РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Химические и физико-химические методы анализа»
Рабочая программа по дисциплине ХФХМА по специальности "Обогащение полезных ископаемых"(4 курс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr.hfhma_no1.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Химические и физико-химические методы анализа»
для специальности
13040.51 "Обогащение полезных ископаемых"
2008
ОДОБРЕНА предметной цикловой комиссией Председатель: Сунгурова А.С. ___________________ подпись Автор: ____________________ Ф. И. О. Рецензенты: ____________________ Ф. И. О. ____________________ | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности Заместитель директора по учебной работе: Гайнуллина А.К. __________________ подпись |
Ф. И. О.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу
дисциплины "химические и физико-химические методы анализа"
Рабочая программа составлена на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 13040.51 "Обогащение полезных ископаемых"
Все разделы рабочей программы соответствуют требованиям стандарта, количество практических и лабораторных работ соответствует нормам. Теоретические вопросы рассмотрены в объеме среднего профессионального образования. Для закрепления теоретических знаний и развития умений и навыков студентов предусматриваются практические и лабораторные занятия.
В перечень тем практических занятий следует включить экскурсии. Для углубления знаний студентов, привития им интереса к дисциплине, расширения их кругозора рекомендуется проводить экскурсии в химико-аналитической лаборатории предприятий.
В списке рекомендуемой литературы указаны учебники и учебные пособия выпуска 80-х и 90-х годов.
Председатель цикловой
комиссии: подпись Сунгурова А.С.
М. П.
РЕЦЕНЗИЯна рабочую программу
дисциплины "химические и физико-химические методы анализа".
Рабочая программа составлена на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 13040.51 "Обогащение полезных ископаемых".
Учебная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и основывается на знаниях, полученных студентами по "Физике", "Химии", "Электротехнике и электронике", и является базой для изучения специальных дисциплин учебного плана.
Все разделы рабочей программы соответствуют требованиям стандарта, количество практических работ соответствует нормам. Теоретические вопросы рассмотрены в объеме среднего профессионального образования. Для закрепления теоретических знаний и развития умений и навыков студентов предусматриваются практические и лабораторные занятия.
В перечень тем практических занятий следует включить экскурсии на горные предприятия, а именно в химико-аналитические лаборатории.
В списке рекомендуемой литературы указаны учебники и учебные пособия выпуска 80-х и 90-х годов.
наименование должности | подпись | |
внешнего рецензента | Ф. И. О. |
М. П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины "Химические и физико-химические методы анализа" разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 13040.51 "Обогащение полезных ископаемых".
Учебная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и основывается на знаниях, полученных студентами по "Физике", "Химии", "Электротехнике и электронике", и является базой для изучения специальных дисциплин учебного плана. Ею предусматривается дальнейшее расширение и углубление полученных знаний по методам аналитического контроля материалов производства, их применению непосредственно на практике.
Программа состоит из трех разделов.
По разделу количественный анализ рассчитана на 100 часов, в том числе 40 практических и 50 лабораторных занятий, а также для самостоятельного изучения отведено 34 часа.
В результате изучения дисциплины
Студент должен иметь представление:
- Об основных научно-технических проблемах переработки полезных ископаемых;
- Об основных тенденциях и направлениях разработки новых технологий и оборудования для переработки руд и концентратов;
Знать:
- Методы качественного анализа для различных групп анионов и катионов;
- Химические и инструментальные методы количественного анализа;
- Анализ руд и концентратов черных, цветных и редких металлов;
- Аналитический контроль процессов обогащения;
Уметь:
- Выполнять производственные технологические расчеты как на отдельных стадиях переработки и обогащения руд, так и всего процесса в целом;
- Выполнять физико-химические анализы руд и концентратов черных, цветных и редких металлов;
- Пользоваться лабораторной посудой и оборудованием;
- Производить метаматематическую обработку анализа, оценивать его результат.
Для приобретения студентами организаторских и практических навыков, необходимых для производственной деятельности, внедряется в учебный процесс активные формы обучения, самостоятельная работа студентов, проводится демонстрационные опыты, используется мини-схемы по изученному материалу, составляются уравнения реакций, решается расчетные задачи с применением электронно-вычислительной техники.
Для закрепления теоретических знаний и развития умений и навыков студентов предусматриваются практические и лабораторные занятия, при проведении которых используется индивидуальные задания.
При проведении анализов формируется у студентов навыки аккуратного выполнения эксперимента и бережного отношения к приборам, правильной организации рабочего места.
Для выполнения требований к уровню подготовки выпускников, заложенных отдельных разделов предусматривается рубежной контроль. Итоговая форма контроля проводится в виде зачета и экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа студента | ГОС СПО | Фактическое количество аудиторных часов при очной форме обучения | ||||
Всего | В том числе | |||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | Лабораторные работы | Курсовое проектирование | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Введение | 2 | 2 | 2 | |||||
Раздел II Количественный анализ | 92 | 30 | 62 | 4 | 26 | 30 | - | |
Тема 2.1. Гравиметрический анализ. | 24 | 8 | 16 | 2 | 8 | 4 | - | |
Тема 2.2. Титриметрический анализ. | 4 | - | 4 | 2 | 2 | - | - | |
Тема 2.3. Метод кислотно-основного титрования. | 14 | 6 | 8 | - | 4 | 4 | - | |
Тема 2.4. Метод окисления-восстановления (редоксометрии). | 22 | 10 | 12 | - | 4 | 8 | - | |
Тема 2.5. Метод осаждения и комплексообразования. | 18 | 6 | 12 | - | 4 | 8 | - | |
Тема 2.6. Физико-химические методы. | 10 | - | 10 | - | 4 | 6 | - | |
Раздел III. Аналитический контроль и обогащение полезных ископаемых. | 42 | 4 | 38 | 4 | 14 | 20 | - | |
Тема 3.1. Задачи и значение аналитического контроля производства | 2 | - | 2 | 2 | - | - | - | |
Тема 3.2. Анализ руд и концентратов черных и цветных металлов. | 28 | 2 | 26 | 2 | 10 | 14 | - | |
Тема 3.3. Анализ руд и концентратов редких металлов. | 12 | 2 | 10 | - | 4 | 6 | - | |
Итого: | 134 | 34 | 100 | 100 | 10 | 40 | 50 | - |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ II. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
ТЕМА 2.1. ГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ (ВЕСОВОЙ) АНАЛИЗ
Студент должен:
Знать особенности гравиметрического метода анализа и область их применения.
Уметь выполнять анализы: фильтрование, промывание, высушивание и прокаливание осадков, и расчеты результатов гравиметрического анализа.
Количественный анализ и его задачи. Методы количественного анализа: химические, физико-химические и физические.
Сущность гравиметрического анализа, его основные преимущества и недостатки, область применения. Аналитические весы и правила взвешивания на них. Методы отгонки и осаждения. Основные операции метода осаждения. Условия образования осадков. Требования, предъявляемые к осаждаемой и гравиметрической формам. Посуда и оборудование, применяемые в гравиметрическом анализе.
Расчеты при гравиметрических определениях, фактор пересчета. Примеры
гравиметрических определений в химико-аналитическом контроле материалов металлургического производства. Техника безопасности при выполнении гравиметрического анализа.
Практическая работа № 1. Аналитические весы, правила взвешивания. Посуда и аппаратура в гравиметрическом анализе.
Студент должен:
Знать правила техники безопасности при выполнении экспериментов.
Уметь работать на технохимических и аналитических весах.
Практическая работа №2. Расчет результатов гравиметрического анализа.
Студент должен:
Знать особенности вычисления результатов в гравиметрии.
Уметь определять содержание элемента в химически чистом веществе.
Практическая работа №3. Вычисление погрешностей анализа.
Студент должен:
Знать точность гравиметрических определений.
Уметь вычислить абсолютные и относительные ошибки.
Практическая работа №4. . Расчет результатов гравиметрического анализа.
Студент должен:
Знать особенности вычисления результатов в гравиметрии.
Уметь определять содержание элемента в техническом продукте, имеющем примеси.
Лабораторная работа №1. Определение бария в хлориде бария BaCI2 * 2H2O гравиметрическим методом.
Студент должен:
Знать инструктаж по технике безопасности и особенности гравиметрического анализа
Уметь выполнять лабораторные опыты по инструкции. Определить бария в хлориде бария.
Лабораторная работа №2. Определение содержания железа в растворах хлорида железа(III).
Студент должен:
Знать инструктаж по технике безопасности и особенности гравиметрического анализа.
Уметь выполнять лабораторные опыты по инструкции. Определить содержание железа в растворе хлорида железа.
Самостоятельная работа №1. Равновесие в системе осадок-раствор.
Самостоятельная работа №2. Произведение растворимости.
Самостоятельная работа №3. Выбор условий гравиметрического определения.
Самостоятельная работа №4. Гравиметрические факторы.
.
ТЕМА 2.2. ТИТРИМЕТРИЧЕСКИЙ (ОБЪЕМНЫЙ) АНАЛИЗ.
Студент должен:
Знать особенности титриметрического метода анализа и область их применения. Классификацию методов титриметрического анализа.
Уметь выполнять расчеты титриметрического анализа. Проводить титрование и устанавливать точку эквивалентности.
Сущность титриметрического анализа. Классификация методов, их общая характеристика. Способы выражения концентрации растворов.
Рабочие растворы, установка титра раствора при помощи установочного вещества. Требования, предъявляемые к установочным веществам. Общие приемы титрования: прямое, обратное и косвенное титрование. Техника титрования. Методы установления точки эквивалентности. Индикаторы. Вычисления в титриметрии.
Практическая работа №5. Расчет массовой доли растворенного вещества.
Студент должен:
Знать особенности титриметрического анализа.
Уметь выполнять расчет массовой доли растворенного вещества.
ТЕМА 2.3. МЕТОД КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО ТИТРОВАНИЯ
Практическая работа №6. Индикаторы кислотно-основного титрования. Показатели титрования.
Студент должен:
Знать основные типы индикаторов и их область перехода. Показатели титрования.
Уметь определять точку эквивалентности с помощью индикатора.
Сущность метода "кислотно-основного титрования". Теория индикаторов. Примеры титрования. Титрование с применением двух индикаторов. Фиксанал.
Практическая работа №7. Построение кривых кислотно-основного титрования.
Студент должен:
Знать положение начальной и конечной точки титрования, а также точки эквивалентности. Характер изменения ветвей кривой по отношению к точке эквивалентности. Область резкого изменения вблизи точки эквивалентности.
Уметь определять точку эквивалентности с помощью индикатора.
Лабораторная работа №3. Приготовление рабочего раствора соляной кислоты HCI по гидроксиду натрия NaOH прямым методом титрования.
Студент должен:
Знать теоретические основы кислотно-основного титрования.
Уметь приготовить рабочие растворы кислот и щелочей заданной нормальной или молярной концентрации.
Лабораторная работа №4. Приготовление стандартизированного раствора гидроксида натрия NaOH по щавелевой кислоте прямом методом титрования.
Студент должен:
Знать сущность кислотно-основного титрования и значение.
Уметь проводить титрование и устанавливать точку эквивалентности. Определять карбонатной жесткости воды.
Самостоятельная работа №5. Кислотно-основное равновесие.
Самостоятельная работа №6. Выбор индикатора.
Самостоятельная работа №7. Смешанные индикаторы.
ТЕМА 2.4. МЕТОД ОКИСЛЕНИЯ-ВОССТАНОВЛЕНИЯ (РЕДОКСОМЕТРИЯ)
Практическая работа №8. Составление уравнений реакций окисления-восстановления. Виды окислительно-восстановительного титрования.
Студент должен:
Знать сущность окислительно-восстановительного метода, их применение и значение.
Уметь составлять уравнения реакций окисления-восстановления. Решать расчетные задачи.
Сущность методов. Понятие об окислительно-восстановительных потенциалах. Классификация методов окисления-восстановления.
Пермананагометрия, ее сущность и применение. Масса эквивалента перманганата калия в различных средах. Иодометрия. Сущность метода: определение восстановителей.
Практическая работа №9. Построения кривых окислительно-восстановительного титрования.
Студент должен:
Знать теоретические основы титрометрии.
Уметь выполнять расчет вещества молярной и эквивалентной массы, титра.
Лабораторная работа №5. Приготовление стандартизированного раствора перманганата калия KMnO4 по щавелевой кислоте H2C2O4 прямым методом титрования.
Студент должен:
Знать теоретические основы перманганатометрии.
Уметь приготовить рабочий раствор, заданной нормальной концентрации.
Лабораторная работа №6. Приготовление раствора тиосульфата натрия Na2S2O3 по дихромату калия K2Cr2O7 и установка титра по титрованию заместителя.
Студент должен:
Знать теоретические основы перманганатометрии.
Уметь определять содержания железа (III) в растворе соли Мора методом перманганатометрии.
Лабораторная работа №7. Приготовление раствора иода и установка титра по тиосульфату натрия Na2S2O3 прямым методом титрования.
Студент должен:
Знать теоретические основы иодометрии.
Уметь приготовить рабочий раствор, заданной нормальной концентрации.
Лабораторная работа №8. Иодометрическое определение окислителя (и обратного титрования восстановителей)
Студент должен:
Знать теоретические основы иодометрии.
Уметь определять содержания меди (II) в растворе методом иодометрии.
Самостоятельная работа №8. Окислительно-восстановительное равновесие.
Самостоятельная работа №9. Выбор индикатора и условий проведений анализа.
Самостоятельная работа №10. Окислительно-восстановительные индикаторы.
Самостоятельная работа №11. Условия проведения перманганатометрического определения некоторых ионов и соединений.
Самостоятельная работа №12. Условия проведения иодометрического определения некоторых ионов и соединений.
ТЕМА 2.5. МЕТОДЫ ОСАЖДЕНИЯ И КОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЯ
Практическая работа №10. Вычисления, применяемые при проведения анализа методами осаждения.
Студент должен:
Знать теоретические основы методов аргентометрии, роданидометрии, меркурометрии. Способы Мора, Фольгарда и Фаянса.
Уметь определять количество ионов CI-, Br- в исследуемом растворе.
Практическая работа №11. Вычисления, применяемые при проведения анализа методом комплексонометрии.
Студент должен:
Знать теоретические основы комплексонометрии. Методы комплексонометрии.
Уметь определять эквивалентные точки и содержание ионов Ca2+, Mg2+ при их совместном присутствии.
Лабораторная работа №9. Приготовление раствора нитрата серебра AgNO3 и установка его титра по методу Мора.
Студент должен:
Знать методику проведения аргентометрического титрования по методу Мора основанного на осаждении хлорид- и бромид- ионов катионами серебра.
Уметь определять хлорид- и бромид- ионов по методу Мора по прямом титровании анализируемой жидкости стандартизированным раствором нитрата серебра с индикатором хромата калия.
Лабораторная работа №10. Приготовление раствора роданида аммония NH3SCN и установка его титра по методу Фольгарда.
Студент должен:
Знать методику проведения роданидометрического титрования по методу Фольгарда.
Уметь определять хлорид- ионов по методу Фольгарда по прямом титровании.
Лабораторная работа №11. Установка титра раствора трилона Б.
Студент должен:
Знать методику приготовления рабочего раствора комплексона III (трилона Б).
Уметь устанавливать титр по раствору соли цинка.
Лабораторная работа №12. Определение общей жесткости воды по трилону Б в прямом методом титрования.
Студент должен:
Знать методику хелатометрического титрования для определения кальция и магния с комплексоном III при прямом титровании.
Уметь определять жесткость воды.
Самостоятельная работа №13. Равновесие комплексообразования.
Самостоятельная работа №14. Выбор индикатора и условий проведения анализа.
Самостоятельная работа №15. Константы устойчивости комплексных соединений.
ТЕМА 2.6. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Практическая работа №12. Электрохимические методы анализа. Расчеты, применяемые при электрохимическом методе анализа.
Студент должен:
Знать классификацию электрохимических методов анализа, их сущность: электрогравиметрия, электротитриметрия, потенциометрия, кондуктометрия, полярография, амперометрия и кулонометрия.
Уметь пользоваться с электрохимическими приборами химических и физико-химических методов анализа для наиболее быстрого определения. Вычислить потенциал электрода зависимый от концентрации иона в растворе. Определять количество содержания элементов.
Практическая работа №13. Оптические методы анализа. Расчеты, применяемые при оптическом методе анализа.
Студент должен:
Знать классификацию физико-химических методов анализа, их сущность:
визуальная колориметрия, фотометрия, спектрофотометрия и эмиссионный спектральный анализ.
Уметь пользоваться с приборами для анализа. Рассчитывать молярный коэффициент поглощения.
Лабораторная работа №13. Определение веществ потенциометрическим методом анализа.
Студент должен:
Знать потенциометрические методы определения концентрации водородных ионов.
Уметь работать на рН-метре.
Лабораторная работа №14. Фотоколориметрическое определение ионов Fe+3 методом градуировочной кривой.
Студент должен:
Знать теоретические основы фотоколориметрии.
Уметь строить градировочную кривую, выражающую зависимость оптической плотности от концентрации.
Лабораторная работа №15. Фотоколориметрическое определение никеля дифференциальным методом фотоколориметрии с помощью диметилглиоксима и окислителя.
Студент должен:
Знать теоретические основы дифференциального метода фотометрии.
Уметь определять концентрации стандартных растворов и оптическую плотность исследуемого раствора. Строить градуировочной кривой.
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССОВ ОБОГАЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
ТЕМА 3.1. ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ПРОИЗВОДСТВА
Студент должен:
Знать организацию аналитического контроля производства; правила производственной санитарии и гигиены;
Уметь составлять уравнения реакций, происходящих при химической обработке полиметаллической руды или концентрата;
Производственная классификация методов анализа: маркировочные, ускоренные (экспрессные), арбитражные. Унифицированные и
стандартные методики анализа (ГОСТ, ОСТ). Стандартные образцы и их назначение. Допускаемые расхождения в результатах анализа. Отбор проб. Средняя лабораторная проба. Приемы усреднения проб. Способы разложения проб.
ТЕМА 3.2. АНАЛИЗ РУД И КОНЦЕНТРАТОВ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ
МЕТАЛЛОВ
Студент должен:
Знать методы определения содержания меди в медном концентрате.
Уметь определять черных и цветных металлов в медном концентрате.
Практическое занятие №14. Йодометрический метод определения содержания меди в медном концентрате. Подсчет результатов анализа.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику железа.
Уметь охарактеризовать методы определения содержания железа. Расчеты, необходимые при контроле производства: расчет стандартного отклонения, относительного стандартного отклонения, допускаемых расхождений.
Общая характеристика методов определения содержания железа, меди, цинка, кобальта, свинца, серы и кремния в рудах и концентратах цветных металлов.
Лабораторная работа №16. Определения содержания меди методом титрования на медном концентрате.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику меди.
Уметь охарактеризовать методы определения содержания меди. Производить расчеты, необходимые при контроле производства: расчет стандартного отклонения, относительного стандартного отклонения, допускаемых расхождений.
Практическое занятие №15. Полярографический метод определения содержания свинца, цинка и кадмия.
Студент должен:
Знать методы определения свинца, цинка и кадмия.
Уметь охарактеризовать методы определения содержания свинца, цинка и кадмия. Производить расчеты, необходимые при контроле производства: расчет стандартного отклонения, относительного стандартного отклонения, допускаемых расхождений.
Лабораторная работа №17. Определение свинца, цинка и кадмия полярографическим методом.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику свинца, цинка и кадмия.
Уметь охарактеризовать методы определения содержания свинца, цинка и кадмия. Практическое занятие №16. Трилонометрический метод определения содержания свинца и цинка.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику свинца и цинка.
Уметь производить расчеты, необходимые при контроле производства: расчет стандартного отклонения, относительного стандартного отклонения, допускаемых расхождений.
Лабораторная работа №18. Определение содержания свинца и цинка трилонометрическим методом титрования на медном концентрате.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику свинца и цинка.
Уметь проводить анализ руд и концентратов.
Лабораторная работа №19. Определение цинка прямым методом титрования на медном концентрате.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику цинка.
Уметь проводить анализ руд и концентратов.
Практическая работа №17. Метод определения содержания железа в медном концентрате.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику железа и сопутствующих элементов.
Уметь производить расчеты в процентах.
Лабораторная работа №20. Определение содержания железа по трилону Б прямым методом титрования на медном концентрате.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику железа.
Уметь проводить анализ руд и концентратов.
Лабораторная работа №21. Определение содержания железа по дихромату калия прямым методом титрования на медном концентрате.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику железа.
Уметь проводить анализ руд и концентратов.
Практическая работа №18. Метод определения содержания теллура на медном концентрате.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику теллура и сопутствующих элементов.
Уметь проводить подсчет результатов анализа.
Лабораторная работа №22. Определение содержания теллура фотоэлектроколориметрическим методом на медном концентрате.
Студент должен:
Знать аналитическую характеристику теллура.
Уметь проводить анализ руд и концентратов.
Самостоятельная работа №16. Комбинированные методы (переработки окисленных и смешанных медных руд)
ТЕМА 3.3. АНАЛИЗ РУД И КОНЦЕНТРАТОВ РЕДКИХ МЕТАЛЛОВ
Практическая работа №19. Метод определения содержания молибдена на медном концентрате.
Студент должен:
Знать методов определения содержания молибдена в рудах и концентратах редких металлов.
Уметь определить нижней границы содержания металлов и элементов в руде.
Лабораторная работа №.23. Определение содержания молибдена фотоэлектроколориметрическим методом.
Студент должен:
Знать методов определения содержания молибдена в рудах и концентратах редких металлов.
Уметь определить нижней границы содержания металлов и элементов в руде.
Практическая работа №20. Методы определения содержания селена на медном концентрате.
Студент должен:
Знать методов определения содержания титана, молибдена, вольфрама в рудах и концентратах редких металлов.
Уметь определить содержания титана фотоколориметрическим или титриметрическим методами.
Лабораторная работа №.24. Определение содержания селена фотоэлектроколориметрическим методом на медном концентрате.
Студент должен:
Знать методов определения содержания селена в рудах и концентратах редких металлов.
Уметь определить содержания селена фотоколориметрическим методом.
Лабораторная работа №25. Определение содержания титана фотоэлектроколориметрическим методом на медном концентрате.
Студент должен:
Знать методов определения содержания титана в рудах и концентратах редких металлов.
Уметь определить содержания вольфрама фотоколориметрическим методом.
Общая характеристика методов определения содержания титана, молибдена, вольфрама в рудах и концентратах редких металлов.
Самостоятельная работа №17. Технология обогащения руд цветных металлов.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная учебная литература.
1. Логинов Н.Я. и др. Аналитическая химия. - М.: Просвещение, 1975
2. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии. Количественный анализ.- М.: Химия, 1982.
3. (Ю.М.Глубоков); под ред. А.А.Ищенко. Аналитическая химия.-М.: Академия, 2006.
4. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (2). Количественный анализ.-М.: Высш.школа,2003.
5. Цитович Ю.М. Аналитическая химия.-М.: Просвещение, 1988.
Дополнительная учебная литература.
6. Золотова Ю.А. Основы аналитической химии.- М: Высшая школа, 1999.
7. Васильев В.Г. Аналитическая химия.- М.: Химия, 1989.
8. Иванова З.И. Технический анализ.- М: Металлургия, 1981.
9. Иванова З.И., Савостин А.П. Технический анализ. - М.: Металлургия, 1981.
10. Шапиро С.К., Шапиро М.А. Аналитическая химия. - М.: Высшая школа,1979.
11. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии.- М.: Химия, 1979.
12. Ярославцев А.А.. Сборник задач и упражнений по аналитической химии.-М.:Высшая школа, 1979.
13. Барковский В.Ф. и др. Основы физико-химических методов анализа. - М.:Высшая школа, 1977.
14. Крешков А.П.. Основы аналитической химии, т. 1,2,3 - М.; Химия,1976. Ю.Шапиро С.Н. Аналитическая химия.- М.: Высшая школа, 1979.
15. Коростелев П.П. Химический, анализ черных металлов - М.: .Металлургия, 1979.
16. Фадеева В.И., Шеховцова Т.Р. и др.; Под ред. Золотова Ю.А.-М.: Высш.шк., 2003.
Справочные пособия
17. Учебно-методическое пособие по дисциплинам "Физическая химия" и "Химические и физико-химические методы анализа" для студентов специальности "Обогащения полезных ископаемых". Электронный учебник, 2006.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ раздела | № темы | № практического занятия | Наименование тем практических занятий | Кол-во часов |
II | 1 | 1 | Аналитические весы, правила взвешивания. Посуда и аппаратура в гравиметрическом анализе. | 2 |
II | 1 | 2 | Расчет результатов анализа. Точность гравиметрических определений абсолютная и относительная ошибка. Определение содержания элемента в чистом химическом веществе. | 2 |
II | 1 | 3 | Вычисление погрешностей анализа. | 2 |
II | 1 | 4 | Расчет результатов гравиметрического анализа. Определение содержания элемента в техническом продукте, имеющим примеси. | 2 |
II | 2 | 5 | Расчет массовой доли растворенного вещества. | 2 |
II | 3 | 6 | Методы кислотно-основного титрования. Индикаторы кислотно-основного титрования. Показатели титрования. | 2 |
II | 3 | 7 | Построение кривых кислотно-основного титрования. | 2 |
II | 4 | 8 | Составление уравнений реакций окислении-восстановлении. Виды окислительно-восстановительного титрования. | 2 |
II | 4 | 9 | Построение кривых окислительно-восстановительного титрования. | 2 |
II | 5 | 10 | Вычисления, применяемые при проведения анализа методами осаждения. | 2 |
II | 5 | 11 | Вычисления, применяемые при проведения анализа методами комплексонометрии. | 2 |
II | 6 | 12 | Электрохимические методы анализа. Расчеты, применяемые при электрохимическом методе анализа. | 2 |
II | 6 | 13 | Оптические методы анализа. Расчеты, применяемые при оптическом методе анализа | 2 |
III | 2 | 14 | Йодометрический метод определения содержания меди на медном концентрате. Подсчет результатов анализа. | 2 |
III | 2 | 15 | Полярографический метод определения содержания свинца, цинка и кадмия на медном концентрате. | 2 |
III | 2 | 16 | Трилонометрический метод определения содержания свинца и цинка. | 2 |
III | 2 | 17 | Метод определения содержания железа на медном концентрате. | 2 |
III | 2 | 18 | Метод определения содержания теллура на медном концентрате. | 2 |
III | 3 | 19 | Метод определения содержания молибдена в медном концентрате. | 2 |
III | 3 | 20 | Метод определения содержания селена на медном концентрате | 2 |
Итого: | 40 |
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
№ раздела | № темы | № самостоятельной работы | Наименование темы самостоятельной работы | Рекомендуемая литература | Кол-во часов | Формы выполнения |
I | 1 | 1 | Равновесие в системе осадок-раствор. | Глубоков Ю.М. и др.; под ред. Ищенко А.А. Аналитическая химия. М.: Академия,2006. | 2 | Конспект |
I | 1 | 2 | Произведение растворимости. | Глубоков Ю.М. и др.; под ред. Ищенко А.А. Аналитическая химия - М.: Академия,2006. | 2 | Конспект |
I | 1 | 3 | Выбор условий гравиметрического определения. | Фадеева В.И. и др.; Под ред. Золотова Ю.А. Основы аналитической химии. Практическое руководство-.М.: Высш.шк., 2003. | 2 | Реферат |
I | 1 | 4 | Гравиметрический фактор. | Глубоков Ю.М. и др.; под ред. Ищенко А.А. Аналитическая химия- М.: Академия,2006. | 2 | Решение задач. |
I | 3 | 5 | Кислотно-основное равновесие. | Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Количественный анализ. - М.: Высш.шк., 2003. | 2 | Конспект |
I | 3 | 6 | Выбор индикатора кислотно-основного титрования. | Глубоков Ю.М. и др.; под ред. Ищенко А.А. Аналитическая химия- М.: Академия,2006. | 2 | Составить уравнения химической реакции. |
I | 3 | 7 | Смешанные индикаторы кислотно-основного титрования. | Фадеева В.И. и др.; Под ред. Золотова Ю.А. Основы аналитической химии. Практическое руководство-.М.: Высш.шк., 2003. | 2 | Решение задач |
I | 4 | 8 | Окислительно-восстановительное равновесие. | Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Количественный анализ. - М.: Высш.шк., 2003. | 2 | Конспект |
I | 4 | 9 | Выбор индикатора и условий проведения анализа. | Глубоков Ю.М. и др.; под ред. Ищенко А.А. Аналитическая химия- М.: Академия,2006. | 2 | Конспект |
I | 4 | 10 | Окислительно-восстановительные индикаторы. | Фадеева В.И. и др.; Под ред. Золотова Ю.А. Основы аналитической химии. Практическое руководство-.М.: Высш.шк., 2003. | 2 | Доклад |
I | 4 | 11 | Условия проведения перманганатометрического определения некоторых ионов и соединений. | Глубоков Ю.М. и др.; под ред. Ищенко А.А. Аналитическая химия- М.: Академия,2006. | 2 | Исследовательская учебная работа |
I | 4 | 12 | Условия проведения йодометрического определения некоторых ионов и соединений. | Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Количественный анализ. - М.: Высш.шк., 2003. | 2 | Сравнительная характеристика (таблица) |
I | 5 | 13 | Равновесие комплексообразования. | Глубоков Ю.М. и др.; под ред. Ищенко А.А. Аналитическая химия- М.: Академия,2006. | 2 | Составить уравнения |
I | 5 | 14 | Выбор индикатора и условий проведения анализа комплексонометрического титрования. | Фадеева В.И. и др.; Под ред. Золотова Ю.А. Основы аналитической химии. Практическое руководство-.М.: Высш.шк., 2003. | 2 | Доклад |
I | 5 | 15 | Константы устойчивости комплексных соединений. | Глубоков Ю.М. и др.; под ред. Ищенко А.А. Аналитическая химия- М.: Академия,2006. | 2 | Таблица |
II | 2 | 16 | Комбинированные методы (переработки окисленных и смешанных медных руд). | Митрофанов С.И. и др. Комбинированные методы.- М., Недра,1970. | 2 | Составить кроссворд |
II | 3 | 17 | Технология обогащения руд цветных металлов. | Полькин С.И., Адамов К.П., и др. М., Недра, 1979. | 2 | Конспект |
Итого: | 34 |
.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ раздела | № темы | № лабораторного занятия | Наименование тем лабораторных работ | Кол-во часов |
II | 1 | 1 | Определение бария в хлориде бария гравиметрическим методом. | 2 |
II | 1 | 2 | Определение железа в растворах хлорида железа (III). | 2 |
II | 3 | 3 | Приготовление рабочего раствора соляной кислоты по гидроксиду натрия прямым методом титрования. | 2 |
II | 3 | 4 | Приготовление стандартного раствора гидроксида натрия по щавелевой кислоте прямым методом титрования. | 2 |
II | 4 | 5 | Приготовление стандартизированного раствора перманганата калия по щавелевой кислоте прямым методом титрования. | 2 |
II | 4 | 6 | Приготовление раствора тиосульфата натрия по дихромату калия косвенным методом титрования и установка его титра. | 2 |
II | 4 | 7 | Приготовление стандартизированного раствора иода и установка его титра по тиосульфату натрия прямым методом титрования. | 2 |
II | 4 | 8 | Иодометрическое определение окислителя (и обратного титрования восстановителей). | 2 |
II | 5 | 9 | Приготовление раствора нитрата серебра и установка его титра по методу Мора. | 2 |
II | 5 | 10 | Приготовление раствора роданида аммония и установка его титра по методу Фольгарда. | 2 |
II | 5 | 11 | Установка титра раствора трилона Б. | 2 |
II | 5 | 12 | Определение общей жесткости воды по трилону Б прямым методом титрования. | 2 |
II | 6 | 13 | Определение вещества потенциометрическим методом анализа. | 2 |
II | 6 | 14 | Фотоколориметрическое определение ионов Fe+3 методом градуировочной кривой. | 2 |
II | 6 | 15 | Фотоколориметрическое определение никеля дифференциальным методом фотоколориметрии с помощью диметилглиоксима и окислителя. | 2 |
III | 2 | 16 | Определение содержания меди методом титрования на медном концентрате. | 2 |
III | 2 | 17 | Определение свинца, цинка и кадмия полярографическим методом. | 2 |
III | 2 | 18 | Определение содержания свинца и цинка трилонометрическим методом титрования на медном концентрате. | 2 |
III | 2 | 19 | Определение содержания цинка прямым методом титрования на медном концентрате. | 2 |
III | 2 | 20 | Определение содержания железа по трилону Б прямым методом титрования на медном концентрате. | 2 |
III | 2 | 21 | Определение содержания железа по дихромату калия прямым методом титрования на медном концентрате. | 2 |
III | 2 | 22 | Определение содержания теллура фотоэлектроколориметрическим методом на медном концентрате. | 2 |
III | 3 | 23 | Определение содержания молибдена фотоэлектроколориметрическим методом на медном концентрате. | 2 |
III | 3 | 24 | Определение содержания селена фотоэлектроколориметрическим методом на медном концентрате. | 2 |
III | 3 | 25 | Определение содержания титана фотоэлектроколориметрическим методом на медном концентрате. | 2 |
Итого: | 50 |