Феномен глобализации

Татьяна Луцык

Сообщение на тему:Феномен глобализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lutsyk_2_fenomen_globalizatsii.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Феномен глобализации

Универсализация глобальных цивилизационных процессов, а также их парадоксальный (кризисный) характер привлекают множество исследователей, но до сих пор нет однозначного подхода к пониманию феномена глобализации, ее факторов и тенденций проявления. Как отметил известный немецкий социолог У Бек, определенно, глобализация одно из часто используемых и злоупотребляемых, но при этом недоступных для понимания и объяснения, политически выразительным словом (призывом, оружием в полемике) минувшие десятилетия и будет им и в будущем».

Началом изучения глобализации в социологии можно считать середину 1980-х гг., благодаря разработке понятия Р.Робертсоном как «сжатие мира и интенсивное осознание мира как целого.

Р. Робертсон расширил формулировку глобализации, продвинул идею о том, что глобальная взаимосвязанность государственных экономик и стран, оказывается лишь одной стороной глобализации, тогда как другой стороной является становление единого мирового социокультурного пространства.

Робертсон определяет два вектора глобализации:

1) Глобальное превращение реального мира, формирование глобальных макроструктур мирового порядка. Названное влияние происходит под действием нескольких факторов: распространение капитализма, западного господства, развитие мировой системы средств массовой информации. Воздействие всех этих факторов превращается в распространение «общечеловеческих ценностей», сопровождается развитием эталонных символов, эстетических и поведенческих моделей мировыми сетями масс-медиа (таких, как CNN и MTV) и ТНК (к примеру, Coca-Cola и General Motors);

2) локализация глобальности, которая должна показать развитие и формирование глобального не «сверху», а «снизу», то есть через местное (локальное) через трансформацию взаимосвязи с представителями других национальностей и культур в обыденную деятельность, через введение в ежедневную жизнь иных «экзотических» локальных культур. «В локальных обществах такие группы, как «мировые отношения», «конфликт цивилизаций», «международное объединение», становятся, в конечном счете, группой взаимодействия, и определение «глобальное» здесь обозначает как «международное», так и «региональное», но даже «местное» в той мере, в какой последнее глобализирует, превращает ежедневную жизнь социума в переживание глобального».

В настоящее время предложено множество версий по вопросу происхождения глобализации. Есть ученые, которые видят ростки проекта глобализации уже в Античности, рассматривая в качестве прообраза глобального мира Римскую империю, другие во времена активного развития торговых отношений стран Европы XI-XIII вв., или же в период истории человечества, в ходе которого открывали новые земли и морские маршруты в поисках новых торговых партнеров и источников товаров.

Одним из таких подходов является формационный, который рассматривает глобализацию как социальное событие, где возможно заметить изменение всех представителей человечества, от диких племен до эпохи инноваций современного информационного общества.

Определяют шесть ступеней глобализации.

Первая ступень началась с распространения вероисповедания по миру и образования государств, «контролирующих обширную часть планеты, тогда и были сформированы основные правила, которыми мы руководствуемся до сих пор, как и возникновение вероисповеданий, что и сейчас влияет на умы народа». К семидесятым годам нашей эры возникли три базовые религии: христианство, ислам и буддизм, со своей культурой, архитектурой, языком и т.д. Также одновременно образовалось и конфуцианство в Китае. Необходимо отметить, что распространение религий происходило вплоть до феодального периода.

Вторая историческая ступень формирования проекта «глобализации» образовалась после того, как начался новый виток социально-экономических отношений феодализм, формирование крупных европейских государств и империй.

Особую роль в этом процессе сыграли великие географические открытия, определившие собой третью ступень реализации проекта «глобализации». Однако с открытием новых земель и начались захватнические войны между государствами, претендующими на обладание богатой колонией за морем. «Так, Великобритания, Испания и Франция втянули в свой конфликт другие государства, что получило мировой масштаб». Данные события привели к переходу от феодализма к капитализму.

Период развития капитализма и империализма в Европе (вторая половина девятнадцатого века), фактически обозначил четвертую ступень глобализации. Следствием ее военных конфликтов стал спад международных рыночных отношений, националистические волнения, что подтолкнуло на образование первой глобальной организации Лиги наций.

Толчком для образования новой пятой ступени глобализации была вторая мировая война, что разделила мир на два лагеря: социалистическое и капиталистическое общество. «Холодная война лишь подтолкнула к образованию так называемых «глобальных органов управления» (ООН, Валютный фонд, Всемирный банк и т.д.). С помощью их концентрации в своих руках Соединенные Штаты Америки смогли влиять на Западные государства и стали разрабатывать дальнейшие планы и положение данных организаций».

К концу 80-х годов началась следующая ступень глобализации шестая, которая выступила следствием развала международной системы организации денежных отношений и торговых расчетов и активного развития свободной конвертации (торговли) валют. На политической арене либерализм сменил коммунизм, где неолибералы выступают за ограничение воздействия государства на экономику, переход организаций и предприятий в частные руки, продвижение свободного рынка. А резкий прорыв в сфере высоких технологий создал для средств массовой информации новую медиа-среду, что не только объединил все СМИ в одном месте, но и дал толчок к образованию сервисов, позволяющих делиться информацией по всему миру. Данную ступень можно назвать стадией прогресса.

Государственное развитие формирует жизнь общества в рамках единообразной системы, что и привело в эпоху освоения новых земель и континентов к возникновению глобализации, которая в дальнейшем превратилась в глобализацию многоплановую, «вследствие чего образовался международный альянс и современные проблемы мира и человечества».

Спецификой глобализации XXI века является ее перемещение с Юга на Север и с Востока на Запад. Такая особенность в экономически развитых странах Европы привела к политике мультикультурализма, и эта часть мира стала мультирелигиозной. Возможно, этот факт подтолкнул к образованию общего глобального правительства и частичного предоставления ему бразд правления в Западной Европе, в отличие от таких стран, как Китай, Индия и Турция, где государственное и правительственное влияние достаточно сильное.

Подход в сфере глобальной культуры основывается на гомогенизации культуры, которая стала все сильнее воздействовать на общество и человека. У данного подхода нет определенной школы, но его последователей всегда можно определить по некоторым позициям. Самое главное, что культура главенствует над экономикой и политикой, а также понять, как сберечь национальную идентичность от наступления глобальной культуры. Особенность глобальной культуры заключается в том, что ее не могут определить, существует ли она на самом деле, ведь мир в рамках глобализации сжался до размера «деревни». Также А.В.Павлов, применяя социокультурный подход, заявляет, что глобализация разнотипная и у нее есть несколько сторон. Изначально она пытается все культуры привести к одной линии, стирая различия, влияя на волю личности. Другая требует диалога и взаимной поддержки на каждом этапе формирования общих для социума понятий и ценностей, однако, при этом соблюдая уникальность культуры народа.

Можно сделать вывод, что глобализация стала цивилизационным вектором современности, во многом определяющим настоящее и будущее человечества. Глобальные тренды и процессы «взрывают» традиционные культурные и социальные системы, но в то же время сталкиваются с существенными ограничениями в форме ментальных и социальных матриц, укореняющих локальные «очаги развития».