Приемы и методы повышения качества знаний обучающихся по истории
На примере этапов урока приводится набор наиболее эффективных приёмов и методов обучения детей истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы и методы обучения на уроках истории | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Приёмы и методы повышения качества знаний обучающихся по истории (из опыта работы)».
Безусловно найдётся ряд объективных причин, объясняющих тенденцию к снижению качества образования современных обучающихся.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса.
Любой урок имеет огромный потенциал для его повышения. К современному уроку предъявляются высокие требования.
Дети должны ощущать себя успешными. Учителя должны создать условия для их успешного обучения.
Трудности вызывает задача совместить качество обучения и объективность отметки. Дети должны всему научиться в школе. 90% деятельности на уроке и только 10 % - дома. Учитель истории всегда нацелен на результат. Высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ. Успешность ВПР.
Требования к современному уроку | Комментарии | Методы и приёмы обучения | Реализация ОГЭ, ЕГЭ и ВПР |
1. Обязательный учёт реальных учебных возможностей учащихся | Выяснить с каким багажом знаний учащиеся пришли на урок: повторить необходимый материал, провести интеллектуальную разминку | Метод «Незаконченное предложение» С помощью данного метода можно осуществить проверку прошлых (опорных) знаний «Карточки с заданиями ВПР по теме прошлого урока» «Тестирование» Блиц-опрос Экспресс-тест Перфокарты Исторический диктант Приём «да – нет» Приём «Займи позицию» Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____; скорее против_____ ; против______ Приём «Что впереди?» При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию темы. | // Решаются задачи ВПР и ОГЭ, ЕГЭ |
2. Постановка цели урока перед учащимися | Цели учителем не предъявляются ученику, но учитель делает так, чтобы они достигались. Цель формулируется для ученика и самим учеником. | Мотивация. Приём «Нестандартный вход в урок». В 6 классе по теме: «Занятия восточных славян» приношу на урок серп и сухие колосья пшеницы. Рассуждаем что это и как используют, плавно выходим на тему урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Пример: Почему Английский король Георг 5, будучи двоюродным братом Николаю 2, не оказал помощь семье Романовых в марте 1917 года?
Приём “Ложная альтернатива”, перед учащимися ставится проблема, которую нужно решить при помощи альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Проблемный вопрос. Согласны ли вы с мнением историка В.Б.Кобрина: «Путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны….» Почему современники назвали 17 век «бунташным»? Высказывания («Говорят мудрые»): «Мир невозможен, война – невероятна». Рёймон Арон. Прием «Четвертый лишний» Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно их них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова Прием “Лови ошибку”. Учитель заранее готовит текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2-х уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал Изображение марки на доске. Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. | // Выставление отметок Задание №14 ЕГЭ. |
3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока | Наивысшую ценность представляют методы развития познавательного интереса, неожиданность, создание ситуации успеха, новизны, учебные дискуссии, познавательные игры | Задания на основе источников могут помочь школьникам научиться искать аргументы и использовать конкретные доказательства в поддержку своей позиции Работа в группах. Станции «Хронологическая», «Иллюстративная», «Картографическая», «Понятийная» и т.п. Карточки с датами Приём «Снежный ком» Приём «Исторический алфавит» Прием «Аукцион имён» Описание: Ι вариант - сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме; ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными. Прием «Имя, дата, событие» Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории. | №1,2,4 в ЕГЭ, №1,2,8,18 ОГЭ №8,10 ВПР 7 кл., № 1 ВПР 8 кл. |
4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания | Дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем подготовки к предмету. Формирование надпредметных умений, обслуживающих все предметы. Часть знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска | Игры: «Детектив» разбейте класс на группы от 2 до 6 учеников. Каждой группе предоставьте набор из 2-3 источников, попросите обсудить, как настоящих детективов, какую информацию можно получить из этих данных и представить свои наблюдения классу. Образовательная игра по Вов. «Мозаика» «Своя игра» «Брейн-ринг» Кроссворды Ребусы Лэпбуки «Фишбоун» Экскурсии | |
5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. | Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работ, а обученность учащихся и достижение целей урока | Групповые проекты старшеклассников «…В один урок» Исторические сочинения. Тесты в системе «ЯКласс», Интернетурок, Фоксфорд и др. | |
6. Подведение итогов урока по достижению цели. Рефлексия | Прием “Рюкзак”. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. «Синквейн». В 5 классе просто «Смайлик». |
МЕТОД ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ
В современных условиях дистанционного обучения, использую в работе метод «перевернутого обучения», или «перевернутого класса». Суть подхода в том, что учащиеся сперва самостоятельно изучают теорию по предложенным материалам, а потом обсуждают изученное с учителем и одноклассниками на уроке. «Перевернутый класс» означает «чтение — дома, домашняя работа — в классе».
«Перевернутый класс» дает возможность ученику самостоятельно изучить материал в теории, осмыслить информацию за пределами аудитории, чтобы потом разбирать и осваивать на занятии вместе с классом.
«Перевернутое обучение» разделяют на три вида.
Классическая модель. Ученики предварительно знакомятся с теоретическим материалом предстоящего занятия. Это может быть опорный конспект или параграф учебника, презентация, видео- или аудиозапись. В аудитории учитель объясняет сложные моменты, отвечает на вопросы, дает практические задания.
Продвинутая модель. Ученики (преимущественно для старших классов) самостоятельно ищут и читают информацию по заданной теме, смотрят видео, слушают аудиолекцию, готовят тезисы для своего выступления перед аудиторией, вопросы для обсуждения. Результаты работы размещают на общем ресурсе, чтобы все могли заранее их посмотреть и лучше подготовиться к занятию. На практике учащиеся обсуждают прочитанное в мини-группах.
Комбинированная модель. Школьники (преимущественно для старших классов) сначала изучают практику, потом теорию. В мини-группах вне аудитории разбирают задачи и решения. На занятии представляют их учителю, сравнивают предлагаемые варианты. Затем снова дистанционно изучают теорию.
Преимущества метода
1) ученик самостоятельно выбирает время и место для просмотра заданного материала, изучает его в своем темпе
2) ученик сможет возвращаться к материалу столько раз, сколько ему требуется
3) всё урочное время отводится для практики: семинары, коллоквиумы, лабораторные работы, круглые столы
4) дети учатся объяснять новый материал, работать над заданиями самостоятельно и в составе мини-группы, больше вовлекаются в процесс