Рабочая программа по дисциплине химия по ФГОС нового поколения
Рабочая программа по химии предназначено студентам первого курса для ССУзов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fgos_himiya_opi.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКЪЯРСКИЙ ГОРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ И. ТАСИМОВА
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
Специальность 130406 Обогащение полезных ископаемых
2011г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Организация-разработчик: ГОУ СПО Акъярский горный колледж им. И. Тасимова
Разработчик:
Преподаватель химии Искакова Г.К
Рекомендовано Экспертным советом по среднему профессиональному образованию Республиканского учебно-научного методического центра.
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 17 |
| 18 |
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 130406 Обогащение полезных ископаемых
Программа учебной дисциплины может быть использована__________________________________________________________________
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Математические и общие естественнонаучные дисциплины __________________
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчетные задачи;
- пользоваться лабораторной посудой и оборудованием;
- определять характер химической связи; степень окисления;
- составить уравнения химической реакции;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
теоретические основы химии:
- Формулировки основных законов химии;
- Формулировку периодического закона;
- Виды химической связи;
- Теорию электролитической диссоциации;
- Положение металлов и неметаллов в периодической системе;
- Основные положения теории химического строения органических веществ;
- Общую формулу алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов и других органических кислот и соединений; Гомологический ряд и виды изомерии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___117____часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___78___ часов;
самостоятельной работы обучающегося ___39___ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 18 |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
реферат составление уравнений решение задач доклад сообщение составление кроссворда. исследовательская учебная работа составление электронных и электрографических формул моделирование УВ
| 2 14 2 5 6 4 2 2 2 |
Итоговая аттестация в форме I семестр- зачет II семестр- экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _______Химия_
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Общая и неорганическая химия. (44ч) | ||
Тема 1.1. Основные химические понятия и законы химии | Содержание учебного материала(6ч) | ||
Представления о строении вещества. Валентность. Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Расчеты по химическим формулам. Состав, названия и характерные свойства окисления, основных кислот и солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №1. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №1. Составление уравнений: Генетическая связь между классами неорганических соединений. Превращение веществ. | 2 | 3 | |
Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система химического элемента Д.И.Менделеева. | Содержание учебного материала (4ч) | ||
Периодический закон Д.И.Менделеева, периодическая система. Строение атома. Описание характерных свойств элемента и его соединений исходя из положения его в периодической системе. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням. Составление электронных формул и графических схем строения электронных слоев атомов. Научный и гражданский подвиг Д.И.Менделеева. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся №2. Составление электронных электрографических формул атомов Х.Э. | 2 | 3 | |
Тема 1.3 Химическая связь. | Содержание учебного материала (4ч) | ||
Условия образования химической связи. Ионная, полярная и неполярная ковалентные связи. Заряд ионов, понятие степени окисления. Кристаллические решетки с различным типом химической связи. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся №3 Сообщение: Металлическая связь. Водородная связь. | 2 | 3 | |
Тема 1.4. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала (14ч) | ||
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с полярной ковалентной и ионной связью. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакции ионного обмена до конца. Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Гидролиз солей. | 2 | 1 | |
Электролиз. Составление схем электролиза. Концентрация растворов. Ряд напряжений. Процессы, протекающие на катоде и аноде. Растворы с определенной массовой долей растворенного вещества. | 2 | 1 | |
Окислительно-восстановительные реакции. Подбор коэффициентов. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №2 Составление уравнений Р.И.О. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №1 Обменные реакции в растворах электролитов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №4. Составление уравнений гидролиза солей. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 5. Составление схем электролиза. | 2 | 3 | |
Тема 1.5. Химия металлов | Содержание учебного материала (6ч) | ||
Применять понятия: кристаллические решетки металлов, электрохимический ряд напряжений металлов; выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных металлов и их важнейших соединений. Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Физические и химические свойства металлов. Оксиды и Гидроксиды металлов. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика простых веществ и их соединений: натрий, кальций, алюминий. Природные соединения металлов 1-й группы главных подгрупп и их применение. Металлы побочных подгрупп (хром, марганец, железо). Свойства химических элементов. Характеристика важнейших соединений хрома, марганца, железа. Их участие в окислительно-восстановительных реакциях. Важнейшие сплавы железа, чугун, сталь. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №2. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома и марганца. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №6. Реферат: Металлы главных подгрупп. Металлы побочных подгрупп (по выбору) | 2 | 3 | |
Тема 1.6. Химия неметаллов | Содержание учебного материала (8ч) | ||
Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Характеристика соединений неметаллов: оксидов, гидроксидов, водородных соединений. Кислород содержащие кислоты. Подгруппа галогенов. Свойства и применение галогенов и их соединений. Распознавание галогенов. Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов и их соединений подгруппы кислорода. Оксиды серы. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №3. Получение оксида углерода(IV). Свойства карбонатов. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №3. Генетическая связь неорганических соединений. Решение задач. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №7. Составление кроссворда на тему «Неорганические вещества». | 2 | 3 | |
Тема 1.6. Контрольная работа | Содержание учебного материала (2ч) | ||
Итоговая контрольная работа за I семестр | 2 | 2 | |
Раздел 2. | Органическая химия (73ч) | ||
Тема 2.1. Введение. Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. | Содержание учебного материала (4ч) | ||
Введение. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Ее основные положения. Зависимость свойств органических веществ от химического строения, понятие углеводородов. Структурные формулы. Изомерия. Особенность электронного строения атома углерода. Причины многообразия органических соединений. Классификация органических соединений. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся №8. Доклад «Классификация органических соединений» | 2 | 3 | |
Тема 2.2. Предельные углеводороды | Содержание учебного материала (12ч) |
| |
Предельные углеводороды, общая формула состава, гомологическая разность, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp " гибридизации. Понятие углеводородного радикала. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез Углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания. Метан, свойства, применение. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №4. Составление структурных формул изомеров алканов. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №4. Определение углерода, водорода в органических соединениях | 2 | 2 | |
Практическое занятие №5. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №9. Моделирование алканов. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся №10. Решение задач. | 2 | 3 | |
Тема 2.3. Непредельные углеводороды | Содержание учебного материала (10ч) | ||
Алкены. Общая формула алкенов. Этилен. Его структурная формула. Электронное строение. Виды связи и sp " гибридизация атомов углерода. Гомологический ряд этиленов. Систематическая номенклатура. Получение алкенов. Химические свойства алкенов: реакция ионного присоединения (взаимодействие с галогенами, галогеноводородами, водородом, водой). Объяснение правила Марковникова с позиций электронного строения реагирующих веществ. Окисление алкенов перманганатом калия. Горение. Полимеризация. Понятия: мономер, полимер, степень полимеризации. Свойства полиэтилена. Применение этиленовых углеводородов. Диеновые углеводороды (углеводороды с двумя двойными связями). Понятие о диеновых углеводородах; их общая формула; систематическая номенклатура; виды изомерии. Сопряжение системы с открытой цепью (на примере бутадиена 1,3). Особенности электронного строения углеводородов с сопряженными двойными связями. Химические свойства диенов в сравнении с алкенами. Склонность диенов к реакции присоединения по месту 1,4. Окисление перманганатом калия. Полимеризация бутадиена 1,3 и изопропена. Природный и синтетический каучуки, их применение. | 2 | 1 | |
Алкины. Ацетилен. Его структурная и электронная формулы; sp гибридизация углеродного атома. Гомологический ряд ацетилена. Общая формула алкинов. Виды структурной изомерии. Систематическая номенклатура алкинов. Химические свойства. Реакции ионного присоединения. Реакции замещения водорода при углероде с тройной связью на металл (образование ацетиленидов). Реакция полимеризации. Окисление перманганатом калия. Получение и применение ацетилена. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №5. Получение этилена, ацетилена и изучение их свойств. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №11. Генетическая связь по теме: Непредельные УВ. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся №12. Составление уравнений: Генетическая связь превращения У.В. | 2 | 3 | |
Тема 2.4. Ароматические У.В. | Содержание учебного материала (2ч) |
| |
Бензол. Структурная формула. Тип гибридизации атомов углерода в бензольномкольце (sp " гибридизации). Понятие об электронном строении бензола как сопряженной системы с замкнутой цепью. Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола. Характерные реакции ионного замещения (бромирование, нитрование). Условия их проведения. Особенность протекания реакций присоединения водорода и хлора. Отношение бензола и его гомолога толуола к окислению перманганатом калия. Горение бензола. Строение, свойства стирола. Полимеризация стирола. | 2 | 1 | |
Тема 2.5. Спирты. Фенолы. | Содержание учебного материала (10ч) | ||
Спирты. Строение предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа спиртов (гидроксогруппа), ее электронное строение. Гомологический ряд спиртов. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положение функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура. Основные способы получения спиртов: гидратация алкенов, взаимодействие галогенопроизводных углеводородов со щелочью; восстановление альдегидов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов. Метанол и этанол. Их применение и промышленный синтез. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека. Генетическая связь между углеводородами и спиртами. | 2 | 1 | |
Многоатомные спирты, их строение. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты - взаимодействие с гидроксидом меди (II). Применение этиленгликоля и глицерина. Фенолы. Определение класса фенолов. Их строение. Функциональная группа - ОН; взаимодействие с натрием, со щелочами. Качественная реакция на фенолы - взаимодействие с хлоридом железа (Ш). Реакции на ароматическое кольцо: галогенирование и нитрование. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №6. Изучение свойств спиртов и фенолов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №13. Сообщение: "О вреде алкоголя". | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся №14. Составление уравнений: Генетическая связь между УВ. | 2 | 3 | |
Тема 2.6. Альдегиды. Кетоны. | Содержание учебного материала (6ч) | ||
Определение класса альдегидов. Их функциональная группа. Общая формула, гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура. Получение и свойства альдегидов. Реакции ионного присоединения по карбонильной группе (взаимодействие с водородом, водой, спиртом, аммиачным раствором оксида серебра). Реакции окисления альдегидной группы - взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II) -качественные реакции на альдегиды. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале. Формальдегид. Полимеризация. Понятие о классе кетонов. Их функциональная группа. Сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов. Ацетон. Применение карбонильных соединений. Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №7. Получение уксусного альдегида, изучение свойств альдегидов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №15. Сообщения: Токсичность действия альдегидов и кетонов на живые организмы. | 2 | 3 | |
Тема 2.7. Карбоновые кислоты | Содержание учебного материала (6ч) |
| |
Определение класса карбоновых кислот. Их функциональная группа. Электронное строение карбоксильной группы и углеводородного радикала. Общая формула и гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия карбоновых кислот. Систематическая номенклатура. Получение и физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции с участием гидроксила карбоксильной группы (взаимодействие со спиртами) - получение сложных эфиров. Реакции замещения водорода в углеводородном радикале (галогенирование) карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. Особенность химических свойств муравьиной кислоты, реакция «серебряного зеркала». Олеиновая кислота как представитель непредельных одноосновных карбоновых кислот. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №6. Превращение органических веществ. Расчетные задачи. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №8 Получение уксусной кислоты и изучение свойства карбоновых кислот. | 2 | 2 | |
|
| ||
Тема 2.8. Сложные эфиры. Жиры. | Содержание учебного материала (3ч) |
| |
Строение сложных эфиров (общая формула). Реакции этерификации. Обратимость реакции этерификации. Кислотный и щелочной гидролиз сложных эфиров. Их применение в народном хозяйстве, роль в природе. Жиры и их свойства. Высшие карбоновые кислоты, входящие в состав природных жиров (пальмитиновая, олеиновая, стеариновая). Физические и химические свойства жиров: гидролиз жиров; их окисление; гидрирование жидких жиров. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся №16. Доклад: Мыла. Мыла как соли высших карбоновых кислот и их производных. Понятие о синтетических моющих средствах. | 1 | 3 | |
|
| ||
Тема 2.9. Углеводы | Содержание учебного материала (6ч) | ||
Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изометрии моносахаридов. Изображение формулы D- глюкозы. Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты). Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Значение глюкозы и ее производных для человека. Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине «С» (аскорбиновая кислота). Фруктоза - структурный изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы. Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II), гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся №17. Составление уравнений: Генетическая связь между органическими соединениями. | 2 | 3 | |
2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся №18. Исследовательская работа: Качественное определение крахмала. | |||
Тема 2.10. Азотсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала (4ч) |
| |
Амины. Классификация. Изомерия и номенклатура аминов. Основные свойства аминов. Взаимодействие их с водой и кислотами. Сравнение основных свойств метиламина и деметиламина. Ароматические амины. Анилин. Его строение. Физические и химические свойства первичных ароматических аминов на примере анилина. Сравнение основных свойств алифатических и ароматических аминов. Значение анилина в органическом синтезе. Производство красителей, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. Понятие об аминокислотах. L- Аминокислоты. Их значение в природе. Название аминокислот. Виды изомерии. Физические и химические свойства аминокислот. Понятие о биполярном ионе; амфотерность аминокислот взаимодействие с кислотами и со щелочами 4 образование пептидов. | 2
| 1
| |
Белки как биополимеры аминокислот. Представление об аминокислотах, входящих в состав природных белков. Полипептидная теория строения белков. Строение пептидной группировки. Условия проведения гидролиза белков. Биологические функции белков. Ферменты. Специфичность их действия. Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства. Применение ферментов для лечения болезней. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся №19. Доклад: « Азотсодержащие органические соединения» (по выбору) | 2 | 3 | |
Тема 2.11. Синтез высокомолекулярных веществ | Содержание учебного материала (6ч) | ||
Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений - реакции полимеризации и поликонденсации. Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна; полиэфирные (лавсан) и полиамидные (капрон). Роль химии в создании новых материалов, практическое использование полимеров и возникновение экологической проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. Будущее полимерных материалов. Необходимость создания полимеров, располагающихся в естественных условиях и не загрязняющих окружающую среду. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №9. Свойства углеводов. Свойства термопластичных полимеров. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №20. Составление кроссворда на тему «Органические вещества». | 2 | 3 | |
Тема 2.12. Контрольная работа | Содержание учебного материала (2ч) | ||
Итоговая контрольная работа за 2 семестр. | 2 | 2 | |
Всего: | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
_Химия
Оборудование учебного кабинета: учебники, комплект учебно-методических пособий, компьютер, видеопроектор._
Технические средства обучения: _мультимедийная установка, компьютеры__
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Ю.М.Ерохин. Химия. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- О.С.Габриелян. Химия. М.: Дрофа,2008.
- Ю.М. Ерохин, В.И.Фролов. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом). М.: Высшая школа, 2007.
Дополнительные источники:
- Л.А.Цветков. Органическая химия. М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. М.: Просвещение, 2007.
- Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин. Химия. М.: Экзамен: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2010.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
Знать:
| Текущий контроль в форме: - отчеты лабораторных работ; - практические работы; -контрольная работа; -самостоятельные работы; Текущий контроль в форме: - тестирования по темам дисциплины; - устный опрос; - доклада по реферату или сообщению; -химические диктанты; |