Открытый урок по химии 9 класс по теме : "Аммиак"
Урок можно провести в 9 классе и в 11 классе( с дополнением).
Презентация к уроку прилагается в разделе "Презентации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-_ammiak.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по химии в 9 классе.
Тема: «Аммиак»
Выполнила учитель химии ГБОУ СОШ № 599
Салтанова Наталья Викторовна.
Тип урока: изучение нового материала
Урок проходит в форме исследования с использованием проблемного подхода на основе личностно-ориентированного обучения.
Форма организации урока: групповая
Методы работы: Диалогические, экспериментально-исследовательские
Цель урока:
Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность обучающихся; изучить строение молекулы аммиака; историю происхождения химического названия, физические свойства, спрогнозировать на основе строения аммиака его химические свойства; изучить способы получения аммиака через проведение демонстрационных опытов, сформировать умения правильного и безопасного обращения с аммиаком, аммиачной водой, нашатырным спиртом; спрогнозировать практическое применение аммиака; научить оказывать первую медицинскую помощь при отравлении парами аммиака.
Развивать любознательность и интерес к химической науке, наблюдательность, логическое мышление, делать выводы из наблюдаемых явлений, умение анализировать свою деятельность, умение прогнозировать, работать с дополнительными источниками информации, ПК для получения информации, работать в паре и группах.
Формирование навыков поведения обучающихся в коллективном и индивидуальном учебном труде, воспитание экологической культуры, бережного отношения к здоровью человека, как ценности для человека, соблюдать правила техники безопасности на уроке. Применять знания, полученные на уроке в реальной жизни.
Задачи урока:
- Рассмотреть строение молекулы аммиака и на его основе предположить свойства вещества
- Отработать навыки и умения по составлению ОВР на примере соединений азота
- Закрепить умения и навыки химического эксперимента
- Выявить способности применения опорных знаний
- Показать значение аммиака в жизни человека, действие его на организм
- Активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью исследовательской деятельности
- Развить умения работать с дополнительными источниками , ПК, работать в коллективе.
Учащиеся должны знать и уметь:
-правила обращения с аммиаком,
- правила оказания первой помощи при отравлении аммиаком
- владеть информацией об экологических проблемах
- уметь экспериментально распознавать аммиак с помощью химических реактивов
- писать формулы и уравнения реакции получения аммиака в лаборатории и промышленности
- ОВР с участием соединений азота
Оборудование: Таблица растворимости, ПСХЭ Д.И.Менделеева, ПК. Проектор, экран, использование мультимедиа презентаций Power Point учителя; конверты с заданиями по группам, правила т/б при работе с хим. реактивами,
Набор реактивов: раствор аммиака, 25% раствор соляной кислоты, индикаторы фенолфталеин и лакмус, гидроксид кальция (тв), хлорид аммония, лабораторная посуда, спиртовка.
Ход урока
1. Организационный момент урока. Психологический настрой
2 Объяснение нового материала и место урока в программе 9 класса.
Начиная изучение новой темы, обратимся к истории. …Во время 1 Мировой войны английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось белое удушливое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал резкий запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер должен был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Что же это было за едкое облако и какой газ почувствовали люди? Попробуем частично воспроизвести картину давних лет.
Среди соединений азота есть удивительное вещество - летучее водородное соединение
- АММИАК.
25.10.11
ТЕМА УРОКА: « АММИАК»
Слайд 3 (план урока)
Ребята запишем план урока. На экране он представлен в виде блочной схемы
Состав вещества
Получение Строение
Применение Свойства
Рассмотрим 1 блок: Состав Строение (Слайд 4)
N +7 ) ) H + 1 )
1s2 2s 22p3 1S1
Валентность 3,4 Валентность 1
Неметалл Неметалл
Слайд 5
Донорно- акцепторный механизм образования химической связи
H
H-N-H + H+ H-N-H
H H
Рассмотрим 2 блок: Строение Свойства физические ( слайд 6)
Аммиак – газ, легче воздуха, хорошо растворим в воде.(1: 710), ядовит.
Правила Т/Б.
Рассмотрим 2 блок: Строение Свойства химические ( слайд 7)
- Восстановитель
ОВР:1) NH3 + CuO --- N2+ Cu + H2O
2) NH3 + O2 =N2 + H2O
3) NH3+ O2 _катализатор__=NO + H2O
2 и 3 –дом задание
б) Основные свойства
NH3+ H2O = NH4OH
NH3+ HCl = NH4Cl (нашатырь, или хлорид аммония) - Опыт « Дым без огня»
Если смочить две стеклянные палочки одну раствором аммиака, а другую концентрированной соляной кислотой, то появится белый дым! Осторожно!
Это и есть тот дым о котором мы говорили в начале урока.
Вывод: Аммиак – восстановитель, реагирует с оксидом металла, кислородом. Аммиак – основание реагирует с кислотами.
Слайд 8 Блок 3: Свойства --- Применение
Слайд 9 Блок 4: Получение в лаборатории
2NH4Cl + Ca (OH) 2= CaCl2 + 2NH3+ 2H2O
ОПЫТ «Получение аммиака в лаборатории»
В лаборатории аммиак получают при нагревании смеси хлорида аммония (NH4 Cl) с гашенной известью (Ca(OH)2). Эти вещества тщательно смешивают и нагревают. Над пробиркой в которой происходит реакция держат смоченную красную лакмусовую бумажку, то она синеет. Среда щелочная.
Слайд 10
Проверка знаний (конверты с тестовыми заданиями)
Работ по группам по 4 человека, далее проверка на ПК.
Призы детям – ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Выводы:
- Аммиак - это газ, с резким запахом, хорошо растворим в воде
- аммиак в ОВР является восстановителем
- аммиак проявляет свойства основания.