Разработка урока- сценария "Глюкоза-альдегидоспирт"

Салтанова Наталья Викторовна

Урок-сценарий рекомендован для проведения в 10 классе по теме "Глюкоза - альдегидоспирт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_teme.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: « Глюкоза – альдегидоспирт»

Химия 10 класс.

Учитель ГБОУ СОШ  № 599 Салтанова Н.В.

Этап 1

Повторение ранее изученного материала

Чтобы грамотно провести эксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических вопросов, на которые мы будем опираться в ходе эксперимента.

На данном этапе учащиеся знают следующие понятия: основные классы органических соединений; качественные реакции, умеют записывать уравнения химических реакций, составлять структурные формулы ранее изученных соединений.

- Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород?

- Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры.

- С помощью, каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт?

- Качественная реакция на многоатомный спирт - взаимодействие со свежеприготовленным раствором гидроксида меди(2). Признак реакции – изменение цвета с голубого на ярко-синий;

-Качественная реакция на альдегиды - реакция « серебряного» зеркала. Признак реакции - образование на стенках пробирки осадка.

 Учащиеся записывают уравнения реакций.

Проведение эксперимента

Повторение техники безопасности.

Лабораторный опыт

Итак, перед вами  три пробирки с растворами веществ, все они кислородосодержащие. С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье – неизвестное вещество. Задача данного этапа обнаружить в какой пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Так как в начале урока повторили все качественные реакции, записали уравнения, предположили результат (изменение окраски), то учащиеся могут определить содержимое всех трёх пробирок. Это создаёт ситуацию успеха.

- Какие выводы можно сделать по данным экспериментальных наблюдений?

- Какие свойства проявляет неизвестное вещество, находящееся в третьей пробирке?

- Знаете ли вы формулу этого вещества?  

Этап 2

 

Задача - ловушка. ( Задача состоит в том, что дети могут решить задачу известным им способом, но не могут построить самостоятельно,  структурные формулы нового вещества)

Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав.

Вещество в пробирке №3 имеет следующий состав:

W(C) = 40%, W (H) = 6, 7%, W (O) = 53, 3 %.Молярная масса неизвестного вещества равна 180 г/моль. Найти формулы вещества.

Составление структурной формулы (данное понятие дети знают, умеют составлять структурные формулы ране изученных соединений)

Зная формулу С6Н12О6 и химические свойства вещества на основании экспериментальных данных, попробуем составить его структурную формулу.

Учащимся даётся памятка для составления структурных формул. Помните: атом   углерода  4-валентен, вещество содержит одну альдегидную группу и несколько гидроксильных групп. Это вещество - глюкоза. Учащиеся по группам, в которых проводился эксперимент, (или с помощью учителя) составляют структурные формулы.

Этап 3  Решение задач на закрепление по теме:  « Глюкоза – альдегидоспирт»

 

В четырёх склянках без этикеток находятся растворы глицерина, ацетальдегида, уксусной кислоты и глюкозы. Составьте план определения содержимого этих склянок. Запишите уравнения химических реакций, которые нужно провести, и признаки их протекания. Составьте структурные формулы этих соединений.