Методическое пособие «Программа по реализации системного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_podhod_v_ramkah_samoobrazovaniya.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ СОТА
Методическое пособие
«Программа
по реализации системного подхода в обучении
(изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА)
в рамках самообразования педагога»
Разработала преподаватель: Терещенкова Анна Михайловна
г. Смоленск
2019г.
Рассмотрено
На заседании ЦМК
общеобразовательных дисциплин
ОГБПОУ СОТА
Протокол № 1 от 28.08.19.
_________________ /Гмырикова С.В. /
Составитель: Терещенкова Анна Михайловна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Рецензент: Самсоненко Олесия Ивановна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Методическое пособие «Программа по реализации системного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога» направлена на повышение эффективности обучения по общественным дисциплинам в ОГБПОУ СОТА.
Данное пособие способствует правильной организации деятельности обучающихся, развивает мышление и творческие возможности обучающихся.
2019 г.
Пояснительная записка
Методическое пособие «Программа по реализации системного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога», составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) предусматривает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава российского общества;
-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося;
-комплекс мер по формированию мировоззрения и системы понятий через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Системный подход относится к общим философским взглядам на пути познания и преобразования мира (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин). Он предполагает целостное, упорядоченное рассмотрение любого объекта, как системы, во взаимосвязях всех входящих в него частей и данной системы с внешним миром.
Дидактическими принципами системного подхода являются:
– принцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели;
– принцип единства: совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей (элементов);
– принцип связности: рассмотрение любой части совместно с ее связями, с окружением;
– принцип модульного построения: полезно выделение модулей в системе и рассмотрение ее как совокупности модулей;
– принцип иерархии: полезно введение иерархии частей (элементов) и (или) их ранжирование;
– принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой;
– принцип развития: учет изменяемости системы, ее способности к развитию, расширению, замене элементов, накапливанию информации;
– принцип децентрализации: сочетание в принимаемых решениях и управлении централизации и децентрализации;
– принцип неопределенности: учет неопределенности и случайностей в системе.
Системный подход реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы). Обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
Цель: повышение эффективности обучения по общественным дисциплинам в ОГБПОУ СОТА.
Задачи:
- совершенствовать собственные теоретические знания и повышать педагогическое мастерство;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач;
- формировать интерес обучающихся к изучению общеобразовательных дисциплин;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые студентам для самостоятельного использования средств получения знаний в процессе своего самосовершенствования.
Сроки работы: 2019-2022 годы
Этапы работы:
-сбор данных (2019-2020 учебный год) изучение материалов по теме, подбор заданий;
-работа с обучающимися (2020-2021 учебный год) формирование умений и навыков использование дидактических материалов;
-аналитический (2021-2022 учебный год) анализ работы при проведении аттестации обучающихся по результатам освоения учебных программ.
Формы представления результатов: проверочные работы, контрольные срезы, дифференцированные зачёты
Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности:
-успеваемость обучающихся;
- мониторинг качества знаний обучающихся;
- результаты организации самостоятельной работы;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ.
Планируемый практический выход - формирование общих компетенций, развитие логического мышления, познавательных способностей обучающихся, отработка практических навыков и умений.
План мероприятий:
-обзор методической, педагогической и предметной литературы;
-изучение и применение современных методик преподавания;
-обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике;
-посещение уроков коллег;
- прохождение курсов повышения квалификации;
-проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
-организация внеклассной деятельности по предмету.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Главная цель: определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей
Технология позволяет :
1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого обучающегося;
2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого обучающегося;
3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным обучающися;
4) поддерживать и повышать мотивацию обучения предмету.
Способы дифференциации обучающихся:
• по области интересов (гуманитарные, физико-математические и т.д.)
• по уровню развития памяти
• по уровню умственного развития (одаренные, способные, дети с ЗПР)
• по темпам работы
• по уровню самостоятельности в процессе познания
• по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие, педагогически запущенные) и т.д.
Технология групповой работы
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материал
Принципы групповой работы:
- Учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся.
- Учитывать особенности состава группы.
- Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
- Распределять роли между участниками группы.
- Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
- Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Преимущества групповой работы:
-ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение;
-прислушиваться к мнению других;
-сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других;
-вырабатывать навыки контроля за действиями других и самоконтроля;
-формируется критическое мышление;
-дискуссия оживляет поисковую активность учащихся.
Поведение учителя во время проведения групповой работы
- Он может контролировать.
- Организовывать.
- Оценивать работу обучающихся.
- Участвовать в работе группы.
- Предлагать участникам разные варианты решений.
- Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Виды групповой работы
Работа в парах.
Мозговой штурм.
Игра «Продолжи».
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Мозаичная группа или Пазлы.
Прием «Зигзаг».
Технология игрового обучения
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью
Преимущества:
-Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
-Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
-Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе).
-Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Структура игры как деятельности
-целеполагание,
-планирование,
-реализация цели,
-анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Виды педагогических игр:
-деловые;
-организационно-деятельностные;
-ролевые;
-инновационные игры;
-дидактические.
Функции игровой деятельности:
-развлекательную
-коммуникативную;
-самореализации;
-терапевтическую;
-диагностическую;
-коррекции;
- межнациональной коммуникации;
-социализации.
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно ориентированное обучение - обучение на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся.
ЛОО образование включает следующие подходы:
-разноуровневый;
-дифференцированный;
-индивидуальный;
-субъективно-личностный;
Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:
-самореализации;
-саморазвития;
-адаптации;
-саморегуляции;
-самозащиты;
-самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Личностно-ориентированный урок:
-Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личностного опыта;
-Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
-Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала;
-Ведёт индивидуальную работу с каждым обучающимся;
-Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность;
-Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки;
Учит обучающихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
Технология проектной деятельности
Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Типология проектов:
-Практико-ориентированные.
-Социально-значимые.
-Исследовательские.
-Информационные.
-Творческие.
-Ролевые.
Практико-ориентированный
Направлен на реализацию интересов самих участников проекта или внешнего заказчика.
Социально-значимый
Ориентирован на интересы какой-либо группы людей.
Творческий
Подчинен жанру конечного результата. Предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов.
Исследовательский
Напоминает научное исследование.
Информационный
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.
Ролевые.
Проектанты берут на себя роль литературных, исторических или вымышленных персонажей.
Результат проектной деятельности:
-Новые знания и умения школьников (ими заканчивается исследование проблемы).
-Непосредственно готовый продукт или алгоритм его создания (им заканчивается решение проблемы
Информационно – коммуникационная технология
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН (наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля).
Модели использования ИКТ на уроках:
-выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
-компьютерное тестирование;
-использование электронных сборников-тренажёров;
-работа с электронными энциклопедиями.
Технология проблемно-диалогического обучения
Проблемно-диалогическое обучение– тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Технология проблемно-диалогического обучения состоит из двух звеньев: постановка учебной проблемы и поиска решения этой проблемы.
Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Основные методы постановки учебной проблемы:
-побуждающий от проблемной ситуации диалог;
-подводящий к теме диалог;
-сообщение темы с мотивирующим приемом
Основные методы поиска решения учебной проблемы:
-побуждающий к гипотезам диалог;
-подводящий от проблемы диалог;
-подводящий без проблемы диалог.