Выступление на РМО 26.02.2021 г. Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.
Использование метода проблемного обучения в преподавании
истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Талдома
Выступление на РМО Учителей
истории и обществознания
по теме:
«Использование метода проблемного обучения в преподавании
истории и обществознания».
Докладчик:
Маруфи Денис Вячеславович
26.02.2021
Использование метода проблемного обучения в преподавании
истории и обществознания.
1. В чём заключается сущность проблемного обучения.
Проблемное обучение, это один из способов, который использует на уроке учитель. Оно носит эвристический характер, предлагает определённую последовательность с учётом возрастных особенностей учащихся.
Учитель создаёт проблемную ситуацию с учётом того багажа знаний, который уже ребёнок уже приобрёл, активизирует их, направляя мысль его на поиск решения проблемного вопроса прямого ответа на который в учебнике нет. Поэтому ученик, стремясь найти ответ, анализирует то что знает касаемо поставленного вопроса по данному предмету, задействует свои межпредметные знания, обращается в поиске нужной ему информации к дополнительным источникам.
На первых порах учитель сам подбирает учебный материал, готовя специальный пакет к каждому уроку, как бы подсказывая на будущее в каких источниках можно найти ответ на интересующие его вопросы. Ученик самостоятельно выделяет в источниках главное и второстепенное, обобщает, анализирует отобранный материал, делает выводы и даёт ответ. Таким образом ребёнок приобретает и развивает навыки мышления, и поиска необходимой информации а в дальнейшем, в старших классах, он прибретает уже более высокий уровень развития способностей к самореализации и самообразованию.
Сущность проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения меняется характер и структура познавательной деятельности учащихся, что в конечном итоге способствует развитию творческих возможностей личности.
При проблемном обучении учитель, создавая ситуацию, направляет деятельность учащихся на онализацию решения, организует их самостоятельный поиск, т.е. они сами становятся объектами своего обучения, в результате которого у детей образуется новые знания, они осваивают новые (свои) способы познания. Но так как, возникновение проблемной ситуации всё - таки акт индивидуальный, то учитель использует в работе индивидуальный и дифференцированный подход. Это связано с индивидуальными особенностями учащихся, которые могут испытывать определённые трудности, т.к. при проблемном обучении ему уже в меньшей мере подаются положения в готовом виде, и учитель предлагает детям самим найти способ решения вопроса, сталкивает противоречия практической деятельности, знакомит их с различными точками зрения на один и тот-же вопрос. Он предлагает ребятам рассмотреть то или иное явление с различных позиций, провести сравнение обобщение, сделать выводы из данной ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Проблемная ситуация это всегда познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями.
Условно их можно разделить на несколько типов:
1. Ситуация мышления. Создается в тех случаях, когда слушателям предлагается выбрать верное решение из ряда возможных и известных им и обосновать свой выбор. Чаще всего это тестовые задания, в которых выбор необходимо еще и обосновать .
2. Ситуация неожиданности. Такая ситуация создается при ознакомлении учащихся с фактами или идеями, которые вызывают непонимание, которые представляются необычными, поражающими своей неожиданностью. Как правило, такие ситуации используются на первых занятиях, во время ознакомления с новым материалом, который носит проблемный характер.
3. Ситуация конфликта. Подобная ситуация возникает при противоречии новых фактов и выводов с общепринятыми в науке теориями и представлениями.
4. Ситуация предположения. Как правило, такие ситуации возникают при рассмотрении сложных теоретических вопросов. В таких ситуациях, с одной стороны, у учащихся наблюдается недостаток теоретических знаний, а с другой стороны – множество фактического материала.
5. Ситуация несоответствия. Возникает тогда, когда понятие и опыт, который имеют учащиеся вступают в противоречие с научными данными.
6. Ситуация опровержения. В данных ситуациях учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, решения, обнаружив ошибки и наглядно показав антинаучный подход.
7. Ситуация неопределения. Такая ситуация возникает в том случае, когда в проблемном задании заведомо не хватает данных для получения однозначного решения. Расчет в данном случае делается на сообразительность, ловкость учащихся, которые должны самостоятельно изобрести данные, путём предположений при обдумывании ситуации.
Существуют несколько методов проблемного обучения:
• Проблемное преподавание. Суть его состоит в том, что учитель в условиях проблемной ситуации формулирует проблему и сам ее решает.
• Частично-поисковый метод. Учитель формулирует проблему, предоставляет частично дополнительный материал и привле-кает учащихся к ее решению.
• Поисковый метод. Учитель формулирует проблему – учащиеся сами осуществляют поиск информации и решают.
• Исследовательский метод. Учащийся сам видит проблему, формулирует ее и решает.
Если оценивать степень самостоятельности учащихся, в каждом из перечисленных выше методов, то в самом высокая она в исследовательском.
Главная задача учителя обществознания и истории – научить учащихся думать.
Мыслить ребёнок начинает тогда, когда у него появляется потребность что – то понять, в чём – то разобраться. Во время столкновения с проблемной ситуацией он чувствует, осознаёт, что для решения ему, явно не хватает чего – то важного. Само решение выступает как поиск необходимой информации. Процесс мышления должен пойти как по цепочке:
1 – осознание проблемы;
2 – появление ассоциаций и предложений;
3 – проверка предложений;
4 – исключение неподтвердившихся;
5 – вывод приводящий к решению поставленного вопроса.
Уровень эффективности проблемного обучения зависит от качества усвоения знаний, степени самостоятельности учащихся в постановке проблем и их разрешения, а так же от активности участия детей на каждом этапе познавательного процесса на каждом уровне праблемности и от умения пользоваться исследовательскими методами.
Уровень усвоения знаний и навыков осуществляется на 3-х уровнях:
1. восприятие, осмысление и запоминания.
2. применение знаний в сходной ситуации.
3. применение знаний в новой ситуации.
4. умение самостоятельно организовывать поиск новых заданий.
В отношении этапов проблемного обучения. Их полнота зависит от 2-х факторов:
1. От содержания учебного материала и уровня праблемности знаний.
2. От наличия (отсутствия) тех или иных этапов познавательного процесса (т.е. постановки проблемы, выдвижения предложений и аргументации версий и гипотез, от проверки правильности решения учебной проблемы).
Есть несколько уровней сложности проблемных вопросов:
• 1 уровень – учитель создает проблемную ситуацию и сам формулирует проблему. Учащиеся выделяют основные данные, связь между ними и решают проблему. При необходимости, преподаватель ставит дополнительные вопросы уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность учащегося.
• 2 уровень – учитель подбирает задачи, которые подводят ребят к проблеме. Учащиеся сами формируют проблему, обобщают её, составляют план решения проблемной ситуации и решают её. Этот уровень рассчитан на применение имеющихся знаний в новой ситуации.
• 3 уровень – это когда проблемную ситуацию выявляют сами ребята в процессе изучения материала, во время индивидуально – групповых занятий или во время занятий исторического (обществоведческого) кружка.
Думаю, что проблемного обучения в чистом виде нет , но оно будет расматривается как проблемное обучение если в конструкцию урока учитель будет целенаправленно вкладывать элементы проблемного обучения, т.е. на каждом уроке истории или обществознания он будет предлагать детям связанную с изучаемой темой проблемную ситуацию, которую ребята должны будут решать самостоятельно обдумывая пути поиска к ответу, используя уже известные им исследовательские навыки и главное умение анализировать, синтезировать, делать заключения – т.е. делать свои собственные открытия и выводы.
2. Что составляет основу проблемного обучения.
В основе организации цели процесса проблемного обучения заложен принцип поисковой учебно – познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им новых (для него) выводов науки, новых способов действия, изобретение новых способов применения знаний в решении проблемной ситуации.
Основы проблемного обучения составляет так же эффективное использование учителем примеров работы на уроках истории и обществознания, направленные на формирование навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся.
Под самостоятельной учебной работой мы понимаем активную деятельность учащихся направленную на выполнение поставленной дидактической цели (поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний).
Как дидактическое явление проблемное обучение представляет с одной стороны учебное задание (т.е. объект его деятельности), а с другой стороны - форму проявления соответствующей деятельности памяти ребёнка (его мышления, творческого выражения) при выполнении им творческого задания. Это в конечном счёте приводит школьника к получению совершенно нового ранее неизвестного ему знания, или к углублению и расширению уже имеющихся знаний, что так же идёт со знаком плюс для ребёнка.
Основных форм организации проблемного обучения три: индивидуальная, фронтальная и групповая. В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности учащихся при проблемном обучении можно выделить:
1. Воспроизводящую самостоятельную работа. Тоесть по образцу с применением памяток, которые кроме основной своей функции – логической схемы, определяют взаимные способы решения. Алгоритмированые памятки, развивают последовательность, обоснованность суждений и выводов. Кроме того помогают развить культуру умственного труда. Ребята учатся обозначать проблемы, и фиксируют возможные решения по схеме. Проблемы факты путь решения. Этот начальный путь является трамплином к более высоким уровням проблемного обучения.
2. Реконструктивно – вариантную самостоятельную работу – она предлагает учащимся на основе общей идеи найти способы разрешения проблемы.
3. И наконец третья форма организация самостоятельной работы – эвристическая, которая предлагает поиск ответа на проблему за пределами какого – либо образца. Это уже творческий подход к получению принципиальных новых знаний.
Формирование навыков самостоятельной работы высокого уровня, развития мыслительных способностей у школьников в настоящее время становится приоритетной. Поэтому учитель в первую очередь должен быть «специалистом по ребёнку», т.е. владеть знаниями возрастной психологии, основами дидактики, предметной методикой и технологиями современного урока.
3. Назвать способы решения различных проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация эта задача которую необходимо решать. В социуме это сложный практический или теоритический вопрос, требующий рассмотрения и решения. В научной сфере – это противоречивая ситуация выступающая в виде столкновений противоположенных позиций.
Проблемные ситуации в обществе могут возникать довольно часто. Они могут быть разными по своему масштабу и значимости. Они могут возникать на политическом, экономическом, правовом, межнациональном, межличностном и бытовом уровне.
Задача учителя подготовить подрастающую молодёжь к обдуманному и цивилизованному решению любых проблемных ситуаций, которые могут встать на их жизненном пути в настоящее время и позже в период их взрослой самостоятельной жизни. Ориентировать детей на то, как можно решать различные проблемные ситуации в социуме дают нам школьные предметы обществознание и история, т.к. первый предмет знакомит учеников основными ценностями, выработанными человечеством, а второй располагает массой примеров того, как решались проблемы нашими предками и к чему приводили результаты их решений.
Озвучивая на каждом уроке проблемные вопросы по той или иной теме прямого ответа на который в учебнике нет, учитель ставит ребят в ситуацию, когда он вынужден думать, привлекать все свои знания и умения, активизировать работу мысли, чтобы найти правильный обоснованный ответ. Таким образом они расширяет горизонты своих возможностей в познании и самостоятельного мышления, потому, что проблемная ситуация это всегда закономерность развития продуктивной, творческой познавательной деятельности и решения проблем. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Существует определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности учащегося в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
1 - возникновение проблемной ситуации;
2 - осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
3 - нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование версий;
4 – их аргументация;
5- проверка правильности решения проблем.
Применение учителем элементов проблемного обучения помогают ему решать не только познавательные но и воспитательные, задачи, потому что способствуют:
1 – Усвоению учащимися системы знаний и способов практической деятельности;
2 – Развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
3 - формированию диалектико-материалистического мышления школьников (как основы);
4 - воспитанию навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
5 - воспитанию навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
6 - формированию и накоплению опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем).
Можно выделить несколько типов проблемных ситуаций которые используют школьные учителя контролируя свой урок:
1 - проблемная ситуация создаётся при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
2 - проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
3 - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
4 - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.
Использование материалов учебника в технологии проблемного обучения.
№ п/п | К учебнику. | История Проблемный вопрос | Ответ на проблемный вопрос. | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | История России 6 класс Арсентьев Н.М., Дани-лов А.А. и д.р. под редакцией Торкунова А.В., «Просвещение», 2016 год | Почему наша Родина с древних времён является многонациональной? | С глубокой древности, когда ещё не существовало понятия «нация» на территории современной России проживали местные племена, имевшие свои языки общения, свои религиозные представления. Племена коренного населения не были многочисленными, проживали они компактно на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому когда славянские племена стали переселятся на территорию нашей современной Родины земли всем хватало и процесс переселения проходил мирно. Ещё раньше территории Причерноморья освоили греки – переселенцы из древнегреческих полюсов – городов. Они теряли связь с митрополиями и остались здесь на постоянное место жительство. Позже к Руси были присоединены народы разных наций соседних государств. Так постепенно наша страна пополнялась народами разных наций и до настоящего времени она является многонациональной, т.к. народы сохранили и свой национальный язык и свои традиции. | |
2 | Как вы думаете, какие положения учения ислама могли привлечь людей принимающих эту рели-гию? | Правителей привлекал тот факт, что ислам поддержи-вал и оправдывал их власть. Для них была так же важна поддержка остального мусульманского мира. Простые люди принимали эту веру в мусульманских странах потому, что переход в Ислам давал им большие преимущества начиная с налоговых льгот и вплоть до семейного права по которому мужчина имел власть в семье, а женщины находились в обмен на покорность на полном содержании мужа или отца. Но не всегда эту религию люди принимали только ради выгоды. В Исламе много запретов, например, запрет на распитие алкоголя. Ислам включает в себя тяжёлые посты, например, один месяц в году запрещается есть и пить в светлое время суток. Ислам запрещал мужчине жениться, если он не мог обеспечить если и детей всем необходимым для их существования. Постепенно многие люди стали искренне верить в истинность учения Корана, т.к. в нём, как и в других мировых религиях содержатся правила морального и нравственного поведения людей в обществе, но нарушение этих правил карается на много жёстче. | ||
3 | Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры? | Споры о происхождении Руси начались в середине XVIII века, когда приглашённые на работу в Россию немецкие учёные выдвинули версию о том, что варяги – Русь – это норманны (точнее шведы). Они утверждали, что славяне без приглашения в качестве князей – правителей сами не способны были бы создать своё государство и свою культуру. Против выступил Л.М. Ломоносов. Он и его сторонники считали (и сейчас считают), что приплыли в Новгородскую землю с южного или восточного берега Балтийского моря, где жили племена западных славян. Одно из них в Европе называли варягами (варинами). Их столицей был город Рерик. Варяги, также как и скандинавы – шведы, совершали морские грабительские походы. Значит даже если варягов и пригласил Новгород в качестве князя, то корни у них не норманнские, а славянские. История происхождения Руси как государства основывается на противоречивых летописных данных. И появились они в момент развития старославянской и древнерусской письменности на Руси, т.е. тогда когда Древнерусское государство уже существовало (Киевская | ||
одной стороны подтверждают норманнскую теорию воз-никновения Руси, но и опровергнуть теорию противников они её не могут, т.к. существовала с незапамятных времён торговля и водный путь «Из варяг в греки». Найденные археологами артефакты могли быть просто завезены на Русь. Кроме того обе выдвинутые теории были слишком политизированы. Сторонники норманнской теории под-черкивали отсталость славян, стремились доказать под – чинённое положение славян по отношению к более цивилизованным народам до такой степени, что не смогли бы объединиться и создать государство. Позже в Советские времена появился тезис, что государство не может быть навязано извне. Он стал идеологической установкой для историков в доказательстве славянского происхождении Руси. Поэтому все старались использовать исторические данные преследуя свою цель. В результате вопрос о происхождении Руси до сих пор остаётся спорным. | ||||
4 | История Средних веков 6 класс. Е.В. Агибалова, Д.М. Донской под редакцией А.А. Сванид-зе. М., «Просвещение», 2015 год. | Как вы думаете, почему города стремились освободится от власти сеньоров? | Потому, что города развивались, разрастались и почувствовали свою силу. Зависимость от сеньоров означала дополнительные повинности, каждому приходилось платить дополнительные деньги. От такой дополнительной обузы человек всегда стремится избавиться, если чувствует, что у него есть на это силы. У городов силы были. Город был производительным и даже творческим объединением горожан. Чаще всего в лице города выступали ремесленники, которые самостоятельно работали и реализовывали товар. Благодаря такому распределению дел они и выживали. Горожане и городской магистрат стремились, дать возможность горожанам самим решать внутреннее положение дел. Если город как-то попадал под власть сеньора, это означало полную зависимость от прихоти феодала, который искал только свою наживу. | |
5 | Как вы считаете, почему нужно изучать историю ? | У любого человека кроме родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история. Важно знать и изучать историю. Да потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. Изучая историю, политики понимают, к чему может привести их деятельность. Для бизнесменов и экономистов важны нововведения в ведении дел компаний в прошлом для предотвращений ошибок в настоящем и будущем. Люди искусства черпают вдохновение в легендах и рассказах прошлых времен. Развитие науки тоже невозможно без истории, в которой зафиксированы работы, проделанные учеными всех времен и народов. Из опыта и выводов предшественников ученые понимают, в каком направлении двигаться. Не зная истории, человечество ходило бы по замкнутому кругу, повторяя ошибки предков. Анализ и изучение этих ошибок способствует развитию цивилизации. История является ориентиром жизни в будущее. | ||
6. | Как вы думаете, что затрудняло развитие торговли в средние века? | Торговлю затрудняли плохие дороги в средневековой Европе. Торговлю затрудняли грабежи и налоги по дорогие на ярмарки. В те времена существовал принцип, что если что-то упало с возов на земле феодала, то оно становилось собственностью феодала (Что с возу упало, то пропало). Транспорт был неразвит, (в основном телеги и кареты) и добраться из пункта в пункт было не очень просто. Купцы стремились использовать корабли и другой водный транспорт, т.к. перевозить грузы по морю или реке было выгоднее и часто даже быстрее. Торговля в средние века была выгодной, но трудной и опасной. Если на суше их грабили разбойники, благородные сеньоры и рыцари, то на море их грабили пираты. |
Использование материалов учебника в технологии проблемного обучения.
№ п/п | К учебнику. | Обществознание Проблемный вопрос | Ответ на проблемный вопрос. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Обществознание 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова. М, «Просвещение» 2017 г. | Как вы думаете, можно ли представить себе общество или мир без межличностных конфликтов? Аргументируйте свой ответ. | К сожалению, общество и мир представить без межличностных конфликтов невозможно. Мы встречаемся с межличностными конфликтами почти каждый день. Потому, что все люди разные и не всегда ценности и интересы разных людей совпадают друг с другом. Если этого не происходит, а ущемляются важные составляющие жизни, возникает конфликт. Он требует незамедлительного решения. Ведь пока не будут устранены значимые причины конфликта, он не пройдет самостоятельно В противном случае напряжение только нарастает, а отношения портятся. Межличностный конфликт предполагает, как минимум, двух участников процесса. | |||
Межличностный конфликт формируется под воздействием таких причин как несдержанность, агрессивность, нежелание уступать своему оппоненту. Конфликт особенно осложняется тем, что каждый человек стремится отстаивать свои интересы в споре и совершенно не заботится о своем партнере. Мало кто в критической ситуации оказывается способным думать об окружающих. Нередко люди, которые конфликтуют, причиняют друг другу сильную душевную боль и даже не замечают этого. Поведение нередко становится неуправляемым и неадекватным по отношению к самой причине, которая привела к конфликту. Разрешение конфликта всегда требует от человека изменения своего поведения и принятия на себя ответственности за происходящее. | ||||||
2 | Обществознание. 9 класс. под редакцией Л.Н. Боголюбова А.Ю. Лабезниковой, А.И. Матвеева. М., «Просве-щение» 2015 г. | Как вы думаете, что выше право или власть. Аргументируйте свой ответ. | Право выше власти. Потому, что право является социальной нормой. Оно является универсальным регу-лятором всех общественных отношений. Существует чёткое разделение власти на три ветви (зако-нодательная, исполнительная и судебная). Общепризнан-ное верховенство закона и перед ним все равны. Право и власть связаны между собой, но находятся в противо-речивом единстве. Единую власть нужно разделять, чтобы не создавались ситуации превышения полномочий. Без-граничная власть в правовом государстве быть не может, и наче начнутся произволы и культы личности. Высшая цель правового государства - это обеспечение прав человека и гражданина. Государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т.к. ограничена правом. Значит право выше, чем власть. | |||
3 | Как вы думаете, если польза от политических партий. | От политических партий, безусловно, есть польза. Они выражают интересы различных общественных групп и стремятся повлиять на власть. Борясь с друг другом за власть и влияние они поднимают важные вопросы на которые обращает внимание правительство и корректируют свою деятельность и административных органов на местах. Действия политических партий законны и прописаны в Конституции РФ. |