Эссе «Что можно заимствовать из зарубежных систем школьного исторического образования»
Предварительный просмотр:
Что можно заимствовать из зарубежных систем школьного исторического образования
Зарубежные системы школьного исторического образования, как свидетельствуют несколько масштабных исследований, основанных на опросах школьников и учителей в разных странах, основываются на активном обучении. Под этим подразумеваются и походы в музеи, и ролевые игры, и различные проекты.
При этом школьники, например, европейские мало ориентированы на то, что история как наука, пригодится им в жизни. Что, в целом, схоже с позицией и российских учеников.
Мне бы хотелось остановиться подробнее в данном эссе на том, что хотелось бы привнести в российскую систему школьного исторического образования. Пожалуй, начну с очевидного и первого, что приходит на ум – это походы в музеи[1]. Здесь мы можем вспомнить и классические походы в музей классов, что явление нередкое, но, к сожалению, редко информативное для скучающих школьников на экскурсии, которая часто сложна для их восприятия и по временным рамкам не отвечает уровню сохраняющейся концентрации школьников, а можем пойти чуть дальше и поговорить об «уроке в музее» и «музейном уроке».
Туминская О. А. в статье «Урок в музее и музейный урок»[2] пишет о разности этих определений. Урок в музее – явление единичное, разовое, это подобие урока, когда учитель общается с учениками на заданную тему, схожую с тематикой музейной экспозиции; а вот музейный урок – явление более масштабного характера. «Музейный урок — это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки, с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. На музейных уроках используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность»[3]. Описание подобного опыта не встречалось мне даже в материалах, статьях, посвященных зарубежному опыту преподавания истории.
Совместив практику зарубежных «активных» уроков и замечательное нововведение, как мне кажется, можно получить прекрасный результат.
Еще одним отличием в методике преподавания истории, почерпнутым из обработки опросных материалов Битюковым К. О.[4], является заточенность российских школьников на знание хронологии. Действительно, для сдачи ЕГЭ необходимо точно знать обширный ряд дат, при этом ассоциативные ряды. последователь и причинно-следственные связи оказываются «в убытке».
Леонид Александрович Кацва, российский историк, автор учебников и пособий по истории России, в одном из своих интервью приводил пример: «В английском опыте преподавания истории есть свои достоинства и недостатки. Давайте сначала о достоинствах. Например, английские учителя мастерски работают с иллюстративным материалом. То есть из иллюстрации — чаще из дидактического рисунка — они могут вытащить столько информации, сколько мне не придет в голову. Но это чаще всего именно дидактический рисунок — он специально создан для учебных целей»[5].
Нельзя с ним не согласиться и не признать, что это действительно было бы нужным и важным заимствованием из опыта преподавания истории в зарубежных странах.
Литература и источники:
Битюков К. О., Ерохина М. С. Историческое образование в школах Европы /К. О. Битюков, М. С. Ерохина // Метаморфозы истории. – 2002. – № 2. – С. 293-304.
Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому. 4 февраля, 2023. Анна Данилова, Леонид Кацва. – Электронный ресурс. – URL: https://www.pravmir.ru/rebenok-opuh-ot-dat-a-istoriyu-ne-znaet-uchitel-leonid-kaczva-o-tom-kak-uchit-ee-po-drugomu/ (дата обращения: 12.04.2024)
Реймер М. В., Штрекер Н. Ю. Изучение проблемы исторического образования в современной зарубежной школе /М. В. Реймер, Н. Ю. Штрекер // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – С. 258-262.
Туминская О. А. Урок в музее и музейный урок /О. А. Туминская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2020. – №195. – С. 103-108.
[1] Реймер М. В., Штрекер Н. Ю. Изучение проблемы исторического образования в современной зарубежной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 258.
[2] Туминская О. А. Урок в музее и музейный урок // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. №195. С. 103-104.
[3] Туминская О. А. Урок в музее и музейный урок // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. №195. С. 106.
[4] Битюков К. О., Ерохина М. С. Историческое образование в школах Европы // Метаморфозы истории. 2002. № 2. С. 293-304.
[5] Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому. 4 февраля, 2023. Анна Данилова, Леонид Кацва. – Электронный ресурс. – URL: https://www.pravmir.ru/rebenok-opuh-ot-dat-a-istoriyu-ne-znaet-uchitel-leonid-kaczva-o-tom-kak-uchit-ee-po-drugomu/ (дата обращения: 12.04.2024)