическое самовозгорание. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | ||||
Тема 1.8 Развитие горения. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Взрывы пылей. Диффузионное горение жидкостей. Механизм горения. Влияние концентрации кислорода на скорость выгорания. Горение твердых материалов. Механизм горения. Процессы тления в пенопласта. Горение дисперсных веществ в слое | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | ||||
Тема 2. Взрыв и его разновидности. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Взрыв и его разновидности. Классификация взрывных явлений Характеристика аварийных взрывов | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | ||||
Тема 2.1 Характеристики горения аэрогелей и аэрозолей. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Характеристики горения аэрогелей и аэрозолей.Показатели пожаровзрывоопасности аэрозолей. Факторы, влияющие на опасность аэрозолей. Показатели пожарной опасности аэрогелей | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | ||||
Тема 2.2 Основные понятия о взрывчатых веществах. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Основные понятия о взрывчатых веществах. Классификация взрывчатых веществ. Характеристика взрывчатых веществ Химические реакции взрывных превращений. . | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; | ||||
Тема 2.3 Физические и химические взрывы. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Теория теплового взрыва. Теория зажигания. Физические и химические взрывы. Кавитация. Искровой разряд. Меры безопасности при хранении, транспортировке и производстве взрывчатых веществ. Обеспечение безопасности при проведении взрывных работ | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме; выполнение расчетных заданий | ||||
Тема 2.4 Физические и химические взрывы. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Физические и химические взрывы. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практическое занятие. Расчет состава продуктов взрывчатого разложения ВВ с положительным кислородным балансом (I группа ВВ) | 6 | |||
Расчет состава продуктов взрывчатого разложения ВВ с отрицательным кислородным балансом (II группа ВВ) | ||||
Составление уравнений реакций взрывчатого разложения ВВ с отрицательным КБ (III группа) | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем) - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ - выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с обучающимся) - выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме | 3 | |||
Тема 2.5 Явление детонации. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1.Явление детонации. Гидродинамическая теория детонации. Детонационная волна. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия Вычисление параметров детонационных волн в газовых и конденсированных системах. | 6 | |||
Расчет параметров детонационных волн в смесях водород- кислород- инертный газ. | ||||
Распространение детонационных волн в газах, скорость и пределы детонации. Объемные взрывы паро- и газовоздушных смесей. Расчет давления взрыва. | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение расчетных заданий к практической работе | ||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта): 1.Физико – химические основы горения 2. 3. 4. | 15 | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | ||||
Всего: | 81 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
- кабинета междисциплинарных курсов;
- лаборатории «Пожарная безопасность».
Оборудование учебного кабинета:
- комплект законодательных и нормативных документов;
- комплект бланков банковской документации;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект образцов оформленных банковских документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения:
- компьютер;
- графопроектор с экраном;
- мультимедиа проектор
- принтер;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.А.Я.Корольченко. Процессы горения и взрыва. Москва «Пожнаука» Учебник 2007
2. Андросов А.С., Бегишев И.Р., Салеев Е.П. Теория горения и
взрыва: Учебное пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.
3. Андросов А.С., Салеев Е.П. Примеры и задачи по курсу “Теории
горения и взрыва”. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.
4. Андросов А.С., Бегишев И.Р. Лабораторный практикум по курсу
“Теория горения и взрыва”. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.
5. Бегишев И.Р., Бобков С.А., Исаева Л.К. Теоретические основы
процессов горения. Методические указания и контрольные задания. – М.:
Академия ГПС МВД РФ 2001. С. 109.
6. Бегишев И.Р., Бобков С.А., Исаев Л.К. Теоретические основы процессов горения. Методические указания и контрольные задания.- М.: Академия ГПС МВД России, 2001. 109с.
7. Шароварников А.Ф., Евтеев А.М.., Углов А.В., Воевода С.С., Кутейникова Т.А. Примеры и задачи по курсу общей и специальной химии. Методические указания и контрольные задания.- М.: Академия ГПС МВД России, 2001. 113с.
Дополнительные источники:
1. Процессы горения. Учеб. пособие / И.М. Абдурагимов, А.С.
Андросов, Л.К. Исаева, Е.В. Крылов. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.
2. Баратов А.Н. Горение: Пожар: Взрыв: Безопасность.- М.: ФГУ
ВНИИПО МЧС России. 2003. – 364 с.
3. Варнатц Ю., Маас Дж., Диббл Р. Горение. Физические и
химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование
загрязняющих веществ. – М.: Физматлит. 2003. – 352 с.
4. Монахов В.Т. Методы исследования пожарной опасности веществ.
- М.: Химия, 1979.
5. Розловский А.И. Основы техники взрывобезопасности при работе
с горючими газами и парами. - М.: Химия, 1980.
6. Мальцев В.М., Мальцев М.И., Кашпаров Л.Я. Основные
характеристики горения. - М.: Химия, 1977.
7. Зельдович Я.Б., Баренблатт Г.И., Либрович В.Б., Махвиладзе Г.М.
Математическая теория горения и взрыва. - М.: Наука, 1980.
8. Таубкин С.И. Пожар и взрыв, особенности их экспертизы. - М.,
1999.
9. ГОСТ 12.1.011 - 78. Смеси взрывоопасные. Классификация и методы определения.
10. ГОСТ 12.1.041 - 83. Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования.
11. ГОСТ 12.1.044 - 89. Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
12. http://www.google.ru/url
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: 1.Уметь осуществлять расчеты параметров воспламенения и горения веществ, 2. Уметь осуществлять расчеты условия взрыва горючих газов, паров горючих жидкостей, 3. Уметь осуществлять расчеты тепловой энергии при горении, избыточного давления при взрыве; В результате усвоения учебной дисциплины обучающийся должен: 1.Знать физико-химические основы горения; 2. Знать основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения; 3 Знать.типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности взрыва, принципы формирования формы ударной волны; 4. Знать о горении как основном процессе на пожаре, виды и режимы горения; 5. Знать механизм химического взаимодействия при горении; 6.Знать физико-химические и физические процессы и явления, сопровождающие горение; 7. Знать показатели пожарной опасности веществ и материалов и методы их определения; 8. Знать материальный и тепловой балансы процессов горения; 9. Знать возникновение горения по механизмам самовоспламенения и самовозгорания, вынужденного воспламенения; 10. Знать распространение горения по газам, жидкостям и твердым материалам; 11. Знать предельные явления при горении и тепловую теорию прекращения горения; 12. Знать огнетушащие средства, свойства и область их применения при тушении пожаров; 13. Знать механизм огнетушащего действия инертных газов, химически активных ингибиторов, пен, воды, порошков, комбинированных составов; 14. Знать теоретическое обоснование параметров прекращения горения газов, жидкостей и твердых материалов | Общие формы и методы контроля: практические работы,контрольные работы,выполнение индивидуальных работ,выполнение рефератиных работ,экзамен. Экспертная оценка усвоенных знаний на практических и лабораторных занятиях. Промежуточный и итоговый тестовый контроль. Устный опрос. Контрольные работы. Внеаудиторная самостоятельная работа (реферативная работа,презентации,доклады,сообщения), тестирование; экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий; экспертная оценка выполнения практической работы; экспертиза выполнения самостоятельной работы; Экспертная оценка усвоенных знаний на практических занятиях. Экспертная оценка усвоенных знаний на практических и лабораторных занятиях. Экспертиза выполнения самостоятельной работы; Экспертная оценка усвоенных знаний на практических и лабораторных занятиях. . |