Научные знания и изобретения древних китайцев. Храм.
Методическая разработка урока истории для 5 класса на тему: "Научные знания и изобретения древних китайцев. Храм."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goltseva_i.s._ioz-221._konspekt_kitay.docx | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 5 классе
Тема: Научные знания и изобретения древних китайцев. Храм. | Тип: усвоение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Дата урока: | |||
Цель урока - познакомить учащихся с важнейшими изобретениями и открытиями Древнего Китая, оценить вклад Древнего Китая в сокровищницу мировой культуры. Задачи урока Образовательные:
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, монологическую речь, историческое мышление. Воспитательные: воспитывать интерес к истории Древнего Китая, уважение к труду и культуре древних людей. | |||
Планируемые результаты: | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. | |
Межпредметные связи: география, история, МХК, философия | |||
Ресурсы урока: Учебник: Вигасин А.А.: Учебник по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс. – М., 2015. – 303 с. рабочая тетрадь, доска, мел проектор, презентация | |||
План урока: I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. II. Актуализация знаний (Мотивационно-целевой этап). Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках. III. Изучение нового материала. Физкультминутка. IV. Закрепление изученного материала. V. Подведение итогов урока. Домашнее задание. |
Ход урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих.
- Актуализация знаний (Мотивационно-целевой этап). Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.
У вас на парте приготовлены листы с заданием. (Или возможно показать на проекторе)
Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным)
Задание (Слайд 2)
Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным)
Сведения | Древняя Индия | Древний Китай |
1. Возникновение буддизма | ||
2. Объединение страны в 3 в. до н.э. | ||
3. Великий шелковый путь | ||
4.Искусство каллиграфии | ||
5. Деление общества на варны | ||
6. Уважение старших – основное правило жизни | ||
7. Выращивание риса | ||
8.Возведение пограничной стены | ||
9.Изобретение пороха | ||
10. Изобретение хлопчатобумажных тканей | ||
11.Изобретение шелка | ||
12.Индуизм | ||
13.Кофуцианство | ||
14.Придуманы цифры и шахматы | ||
15.Иероглифы |
Выявление места и причины затруднения выполнения задания
1.Вы справились с заданием?
2.С какой частью работы вы легко справились?
3.Где возникли затруднения?
4.Что необходимо для выполнения задания?
Правильные ответы: (Слайд 3)
Сведения | Древняя Индия | Древний Китай |
1. Возникновение буддизма | + | - |
2. Объединение страны в 3 в. до н.э. | - | + |
3. Великий шелковый путь | - | + |
4.Искусство каллиграфии | - | + |
5. Деление общества на варны | + | - |
6. Уважение старших – основное правило жизни | + | - |
7. Выращивание риса | - | + |
8.Возведение пограничной стены | - | + |
9.Изобретение пороха | - | + |
10. Изобретение хлопчатобумажных тканей | + | - |
11.Изобретение шелка | + | |
12.Индуизм | + | |
13.Кофуцианство | + | |
14.Придуманы цифры и шахматы | + | |
15.Иероглифы | + |
Опрос по раннее изученному материалу.
- С историей какого государства мы с вами познакомились на прошлом уроке? (ответ Мы познакомились с историей Индии).
- Перед тем как переходить к новой теме мы должны вспомнить ранее изученное.
Ответ у доски:_____________________
- Расскажите о Древней Индии, когда началось заселение этой территории
- Изучение нового материала. Физкультминутка.
- Сегодня мы вместе с Вами продолжаем наше увлекательное путешествие по истории древнего мира, знакомимся с людьми древних стран.
Работают с иллюстрацией. Фронтальный опрос. (Показ презентации)
(Слайд 4)
1) Перед вами ряд иллюстраций. Давайте попробуем определить, о какой стране идет речь? (Ответы учеников)
2) С какой иллюстрацией возникли затруднения? Почему? (Ответы учеников)
3) Почему вы легко справились с изображением Великой Китайской стены? (Ответы учеников)
4) Скажите, о народе, какой удивительной страны мы с вами сегодня будем говорить? (Ответ: Китай)
5) А что вы уже знаете о Китае? (Ответы учеников)
Рассказ учителя. (Слайды 5,6,7)
Китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
- Какую тему мы сегодня будем изучать?
Ученики предлагают тему урока «Древний Китай»
- Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать? (Слайд 8)
На слайде тема: «Научные знания и изобретения древних китайцев.»
Цель нашего урока — оценить вклад китайского народа в мировую цивилизацию.
Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий.
Составляем план: (Слайд 8)
1. Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.
2. Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?
3. Китайский мудрец Конфуций
4. Письменность Древнего Китая
5. Изобретения и открытия древних китайцев.
Проблемное объяснение нового знания
- Предлагаю вам разделиться на такое количество групп, сколько пунктов в плане, потом в ходе рассказа каждой группы сделать краткие записи в тетради.
Работа по учебнику (5-7 мин.) по ходу ответов учитель добавляет, показывает слайды, видео (слайды 9, 10, 11, 12).
Работа в группах
1 группа: Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.
2 группа: Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?
3 группа: Письменность Древнего Китая
4 группа: Изобретения и открытия древних китайцев.
После групповой работы – Физминутка.
Кинезиологические упражнения, которые направлены на улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.
- Домик. Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
- Циркачи. Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.
- Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.
- Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.
В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, даты на доске, а каждый ученик делает краткие записи.
Ответы групп. Работа по карте.
Группа 1. Географическое положение Китая. (Слайд 9)
Для решения первой учебной задачи нам понадобится карта.
- Опишите, где находится Китай? (Китай это Восточная Азия). Ученик показывает на карте, остальные на местах работают в своей тетради.
- С какими древними государствами он граничит?
- Какими морями омывается Китай? (Китай омывается водами трех морей
– Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского, являющимися окраинными морями Тихого океана. Реки, которые протекают по этой территории Хуанхе и Яндцы. (Дети подписывают и обводят Китай на карте.)
- Какие реки протекают на территории Древнего Китая?
Древнейшие государства в Китае возникли на берегах реки Хуанхэ в период бронзы. В VIвеке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек. (Ученики подписывают р.Хуанхэ и Янцзы).
Группа 2. Государственной управление. (Слайд 10)
Давайте посмотрим внимательно на карту Древнего Китая.
Одинаковым ли цветом окрашена территория. Это говорит о том, что Китай представлял собой совокупность разных царств.
- Как вы думаете, это хорошо, что Китай представляет собой разные царства, или не очень. Почему? (Царства могут между собой воевать).
- Почему требовалось объединение Китая?
Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их культурным и хозяйственным связи. Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов.
Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны.
В VI веке до н.э мудрец по имени Конфуций призывал китайцев человечности и уважению старших. Впоследствии его учение стало очень популярным и было назвал конфуцианством.
Конфуцианство – учение о добродетели. (запись в исторический словарь) (Слайд 11)
Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие.
Чтобы защитить себя от врагов нужно было не только объединиться.
- Что ещё поможет государству защитить себя от врагов? (сильная армия)
И такая армия была создана.
Одним из крупных царств было царство - Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организована многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина.
В 221 году до н.э., после 17 лет не прерывных войн, правитель Цинь разгромил своих противников и объединил весь Китай. Он стал называть себя Цинь Шихуан, что значит «первый властелин Цинь» Император Китая. (на слайде портрет императора)
Записываем в словарь определение (Слайд 11)
Император - ( лат. imperātor «властитель», «военачальник», «полководец»)
По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковоенаписание иероглифов. Цинь Шихуана люто ненавидела многочисленная знать покорённых царств. Тогда он приказал переселить более 100 тысяч знатных семей в новую столицу — Саньян. Всех, кто выражал недовольство, казнили, а их родственников обратили в рабство. Вместо старой знати, передававшей свои должности по наследству, Цинь Шихуан возвысил чиновников, полностью зависевших от него.
На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком.
Император Цинь Шихуана известен, не только объединение страны.
Что же археологи обнаружили, вы узнаете, прослушав сообщение ученицы ….
Сообщение ученицы. Что же археологи обнаружили? (В гробнице обнаружили: тысяч глиняных статуй конных и пеших воинов в полном вооружении. Непобедимая армия Цинь Шихуана должна была охранять его и после смерти.)
И это ещё не всё!
Чтобы защитить государство император создал необычное сооружение и это была …… стена!!!
Это самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками.
Шли на север армии рабов,
Шло в неволю множество людей,
Был повсюду слышен свист кнутов,
Был повсюду слышен визг бичей!
По утесам голым и немым
В зной и холод люди шли и шли,
Было велено построить им
Стену в десять тысяч долгих ли...
Умирали, гибли не от стрел,
Не в бою за близких и родных,
Беглецам же был один удел —
Замуровывали в стену их...
«Плач Мэн Цзяннюй у Великой стены» (фрагмент)
- Вы хотите узнать об этом грандиозном сооружении?
Сообщение ученицы «Великая Китайская Стена» (Слайд 12)
Фронтальный опрос на основе прослушанного материала
1. Какова протяженность укрепления?
2. Сколько метров высота стены?
3. Каким способом китайские воины передавали сигнал об опасности?
4.Сколько всадников и пеших воинов могло пройти по стене вряд?
Вывод: Великую китайскую стену называют ещё и "восьмым чудом света". Этот шедевр архитектуры таит в себе множество загадок. Кто знает, может кто- нибудь из вас отгадает загадку Китайской стены….
Группа 3. (Слайд 13)
Производство бумаги было также тяжелым и трудным
(Слайд 14) В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали.
(Слайд 15) До изобретения бумаги китайцы использовали бамбук, писали на нем книги.
- Посмотрите, на рисунок и попытайтесь составить рассказ о том «как создавались бамбуковые книги»?
На одной дощечке бамбука не уместится ни одно научное сочинение, поэма или описание военного похода. Их записывали на нескольких дощечках и писали только столбиком.
(Слайд 16) Китайские иероглифы. Китайское письмо возникло из рисунков. Рисунки назывались иероглифами. Китайский иероглиф обозначал целое слово.
До сих пор не известно точно, когда именно возникли китайские иероглифы. Есть сведения, что это произошло во времена династии Инь (1401-1122 гг. до н.э.) Есть предание, что китайские иероглифы изобрел историограф небесного императора Хуанди по имени Цан Цзе в 4 тыс. до н.э. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука. Бамбук – растение с длинными отвердевшими стeблями, которые расщепляли, получая полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели древнейшие китайские книги.
Во 2 веке китайцы изобрели бумагу. Бумага до сих пор является лучшим материалом для письма.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Запомнить их было трудно. Обучение чтению и письму занимало многие годы. Учащимся приходилось сдавать много экзаменов, особенно тем, кто хотел занять должность чиновника. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии – красивого написания иероглифов.
- А сейчас давайте поговорим об изобретениях древних китайцев.
- Давайте подумаем, чем могли заниматься древние китайцы, если они жили по берегам рек?
Группа 4. Изобретения китайцев. (Слайд 17)
Ни один наш день, не проходит без огромного количества изобретений, созданных много тысячелетий назад. Мы настолько заняты повседневными делами, что в суете не задумываемся о том, что этого могло и не существовать.
Давайте познакомимся с изобретениями древних китайцев. А поможет нам вот эта китайская коробочка.
Существует легенда, что однажды, когда китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца, с ветки тутового дерева, что красиво свисала тут же, в чашку неожиданно упал кокон бабочки. Острым, накрашенным, длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех давних пор прошло уже более пяти тысяч лет.
(Что же такое обнаружила императрица - ответ шелк)
Из паутинных мешочков (коконов), которые создают шелковичные черви, китайцы научились изготовлять шёлк, красивую и прочную ткань, которая высоко ценилась во всём древнем мире. Главный торговый путь через Азию, начинавшийся на севере Китая под защитой Великой Китайской стены, получил название Великий шёлковый путь.
В конце I тысячелетия до н.э. в Китае появилось другое замечательное изобретение — бумага. Её изготовляли из волокон бамбука, коры деревьев и тряпья. Их превращали в кашицу и заполняли ими специальную рамку с сетчатым дном. Форму встряхивали, при этом волокна переплетались, а лишняя вода стекала. Полученный лист бумаги сушили и прессовали. Так же Китайцам принадлежит немало выдающихся изобретений. Это компас, фарфор, порох и многое другое. Китайцы первыми в мире стали выращивать чай. Китайцы изобрели первыми бумажные деньги.
(Слайд 18) Изобретение компаса. В 1110 году до н.э. послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой вперед рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам.
- Куда указывала путешественникам эта фигурка?
- Как мы называем этот прибор сегодня?
Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
Мы познакомились не со всеми изобретениями древних китайцев: им принадлежат изобретения пороха и фейерверка, лака, иглоукалывание, рис с палочки для еды, зонт, сейсмограф. (Слайды 19,20,21)
- Закрепление изученного материала. (Слайд 22)
- Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство?
- Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.
- Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане?
Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.
- Какой вклад в мировую культуру внесли китайцы?
- Какими изобретениями мы пользуемся сегодня?
- Главное - что сегодняшний урок принёс для меня?
- Оцените работу всего класса и свою собственную, воспользовавшись смайликами. (Ребята дают оценку своим знаниям.)
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (Слайд 23)
Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок.
Заключительное слово учителя (выставление оценок за работу на уроке, разъяснение домашнего задания)
Домашнее задание: § 24. Ответить на вопрос 1,2 с. 63.
- Мне нравится (1)