Культура Древней Руси IX - начало XI века
Конспект урока на тему: " Культура Древней Руси IX - начало XI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goltseva_i.s._kultura_drevney_rusi_9-11_vv.docx | 70.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Культура Древней Руси IX - начало XI века»
Цели урока:
Образовательные: достижение познавательных результатов: осуществление поиска необходимой информации из документальных источников, формирование на основе фактов древнерусской истории представлений о развитии культуры Древней Руси. Формирование представлений о самобытном характере древнерусской культуры, определить факторы, повлиявшие на ее развитие; знакомство учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры.
Развивающие: развитие навыков работы с текстом, навыков анализа и систематизации информации, организация самостоятельной деятельности, развитие критического и логического мышления. Развитие умения давать описания памятников культуры на основе иллюстраций, развивать речь, умение выделять главное
Воспитательные:формирование системы знаний, умений, развития интеллекта, абстрактного мышления, памяти и характера; формирование исторического мышления. Способствовать формированию взаимоуважения, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе.
Планируемые результаты
- Предметные:
1.1 сформировать представления древнерусской культуре;
1.2 выяснить причины возникновения письменности и иконописи;
1.3 дать представление о развитии культуры (письменности, литературы) в Древней Руси;
1.4 продолжить формирование умения анализировать исторические явления на примере памятников древнерусской культуры;
1.5 сформировать понимание понятий: фреска, скань, мозайка, зерчь, скань.
- Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл термина, извлекать информацию в соответствии с целью, создавать творческий продукт,
продолжить формирование умения устанавливать причинно- следственные связи на примере процесса возникновения письменности
продолжить формирование умения работать с исторической картой, учебником, историческим документом.
Регулятивные: определять лично значимую цель в рамках учебной темы, устанавливать последовательность действий по выполнению задания, адекватно оценивать действия по выполнению задания, планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности.
Коммуникативные: отвечать на поставленные вопросы, участвовать в диалоге, объяснять свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Личностные:
- Формирование мотивации к обучению.
- Возможность повышения самооценки ученика за счет положительной оценки его деятельности в группе.
- Формирование толерантности.
- Осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес, положительное отношение к процессу обучения, проявлять творчество при выполнении заданий.
Формы работы учащихся на уроке: Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия: береста, миниатюра, фреска, икона, скань, зернь.
Средства обучения:
- Персональный компьютер
- Видеопроектор
- Экран
- Учебник: История России. 6 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.
- Репродукции
- Презентация «Культура Древней Руси IX - начало XII века»
- Фильм «История Государства Российского: Киево-Печерский монастырь», проектор, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок с использованием личностно-ориентированных технологий
Формы работы учащихся на уроке:групповая, фронтальная, индивидуальная, рефлексия.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Опрос (10 мин)
- Объяснение нового материала (20 мин)
- Подведение итогов (2 мин)
- Рефлексия (5 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Опрос
Учитель: 1. Почему время правления Ярослава Мудрого определяется как расцвет Древнерусского государства?
2. Можно ли считать, что Ярослав Мудрый продолжил политику своего отца?
3. Дайте определение понятие «вотчина».
4. Назовите категории зависимого населения, согласно «Русской правде».
Учащиеся отвечают устно на вопросы, если необходимо, дополняют друг друга.
Учитель: Перед изучением новой темы повторим пройденное (на столах у учеников раздаточный материал). Ваша задача по документу определить событие и год.
1. «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь… И построили городок во имя старшего своего брата…» (Основание Киева. V век).
2. «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И пришли к славянам три брата …». (Призвание варягов. 862 г.)
3. «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей… И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. …и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «Мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей… И убили Аскольда и Дира…». (Объединение Киева и Новгорода Олегом. в 882 г. Образование Древнерусского государства).
4. «Неправо говорят волхвы, всё то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он... И было всех лет княжения его тридцать три». (Смерть Олега Вещего. 912 г.)
5.«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит»… И древляне, выйдя из города Искоростеня против […], убили […] и дружину его…» (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)
6. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг», - сказал Владимир. На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…». (Крещение киевлян. 988 г.)
3 этап. Объяснение нового материала
Эмоциональный настрой.
Учитель: Чтение эпиграфа "О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты.… Всем ты преисполнена, земля Русская...".
Учитель: Чем украшена Русская земля? Устное народное творчество, литературные произведения, архитектура, ювелирные изделия, которые создавались в русских землях. До сих пор мы восхищаемся ими! Это истоки, нашей, русской культуры. И сегодня мы будем говорить о древнерусской культуре. Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока.
Учитель: Какое слово является основным в теме?
Учитель: Какие ассоциации у вас вызывает слово «культура»? Можно ли из всех этих слов составить определение понятию «культура»? Нет.
Сам термин культура происходит от латинского слова "culture", что в переводе означал "возделывание земли, позднее — воспитание". Этот термин имеет огромное количество значений. Создать определение понятия «культура» поможет вам игра «Словесная мозаика»
Соберите из слов определение и запишите в тетрадь (карточки со словами: духовных, и, совокупность, благ, материальных, обществом, созданных, дети складывают следующее определение: «Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом»).
Учитель: Запишите тему урока в тетрадях: «Культура Древней Руси в IX-XI вв.»
Учащиеся записывают тему и план урока для изучения нового материала.
План урока (на удоске)
1. Особенности культуры Древней Руси.
2. Возникновение письменности.
3. Литература.
4. Архитектура.
Учитель:
1. Особенности культуры Древней Руси.
Культура народа является частью его истории, ее становление и развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление страны.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности.
Особенности:
1.Основой Древнерусской культуры стало богатое культурное наследие восточных славян.
2. Древнерусская культура впитала в себя достижения окружавших Русь народов.(хазар, булгар, печенегов, половцев, угро-финнов, балтов).
3. Велико влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства.
4. Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, и культурой христианской.
5. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм (любовь к Родине, преданность своему народу).
Учитель учащимся предлагает вспомнить: как Ярослав Мудрый относился к книгам и за что он получил свое прозвище.
2. Возникновение письменности.
Основой любой древней культуры является письменность. Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности и грамотности. Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации. Об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нем написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ. Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, в X веке проникла на Русь. Первоначально книги писали на пергаменте – выделанная телячья кожа. Ярким примером широкого распространения грамотности явились берестяные грамоты.
Учитель учащимся предлагает ответить на вопрос: как вы думаете, почему «Повесть временных лет» называют первоисточником?
3. Литература.
Первоначально на Руси получила распространение иностранная переводная литература: библейские тексты, апокрифы – предания о героях библейской истории. Появляются первые русские летописи. Летопись является ценным источником для изучения прошлого. Важное место занимает «Повесть временных лет» Нестора. В первых строках летописи Нестор поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, откуда Русская земля стала есть?»
Летописец повествует о становлении Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей об отношении с другими государствами и народами.
Уучащимся предлагается посмотреть фильм «История государства Российского: Киево-Печерский монастырь» (3 мин)
4. Архитектура
Русь долгие годы была страной деревянной. Если деревянная архитектура относится к Руст языческой, то каменная связана с Русью христианской.
Если первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были построены в к. X в. греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций. В XI в. выросли Софийские соборы и в других городах – Новгороде, Полоцке.
Внутреннее убранство храмов составляли иконы, фрески, мозаики. Икона – изображение ликов святых.
Фреска – роспись по сырой штукатурке. Мозаика – составление рисунка из кусочков стекла.
4 этап. Подведение итогов:
Учитель: Что мы сегодня узнали на уроке?
Учитель: Какие особенности Древнерусской культуры вы можете назвать?
5 этап. Рефлексия:
Учащимся предлагается, проанализировав свою работу на уроке, продолжить решить кроссворд.
1)Какой собор является самый замечательным в Новгороде.(Софийский).
2)Как называют мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения.(ювелир).
3)Как называется картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.(мозаика).
4)Былинный герой который рассудительный и справедливый.(добрыня).
5)Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и … (мефодий).
6)Как зовут пахаря-земледельца. (микула).
7)Вместо бумаги пользовались березовой корой. (береста).
8)Былинный герой бесстрашный и могучий воин.(илья).
9)Художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.(миниатюра).
10)Древнейшая дошедшая до нас летопись «повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря … (нестер).
11)Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурки. (фреска).
12)Былинный герой веселый и сметливый. (алеша)
6 этап. Домашнее задание:
§ 10. Культура Древней Руси IX - начало XII века.
- Мне нравится (1)