Феномен глобализации
Сообщение на тему:Феномен глобализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lutsyk_2_fenomen_globalizatsii.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Феномен глобализации
Универсализация глобальных цивилизационных процессов, а также их парадоксальный (кризисный) характер привлекают множество исследователей, но до сих пор нет однозначного подхода к пониманию феномена глобализации, ее факторов и тенденций проявления. Как отметил известный немецкий социолог У Бек, определенно, глобализация – одно из часто используемых и злоупотребляемых, но при этом недоступных для понимания и объяснения, политически выразительным словом (призывом, оружием в полемике) минувшие десятилетия и будет им и в будущем».
Началом изучения глобализации в социологии можно считать середину 1980-х гг., благодаря разработке понятия Р.Робертсоном как «сжатие мира и интенсивное осознание мира как целого.
Р. Робертсон расширил формулировку глобализации, продвинул идею о том, что глобальная взаимосвязанность государственных экономик и стран, оказывается лишь одной стороной глобализации, тогда как другой стороной – является становление единого мирового социокультурного пространства.
Робертсон определяет два вектора глобализации:
1) Глобальное превращение реального мира, формирование глобальных макроструктур мирового порядка. Названное влияние происходит под действием нескольких факторов: распространение капитализма, западного господства, развитие мировой системы средств массовой информации. Воздействие всех этих факторов превращается в распространение «общечеловеческих ценностей», сопровождается развитием эталонных символов, эстетических и поведенческих моделей мировыми сетями масс-медиа (таких, как CNN и MTV) и ТНК (к примеру, Coca-Cola и General Motors);
2) локализация глобальности, которая должна показать развитие и формирование глобального не «сверху», а «снизу», то есть через местное (локальное) – через трансформацию взаимосвязи с представителями других национальностей и культур в обыденную деятельность, через введение в ежедневную жизнь иных «экзотических» локальных культур. «В локальных обществах такие группы, как «мировые отношения», «конфликт цивилизаций», «международное объединение», становятся, в конечном счете, группой взаимодействия, и определение «глобальное» здесь обозначает как «международное», так и «региональное», но даже «местное» в той мере, в какой последнее глобализирует, превращает ежедневную жизнь социума в переживание глобального».
В настоящее время предложено множество версий по вопросу происхождения глобализации. Есть ученые, которые видят ростки проекта глобализации уже в Античности, рассматривая в качестве прообраза глобального мира – Римскую империю, другие во времена активного развития торговых отношений стран Европы XI-XIII вв., или же в период истории человечества, в ходе которого открывали новые земли и морские маршруты в поисках новых торговых партнеров и источников товаров.
Одним из таких подходов является формационный, который рассматривает глобализацию как социальное событие, где возможно заметить изменение всех представителей человечества, от диких племен до эпохи инноваций – современного информационного общества.
Определяют шесть ступеней глобализации.
Первая ступень началась с распространения вероисповедания по миру и образования государств, «контролирующих обширную часть планеты, тогда и были сформированы основные правила, которыми мы руководствуемся до сих пор, как и возникновение вероисповеданий, что и сейчас влияет на умы народа». К семидесятым годам нашей эры возникли три базовые религии: христианство, ислам и буддизм, со своей культурой, архитектурой, языком и т.д. Также одновременно образовалось и конфуцианство в Китае. Необходимо отметить, что распространение религий происходило вплоть до феодального периода.
Вторая историческая ступень формирования проекта «глобализации» образовалась после того, как начался новый виток социально-экономических отношений – феодализм, формирование крупных европейских государств и империй.
Особую роль в этом процессе сыграли великие географические открытия, определившие собой третью ступень реализации проекта «глобализации». Однако с открытием новых земель и начались захватнические войны между государствами, претендующими на обладание богатой колонией за морем. «Так, Великобритания, Испания и Франция втянули в свой конфликт другие государства, что получило мировой масштаб». Данные события привели к переходу от феодализма к капитализму.
Период развития капитализма и империализма в Европе (вторая половина девятнадцатого века), фактически обозначил четвертую ступень глобализации. Следствием ее военных конфликтов стал спад международных рыночных отношений, националистические волнения, что подтолкнуло на образование первой глобальной организации – Лиги наций.
Толчком для образования новой пятой ступени глобализации была вторая мировая война, что разделила мир на два лагеря: социалистическое и капиталистическое общество. «Холодная война лишь подтолкнула к образованию так называемых «глобальных органов управления» (ООН, Валютный фонд, Всемирный банк и т.д.). С помощью их концентрации в своих руках Соединенные Штаты Америки смогли влиять на Западные государства и стали разрабатывать дальнейшие планы и положение данных организаций».
К концу 80-х годов началась следующая ступень глобализации – шестая, которая выступила следствием развала международной системы организации денежных отношений и торговых расчетов и активного развития свободной конвертации (торговли) валют. На политической арене либерализм сменил коммунизм, где неолибералы выступают за ограничение воздействия государства на экономику, переход организаций и предприятий в частные руки, продвижение свободного рынка. А резкий прорыв в сфере высоких технологий создал для средств массовой информации новую медиа-среду, что не только объединил все СМИ в одном месте, но и дал толчок к образованию сервисов, позволяющих делиться информацией по всему миру. Данную ступень можно назвать стадией прогресса.
Государственное развитие формирует жизнь общества в рамках единообразной системы, что и привело в эпоху освоения новых земель и континентов к возникновению глобализации, которая в дальнейшем превратилась в глобализацию многоплановую, «вследствие чего образовался международный альянс и современные проблемы мира и человечества».
Спецификой глобализации XXI века является ее перемещение с Юга на Север и с Востока на Запад. Такая особенность в экономически развитых странах Европы привела к политике мультикультурализма, и эта часть мира стала мультирелигиозной. Возможно, этот факт подтолкнул к образованию общего глобального правительства и частичного предоставления ему бразд правления в Западной Европе, в отличие от таких стран, как Китай, Индия и Турция, где государственное и правительственное влияние достаточно сильное.
Подход в сфере глобальной культуры основывается на гомогенизации культуры, которая стала все сильнее воздействовать на общество и человека. У данного подхода нет определенной школы, но его последователей всегда можно определить по некоторым позициям. Самое главное, что культура главенствует над экономикой и политикой, а также понять, как сберечь национальную идентичность от наступления глобальной культуры. Особенность глобальной культуры заключается в том, что ее не могут определить, существует ли она на самом деле, ведь мир в рамках глобализации сжался до размера «деревни». Также А.В.Павлов, применяя социокультурный подход, заявляет, что глобализация разнотипная и у нее есть несколько сторон. Изначально она пытается все культуры привести к одной линии, стирая различия, влияя на волю личности. Другая требует диалога и взаимной поддержки на каждом этапе формирования общих для социума понятий и ценностей, однако, при этом соблюдая уникальность культуры народа.
Можно сделать вывод, что глобализация стала цивилизационным вектором современности, во многом определяющим настоящее и будущее человечества. Глобальные тренды и процессы «взрывают» традиционные культурные и социальные системы, но в то же время сталкиваются с существенными ограничениями в форме ментальных и социальных матриц, укореняющих локальные «очаги развития».