Спирты, 9 класс (конспект урока, презентация)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Районный центр дополнительного образования»
муниципального образования «Пинежский муниципальный район»
Районный заочный методический конкурс
«Педагог – педагогу»
Номинация – «Урок с использованием ИКТ»
Комбинированный урок химии в 9 классе
«Спирты»
(Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.)
Минина Надежда Владимировна,
учитель химии
МОУ «Сийская средняя школа №116»
МО «Пинежский район»
с. Карпогоры
2011 год
Цель урока: ознакомление учащихся с новым классом органических соединений – спирты.
Задачи
Образовательные:
- Сформировать основные химические понятия: функциональная группа, альдегидная группа, гидроксильная группа.
- Сформировать понятие об атомности спиртов и на этой основе дать представление об одноатомных и многоатомных спиртах.
- Познакомить учащихся со свойствами, способами получения спиртов (на примере реакции гидратации алкенов).
- Продолжить формирование понятия предельные углеводороды.
- Продолжить формирование понятия качественная реакция на примере глицерина, как многоатомного спирта.
- Научить учащихся составлять формулы химических соединений класса предельные одноатомные и многоатомные спирты.
- Добиться овладения учащимися химической номенклатурой органических соединений класса спирты.
- Познакомить учащихся с основными представителями класса спирты: метанол, этанол, глицерин.
- Продолжить формирование понятий «молекулярная» и «структурная формулы».
Воспитывающие:
- Продолжить формирование умений выполнять отчёты по лабораторным работам, грамотно и аккуратно вести записи в рабочих тетрадях в процессе изучения нового материала.
- Продолжить формирование умений соблюдать в порядке рабочее место при выполнении лабораторной работы.
- Продолжить формирование умений соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов.
- Раскрыть при изучении класса соединений спирты зависимость свойств веществ от состава и строения, а применения – от свойств.
- Раскрыть межпредметные связи с биологией при изучении физиологического действия спиртов на организм.
- Познакомить учащихся с применением отдельных представителей класса спирты в жизни человека.
- Воспитать чувство личной ответственности за собственное здоровье.
Развивающие:
- Продолжить формирование по развитию самостоятельности, наблюдательности и других качеств личности в процессе выполнения заданий на повторение пройденного материала по темам предельные и непредельные углеводороды.
- Продолжить работу по развитию памяти, внимания и других психических процессов и свойств личности в процессе закрепления нового материала.
- Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать при изучении свойств органических соединений класса спирты.
- Продолжить формирование общешкольных умений: самостоятельно работать с текстом параграфа, отвечать на вопросы при выполнении упражнений в рабочей тетради на этапе закрепления нового материала.
Оборудование к уроку:
- штатив для пробирок;
- медная проволока;
- пробирки;
- пипетки;
- спиртовка;
- спички;
- мультимедиапректор;
- мультимедийная презентация (авторская);
- ПК (ноутбуки);
- Химия. 9 кл. О.С. Габриелян (учебник);
- Рабочая тетрадь 9 кл. О.С. Габриелян;
- Тетрадь для лабораторных и практических работ 9 кл. О.С. Габриелян;
- Таблица «Номенклатура органических соединений» (оформление кабинета).
Реактивы:
- дистиллированная вода;
- этиловый спирт;
- глицерин;
- раствор сульфата меди (II);
- раствор гидроксида натрия.
Структура урока
Номер и название этапа | Время (мин) | Содержание этапа | Методы и средства обучения |
I этап Организационный момент | 0,5 | Приветствие, настрой учащихся на работу | |
II этап Актуализация опорных ЗУН | 2,5 | Предельные и непредельные углеводороды. Гомологический ряд и номенклатура соединений | Индивидуально письменно Карточка с заданием |
III этап Формирование новых ЗУН | 14 | Понятия «спирты», «атомность». Классификация спиртов (в зависимости от числа гидроксильных групп в составе спиртов). Общая формула предельных одноатомных спиртов. Гомологический ряд и номенклатура предельных одноатомных спиртов. Состав и строение спиртов. Понятие «структурная формула». | Объяснение, демонстрация шаростержневых моделей молекул спирта (метилового и этилового), рисунки в учебнике с.211 рис.121 и 122. Таблица «Номенклатура органических соединений» (оформление кабинета) |
IV этап Закрепление | 5 | Номенклатура предельных одноатомных спиртов Состав и строение спиртов. Молекулярная и структурная формулы. | Работа с учебником (с.210-211) и рабочей тетрадью с. 146 упр. 4 (письменно) |
V этап Физкультминутка | 1 | Физические упражнения | |
VI этап Продолжение формирования новых ЗУН | 18 | Физические свойства предельных одноатомных спиртов. Физиологическое действие спиртов. Химические свойства (окисление предельных одноатомных спиртов). Понятия «функциональная», «гидроксильная» и «альдегидная группы». Получение предельных одноатомных спиртов на примере реакции гидратации алкенов. Свойства многоатомных спиртов на примере глицерина. Понятие «качественная реакция». Качественная реакция на многоатомные спирты. | Рабочая тетрадь с. 146 упр. 5 (письменно), ссылка clck.yandex.ru/ (самостоятельно в парах) Объяснение, демонстрация окисления спиртов, выполнение ЛБ № 15 (свойства глицерина). Презентация «Что может произойти, если злоупотреблять алкоголем…» |
VII этап Закрепление | 3 | Химические свойства спиртов (горение спиртов) | Рабочая тетрадь с.148 упр.10 (письменно) |
VIII этап Сообщение Д/З | 1 | §35 (прочитать), упр. 5 (а) (письменно), рабочая тетрадь с. 147 упр. 8 (письменно) |
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих.
II. Актуализация опорных ЗУН
Вспомним гомологический ряд метана и этилена (этена). На карточках таблица с формулами и названиями веществ (приложение 1, таблица 1). Ваша задача сделать соответствие формула – название вещества по принципу таблицы умножения. В нижние пустые ячейки необходимо вписать буквы, соответствующие правильным ответам. Должно получиться слово – название класса органических веществ. Если слово получилось, то с заданием справились верно.
Название Формула | ЭТАН | ПРОПЕН | МЕТАН | ЭТЕН | БУТЕН | ПРОПАН |
CH4 | А | М | И | Б | Е | Ы |
C2H6 | С | О | Р | В | Г | Д |
C3H8 | Л | И | С | О | Ю | Ы |
C2H4 | Т | Г | Л | Р | Я | А |
C3H6 | Е | П | П | Ы | Р | Т |
C4H8 | Д | Н | М | О | Т | К |
ОТВЕТ:
С | П | И | Р | Т | Ы |
III. Формирование новых ЗУН
Тема сегодняшнего урока: Спирты.
Мы рассмотрим новый класс органических соединений. В отличие от тех, что изучили ранее, в состав спиртов помимо C и H входит O. Спирты являются первыми кислородсодержащими органическими соединениями, которые изучаются в школьном курсе.
Спирты – это органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой. |
Число гидроксильных групп определяет атомность спирта. По числу гидроксильных групп спирты подразделяются на одноатомные и многоатомные:
Спирты
Одноатомные Многоатомные
Общая формула предельных одноатомных спиртов:
CnH2n+1OH
Гомологический ряд и номенклатура предельных одноатомных спиртов.
Углеводород | + ол |
Например: метан + ол = метанол
или
Углеводородный радикал | + овый спирт |
Например: метиловый спирт
Запишем гомологический ряд метилового спирта:
CH3OH | Метанол | (метиловый спирт) |
C2H5OH | Этанол | (этиловый спирт) |
C3H7OH | Пропанол | (пропиловый спирт) |
C4H9OH | Бутанол | (бутиловый спирт) |
C5H11OH | Пентанол | (пентиловый спирт) |
Демонстрация шаростержневых моделей молекул метанола и этанола. Обратимся к рисункам в учебнике с. 211 рис.121 и 122 (масштабные и шаростержневые модели молекул соединений класса спирты)
IV. Закрепление ЗУН
Потренируемся: в рабочей тетради на печатной основе с. 146 упр. 4.
Задание: поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из молекулярных формул одноатомных спиртов. Запишите сокращенные структурные формулы веществ, образующих выигрышный путь, и назовите их (приложение 1, таблица 2).
V. Физкультминутка
VI. Продолжение формирования новых ЗУН
Далее нам необходимо познакомиться со свойствами спиртов. Для изучения физических свойств вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради с. 146 упр. 5 (приложение 1, таблица 3), пользуясь ресурсами Интернета по предложенной ссылке clck.yandex.ru/
Проанализируем ваши ответы.
В дополнении к пункту в таблице «Воздействие на организм человека» просмотрим презентацию «Что может произойти, если злоупотреблять алкоголем…» (приложение – мультимедийная презентация).
Комментарии к каждому слайду:
1 слайд. Тема презентации.
2 слайд. У людей, злоупотребляющих алкоголем, рождаются нездоровые дети.
3 слайд. По вине пьяных водителей гибнут пешеходы.
4 слайд. Большинство пьющих людей умирают от инсульта и инфаркта.
5 слайд. Асоциальный образ жизни.
6 слайд. Статистика по России.
7 класс. «Береги себя и своих близких».
Химические свойства характеризуются наличием функциональной группы. Группа –OH является функциональной группой для соединений класса спирты.
Что значит функциональная группа?
Ответ: Функциональная группа – группа атомов, определяющая наиболее характерные свойства классов органических соединений.
Демонстрационный опыт.
Окисление спиртов. Накалить на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внести её в этиловый спирт. Чёрный налёт оксида меди (II) на проволоке исчезнет, она станет блестящей (получилась медь), а также появится специфический неприятный запах – в результате реакции образовался уксусный альдегид.
Запишем уравнение реакции:
CH3-CH2-OH + [O] → CH3-COH + H2O
Этиловый спирт Уксусный альдегид
-OH | гидроксильная группа (класс спирты) |
-COH | альдегидная группа (класс альдегиды) |
Получают одноатомные предельные спирты реакцией гидратации алкенов:
CH2=CH2 + H2O → CH3-CH2-OH
Для изучения свойств многоатомных спиртов на примере глицерина нам необходимо провести лабораторную работу № 15 «Свойства спиртов».
В тетрадях для лабораторных и практических работ с.39-40 читаем инструкцию, выполняем по заданию и оформляем получившиеся результаты (приложение 2).
VII. Закрепление ЗУН
Для закрепления материала выполним упражнение 10 в рабочей тетради с. 148 (приложение 1, рисунок 1).
VIII. Сообщение домашнего задания
§35 (прочитать), упр. 5 (а) (письменно), рабочая тетрадь с. 147 упр. 8 (письменно)
Итог урока: познакомились с новым классом органических соединений – спирты.
Оценки за урок.
Спасибо за внимание!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Габриелян, О.С.
Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 14-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008. – 270, [2] с.: ил.
- Габриелян О.С.
Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002. – 400 с.
- Габриелян, О.С.
Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 175, [1] с.: ил.
- Габриелян, О.С.
Химия. 9 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.– М.: Дрофа, 2006. – 112, [1] с.: ил.
- Ресурсы Интернета: www.gala-med.ru.
Приложение 1
Таблица 1
Название Формула | ЭТАН | ПРОПЕН | МЕТАН | ЭТЕН | БУТЕН | ПРОПАН |
CH4 | А | М | И | Б | Е | Ы |
C2H6 | С | О | Р | В | Г | Д |
C3H8 | Л | И | С | О | Ю | Ы |
C2H4 | Т | Г | Л | Р | Я | А |
C3H6 | Е | П | П | Ы | Р | Т |
C4H8 | Д | Н | М | О | Т | К |
ОТВЕТ:
Таблица 2
CH4O | C2H6O | C3H8O |
CH3-CH2-CH3 | CH3-CH2- CH2-CH2-OH | C2H5-OH |
C3H8O2 | C4H10O | C2H6O2 |
Таблица 3
ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ | МЕТАНОЛ, ИЛИ МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ | ЭТАНОЛ, ИЛИ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ |
Молекулярная формула | ||
Агрегатное состояние | ||
Цвет, запах | ||
Отношение к воде и органическим соединениям | ||
Воздействие на организм человека |
Рисунок 1
Приложение 2