Развитие духовного образования в Крыму в конце ХІХ – начале ХХ столетия.

Парамонова Лада Анатольевна

В статье описывается развитие духовного образования в Крыму в конце 19 - начале 20 столетия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                               УДК 908

Парамонова Л. А.,

учитель православной культуры

МБОУ «СОШ № 22 им. воина-афганца С. Бережного»

Развитие духовного образования в Крыму в конце ХІХ – начале ХХ столетия.

Среди основных проблем исторической науки важное место занимает вопрос о развитии духовной культуры и образования в Крыму в конце ХІХ – начале ХХ столетия.  Данный регион в определенное время имеет важные особенности, которые выделяют Крым в этом вопросе среди других регионов. Целью исследования является объединение нового подхода к пониманию развития духовных учебных заведений Таврической губернии, как историко  - педагогического явления. Соответственно к поставленной цели в статье решаются такие исследовательские задачи:

 - выявить предпосылки становления духовного образования в Крыму в конце ХІХ – начале ХХ столетия;

 - рассмотреть вопрос становления духовного образования в Таврической губернии (в пределах ХІХ – начале ХХ столетия).

Актуальность темы особенно возрастает в эпоху коренной переоценки взглядов и идеологий. Человечеству нужно задуматься над духовными ценностями жизни. Над развитием духовной культуры и образования, преимуществом духовных. Моральных и интеллектуальных интересов над материальными.

В 1721 году Петром І была проведена церковная реформа. Ликвидация патриаршества и введение Св. Синода привели к тому, что церковь стала частью государственной системы, которая подчинялась непосредственно царю. Церкви было поручено исполнение державных функций – запись актов гражданского состояния и образования. Именно для ликвидации безграмотности среди населения были сделаны начальные школы при приходах русской православной церкви. Переосмыслению подлежит точка зрения о том, что церковноприходские школы были сделаны только для насаждения религиозной среды среди населения.

Согласно с «Правилами церковноприходских школ» от 13 июня 1884 года церковноприходскими школами назывались начальные училища, которые открывались православным духовенством и имели цель «утверждать в народе православную веру и христианскую мораль, и сообщать первоначальные полезные знания» [1]. «Правила» были законодательной основой для усиленного внедрения этого типа школ в систему начального образования и предусматривали тесную связь церковноприходских школ с церковью. «Приходские школы, - указывалось в них, вместе с церковью должны прививать детям любовь к церкви и богослужению, чтобы посещение церкви и участие в богослужении становилось навыком и потребностью среди тех, кто обучается» [2].

Существовало два вида церковноприходских училищ: одноклассные начальные училища  -  с двухгодичным и двухклассные - с четырехгодичным сроком обучения. Продолжительность обучения  в одноклассных училищах была на один год меньше, чем в большинстве таких же школ других типов. В одноклассных училищах преподавались: Закон Божий, церковное пение, чтение церковных и общественных печатных сочинений, письмо, начальные основы арифметики[3]. В двухклассных школах, кроме этого, преподавались «начальные ведомости по истории церкви и Отечества». Пособия для учителей церковноприходских школ должны были быть утверждены синодом. Предпочтение предоставлялось учителям, которые получили образование в духовных учебных учреждениях.

Из «Правил» 1884 года церковноприходские школы были выведены из ведения училищных советов. С этого времени не только открытие, но и все руководство школами было прерогативой духовного ведомства. Общее руководство принадлежало синоду; заведование школами в епархии – архиерею и подлежащему ему епархиальному училищному совету. Епархии делились на училищные округи, в каждом из которых присмотр за школами возлагался на одного из  служителей,  который был назначен архиереем.

В Таврической губернии в конце ХІХ – начале ХХ столетия было много начальных и средних учебных учреждений.

По данным губернского статистического комитета в 1895 году в Таврии действовало 1028 различных учебных заведений, в которых обучалось 57472 человека [4].

В целом с 1028 учебных учреждений Таврической губернии больше 30% принадлежали различным духовным ведомствам.

Большое внимание государство уделяло учебным заведениям, которые подчинялись различным конфессиям.  В ведении православной церкви была духовная семинария, духовное училище, епархиальная женская гимназия, 208 церковноприходских и воскресные школы. При мечетях и синагогах действовали самостоятельные духовные учебные учреждения [5].

Все учебные учреждения Таврической губернии можем поделить на 4 группы. К первой группе относились государственные учебные учреждения – 3 мужских и 6 женских гимназий. 2 мужских и 2 женских прогимназии, реальное училище, учительский институт, 8 городских училищ, 16 одно – и двухклассных народных училищ Министерства Просвещения, 348 училищ. А также 11 вечерних классов для взрослых, которые действовали при училищных советах, 4 мореходных класса и 243 училища мореходного ведомства.

Вторую группу составляли 13 частных учебных заведения.

К третьей группе относились учебные учреждения: 14 татарских, 24 еврейских и 2 караимских училища.

К четвертой группе относились учебные заведения, которые подчинялись различным конфессиям.

В ведении православной церкви находилась духовная семинария, духовное училище, епархиальное женское училище, 208 церковно-приходских и 2 воскресные школы. При мечетях и синагогах действовали самостоятельные духовные учебные учреждения.

В целом с 1028 учебных учреждений Таврической губернии больше 30% принадлежали разным духовным ведомствам.

Данные статистического губернского комитета позволяют подвести итог о том, что в конце 19 столетия в Таврии действовала достаточно развитая сеть учебных заведений.

Уровень образования в приходских школах зависел от двух показателей. Во первых, от уровня образования священника, который исполнял функцию учителя, во вторых, от возможности церковной общины. Основной дисциплиной в приходской школе был Закон Божий. Эта дисциплина читалась приходским священником. Но, вместе с Законом Божим, он должен был обучить детей азам чтения, письма, счета. Большинство священников ответственно относились к исполнению обязанностей приходского учителя. В Таврической губернии некоторые священнослужители преподавали в двух или трех школах. Качество образования в приходской школе зависело и от материального состояния церковной общины. В Таврической губернии, особенно в южных ведомствах, некоторые общины нанимали учителей по многим предметам, а священник преподавал только Закон Божий. [6].  

В 1882 году в Таврической епархии было открыто 239 церковноприходских школ, в которых обучалось 12612 мальчиков и 2101 девочка [7].  

Эти данные перечеркивают точку зрения, которая была сформирована в советской историкографии о том, что в России в конце ХІХ – начале ХХ столетия система образования находилась в очень заброшенном состоянии, что большие массы населения не имели возможности получить азы элементарной грамотности. Как раз для ликвидации безграмотности среди населения были созданы начальные школы при приходах русской православной церкви.

В Крыму действовали духовные училища, православные епархиальные училища, духовные семинарии. Это был отдельный тип средних учебных заведений. Составная часть структуры среднего образования была направлена на развитие духовной культуры.

На начало 80-х годов ХІХ столетия правительство выдвинуло намерение о дальнейшем развитии школ духовного ведомства. Развитие духовных школ было на первом месте.

Известный краевед А. И. Маркевич писал, что «…в 1910 – 1911 году в Симферополе было 9 церковноприходских школ. В 1914 году была духовная семинария (154 ученика), духовное училище (228 учеников) [8].

В Таврической губернии в ХІХ столетии кроме церковноприходских школ, духовных училищ, православных епархиальных училищ существовало и одно учебное заведение системы среднего образования, которое обеспечивало духовно – образовательные потребности православных верующих, а главное – кадры духовенства.

Это Таврическая духовная семинария, которая была основана по решению учебного комитета св. Синода Русской Православной Церкви в 1873 году.

В духовных училищах, семинариях поддерживались духовные отношения. В учебных заведениях складывалась атмосфера добрых, человеческих отношений между обучающимися и учителями.

Духовное образование в Российской империи традиционно занимало важное место. Оно было составной частью государственной политики. Учебные заведения подчинялись различным конфессиям. Наиболее многочисленными были учебные заведения, которые находились под юрисдикцией православной церкви. В конце ХІХ столетия почти треть всех учебных заведений принадлежали духовным ведомствам.

Таким образом, можно сказать, что благодаря только системе духовного образования, которая была создана при православной церкви, ежегодно повысили свой духовный уровень тысячи жителей Таврической губернии. Важность развития духовной культуры обусловлена была тем, что она стала не только ячейкой образования, но и ячейкой, где находилась хорошо образованная губернская интеллигенция, где воспитывались известные деятели науки, культуры и политики Крыма. Поэтому, можно утверждать, что система образования способствовала развитию духовного образования культуры народов Тавриды, развитию высшего образования.

Литература:

  1. Собрание правил, законоположений и распоряжений святейшего Синода о церковноприходских школах и школах грамоты. Сост. П. Сумароков, Вятка, 1899, с. 68 - 69.
  2. Там же.
  3. ЦГА АРК. - Ф. 103 - оп.1. – Д.81.-Л.278.
  4. Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1897 г. – Симферополь. Из-во Тавр. Губ. Стат. Комитета, 1897. – с. 108.
  5. Там же.
  6. ЦГА АРК. - Ф. 103 - оп.1. – Д.81.-Л.278.
  7. ЦГА АРК. - Ф. 118 - оп.1. – Д. 1934.-Л.18.
  8. Маркевич А.И. Симферополь. Его исторические судьбы, старина и недавнее  прошлое. – С., 1924., -с.109.