Использование ИКТ на уроках химии и биологии как средство повышения познавательной активности учащихся
Информационные технологии (ИТ) становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. В настоящее время, они непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnye_tehnologii.docx | 102.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках химии и биологии как средство повышения познавательной активности учащихся
Из опыта работы
Фальгот Л.В. учитель химии и биологии
МБОУ ООШ №16 с Гыршелун Хилокского района
Информационные технологии (ИТ) становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. В настоящее время, они непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения.
Одной из разновидностей ИТ является мультимедийная, т.е. использование компьютера как вспомогательного средства обучения. Она имеет множество преимуществ. Применение современных информационных технологий в обучении существенно дополняет традиционные взгляды на методику преподавания химии, структуру и организацию учебной деятельности, делает изучение предмета более интересным, содержательным, зрелищным, что очень важно для методики преподавания естественных дисциплин в школе, а также освобождает преподавателя от рутинной работы многократного повторения пройденного материала со слабоуспевающими учениками.
Считаю, что информационно-коммуникативные технологии – одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению наук естественного цикла. В своей педагогической работе я постоянно использую компьютерные технологии для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предметам. В практике информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео). Компьютерные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения
различных предметов, в том числе и химии, и биологии, повышают уровень
индивидуализации обучения, интенсифицируют их деятельность.
В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения интерактивных лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока, составлений презентаций и т.д. С максимальной возможностью стараюсь использовать имеющиеся электронные учебники. Активно использую в своей работе такие возможности компьютера как Интернет. Интернет ресурсы используются мною при подборе иллюстративного материала к урокам, необходимой информации для составления элективного курса, при подготовке учащихся к экзаменам.
Создаю собственные презентации к урокам, использую презентации созданные учащимися.
Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предметам, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно. Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние 3 года
Анализ уровней познавательного интереса обучающихся
к предмету химии
8 класс
5% Ситуативный интерес
22% Учат по необходимости
50%Интересуются предметом
23%Повышенный интерес
9 класс
23%Ситуативный интерес 26% Учат по необходимости
36% Интересуются предметом 15% Повышенный интерес
Биология 6-9 классы
Итоговые показатели степени обученности учащихся по предметам учебного плана
за последние три года.
2008-2009 учебный год. | 2009-2010 учебный год. | 2010-2011 учебный год. | 2011-2012 учебный год | |
успеваемость | Химия -100% Биология -100% | Химия -100% Биология -100% | Химия -100% Биология -100% | Химия -100% Биология-100% |
Качество знаний | Химия -54 % Биология -74% | Химия -57,5% Биология -77% | Химия -75% Биология -85% | Химия-60% Биология-90% |
Анализ таблиц показывает, что качество знаний по химии за последние четыре года повысилось с 54% до 60%, качество знаний по биологии повысилось с 74% до 90%, В 2011- 2012 уч году качество знаний – 60 % упало по сравнению с 2010-2011 уч годом, где качество знаний было 75%. Это объясняется тем, что в 2011-2012 учебном году обучалось химиив 15 учеников ( в 8 классе из 9 человек- 3 со справками ОВЗ, в 9 классе- из10- 1 ученик со справкой ОВЗ)
Позитивная динамика и высокие результаты учебных достижений обучающихся по химии обуславливаются введением в урочный процесс инновационных форм и методов работы с детьми, использованием новых педагогических технологий, использование ИКТ
Позитивные результаты за последние 4 года обуславливаются благодаря тому, что проводится работа методического объединения по вопросу повышения качества обученности детей. Начиная с 2009 года, учащиеся 9 классов в качестве предмета по выбору, выбирают химию, биологию. Качество знаний по этим предметам составляет 100%. Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, Интернет-ресурсы. (сайты по химии, биологии ). Это позволило мне повысить интерес школьников к моим предметам, повысилось качество знаний. В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.
Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии, о чём свидетельствует следующая диагностика:
- На вопрос “Предмет - Химия”
Ответ | % учащихся 2008-2009 | % учащихся 2009-2010 | % учащихся 2010-2011 | % учащихся 2011-2012 |
Интересный | 45 | 53 | 56 | 66 |
Нужный | 30 | 40 | 35 | 50 |
Ненужный | 5 | 4 | 3 | 6 |
Трудный в понимании | 20 | 8 | 4 | 5 |
- - На вопрос “На уроке химии используются средства обучения”
Ответ | % учащихся 2008-2009 | % учащихся 2009-2010 | % учащихся 2010-2011 | % учащихся 2011-2012 |
Однообразные | 0 | 0 | 0 | 0 |
Только учебник | 0 | 0 | 0 | 0 |
Разнообразные | 100% | 100% | 100% | 100% |
- На вопрос “Интерес к химии”
Ответ | % учащихся 2008-2009 | % учащихся 2009-2010 | % учащихся 2010-2011 | % учащихся 2011-2012 |
Отсутствует | 7 | 4 | 4 | 2 |
Иногда возникает | 27 | 36 | 36 | 34 |
Постоянный | 65 | 60 | 60 | 64 |
В 2010 -2011г учащиеся старших классов принимали участие в Интернет- олимпиаде по предметам естественного профиля( 2 ученика –по химии, 4 ученика – по биологии) – в Молодежном химическом чемпионате. Так, у моих учеников есть сертификаты участия в олимпиадах.
Позитивная динамика % обучающихся, участвующих в школьных олимпиадах по химии:
(% от общего числа обучающихся 8-9 классов)
Предметы | 2008-2009 уч г
| 2009-2010 уч г
| 2010-2011 уч г | 2011- 2012 уч г |
химия | 78% | 80% | 80% | 80 % |
биология | 90% | 95% | 97% | 97% |
Динамика участия в предметных олимпиадах
Уровень олимпиады | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||
участники | призеры | участники | призеры | участники | призеры | участники | призеры | |
Школьный | 45 | 6 | 46 | 8 | 42 | 6 | 48 | 6 |
Муниципальный | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | - | 3 | 2 |
Достижения учащихся в конкурсах и состязаниях разного уровня
Название мероприятия | Уровень/ форма участия | Организатор | Кол-во участников | Участники (фамилия, имя) |
«ОЛИМПУС» Биология Химия | Всероссийский, заочно | 10- участие 3 - сертификаты | Попова анастасия, Филатова Александра, Пешкова Ангелина Мурзин Андрей Горковенко Александр Кашутина Регина | |
Дистанционный проект «Мир металлов» | Всероссийс кий/ заочно | МБОУ ООШ №16 | 6- участие | Михайлова Кристина Данилова Ирина Евкайкин Дима Поллынников Володя Дукарт Настя Фальгот Вика Нестерова Мария |
Олимпиада школьников по биологии ГОУ ДОД «Забайкальский детско- юношеский центр» | Краевая заочная олимпиада | МБОУ ООШ №16 | 12 участие 4 ученика –свидетельства участника | Пешкова Ангелина Шестаков Александр Филатова Александра Попова Анастасия |
Вывод: Позитивная динамика участия обучающихся в олимпиаде школьного уровня и участия обучающихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии и биологии свидетельствует о повышении учебной мотивации обучающихся, повышении интереса к предмету.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся. Учащиеся с увлечением посещают кружки, где я часто использую компьютерные технологии. У школьников 7 класса, занимающихся на факультативе «Занимательная биология», значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали хорошие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Защита проектов и рефератов проходит всегда в конце курса программ.
В своей работе при проведении уроков и внеклассных мероприятий использую следующие электрообразовательные ресурсы:
Интернет- ресурсы,
Офисные программы
Графический редактор Paint
Электронные учебники по химии и биологии
Электронные уроки и тесты. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», «Новый Диск», 2005
Экспериментальные задачи лабораторного химического практикума
Презентации учителя и учеников.
Тематическое планирование. Программы.
Тренировочные задания –КИМы
Много на уроках химии применяются такие известные пакеты программ (Репетитор Биология, Репетитор Химия):
- «1С репетитор Химия»,
- “Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория” Биология, 6-11 класс, лабораторный практикум;
- «Общая и неорганическая химия», а также электронные тесты по всем группам и подгруппам Периодической таблицы Менделеева
На уроках биологии в школе применяются учебные мультимедиа-издания:
- Учебные мультимедиа-издания энциклопедия « Кирилла и Мефодия», большая детская энциклопедия
- Мультимедийное приложение к УМК «Химии. 8 класс» (электронное учебное издание), ООО «Дрофа», «Физикон», 2006
- Обучающий программно - методический комплекс на CD – R “Виртуальная лаборатория.8 класс”;
- Обучающий программно - методический комплекс на CD – R “Виртуальная лаборатория.9 класс”Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. ЗАО «1С», 2006
- Диски : СD- диски по химии и биологии, которые идут в дополнение к учебникам по предметам химии и биологии, а также « Кл руководитель», а также «Воспитательная работа в школе»
Качество обученности
1.Качество уроков повысилось за счет демонстрации классических ,а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов.
2.Виртуальная наглядность
способствовала более качественному усвоению знаний ( К.з. по химии -65 % (данные на 1 полугодие 2012-2013 уч года) , по биологии – 90%)
3.Создание презентаций для уроков и внеклассных мероприятий учащимися пробуждает интерес к предмету
В классном кабинете (кабинете химии и биологии) нет автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя , но мы практически на каждом уроке применяем компьютер, экран, мультимедийное оборудование
Организовано методическое сопровождение педагогов, внедряющих ИКТ в учебный процесс. В 2010-2011уч.году на базе школы проведено РМО по теме « Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время». Кроме этого, вопросы по использованию ИКТ рассматривались на методических семинарах, методических объединениях школы. Педагоги нашей школы принимали участие в конкурсе « Мой лучший медио-урок»,в том числе и я участвовала с работами «Состав, строение, свойства костей» по биологии в 8 классе, и по химии 8 класс «Типы химических реакций»
Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время.
Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:
-качественно готовиться к урокам;
-своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
-расширять использование наглядности;
-самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к урокам;
Я активно использую в своей работе такие возможности компьютера как Интернет. В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения интерактивных лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока, составлений презентаций и т.д. Интернет ресурсы используются мною при подборе иллюстративного материала к урокам, необходимой информации для составления элективного курса, при подготовке учащихся к экзаменам.
Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно можно разделить на
четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к
урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль
знаний.
Я провожу уроки с использованием ИКТ: электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам .
Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.
Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
- урок-презентация
- виртуальный эксперимент
- электронное тестирование
- организация индивидуального обучения
Урок-презентация:
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников, они с удовольствием готовят презентации, повышая при этом интерес к предмету.
На уроках биологии применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Наиболее удачным кажется применение компьютерных презентации при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала.
Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку использую электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создаю свои презентации, использую презентации созданные учащимися. Использую презентации почти к каждому уроку.
Мною разработано большое количество дидактического по химии и биологии всех классов: это и мультимедийные презентации к урокам ; тесты в электронном виде, кроссворды по конструктору, тесты – тренажеры; тесты для обобщения знаний по различным темам, карточки по типам задач.
Созданы презентации к темам :
«Основания», «Соли», «Металлы», «Алюминий», «Типы химических реакций»
«Получение металлов в промышленности»; «Щелочные металлы»; «Степень окисления», «Химия вокруг нас», «Состав, строение, свойства костей», «Моллюски»«Пища, которую мы едим»;«Основные классы неорганических соединений»; «Кислоты»;«Основания»; «Азот»;«Природные источники углеводородов»; «Химия и повседневная жизнь человека» и другие
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных мини-презентаций по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому ученик с большей уверенностью отвечает на уроке, тем более, что ему хочется показать свою работу.
Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:
- определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;
- классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;
- физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);
- химические свойства веществ, с уравнениями реакций;
- значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);
- нахождение веществ в природе;
- получение веществ в лаборатории и в промышленности;
- интересное и необычное о данных веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).
То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Если на уроке возникает необходимость обсуждения с учащимися нового материала, то проводится комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде презентации помещаю контрольные вопросы или задания. Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
Очень интересно электронное тестирование:
Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».
Мною созданы электронные тесты: «Типы химических реакций». «Химическая связь»
Применение компьютерного тестирования по химии развивает интеллектуальные способности учащихся, т.к. они один и тот же тест могут проходить по нескольку раз, пока не будет получен положительный результат. Все эти тесты соответствуют минимуму требований по химии. За короткое время можно раскрыть, объяснить подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы. С помощью компьютерного сопровождения урока учащиеся легче воспринимают трудные разделы программы.
Организация индивидуального обучения:
При подготовке к ГИА использую СД диски, позволяющие обучающимся выполнить задание виртуально и проверить правильность выполнения. При подготовке к школьным и районным олимпиадам использую СД диск решение химических задач.
Таким образом, использование ИКТ на уроках химии и биологии позволяет:
- сделать урок более интересным, наглядным;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- способствовать стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- работать в интерактивном режиме;
- визуализировать учебную информацию;
- проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента; демонстрации экспериментов, которые невозможно осуществить в рамках школьной лаборатории (отсутствие необходимого оборудования или реальный эксперимент опасен для здоровья).
- осуществлять контроль с обратной связью с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию; осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению
Из всего сказанного следует, что химия как наука ХХI века тесно связана с новыми информационными компьютерными технологиями, использование которых расширяет возможности учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.
У многих школьников значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что значительно увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Активно не только использую новейшие компьютерные технологии, но и к этому привлекаю своих учеников. Старшеклассники к урокам готовят презентации и защищают. А на практических занятиях воспитываю в детях самостоятельность, навыки использования полученных теоретических знаний на практике, внедрять их в жизнь.
Использование мною информационных технологий в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.
А лучшей наградой служат успехи учеников!