Эссе на тему: Чили: демократическая социалистическая альтернатива (1920–1973).

Татьяна Луцык

Эссе на тему: Чили: демократическая социалистическая альтернатива (1920–1973).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: Чили: демократическая социалистическая альтернатива (1920–1973).

Чили выделяется в палитре латиноамериканских стран – успешным демократическим переходом от авторитарного режима А. Пиночета, своей принадлежностью к категории консолидированных, состоявшихся демократий, высоким уровнем экономического развития, масштабной социальной политикой. Профессионализм и ответственность национальной политической элиты, эффективная, динамичная модель экономики, сформированная в конце 1970-х годов, экономическая, а с 1990-х годов – и политическая открытость миру, целеустремленность и прагматизм в достижении поставленных целей, создали Чили имидж «страны успеха», примера для других латиноамериканских государств. Значительную роль в укреплении этого имиджа сыграли реальные успехи страны в развитии и совершенствовании демократии.

Чилийская модель демократии сформировалась исторически. На ее развитие оказала влияние та политическая традиция, которая сложилась на протяжении конца XIX – первой половины XX века и отличала Чили от других обществ Латинской Америки. Здесь не было ни длительных и кровавых гражданских войн, ни продолжительных периодов политической нестабильности, ни бесконечной череды военных переворотов. Отдельные трагические проявления общей латиноамериканской судьбы чилийская история, разумеется, знала, однако до военного переворота 1973 г. эта страна считалась одной из самых цивилизованных и демократических в регионе.

Комплекс демократических идей, определивших лицо национальной политической культуры, сложился здесь в конце XIX – первой половине XX века и включал: активность и самостоятельность вполне сформировавшихся политических партий; представление об особой роли и ответственности политической элиты в жизни страны; традицию социальной защиты беднейших категорий населения; роль гражданского общества, с его практикой низовой самоорганизации и улучшения повседневной жизни собственными силами; политический гуманизм, акцентирующий внимание на ценностях свободы и реформистского пути в проведении любых преобразований.

В стране уже в конце XIX века, помимо Либеральной и Консервативной, действовали Радикальная и Демократическая партии, в 1912-м была создана Коммунистическая, а в 1933-м – Социалистическая партии. Либеральное правительство Артуро Алессандри (1920–1925) одним из первых в Латинской Америке приняло трудовой кодекс, защитивший основные права рабочих, и заложило глубокую традицию социального реформизма.

Позднее всех (в 1957 году) образовалась Христианско-демократическая партия, лидер которой, выдающийся политик Эдуардо Фрей, возглавил в 1964–1970 годах одно из самых знаковых, социально-ориентированных правительств Чили, начавшее проводить аграрную реформу, повышать доступность образования, улучшать жизнь бедных слоев населения. Несмотря на то, что осуществить подлинные, глубокие реформы Фрею не удалось – ему катастрофически не хватило времени, – эта политика получила название «революции в условиях свободы».

Последней страницей непростого, но относительно стабильного периода демократического развития «до» военного правления стала деятельность лево-коалиционного правительства под руководством президента-социалиста Сальвадора Альенде, вошедшего в историю как Народное единство (1970–1973). Ни это правительство, объединившее социалистов, коммунистов и членов небольших левых партий, ни трагическая фигура Альенде не получили однозначных оценок в исследовательской литературе, оставаясь для одних – символом мужества и героизма, для других – примером тяжелых политических просчетов.

С одной стороны, это действительно была попытка создать широкую коалицию лево-демократических сил и осуществить построение социализма мирным путем, опираясь на глубокую демократическую традицию Чили. С другой стороны, именно деятельность Народного единства, быстрота и радикализм начатых преобразований, их непредвиденные экономические последствия окончательно настроили против правительства не только консервативную часть общества, но и широкие слои населения, а главное – разбудили молчавшую несколько десятилетий и, казалось бы, отстранившуюся от политики армию. Поистине трагическую роль сыграли и собственные разногласия внутри Народного единства.

Обещанная народу мирная революция «с хлебом и вином» вылилась в политический хаос, а идея социальной справедливости, нашедшая наиболее яркое выражение в масштабной аграрной реформе и быстрых темпах национализации, обернулась массовыми попытками самовольного захвата земельной собственности и промышленных предприятий, а также глубокими экономическими потерями.

Ситуацию обострил тяжелый экономический кризис, начавшийся в 1972 году, и падение мировых цен на медь (основной продукт чилийского экспорта). Инфляция, рост цен и дефицит продуктов питания, появление очередей и «черного рынка» привели к росту недовольства действиями правительства, многочисленным забастовкам и маршам протеста, в которых принимали участие как рабочие национализированных предприятий, так и средние слои чилийского общества (в том числе мелкие собственники и домохозяйки).

К началу прихода к власти Пиночета специфика национальной политической традиции состояла в том, что наряду с демократической культурой, парламентаризмом и политическим плюрализмом, в Чили всегда существовала и традиция признания особой роли, даже «особой миссии» армии в сохранении и защите общественного порядка. В критические моменты истории чилийские военные, обладавшие высоким социальным статусом и специфическим самосознанием, не только не оставались сторонними наблюдателями, но активно вмешивались в политику, считая себя главным гарантом национальной безопасности и стабильности и выступая против ситуации, угрожавшей хаосом и беспорядком. Наряду с длительными периодами демократического развития, чилийская история знала и периоды военных диктатур – достаточно краткосрочных, но сформировавших определенный опыт и прецедент.

В 1973 году военные также вмешались в политическую жизнь – но сделали это не только предельно жестко и бескомпромиссно, не только абсолютно безжалостно по отношению к гражданскому населению, но еще и продемонстрировав, что они пришли всерьез и надолго. Военные прошлых лет могли подавить протестные выступления, отправить в ссылку наиболее радикальных оппозиционеров, но всегда действовали в рамках сложившейся и характерной для своего времени системы ценностей, не выходя за определенную грань «допустимого» насилия. Никогда до 1973 года «политические интервенции» ВС не приводили к такому репрессивному и длительному авторитарному режиму, не влияли так кардинально на общество, не расправлялись столь последовательно и цинично со своими политическими противниками. На сей раз к власти пришла сила, которой было недостаточно кратковременной роли арбитра: она имела свой проект развития и стремилась претворить его в жизнь.

Вместе с падением правительства Народного единства и гибелью президента Альенде закончился длительный демократический период в истории страны и начался новый – период военно-авторитарного правления.