Конспект урока и презентация к уроку: "Что такое Средние века".
Конспект урока и презентация к уроку: "Что такое Средние века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по теме: Что такое Средние века | 544.08 КБ |
Конспект урока | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средние века – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков. Гуманисты, просветители
Средние века – это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями Романтики
Средневековье – неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности Историки-материалисты
1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.) как считали гуманисты. 2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр. Какими были Средние века в истории человечества?
Что такое история? Какой раздел истории вы изучали в прошлом году? Чем завершилась история Древнего мира? Вспомним:
Тема урока: «Что такое Средние века»
1. Средневековье как часть всемирной истории. 2. Основные этапы эпохи Средневековья. 3. Исторические источники, их типы и виды. 4. Путешествие по учебнику «История Средних веков». План
1 . Почему важно изучать историю? 2. Чему можно научиться на уроках истории? Проблемные вопросы урока
1. Средневековье как часть всемирной истории Задание: посмотрите «Ленту времени» и назовите периоды всемирной истории. Каковы временные границы Средневековья?
1. Средневековье как часть всемирной истории Средние века — это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V в.) и до начала эпохи Великих географических открытий (конец XV в.), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.
1. Средневековье как часть всемирной истории Флавио Бьондо -великий итальянский гуманист , историк . Впервые выделил Средние века как особый период истории, в 1453 году им был введён термин «Средние века» 1. Средневековье как часть всемирной истории
Для I группы: стр. 8 дайте представление об истории и особенностях Римской империи. Для II группы: стр. 8 дайте представление об истории и особенностях северных и восточных соседей Римской империи. 1. Средневековье как часть всемирной истории Задание:
Что изменилось в Средние века? 1. Средневековье как часть всемирной истории 1. Средневековье как часть всемирной истории
Задание: стр. 9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья». 2. Основные этапы эпохи Средневековья Этап Характеристика Первый этап . Ранее Средневековье Хронологические рамки: Содержание: Второй этап. Развитое Средневековье Хронологические рамки: Содержание: Третий этап. Позднее Средневековье Хронологические рамки: Содержание:
3. Исторические источники, их типы и виды Летописи Хроники Надписи Письменные источники
3. Исторические источники, их типы и виды Устные источники Былины Баллады Эпос
3. Исторические источники, их типы и виды Вещественные источники Орудия труда Оружие Монеты
Источники: пословицы, храмы, монеты, саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания. Игра «Угадай и разложи» Вещественные источники Письменные источники Устные источники
Важные рубрики учебника : Подумайте Проверьте себя Вспомните Творческие задания и проекты Словарь 4. Путешествие по учебнику «История Средних веков »
Прочитать Стр. 5-12 учебника. Выяснить какие средневековые памятники архитектуры сохранились в России. Презентация «Известные события истории». Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Урок 1. Живое Средневековье.
Класс: 6
Дата проведения: 04.09.2020
Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса «История Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Оборудование: Мультимедийная презентация, учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент
- Мотивационно-целевой этап
Учитель: Мы продолжаем с вами путешествовать во времени.
– В какой период истории мы отправимся в этом году? (Ответы учеников).
Учитель: Однако среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что собой представляют Средние века.
Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на этот вопрос.
(Слайд 1) Средние века – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков – такова точка зрения гуманистов, просветителей.
(Слайд 2) Средние века – это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями – такова точка зрения романтиков.
(Слайд 3) Средневековье – неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности – такова точка зрения историков-материалистов.
Учитель: – Кто же из них прав?
– Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос? (Ответы учеников)
Учитель: Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо поближе познакомиться с историей Средних веков.
Проблемное задание на весь период изучения курса истории Средних веков. Какими были Средние века в истории человечества?
1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты.
2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр.
- Актуализация знаний
Учитель: В 5 классе вы продолжили изучение истории. – Что такое история? – Какой раздел истории мы изучали в прошлом году? – Какие темы и почему вы особенно запомнили? – Какими событиями завершилась история Древнего мира? (Ответы учеников)
Формулирование проблемных вопросов урока.
Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
Тема урока: «Что такое Средние века». (Знакомство с планом урока.)
План урока:
1. Средневековье как часть всемирной истории.
2. Основные этапы эпохи Средневековья.
3. Исторические источники, их типы и виды.
4. Путешествие по учебнику «История Средних веков».
- Работа по теме рока
1. Учитель: Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга. Задание: посмотрите на слайд «Лента времени» и назовите эти периоды всемирной истории. – Каковы временные границы Средневековья? (Ответы учеников.)
Учитель: Средневековье (Средние века) – эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем – длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с V по XV в. Само определение «средневековья» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по ХV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение – две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века». Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. – Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? (Ответы учеников.)
Учитель: Ученые об этом спорят, так как история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь у каждого народа был свой период Средневековья. Но основное внимание при изучении истории Средних веков мы уделим Европе. Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического целого не было».
Задание: Разделившись на две группы, выполните творческое задание.
Для первой группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях Римской империи.
Для второй группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях северных и восточных соседей Римской империи. (Группы презентуют свою работу. Проверка выполнения задания.) – Что же изменилось в Средние века? (Ответы учеников)
2. Учитель: -Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?
Задание: работая с текстом учебника на с.9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья». (Ответы учеников)
3. Учитель: Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом? (Ответы учеников).
Учитель: Действительно, от Средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Кроме этого по истории Средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками. которые хранятся в специальных хранилищах – архивах.
Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи».
На слайде указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам. (Выполнение задания. Заполнение таблицы).
Учитель: Какие науки нам помогают в изучении истории Средних веков? (Ответы учеников)
4.Учитель: В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Средних веков. Вам предстоит отправиться в далекое прошлое, а в этом путешествии наш главные помощник – учебник истории.
Задание. На стр. – 5-6 найдите информацию, что была вам известна и наоборот неизвестную.
Подведение итогов урока
Учитель: Давайте вернемся к проблемным вопросам, которые мы поставили в начале урока.
- Почему важно изучать историю?
- Чему можно научиться на уроках истории?
- Домашнее задание
Выяснить какие средневековые памятники архитектуры сохранились в России.
Презентация «Известные события истории»