Наставничество как успешная модель организации исследовательской деятельности
Мой опыт наставничества (как учителя и руководителя школьного музея) у обучающихся в организации исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_na_vystuplenie_-_kopiya.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Наставничество как успешная модель организации исследовательской деятельности»
Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.
В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.
При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным наставником совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
В своей педагогической деятельности я как учитель истории и руководитель школьного историко-краеведческого музея реализую модель наставничества «учитель-ученик».
Моей целью как наставника является создание системы сопровождения исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- проектировать события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся;
- организовывать включение учащихся в исследовательскую деятельность;
- выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик.
Исследовательская деятельность – это большой и сложный труд школьника и учителя, требующий индивидуального подхода к каждому ученику. Она должна быть педагогически организована. Юных исследователей необходимо научить основным правилам и этапам исследовательской деятельности. И именно этим человеком для него становится наставник.
Особая роль наставника состоит в том, что в основе взаимодействия с учеником лежат принципы доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта.
В нашей школе большому развитию исследовательской деятельности способствует школьный историко-краеведческий музей.
Именно музей воспитывает любовь к малой родине, его истории и настоящему, чувства уважения к знаменитым людям, их вкладу в историю своего края. Безусловно, главная роль здесь принадлежит урокам краеведения, целенаправленным экскурсиям и беседам о родном крае. Я убеждена, что важным направлением этой работы является исследовательская деятельность учащихся по изучению истории и культуры родного края.
На разных этапах организации исследовательской деятельности я выполняю следующие функции:
- На первом диагностико-мотивационном этапе я помогаю обучающимся в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного познавательного интереса. Содействую в формулировании цели и задачи работы, её актуальности, в выборе методов исследования, источников и литературы. Составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения
Методы и приёмы, используемые мной на первом этапе: анкетирование, тестирование, беседа, консультирование. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации по выбранной теме.
- На исследовательском этапе я провожу консультации, помогаю в проведении теоретической и практической частей исследования. Особое внимание уделяю правильному оформлению исследовательской работы. Здесь моя основная задача как наставника - поддержка самостоятельности и активности обучающихся.
- На обобщающем этапе обучающиеся представляют полученные результаты исследования, готовят доклад для выступления, мультимедийную презентацию.
Перед защитой исследовательской работы я поддерживаю ученика, сопереживаю вместе с ним. Чтобы ученик выглядел достойно, прорабатываю с ним основные моменты выступления, определяем круг возможных вопросов и предполагаемых ответов по проблеме исследования. Также информирую о процедуре проведения мероприятия, отвечаю на возникающие вопросы, чтобы снять волнение перед выступлением.
- На последнем аналитическом этапе основной моей задачей является организация рефлексии учащихся по поводу их деятельности в исследовании. На этом этапе организуется беседа по итогам защиты.
Для обучающегося особенно важно дать собственную оценку работе: проанализировать, что нового он сделал, какие новые знания приобрел, каковы могут быть дальнейшие интересы исследования, где были допущены ошибки, и почему не все получилось? Такой анализ позволяет закрепить полученные знания и сформированные умения, создает возможности для дальнейшего развития активной и творческой личности.
В своей работе наставника выработала правила, по которым строю исследовательскую деятельность учащихся:
- Подхожу творчески к исследовательской работе моего ученика.
- Не сдерживаю, а поощряю инициативу учащихся.
- Развиваю самостоятельность в поиске информации.
- Избегаю прямых инструкций.
- В процессе работы обучаю школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
На мой взгляд, используя модель наставничества «учитель – ученик», я смогла активизировать в ребятах интерес к исследованию, стремление участвовать в различных мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней. Дипломы, грамоты, свидетельства – еще один вид оценки результативности исследовательской деятельности учеников со стороны независимого жюри.
Результатом моей практики наставничества стали следующие достижения моих учеников:
В Областном конкурсе музеев образовательных организаций «Мой музей» | Муниципальный | 3 победителя 3 призера |
Региональный | 1 участник | |
Во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» | Муниципальный | 4 победителя |
Региональный | 1 призер 3 участника | |
Федеральный | 1 участник | |
В муниципальной краеведческой конференция | 3 победителя 2 призера |
Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками. Учащиеся могут быть приближены к реальным условиям, к той среде, где можно реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции.
Быть наставником очень сложно, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых учеников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового.
Таким образом, показателями эффективности наставничества являются:
- повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность;
- презентация результатов на различных уровнях;
- увеличение призовых мест в конкурсах.
Подводя итог сказанному, хочется отметить: ключевым направлением в работе, должно стать содействие закреплению успешного опыта наставничества и дальнейшего внедрения данной технологии в практику.
Спасибо за внимание!